1200 90

Русские вступают в Рим, кодекс медицинской этики, человек в открытом космосе. Этот день в истории: 11 октября

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 11 октября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1739 год. В семье смоленского дворянина родился Григорий Потёмкин, государственный деятель, создатель Черноморского флота

280px princepotemkin

За присоединение Крыма Потёмкин в 1776 г. получил титул «светлейшего князя Таврического».

Мнение императрицы Екатерины II о самом могущественном своем фаворите было неизменно благожелательным: «Потёмкин был моим воспитанником, я произвела его во все чины: из унтер-офицера до генерал-фельдмаршала. Он имел необыкновенный ум, нрав горячий, сердце доброе; глядел волком и потому не был любим; но, давая щелчки, благодетельствовал даже врагам своим. Его нельзя было подкупить: трудно найти другого, подобного ему».

Психологический портрет Потёмкина составил служивший под его началом австрийский мемуарист Шарль-Жозеф де Линь: «Очень храбр: он останавливается под выстрелами и спокойно отдает приказания… Он очень озабочен в ожидании опасности, но веселится среди нее и скучает среди удовольствий. То глубокий философ, искусный министр, великий политик, то десятилетний ребенок. Он вовсе не мстителен, он извиняется в причиненном горе, старается исправить несправедливость. Одной рукой он подает условные знаки женщинам, которые ему нравятся, а другой — набожно крестится. С генералами он говорит о богословии, с архиереями — о войне. Он то гордый сатрап Востока, то любезнейший из придворных Людовика XIV. Под личиной грубости он скрывает очень нежное сердце».

На протяжении 20 лет Потёмкин оказывал огромное влияние на внешнюю и внутреннюю политику России. Много сделал для хозяйственного освоения Северного Причерноморья и строительства в этом крае городов Херсона, Николаева, Севастополя и Екатеринослава (Днепропетровск, ныне Днепр).

Потёмкин провел несколько важных военных реформ, особенно когда после присоединения Крыма стал фельдмаршалом. Он уничтожил пудру, косички и букли, ввел легкие сапоги. Потёмкин внес большой вклад в гуманизацию взаимоотношений внутри армии. В его приказах и инструкциях неоднократно указывалось командирам о необходимости большей человечности в отношениях с подчиненными. Сам Потёмкин никогда не позволял себе бранных слов в отношении подчиненных.

Под его руководством строился военно-морской флот на Чёрном море, он был его первым главноначальствующим.

Потёмкин прожил только 52 года, но успел сделать для России очень много. И сколько бы ни было про него анекдотов и небылиц вроде строительства потёмкинских деревень, нужно признать, что это была масштабная государственная личность, вклад которой вряд ли может быть переоценен.

1799 год. Впервые в истории Рима русские войска победно вступают в «вечный город»

11 oktyabrya 1799 goda vpervyie v istorii vechnogo goroda russkie voyska voshli v rim. vivat moskovito vstrechali nashih rimlyane

Возгласами «Виват московито!» и рукоплесканиями встречали римляне русских, освободивших их от французских оккупантов.

В 1796 г. французские войска во главе с Наполеоном Бонапартом вторглись в Северную Италию, неся на штыках европейскую «демократию». Так, в июне 1787 г. Генуя стала Лигурийской республикой, Милан — центром Цизальпинской республики. В феврале 1798-го в результате дальнейшего продвижения наполеоновских войск на юг была свергнута светская власть Римского папы и провозглашена Римская республика, а в январе 1799-го образована и Партенопейская республика в Неаполе.

В 1798 г. Россия вступила в антифранцузскую коалицию с Великобританией, Австрией, Турцией и Королевством обеих Сицилий. В этой войне Россия не ставила целью что-либо присоединить к себе. Ее мотивация заключалась исключительно в пресечении мятежного духа Французской революции и освобождении европейских государств от французской оккупации или профранцузских марионеточных режимов. Политическим обоснованием действий русских войск был легитимизм — возвращение монархических государств их законным династиям.

Одним из театров деятельности русских войск стала Италия. В Северной Италии войска под командованием Александра Суворова освобождали герцогства Милан, Парма, Мантуя, Модена и королевство Пьемонт, оказавшиеся в составе так называемой Цизальпинской республики. А экспедиция в южную Италию связана с именем прославленного русского флотоводца Фёдора Ушакова. Именно войска под началом адмирала Ушакова 11 октября 1799 г. вошли в Рим, перед этим освободив от французских войск Ионические острова и наведя порядок в Неаполе.

Для похода на Рим, где находился французский гарнизон численностью около 2,5 тыс. человек, Ушаков высадил с кораблей десант: 818 человек морской пехоты и матросов под командой полковника Скипора и лейтенанта Балабина. Войдя в город, который был взят без сопротивления со стороны французов, оставивших его до прихода русских, Балабин докладывал Ушакову: «Вчерашнего числа с малым нашим корпусом вошли мы в город Рим. Восторг, с каким нас встретили жители, делает величайшую честь и славу россиянам. От самых ворот св. Иоанна до солдатских квартир обе стороны улиц были усеяны обывателями обоего пола. Даже с трудом могли проходить наши войска… «Вот, — говорили жители, — вот те, кои бьют французов и коих они боятся! Вот наши избавители! Не даром французы поспешили отсюда удалиться!» Вообразите себе, ваше высокопревосходительство, какое мнение имеет о нас большая и самая важная часть римлян и сколь много радости произвела в них столь малая наша команда! Я приметил, что на всех лицах было написано искреннее удовольствие».

За два с половиной года похода российская эскадра Ушакова потеряла 400 человек и ни одного корабля. Этим героическим событиям посвящен советский художественный фильм «Корабли штурмуют бастионы», поставленный Михаилом Ромом в 1953 г.

1949 год. Принят первый международный кодекс медицинской этики

vrach1 1

Вопреки распространенному мнению, современные медики не приносят клятвы Гиппократа. Однако те клятвы, присяги и торжественные обещания врачей, которые приняты в различных странах и обществах, во многом основываются именно на тексте, приписываемом древнегреческому целителю. Живший между V и IV веками до нашей эры врач и философ считается отцом медицины и медицинской этики.

Самые же первые этические воззрения на врачебное ремесло встречаются еще в своде законов Хаммурапи — одном из наиболее древних письменных источников, дошедших до наших дней. Они были записаны в Вавилоне и датируются XVIII веком до нашей эры. То есть даже во времена, когда сама медицина пребывала в зачаточном состоянии, а самое большее, на что были способны древние целители, было облегчение боли и страданий, но никак не излечение сколько-нибудь серьезных заболеваний, — людей уже волновала этическая сторона взаимоотношений врача и больного, которую старались кодифицировать и контролировать.

Текст клятвы Гиппократа на века зафиксировал девять основных этических принципов и обязательств врача, большинство из которых (за исключением неприятия эвтаназии и абортов) перекочевали без изменений и в современные клятвы и присяги. Вот эти принципы:

  • обязательства перед учителями, коллегами и учениками;
  • принцип непричинения вреда (noli nocere);
  • обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);
  • принцип заботы о пользе больного и постановки во главу угла интересов больного;
  • принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;
  • принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;
  • неприятие интимных связей с пациентами;
  • обязательство личного совершенствования;
  • врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Образованная в 1947 г. Всемирная медицинская ассоциация (ВМА), взяв на себя ответственность за установление этических принципов для врачей всего мира, начала работу над модернизированной формулировкой древней клятвы Гиппократа. Для начала в 1948 г. II Генеральной ассамблеей ВМА была принята Женевская декларация о приверженности врача гуманитарным целям медицины, которая была особенно важна ввиду медицинских преступлений, творимых в недавно завершившейся мировой войне немцами в оккупированной ими Европе и японцами в Китае. А 11 октября 1949 г. на III Генеральной ассамблее в Лондоне был принят и первый международный кодекс медицинской этики (дополнен 22-й ГА ВМА в 1968 г. и 35-й ГА ВМА в 1983 г.), закрепивший важнейшие принципы: врач должен принимать решения исключительно в интересах пациента и ставить во главу угла сострадание и уважение к его человеческому достоинству.

1994 год. «Черный вторник» в России — обвальное падение рубля к доллару

rubles g47efc8ac8 1280

Спустя три года после распада СССР российская экономика постепенно и болезненно переходила к рыночному механизму. В то время страна столкнулась с падением производства, галопирующей инфляцией, безработицей и резким ослаблением национальной валюты. Общий спад народного хозяйства и уменьшение объемов ВВП сопровождались «долларизацией» экономики и финансовой удавкой со стороны Запада, которая усиливалась кредитами, выдаваемыми российским властям международными валютными организациями.

Страхи банкиров, предпринимателей и самих граждан постепенно переросли в панику и спровоцировали самый мощный обвал рубля за всю историю современной России. За один день курс доллара США вырос на 38,5 % — с 2 833 до 3 926 рублей. Именно так 11 октября 1994 г. в стране случился «черный вторник».

«Юридические лица, банки, физические лица стремились все свои свободные средства перевести в долларовые активы, что фактически разрушало денежную систему России», — заявлял на следующий день, выступая в Госдуме, глава Центробанка Виктор Геращенко. Самого Геращенко и исполняющего обязанности министра финансов Сергея Дубинина посчитали виноватыми в случившемся и отправили в отставку.

«Черный вторник» на долгие годы закрепил доллар в качестве основной валюты в российской экономике: в условных единицах, а именно в долларах, устанавливали цены магазины и предприниматели, ими расплачивались на рынках, в них люди хранили свои сбережения.

2019 год. Умирает Алексей Леонов, советский космонавт, первым в мире вышедший в открытый космос, дважды Герой Советского Союза

653f7e7871447a962710f3a6340553e4

Восемнадцатого марта 1965 г. жители Земли, следящие за полетом советского космического корабля «Восход-2», услышали из космоса взволнованный голос его командира, полковника Павла Беляева: «Заря! Я Алмаз! Заря! Я Алмаз!.. Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!..» В это время 30-летний майор ВВС Леонов первым из землян шагнул в открытый космос и «отплыл» от корабля на один метр. За бортом «Восхода-2» он находился всего 12 минут, но эти минуты навсегда вошли в историю космонавтики.

В конце 1960-х Алексей Архипович готовился к облету вокруг Луны и высадке на ее поверхность, но миссию отменили, хотя Советский Союз и в этом мог обогнать США.

В июне 1971 г. Леонову предстояло войти в экипаж первой в мире орбитальной станции «Салют», но из-за болезни его коллеги Валерия Кубасова на станцию отправились дублеры — Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Это спасло Леонову жизнь — при возвращении на Землю все трое космонавтов погибли в результате разгерметизации спускаемого аппарата.

В 1975-м состоялся второй и последний полет Леонова в космос — в качестве командира корабля «Союз-19» он участвовал в стыковке с американским кораблем «Аполлон». За успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм 22 июля 1975 г. ему было присвоено звание генерал-майора авиации, он был награжден второй медалью «Золотая звезда» и орденом Ленина.

Еще до начала карьеры военного летчика Леонов был увлечен живописью, хотел даже поступать в рижскую Академию художеств, но из-за трудного материального положения семьи мечту пришлось оставить. Годы спустя холодное очарование космоса заставило его вспомнить о былом увлечении. «Картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов чистой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня», — признавался космонавт.

Леонов по праву может считаться создателем нового жанра «космической» живописи. В начале 1970-х гг. он вместе с художником Андреем Соколовым создал несколько серий почтовых марок СССР на космическую тему. В начале 2000-х гг. настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге и создатель Мемориального музея святого Иоанна Кронштадтского протоиерей Геннадий Беловолов предложил Леонову написать икону для космонавтов, и тот изобразил Богородицу на фоне состыкованных в виде креста кораблей «Аполлон» и «Союз». Картины Леонова «Восход-2» и «Полярное сияние» периодически экспонируются в Третьяковской галерее — эти работы космонавт подарил музею в 2017-м.

В последние годы Леонов много болел, не выходил из госпиталей и почти не вставал с кровати. В феврале 2019 г. ему была сделана операция на пальцах ноги из-за сахарного диабета — фактически отрезали стопу, и он не мог стоять без помощи. В том же году он умер в московском госпитале имени Бурденко. Похоронен с воинскими почестями в Мытищах на Федеральном военном мемориальном кладбище.

Читайте также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Как Высоцкий попал на чемпионат по карате, и почему Леннон вернул орден. Этот день в истории: 25 ноября

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 25 ноября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1819 год. Совершает самоубийство последний, шестой член берлинского клуба самоубийц

Первые клубы самоубийц начала XIX века упомянуты у венгерского писателя Иштвана Рат-Вега в «Истории человеческой глупости». Со ссылкой на авторитетный французский труд по суициду он рассказывает о двух таких клубах. Один находился в Париже, в нем состояли 12 членов. Другой — в Берлине, там было шестеро самоубийц. Кому умереть, они решали демократическим путем — выборами. Оба клуба закрылись по вполне естественным причинам: их члены совершили самоубийство.

А уже в середине XIX века появилась мода на суицид: клубы самоубийц в Европе и Америке стали возникать один за другим. Смерть превратилась в салонное развлечение. Люди высшего света собирались с одной целью — поизысканнее уйти из жизни.

У современных соотечественников словосочетание «клуб самоубийц», скорее всего, ассоциируется с фильмом 1981 г. «Приключения принца Флоризеля», снятым по рассказам Роберта Льюиса Стивенсона. В нем принц Бакардии Флоризель в исполнении блистательного Олега Даля от скуки вступает в тайный клуб, члены которого — пресыщенные жизнью и собирающиеся покончить с ней джентльмены. Самоубийцу на вечер они определяют с помощью карт, а точнее, всего одной — пикового туза. Сдает карты таинственный Председатель, он же улаживает все формальности: самоубийство должно быть похоже на несчастный случай, не вызвать скандала в обществе и не привлечь внимания полиции. И это не выдумка Стивенсона — автор описал реально существовавшие кружки того времени.

В России полиция впервые напала на след одного из таких клубов в 1874 г. «Самарские губернские ведомости» писали: «В минувшую среду, 16 января сего года, в полицейский участок окрест Хитровки и рынка доставлены три субъекта. По виду — господа достойные, но никаких документов задержанными предъявлено не было. Среди личных вещей одного из трех господ обнаружены бумаги — нумерованные облигации, снабженные гербовыми печатями. Из содержания облигаций явствует, что они принимались к оплате в Частном товариществе, которое вспомоществует любому желающему уйти из жизни, если тот не нашел в себе душевных сил сделать это самостоятельно. Далее, лично из уст задержанного Петра Погосова, стало известно, что товарищество самоубийц уже не один год располагается в четырех меблированных комнатах на Мясницкой улице».

1889 год. Родился Ян Берзин — один из создателей и руководитель советской военной разведки

berzin ian karlovich2

Его настоящие имя и фамилия — Петерис Кюзис. Родился в Латвии в семье батрака. Отсюда его ненависть к самодержавию и преданность борьбе за народное счастье.

Вступив в РСДРП в 1905 г., Берзин принимал активное участие в подготовке и проведении сначала Февральской, а после и Октябрьской революций. Работал заместителем наркома внутренних дел советской Латвии. В годы Гражданской войны был начальником политотдела 11-й стрелковой дивизии, затем начальником особого отдела 15-й армии.

В апреле 1921 г. Берзина направили на работу в разведывательное управление РККА. Здесь он обзавелся партийными кличками Павел Иванович и Старик. Стариком его прозвали за раннюю седину, которая появилась после того, как он мальчишкой попал в руки казаков и просидел две недели в камере смертников.

В 1924 г. Берзин возглавил Разведуправление, руководил им по 1935 г. и вернулся туда в 1937-м — совсем ненадолго. Через 10 дней после суда над маршалом Тухачевским Берзин попал в число «участников военного заговора» и 29 июля 1938 г. был расстрелян в возрасте 48 лет. Реабилитирован посмертно в 1956-м.

Имя Берзина легендарно, вклад его в формирование и становление советской разведки сложно переоценить. Созданная им в 1920–1930-е гг. разведывательная сеть, в которой действовали Рихард Зорге, Лев Маневич, Анри Робинсон (Арнольд Шнее), Артур Адамс, Ян Черняк, Шандор Радо и другие разведчики-нелегалы, оказалась необычайно эффективной. Период, когда Берзин руководил Разведуправлением, называют эпохой великих нелегалов. Однако и по легальной линии в те годы действовали выдающиеся разведчики. Имена многих из этих людей сейчас известны, но кто-то, возможно, останется неизвестным навсегда. Не только из соображений конспирации, но и в результате репрессий, когда были уничтожены руководители нелегальных организаций, единственные, кто знал своих помощников. Именно тогда на некоторых материалах военной разведки появились надписи — «документ поступил неизвестно когда и от кого».

Агентурная разведка, военно-техническая разведка, радиоразведка, шифровальная служба, дешифровальная разведслужба — основные направления деятельности того подразделения Штаба РККА, которое в интересах конспирации называли иногда «Управление, которым руководит старый большевик т. Берзин».

Берзина уже не было в живых, но жило его дело, продолжали сражаться на невидимом фронте его ученики, работала отлаженная и запущенная им машина.

Вот что пишет о своем начальнике в мемуарах разведчица, подполковник ГРУ Мария Полякова: «Работая в оперативном аппарате управления с 1937 по 1946 год, … я по-настоящему поняла, кем был Берзин для нашей военной разведки. Все многочисленные дела, которые прошли через мои руки за эти годы, свидетельствуют, как он кирпичик к кирпичику создавал ее организации. Ведь хорошую агентурную сеть быстро создать нельзя, для этого требуются иногда годы… Берзин сам подбирал и готовил кадры, способные выполнять его замыслы. Дела резидентур, созданных до 1937 года, как правило, несут следы его пристального внимания к их жизни и работе. Организации под руководством Рихарда Зорге, Шандора Радо, Ильзы Штебе и ряд других являются классическими в истории разведок…

Изучая дела тех лет, я поняла, какие глубокие планы он разрабатывал, сколько интересных комбинаций придумывал и как строго следил за их осуществлением. Я поняла также, как трудно ему было работать, особенно в последние годы, как мало средств выделяли ему на наше дело и как мало интересовались нашей работой «наверху».

1959 год. Уходит из жизни выдающийся французский актер театра и кино Жерар Филип

zherar filip 700x440 1

В течение полутора десятилетий он олицетворял собой идеального героя — красивого и благородного. Актерское искусство Жерара Филипа было отмечено особым обаянием. Героический пафос сочетался у него с романтической меланхолией, темперамент — с чувством юмора. В театре и кино он создал ряд сложных образов и стал символом послевоенного поколения Франции.

Снимался Жерар мало, в основном играл в небольших элитных театрах Парижа. Зато каждая картина с его участием становилась хитом: «Фанфан-тюльпан», «Красное и черное», «Большие маневры», «Пармская обитель»…

В Советском Союзе французского Фанфана полюбили сразу и навсегда. После напыщенных начальствующих лиц или, наоборот, простоватых пареньков, царивших на советском экране в 1950-е гг., такой утонченный красавец не мог не стать звездой и любимцем публики.

Его отец мечтал о том, чтобы сын продолжил семейную традицию и стал адвокатом, но Жерар выбрал профессию актера. Мать артиста была известной гадалкой. Она отличалась добрым характером и очень любила сына. Любовь к матери Жерар перенес затем на свою супругу — Анн Филип, режиссера документального кино, которая была на пять лет старше мужа.

В отличие от жен других кинозвезд Анн Филип никогда не ездила с Жераром на съемки. Ей это даже в голову не приходило. Зачем? Она полностью доверяла своему Жеже. За Филипом не было замечено ни единого романа на съемочных площадках. Случай редкий — тем более учитывая тот факт, что в красавца Жерара влюблялись все без исключения партнерши. Роскошная Джина Лоллобриджида, снимавшаяся с Филипом в картине «Фанфан-тюльпан», тщетно пыталась хоть как-то его расшевелить. Другая известная красавица, Мишель Морган, во время съемок «Гордецов» и «Больших маневров» не менее тщетно приглашала Жерара то на ужин в уютный ресторан, то к себе в номер на чашечку чая, то на дальнюю прогулку. «Увы, не могу», — следовал неизменный ответ. Знаменитая Даниель Дарьё, партнерша Филипа по фильму «Красное и черное», в одном из интервью не смогла скрыть обиды. Она заявила, что сниматься с Жераром все равно что играть перед каменной стеной: его чувства стерильны, а сам он внутренне абсолютно холоден.

Где бы ни происходили съемки, везде повторялась одна и та же схема: отработав положенные часы на площадке, Жерар немедленно испарялся до следующего дня. Дружбы с членами съемочных групп актер не заводил.

Жерар и Анн любили друг друга, у них было двое очаровательных ребятишек. Как-то супруги приобрели двух голубков, символизирующих их счастье. В 1958 г. одна из птиц неожиданно умерла. Тогда мать артиста, нарушив собственный обет, решилась погадать на сына — выпала белая карта «Таро», означающая смерть. Вскоре Филипа положили в больницу с подозрением на абсцесс печени. Только во время операции хирурги поняли: у него рак. Жена решила ничего не говорить Жерару. Он до последнего не знал, что умирает.

Утром 25 ноября 1959 г., за девять дней до 37-летия, Филип во сне ушел из жизни. Его похоронили в костюме Сида, роль которого стала одной из лучших в творческой биографии артиста.

«Жерар Филип оставил после себя образ весны и молодости», — напишет Луи Арагон. А Марлон Брандо с горечью отметит: «Другого такого блестящего романтика, имеющего благороднейшую душу и сердце, в кино не появлялось».

1969 год. Джон Леннон возвращает королеве орден Британской империи

3e4a024f33cdc4fd2af3d082c6fc6469

Орденами Британской империи в связи с днем рождения королевы в 1965 г. наградили всех участников ливерпульской четверки. Награду они получили в Букингемском дворце из рук Ее Величества. Так отметили вклад музыкантов «в развитие британской культуры и ее популяризацию по всему миру». На тот момент это было из ряда вон выходящим событием: никогда еще поп-музыканты не удостаивались столь престижной награды.

Возврат ордена Леннон объяснил несогласием с политикой своей страны, вмешавшейся в гражданскую войну Нигерии с Биафрой и поддержавшей американцев в агрессии против Вьетнама.

В интервью журналистам Леннон рассказал, что не консультировался с другими битлами перед тем, как вернуть свой орден, и что вообще он в свое время принял его только потому, что его уговорил так поступить менеджер группы Брайан Эпстайн. Он заявил, что решение вернуть награду не спонтанное. Одним из факторов, способствующих его принятию, стала резня во вьетнамской деревне Сонгми, устроенная армией США в марте 1968 г. Тогда, как известно, американские солдаты убили 504 мирных жителя, включая 173 ребенка и 17 беременных женщин.

Впоследствии фанаты ливерпульской четверки интересовались судьбой возвращенного Ленноном ордена. В январе 2009 г. представители королевской семьи подтвердили, что все эти годы он благополучно хранится в оригинальном футляре в Королевском хранилище, в Центральной канцелярии рыцарских орденов в Сент-Джеймсском дворце. Здесь же находится письмо Леннона королеве, в котором он объясняет причины своего поступка.

1979 год. Первым абсолютным чемпионом Москвы по карате становится Александр Иншаков — в будущем известный актер, каскадер и постановщик трюковых фильмов

scale 1200 8

Саша Иншаков рос спортивным, выносливым и тренированным благодаря отцу-физкультурнику. Пятнадцать лет жизни он отдал гимнастике, но из большого спорта пришлось уйти из-за травмы плеча: при выполнении упражнения на кольцах лопнул трос, удерживавший одно из колец, и вся нагрузка пришлась на связки второй руки.

С начала 1970-х Иншаков серьезно увлекся карате. Тогда этот вид единоборств набирал популярность во всем мире. Иншаков занимался под руководством создателя одной из первых отечественных школ карате легендарного Алексея Штурмина. В 1979-м на Первом турнире по карате за звание абсолютного чемпиона столицы Иншаков стал победителем.

В тот день посмотреть на поединок каратистов пришли толпы людей, вместить которых зал Лужников не мог. Приехал и Высоцкий. Вот как вспоминает об этом Иншаков: «Высоцкий мне позвонил заранее: «Завтра приеду к вам на чемпионат, встречай». В тот день к залу было не пройти — нагнали со всей страны силовиков, милиционеров — было усиление перед Олимпиадой. В зале подбегает кто-то из ребят: «Слушай, там Высоцкий приехал, а его не пускают». Выхожу прямо в кимоно, стоит Володя с сыном Аркашей. Я говорю охране: «Ребята, это к нам, Высоцкий» — «А мы не знаем никакого Высоцкого», — отвечают двое в милицейской форме. Я говорю: «Вы что, обалдели?! Володя, проходи». Они: «Нет-нет». Думаю: сейчас я им заряжу обоим. И вдруг меня осеняет, говорю: «Идиоты, это же Жеглов». Они: «Да? Товарищ Жеглов, проходите!» Когда Высоцкий появился, весь зал встал».

Сегодня Иншаков считается самым авторитетным каскадером России. Он ставил и исполнял трюки и сцены единоборств почти в 200 фильмах.

В кино пришел в 1974 г. Сначала только ставил трюки, после стал появляться в кадре, а затем играть и главные роли. Среди фильмов, в которых Иншаков снялся как каскадер и постановщик трюков, «Тегеран-43», «Асса», «Случай в квадрате 36-80», «Холодное лето пятьдесят третьего…», «Такси-блюз», «Рыцарский роман», «Человек с бульвара Капуцинов» и др. Но по-настоящему прославился он только после того, как сыграл в фильме «Крестоносец», в котором выступил в качестве режиссера, продюсера и исполнителя главной роли. Ему как продюсеру принадлежит также идея культового сериала «Бригада», в сценарий которого вошли сцены, написанные на основе эпизодов из реальной жизни самого Иншакова, произошедших в смутные и лихие 90-е.

Чем пахнут деньги и плачет ли кот. Узнали происхождение устойчивых выражений

Появление одних известных фраз восходит к обычаям славянских народов, других — к древнегреческим притчам. Почему стоит дважды подумать, помочь ли замерзшей змее, и как в старину спасались от вурдалаков, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Деньги не пахнут

depositphotos 389160662 s

Фото Depositphotos

В современных реалиях это устойчивое выражение употребляется для обозначения неразборчивости в способах извлечения прибыли. Фраза отсылает к имени римского императора Веспасиана. Когда он ввел налог на общественные уборные, сын правителя Тит упрекнул в этом отца. Тогда Веспасиан поднес к носу наследника деньги и спросил, пахнут ли они. Ответ последовал отрицательный, после чего император напомнил сыну, как финансы были получены.

В некоторых источниках можно найти информацию и о том, куда деньги были израсходованы: часть из них предположительно пошла на строительство Колизея.

Пригреть на груди змею

snake 7161713 1280

Фото pixabay.com

Выражение применяется в отношении людей, которые оказались жертвами собственных благих побуждений и столкнулись с неблагодарностью. Символизирует проявление коварства по отношению к тому, кто тебе помог.

Происхождение фразы связывают с именем древнегреческого баснописца Эзопа и древней притчей, которую он положил на стихи. Согласно ее сюжету, крестьянин, нашедший замерзшую змею, решил помочь ей восстановить баланс тепла — спрятал беднягу под одеждой. Когда ползучая отогрелась, в качестве «благодарности» за спасение она укусила благодетеля.

Позже это устойчивое выражение стало крайне популярно в Европе, оно даже встречалось в комедиях Жан-Батиста Мольера (известного автора ⅩⅨ века).

Мартышкин труд

07 08 2024 priroda zoopark zhivotnye malinovskaya120 kopiya

Фраза применяется для обозначения бесполезной, неэффективной и изнурительной работы. Впервые она была использована русским критиком Дмитрием Писаревым, а вдохновился он басней Ивана Крылова «Обезьяна». По сюжету произведения главная героиня (мартышка) периодически наблюдала за работой трудолюбивого крестьянина. Замечая, как окружающие хвалят мужчину, она начинала испытывать зависть. В стремлении получить общественное признание, подобно этому работяге, она стала таскать чурбан. Но труд животного был абсолютно бесполезен, потому никаких лестных слов в свой адрес мартышка не услышала.

Кстати, с этим выражением рука об руку идет другое — «сизифов труд». Значение у них одинаковое, отличие заключается лишь в том, что последнее пришло к нам из античности. Согласно древнегреческой мифологии, царь Сизиф осуществил то, что до сих пор остается для человечества недостижимым — добился бессмертности населения. Получилось это благодаря похищению и заточению бога смерти Танатоса.

Неладное заподозрил Арес — бог войны, чьи противники никак не уходили в мир иной в процессе сражений. Считается, что именно он освободил Танатоса из плена. А тот, в свою очередь, стал похитителю мстить — забрал душу Сизифа в Царство теней.

Хитрый царь учел и такой исход событий, поэтому заранее предупредил жену: в случае его безвременного ухода не устраивать погребальный обряд. Представ перед судом верховного бога смерти и подземного царства Аида, Сизиф попросил того ненадолго отпустить его в царство живых, чтобы отругать нерадивую жену. И это, конечно, было уловкой. Как только правителю удалось обмануть смерть, несмотря на все обещания, обратно к Аиду он не вернулся.

Когда бог подземного царства спохватился, Сизиф все равно был принудительно доставлен обратно. В качестве наказания за обман ему навязали тяжелый и неэффективный физический труд. Царя отправили на гору. Он должен был толкать к ее вершине огромный камень снова и снова, потому как, оказавшись на пике, груз просто скатывался вниз.

Перемывать кости

skeleton 778069 1280

Фото pixabay.com

Представители славянских народов продолжительное время придерживались одного обычая: эксгумировали тело через несколько лет после захоронения, омывали кости и снова зарывали их в землю. Для чего? Предположительно, таким образом люди убеждались в том, что душа покойного освободилась — считалось, это происходило, когда в могиле оставались лишь кости.

По другой версии, так предки предотвращали мистические перевоплощения ушедшего. Считалось, что нераскаявшийся грешник может стать вурдалаком. «Вторичное захоронение» помогало «очистить карму» умершего и предотвратить столкновение людей с вампиром.

Причем процесс в обязательном порядке сопровождался обсуждением того, каким был человек при жизни. Именно поэтому в современных реалиях фраза используется в значении «сплетничать».

Кот наплакал

gorod fauna salon kotyat stolyarov 06 kopiya

Употребляется устойчивое выражение в качестве синонима к слову «мало», иногда с намерением подчеркнуть полное отсутствие чего-либо. А корни его восходят к наблюдениям зоологов и владельцев пушистиков. Дело в том, что эти животные не плачут. Слезоотделения, спровоцированного стрессом или обидой, у них нет. Скопление глазной жидкости характерно для зверьков, как правило, исключительно в те периоды, когда они болеют.

Есть и другая версия происхождения фразы. Она касается арабского выражения «кoтыъ нaилaк» — «перестать получать деньги». Русские заметили сходство иностранного словосочетания с нашим «кот наплакал» и стали употреблять это выражение. Причем первоначально оно касалось исключительно темы финансов.

Бить баклуши

relief 2457742 1280

Фото pixabay.com

Словосочетание обычно употребляется в значении «бездельничать». А пошло оно от ремесленников, мастеривших посуду из дерева. «Баклушами» называли специальные заготовки — после обработки они превращались в ложки. Для того чтобы получить такие основы, нужно было расколоть полено на несколько частей. Эта работа на Руси доверялась подмастерьям и считалась очень простой, незамысловатой. Поэтому «битье баклуш» стали считать фактически бездельем.

Другая теория происхождения выражения связана с ночными сторожами. Чтобы отпугнуть от поселений хищников, они обходили территорию и параллельно громко стучали большими деревянными обрубками или колотушками. Разумеется, за ночь в такой дозор сторож выходил не единожды. И звучит это как работа довольно утомительная. Однако в старину она считалась «плевым делом».