С 23 декабря покупателей обяжут возвращать товар в упаковке
В обновленном законе о защите прав потребителей предусмотрена обязанность покупателей при возврате качественного товара предоставить его в упаковке, в которой он был продан. Об этом рассказала на пресс-конференции начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик.
Она уточнила, что это требование касается лишь технически сложных и дорогостоящих товаров: телевизоры, компьютеры, холодильники, стиральные машины и другие. По такой продукции бизнес-сообщество добилось ряда существенных изменений в законодательстве:
- Теперь если потребитель по истечении 2-х месяцев с момента проведения экспертизы или бесплатного ремонта не явился за товаром без уважительных причин, продавец (изготовитель, поставщик, ремонтная организация) в праве взыскать с покупателя расходы на хранение подобного товара.
- Срок бесплатного (гарантированного) ремонта техники и дорогостоящих товаров могут увеличить с 13 до 30 дней, но только с письменного согласия потребителя.
- Вводится обязанность ремонтных организаций осуществлять в 3-дневный срок проверку качества, доставленного им продавцами (поставщиками) товара.
- По истечении 30 дней после покупки потребитель вправе требовать заменить или вернуть такой товар лишь в двух случаях: при выявлении существенного недостатка или при нарушении сроков безвозмездного ремонта.
Для, потребителей, к счастью, намного больше положительных изменений в законе:
- До потребителя должна доводиться информация о стране происхождения товара (когда адрес изготовителя и страна происхождения не совпадают) и о классе энергоэффективности товара. Например, в маркировке холодильников, стиральных и посудомоечных машин и др. должны указывать класс энергоэффективности бытовой техники.
- Субъекты, реализующие товары дистанционно через рекламу или иные информационные источники, в том числе через Интернет, обязаны в этих источниках указывать цену шрифтом, размером не менее половины наибольшего размера шрифта, содержащегося в описании.
- По требованию потребителя вся информация о товаре должна быть доведена в письменном виде.
- Закреплено право потребителя на осуществление расчетов в наличной и безналичной форме. Введен запрет на установление продавцом различных цен (тарифов) в зависимости от формы оплаты.
- Введен запрет на истребование у потребителя паспорта или любого другого документа, удостоверяющего личность, при возврате ему денежных средств.
- Уточнен порядок отзыва небезопасного товара от потребителей и порядок информирования об этом потребителей и уполномоченные государственные органы.
- Потребитель вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор на выполнение работ (услуг) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.
- Информация о временном изменении режима работы или приостановлении работы торгового объекта, продавца должна быть вывешена за 5 дней у входа в магазин и на его сайте, если таковой есть. У Интернет магазинов – на сайте.
В обновленном законе прописали что такое «подарочный сертификат», каким он должен быть и что не в праве делать «реализатор». И. Гаврильчик отметила, что раньше эти вопросы не были урегулированы, чем порой пользовались недобросовестные продавцы.
В подарочном сертификате или в ином подобном документе должны указывать: наименование, место нахождения, номера телефона его продавца и исполнителя, осуществляющего реализацию товара (услуги). Там же обязаны прописать название и места расположения торговых объектов (интернет-магазинов), в которых потребитель может получить товары по подарочному сертификату или ссылку на информационный источник, в котором содержится такая информация. И самое главное, в сертификате должен быть срок его действия. По истечению срока, указанного в подарочном сертификате, продавец в праве отказать в передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг). При этом денежные средства, равные номинальной цене подарочного сертификата, возврату потребителю не подлежат. Стоит отметить, что продавец не имеет права изменять сроки действия сертификата, а также устанавливать дополнительные условия для его получения (к примеру, активация подарочного сертификата на сайте).
Из минусов для потребителей — в случаях утраты, кражи, порчи подарочного сертификата, не позволяющего его индентифицировать, такой подарочный сертификат не восстанавливается, не обменивается на новый, денежные средства, равные номинальной цене не подарочного сертификата не возвращаются.
Напомним, изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» вступают в силу 23 декабря 2018 года.