1200 90

Рождение белорусского балета, советский планетарий и премьера «Чапаева». Этот день в истории: 5 ноября

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 5 ноября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1714 год. Первым русским, избранным членом иностранной академии наук, становится Александр Меншиков

Письмо об избрании его членом лондонского Королевского общества по развитию знаний о природе, предтечи Британской академии, подписал лично Исаак Ньютон. Послание, копия которого сегодня хранится в архиве Российской академии наук, начиналось словами: «Могущественнейшему и достопочтеннейшему владыке господину Александру Меншикову, Римской и Российской империй князю, властителю Ораниенбурга, первому в советах царского величества, маршалу, управителю покоренных областей, кавалеру ордена Слона и высшего прусского ордена Черного Орла и пр. Исаак Ньютон шлет привет». Великий ученый отметил роль Меншикова, помогающего Петру I «не только в управлении делами военными и гражданскими, но прежде всего также в распространении хороших книг и наук».

Так простой денщик, а потом сподвижник Петра и «полудержавный властелин» стал первым русским академиком. Светлейший не только опередил на три года самого Петра I, избранного членом Французской академии наук в 1717 г., но и стал, наверное, единственным в мире академиком, будучи неграмотным. Или, точнее, малограмотным.

Пробелы в образовании легко объяснить, ведь школу Александру Даниловичу посещать не пришлось, а о домашнем образовании при его происхождении и речи быть не могло. Что-то он с годами, конечно, наверстал, но грамотой владел не слишком уверенно. Во всяком случае, письма писал не сам, а пользовался услугами секретарей, даже в личной переписке с женой, и только ставил свою подпись. Тем более трудно поверить, что он мог что-то понимать в научных трудах, которые в те времена писались почти исключительно на иностранных языках, и каким-то образом участвовать в распространении научных знаний. Почему же Ньютона это не смутило, или ученый просто не знал об особенностях личной биографии царского фаворита?

Обычно выдвигается такая версия: тщеславный Меншиков хотел приписать к своему длинному титулу еще одно красивое звание, а Лондонская академия рассчитывала на пожертвования одного из богатейших людей Европы. И это предположение кажется логичным. Вот только никаких свидетельств материальных взаимоотношений историки не обнаружили, а Меншиков никогда публично не козырял своим научным статусом.

1929 год. В Москве открывается первый в СССР планетарий

2018 11 03 391 13106 1 824726

Этот планетарий стал 13-м в мире и всего третьим за пределами Германии.

Немецкий проекционный аппарат «Планетарий» впервые был продемонстрирован публике 21 октября 1923 г. В 1927-м российский ученый Давид Рязанов заказал такое же оборудование для московского планетария.

Возводить здание решили на основе проекта архитекторов Михаила Барща и Михаила Синявского. На весь проект, включая постройку планетария, оборудование аудиторий, лабораторий, астрономического музея и библиотеки, а также устройство астрономической обсерватории для экскурсий на крыше, выделили 250 тысяч рублей.

Почти сразу после открытия планетария его посетили Владимир Маяковский и Константин Паустовский. Маяковский был настолько впечатлен увиденным, что написал стихи «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий».

А Паустовский сделал замечание мертвому небу, отметив, что звезды на нем не мерцают. Так он подал идею первому директору планетария Константину Шистовскому — тот задумался о создании живого неба, на котором звезды мерцали бы, как настоящие.

Немецкие инженеры с завода Карла Цейса считали, что это невозможно. Но специалисты планетария решили невыполнимую на первый взгляд задачу довольно просто. Из проволоки была изготовлена решетчатая колба с напаянными на нее в разных местах «мушками». Колба надевалась на лампу мощностью 1 000 ватт, дающую свет звездам, и с помощью электромоторчика вращалась вокруг нее, перекрывая свет. В результате получалась иллюзия мерцания.

К 1934 г. на куполе планетария не только мерцали звезды, но и плыли облака, сверкали полярные сияния, воспроизводился августовский звездопад, происходили солнечные затмения, летела ракета Циолковского, а в конце сеанса в зале занималась заря и под музыку Глиэра восходило солнце. Ничего подобного не было ни в одном планетарии мира до конца 1950-х гг. Так звездный дом перестал быть просто оптической площадкой, а стал купольным театром, воспроизводившим небо во всем многообразии.

Сегодня эффект живого неба создают современные проекционные технологии. Ныне Московский планетарий — самый технически оснащенный научно-популярный астрономический центр в мире. Ежегодно его посещают около 1,5 млн человек. А еще он входит в список самых необычных мест российской столицы для проведения… церемонии бракосочетания. Здесь, под звездами, ежегодно заключают союз более 100 пар.

1934 год. Премьера фильма «Чапаев» в ленинградском кинотеатре «Титан»

start

Фильм планировали выпустить на большой экран к ноябрьским праздникам, но судьбу картины должен был решить Сталин, который вместе с Политбюро смотрел «Чапаева» поздно вечером 4 ноября. Как пишет в воспоминаниях Шумяцкий, командовавший тогда культурой, сначала Сталин сурово смотрел на экран, когда же увидел, как в одной сцене Чапаев спрашивает Фурманова: «А как думает комиссар?» — вождь понимающе отреагировал: «Это он его прощупывает».

Фильм Иосифу Виссарионовичу так понравился, что он стал смотреть его регулярно. По отчетам Шумяцкого, к 9 марта 1936 г. Сталин посмотрел картину 38 раз!

Съемки «Чапаева» были закончены всего за две недели до премьеры, поэтому афиш с рекламой нового фильма по городу не было. Только небольшое, написанное от руки объявление в окошке кассы, извещало: «Сегодня новый фильм «Чапаев»».

На первом, утреннем сеансе в «Титане» посетителей было немного. Зато на вечерний просмотр собралась очередь. После первого показа «Чапаев» демонстрировался уже в десяти кинотеатрах города. Например, в кинотеатре «Сатурн» фильм шел каждый день на протяжении двух лет, что является рекордом в истории кинематографа.

Немногие кинорежиссеры могут похвастаться тем, что породили героев народного фольклора: Лиознова — Штирлица, Рязанов — поручика Ржевского. Но первые тут, конечно, братья Васильевы с их Чапаевым.

В данном случае кино неопровержимо доказало: оно на самом деле является важнейшим из искусств. Ведь все наши представления о Чапаеве — не из учебника истории и не из книжки Фурманова, послужившей кинематографистам первоосновой, а именно оттуда, из фильма братьев Васильевых с Борисом Бабочкиным в главной роли.

Помните? «Ну а в мировом масштабе, Василий Иванович, совладаешь?» — «Нет… не сумею. Языков я не знаю». «Я ведь академиев не проходил. Я их не закончил».

Фильм «Чапаев» буквально весь разошелся на афоризмы. Сцена психической атаки белогвардейцев, вышагивающих при параде с сигарами в зубах, стала одним из самых известных киномемов. А приличные и неприличные анекдоты про Василия Ивановича, Петьку и Анку, кажется, найдутся на все случаи жизни. Говорят, что первыми сочинителями этих анекдотов стали… студенты Бабочкина, профессора ВГИКа, которого за глаза называли «Василь Иванычем». Характер у профессора был крутым, и студенты отыгрывались, придумывая и передавая из уст в уста ехидные байки о своем Чапаеве.

1939 год. День рождения национального белорусского балета

hi2

В этот день в Большом театре Беларуси состоялась премьера первого национального балета «Соловей» по одноименной повести Змитрока Бядули.

В конце 1930-х гг. Белорусская советская республика готовилась к масштабному и чрезвычайно важному культурному событию - первой Декаде белорусского искусства в Москве. Для достойного представления балетной отрасли был заказан национальный спектакль.

Писать музыку народно-героического балета в четырех действиях взялся молодой композитор Михаил Крошнер, первый выпускник минской консерватории по композиторской специальности.

Крошнер не был уроженцем Беларуси. Родился и учился в Киеве. В Минск приехал в 1932 г. продолжать музыкальное образование в только что открывшейся консерватории. Поразителен энтузиазм и скорость погружения молодого музыканта в белорусскую национальную культуру.

Как отмечала доктор искусствоведения Инесса Двужильная, «в бурных спорах и дружеских беседах М. Крошнера с актерами рождались контуры музыки будущего балета. Стержнем спектакля должен был стать народный танец, язык которого мог выразить самые сложные и тонкие человеческие чувства. Одновременно с работой над либретто и музыкой шли поиски танцевального фольклора: поездки в деревни, общение с пожилыми людьми, обращение к архивам Академии наук БССР».

Ставили спектакль специально приглашенные хореографы — ленинградец Фёдор Лопухов и москвич Алексей Ермолаев. Каждый взял в работу по два акта. Однако ничем хорошим такое разделение не закончилось — слишком различный подход балетмейстеров привел к нарушению целостности, и позже весь спектакль был переработан Ермолаевым. Он же выступил соавтором либретто балета, который писал вместе с Юрием Слонимским.

Сначала балет показали в Одессе. А 5 ноября 1939 г. состоялась его премьера на минской сцене. Публика и критика приняли «Соловья» с одинаковым восторгом.

Композитор удачно использовал в балете мелодии и ритмы белорусских народных песен и танцев — «Лявониху», «Янку-польку», «Крыжачок», «Лянок», а также польские танцы — мазурку, полонез, краковяк. И, избежав превращения партитуры балета в сборник национальных мелодий, чем зачастую грешили авторы подобных произведений из других республик, сумел создать выразительное, глубокое и цельное музыкальное полотно, передав богатство белорусского мелоса.

«Герой балета впервые заговорил на своем национальном языке, и язык этот мог выразить самые сложные человеческие чувства, рассказать о самых тонких движениях души», — констатировал Ю. Чурко в книге «Белорусский балетный театр».

«Соловей» — безусловно, знаковое произведение для Государственного театра оперы и балета. Именно он стал первым балетом, поставленным на сцене нового здания театра в 1939 г., именно этот балет представлял белорусское хореографическое искусство на Декаде белорусского искусства в Москве в июне 1940 г. (на показе присутствовал сам Сталин). Во многом благодаря этой постановке театр был награжден орденом Ленина и правом называться Государственным Большим театром оперы и балета БССР. Тогда же и композитор был удостоен звания «Заслуженный артист БССР» и награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В результате имя Крошнера стало репрезентативным для белорусской культуры в масштабе всего Советского Союза, на перспективного композитора возлагались самые светлые надежды, и сам создатель первого национального балета уже вынашивал план написания национальной оперы. Но тут вмешалась война, оборвавшая и творческий путь талантливого композитора, и сценическую жизнь его балета: Крошнер погиб в 1942 г. в Минском гетто, а костюмы и декорации спектакля сгорели.

«В памяти немногих очевидцев сохранились обрывочные, но яркие впечатления; для остальных же балет сделался легендой», — констатировал Слонимский.

1989 год. В Нью-Йорке в возрасте 86 лет умирает один из величайших пианистов в истории музыки Владимир Горовиц

unnamed

«Фортепианная игра, — говорил Горовиц, — состоит из здравого смысла, сердца и технических средств. Все должно быть развито в равной мере: без здравого смысла вы потерпите фиаско, без техники вы дилетант, без сердца — машина».

Он родился в Киеве, где в 16 лет окончил консерваторию. С 1925 г. гастролировал по всему миру и в итоге в 1939-м окончательно поселился в США.

Во время войны, в 1943 г., Горовиц дал благотворительный концерт на нужды военного ведомства, исполнив в Карнеги-холле 1-й концерт П. И. Чайковского (дирижировал его тесть — Артуро Тосканини). Выступление принесло рекордные для концерта классической музыки 10 млн 941 тыс. долларов (более 200 млн по покупательской стоимости доллара на сегодняшний день).

По свидетельству друзей, Горовиц помнил наизусть чуть ли не всю существующую музыку. Он считается одним из лучших исполнителей произведений Листа, Шумана и Рахманинова. Его называют «последним великим романтиком».

До самой своей смерти пианист записывался на грампластинки. Последняя такая запись состоялась 4 ноября 1989 г., а на следующий день у Горовца случился сердечный приступ, во время которого он скончался.

Читайте также:

minsk novosti 910 110

Смотрите также:

Пояснения для работающих пенсионеров и новый подход к исчислению пенсийПояснения для работающих пенсионеров и новый подход к исчислению пенсий
Вечерний Минск: зимняя резина и новые названия улиц. Актуальные темы с 28 октября по 3 ноябряВечерний Минск: зимняя резина и новые названия улиц. Актуальные темы с 28 октября по 3 ноября
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора