С климат-контролем, Wi-Fi и GPS. Для Минска собирают новые электробусы и трамваи
На ВКМ HOLDING, широко известный как «Белкоммунмаш», приступили к сборке партии электробусов и трамваев для последующей поставки в Минск. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» стали первыми журналистами, которым показали новую технику.
Цвет столицы — бирюзовый
На производственной линии по сборке трамваев идет работа над несколькими вагонами. Различие по цвету и степени готовности. Как поясняет первый заместитель генерального директора по производству ВКМ HOLDING Дмитрий Парков, транспорт красного цвета предназначен на экспорт, бирюзовый — для Минска. Вагон пока без остекления, но его вид необычен. До конца года по условиям контракта предприятие поставит в столицу 20 таких трамваев.
— На те вагоны, которые минчане ежедневно видят на улицах, модель Т811 похожа лишь по цвету, — рассказывает Д. Парков. — Главное отличие в том, что трамвай полностью низкопольный. Для комфорта пассажиров мы создали новую, инновационную конструкцию кузова. О высоких ступенях на входе в салон можно забыть. Еще одно впервые примененное в Минске техническое решение — автономный ход трамвая до 1 000 м. При обрыве контактной сети такая маневренность полезна. Модель Т811 уже поставляют на рынки Российской Федерации, она есть в Мозыре, а для белорусской столицы такой трамвай в новинку. Тем не менее для минских пассажиров в этом только плюс: модель успела зарекомендовать себя, учтены все замечания и пожелания перевозчиков. Все ключевые компоненты вагона, в том числе электрооборудование и трамвайные тележки, — разработка ВКМ HOLDING. По сути, это полностью отечественная модель и один из самых современных на мировом рынке продуктов с оригинальным дизайном. При создании Т811 учитывали перспективы развития общественного транспорта. В частности, предусмотрели возможность установки системы беспилотного управления. Вслед за Минском договор на поставку нескольких трамваев заключил Витебск.
Комфорт и безопасность
Новый вагон выглядит надежно и стильно. Силовой каркас кузова цельнометаллический, а вот его наружную обшивку, в том числе крыши, выполнили из стеклопластиковых, композитных и алюминиевых панелей, устойчивых к коррозии. По словам Д. Паркова, это позволяет эксплуатировать трамвай не менее 30 лет.
— Кроме низкого пола по всему салону для обеспечения удобства посадки-высадки пассажиров с ограниченными возможностями возле второй двери установили аппарель и кнопку вызова водителя. Там же просторная накопительная площадка, на которой могут разместиться одновременно пассажир с ограниченной подвижностью или с детской коляской, а также человек с собакой или велосипедом, — говорит первый заместитель генерального директора по производству ВКМ HOLDING. — Эргономичность и дизайн салона учитывают все мировые тенденции. Это оптимальное количество мест для сидения, системы кондиционирования, мультимедиа, учета пассажиропотока и автоматического пожаротушения. Разумеется, предусмотрены USB-разъемы для зарядки телефонов, Wi-Fi, GPS. Дверную систему оборудовали звуковой и световой сигнализацией режимов движения створок. Система противозажимов и блокировок обеспечивает безопасные условия для входа в салон и выхода из него.
К слову, о безопасности. Форма передней и задней маски Т811 выполнена таким образом, что в случае попадания пешехода под движущийся вагон его отбросит в сторону, а не под колеса.
— Конструкция зеркал обеспечивает стопроцентный обзор посадки-высадки пассажиров, а также «мертвой зоны» перед трамваем, — продолжает собеседник. — Вагон снабжен системой видеонаблюдения. Одна камера записывает дорожную обстановку, другая присматривает за водителем. При необходимости видео в онлайн-режиме передается на диспетчерский пункт.
Повышенный комфорт в модели Т811 обеспечен не только пассажирам, но и водителю. По словам Д. Паркова, органы управления скомпоновали в соответствии с оперативностью их использования в процессе движения. Например, контролер перенесли с пульта управления на подлокотник водительского кресла. Само сиденье регулируется по высоте, наклону спинки и горизонтальному перемещению подушки. По требованию перевозчиков, кабину водителя отделили от пассажирского салона остекленной перегородкой с дверью, оборудованной замком.
«Витовт» с климат-контролем
Кроме новых трамваев в 2024-м на улицах Минска появятся десять современных электробусов Е433 серии «Витовт». Внешне они отличаются от модели 2018 года выпуска не только светотехникой, но и планировкой салона. Также появилась отдельная дверь для входа в кабину водителя.
— Главное, наш новый «Витовт» станет заметно комфортнее для пассажиров, — продолжает экскурсию Д. Парков. — Транспорт оборудован системами кондиционирования, климат-контроля. Никакого дизельного топлива для отопления салона, все электрическое. Накопители электроэнергии выполнены на базе суперконденсаторов. Время зарядки от 30 % не превышает 10 минут, а запас хода при этом составляет до 15 км. Стоит отметить, что в электробусе есть системы видеонаблюдения, USB-разъемы и иные востребованные опции. В салоне предусмотрены накопительные площадки с местом, оборудованным для размещения маломобильных граждан в креслах-колясках.
По словам первого заместителя генерального директора по производству ВКМ HOLDING, поставки новой техники в Минск не ограничатся 2024 годом.
— Безусловно, мы довольны столичным заказом, рады, что город нам доверяет, — отмечает собеседник. — Сейчас идет согласование объемов поставок на 2025-й. Речь идет как о трамваях, так и об электробусах, о троллейбусах с автономным ходом. Пока можно говорить о 150 единицах самого экологичного вида общественного транспорта.
Напомним: предприятие осуществляет разработку, производство и реализацию, модернизацию и техническое обслуживание троллейбусов, трамваев, электробусов, грузовых электромобилей и зарядных станций. Посетить ВКМ HOLDING может любой желающий во время организованных экскурсий и в день открытых дверей, который в 2024-м состоится 14 сентября — в День города.
Фото Сергея Пожоги