С фронта в класс. Как 80 лет назад школы возвращались к мирной жизни
Первого сентября 1945 года за парты сели около полутора миллиона юных белорусов. Как начался мирный учебный год — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В новый класс
В Минске, как и по всей республике, катастрофически не хватало подходящих помещений для школ. Да и текущее состояние уцелевших оставляло желать лучшего. По всей стране ученики и родители, предприятия-шефы и военные помогали готовить классы. Например, в Руденском районе в последнее воскресенье августа провели массовый воскресник. На работу вышли более 3 тыс. человек. Трудились с 5 утра до 21:00. В 34 школах переложили полы, во всех классах провели побелку, починили, а в некоторых помещениях и вовсе переложили печи. Одновременно заготовили свыше тысячи кубометров древесины на топливо. Причем во многих уголках страны дровами на зиму школы обеспечили учащиеся. Пока взрослые занимались ремонтом помещений, дружины из старшеклассников трудились в лесу на заготовках.
В Минске все школы были переполнены. Например, в 1944 году за парты в начальной школе № 13, располагавшейся на нынешней ул. Я. Коласа, сели свыше 800 учащихся. Через год на столе у директора лежало в два раза больше прошений о зачислении. Причем многие из них были от учеников старших классов. Город решил помочь ребятам в стремлении к знаниям, и начальную школу реорганизовали в среднюю. Для расширения ей передали соседнее уцелевшее здание, отремонтировали помещения и адаптировали их под классы. 1 сентября начались занятия в 36 классах, а это свыше 1 500 учеников!
Остро ощущалась нехватка школьных принадлежностей, тетрадей, учебников. Правительство одобрило выпуск более миллиона учебников и пособий для учащихся БССР. Но это были временные трудности. Взрослые старались помочь школам всем, чем могли. Не отставала и молодежь. Комсомольцы Минска в сентябре 1945 года собрали более 600 наборов для первоклассников, лишенных родительской заботы. Это были ранцы, в которых находились все необходимые для школы принадлежности: тетради, карандаши, линейки, альбомы. Причем, тетради для рисования были собраны комсомольской организацией типографии им. Сталина. Молодежь бережно собирала, подгоняла по размеру и сшивала воедино все пригодные чистые листы бумаги.
Здравствуй, мир!
Торжественные собрания, знакомство с педагогами и учебными классами, расписанием уроков прошло в пятницу, 31 августа 1945 года. В субботу, 1 сентября, город с самого утра наполнился спешащими на уроки школьниками. Грудь многих школяров украшали ордена и медали, заслуженные в борьбе с гитлеровцами. Это был первый и последний день, когда дети учились во время войны. 2 сентября 1945 года капитулировала Япония, и понедельник, 3 сентября, был объявлен официальным выходным — Днем Победы над Японией. Весь Минск в этот день отмечал окончание Второй мировой войны. Фактически, во второй раз отпраздновал День Победы. Во вторник, 4 сентября 1945 года, началась мирная жизнь.
В 1945 году за парты в Беларуси сели чуть менее полутора миллионов учеников. Для них распахнули свои двери свыше 10 тыс. школ. Из них к 1945/1946 учебному году отремонтировали и заново восстановили около 4 000 школьных зданий. В республике к первому мирному учебному году практически не осталось школ, вынужденных ютиться в землянках.
Правда, не все ребята сразу приступили к поглощению «гранита науки». В 1945 году Совет Народных комиссаров СССР разрешил республикам перенести начало занятий 5-9-х классов школ в сельской местности на 1 октября 1945 года. Чтобы молодежь максимально была задействована в уборочной страде. Лишь в августе 1945 года в Беларусь стали возвращаться демобилизованные воины старшего возраста.
Учитель-герой
Первая волна демобилизации не могла решить проблему нехватки кадров. За четыре месяца в школы Беларуси вернулись всего лишь 155 педагогов-фронтовиков. Причем многих из них назначили на руководящие должности. Поэтому уроки иногда вели директора. Привычным было то, что один учитель мог вести несколько абсолютно разных предметов. А это, конечно, вызывало тревогу у руководства не только Беларуси, но и всего Советского Союза. Не удивительно, что подготовке учителей уделили особое внимание.
Кстати, острее всего чувствовалась нехватка учителей истории. Большинство из них было призвано на фронт. Это были подготовленные специалисты по идеологической и политической работе. А такие нужны были во всех родах войск. Главной кузницей кадров для школы в 1946–1951 годах стали двухгодичные учительские институты. В первую пятилетку они подготовили 4 852 учителя, из которых 953 молодых специалиста стали вести уроки истории. Так же рассказывать о прошлом страны и мира стали 446 из 2 051 выпускников педагогических институтов БССР. Здесь срок обучения составлял уже четыре года. Настоящими историками стали 165 студентов БГУ, а всего выпустилось свыше 900 квалифицированных специалистов первого послевоенного набора. Можно считать, что в первую послевоенную пятилетку учителем истории был каждый пятый педагог-выпускник.
Учительские институты помогли справиться с нехваткой педагогов. В 1952 году они уступили пальму первенства в подготовке учителей для школ Беларуси пединститутам.
Только педагоги были нужны здесь и сейчас. Ждать годы, пока подготовят учителя, никто не мог. Поэтому проблему решили достаточно простым способом.
С капитуляцией Японии завершилась Вторая мировая война. 25 сентября 1945 года началась вторая волна демобилизации. По ней надлежало вернуть домой бойцов 1906–1915 годов рождения. В нее включили всех женщин, студентов, специалистов сельскохозяйственных профессий, а также тех, кто работал до призыва в армию учителями и преподавателями в школах и других учебных заведениях. Таким образом уже со второй четверти в школы массово стали возвращаться учителя-фронтовики. Это позволило не только немного утолить кадровый голод, но и подтянуть дисциплину. К школьной доске встали фронтовики, привыкшие к армейскому порядку. С такими учителями особо не забалуешь. Тем более, что многие из них сразу стали примером для школьников, особенно мальчишек. Ведь у доски встали те, кто совершили подвиги на фронте и заслужили ордена и медали. Особым почетом пользовались учителя, у кого на груди блестела медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.
Читайте также:
- Гибель стюардессы Курченко, фильм «Великий диктатор» и Стена любви. Этот день в истории: 15 октября
- Как Брежнев встречал д’Эстена, и кто был королем британских чартов. Этот день в истории: 14 октября
- Дружба с упором на экономику: как строились современные отношения Беларуси и Приморья
- В учреждениях образования Беларуси работает около 114 тыс. педагогов
- Что изменилось после воссоединения Западной Беларуси и БССР в 1939 году
Смотрите также:

