С подписью писателя. «Луч» выпустил новую коллекцию часов ко дню родного языка
21 февраля в разных странах отмечается Международный день родного языка. По этому случаю ежегодно часовой завод «Луч» выпускает лимитированную серию «Мова». Как будет выглядеть новая коллекция в этот раз и как вообще обстоят дела у отечественного предприятия, которому в 2023-м исполняется 70 лет, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Проверка временем
Сердцу белорусов старшего поколения часы марки «Луч» так же дороги, как велосипед «Аист», телевизор «Горизонт» и холодильник «Минск». Эти вещи были в каждой советской семье. «Луч» на протяжении многих лет остается популярным брендом у белорусов всех возрастов. Более того, торговую марку знают и любят за пределами страны. Хотя история «Луча» могла вполне закончиться в лихих 90-х.
После развала Советского Союза разрушились кооперационные связи. Заводы простаивали. В страну хлынул азиатский контрафакт. Китайские электронные и кварцевые часы продавали ведрами по доллару. Ситуация усугублялась и тем, что на рынок СНГ зашли дорогие европейские бренды. Стагнация растянулась на два десятилетия. Многие предприятия перестали существовать или потеряли собственное производство комплектующих.
Спасению минского «Луча» способствовали два фактора. Во-первых, приход в 2010 году швейцарского инвестора — компании «Франк Мюллер». Инвестиции позволили приобрести новейшие западные технологии и эксклюзивное оборудование. Во-вторых, очень важно, что к этому времени каким-то невероятным образом предприятию удалось сохранить костяк коллектива — профессионалов, отдавших заводу не один десяток лет. Подготовить их к работе на современных станках не составило большого труда. Некоторые механизмы часов насчитывают до 100 и более деталей, и их собирают вручную. Без опытных мастеров доверить такую сборку было бы некому.
Сегодня завод является производителем полного цикла наручных часов. То есть изготавливает все: от корпуса и стекла до такой нежнейшей детали, как волосок баланса. Подобную локализацию производства могут позволить себе очень немногие. Даже в Швейцарии, стране хронометров, насчитывается не более шести аналогичных мануфактур.
Окно возможностей
Сейчас Беларусь вновь оказалась в непростой экономической ситуации из-за западных санкций. Рафик Саркисян, заместитель директора по развитию, не скрывает, что они повлияли на работу предприятия:
— Нельзя сказать, что мы совсем не пострадали. Убытки, точнее недополученная прибыль, есть. Также из-за санкций пришлось откорректировать некоторые планы, в частности, отказаться от запуска в серию нескольких коллекций часов, механизмы которых предполагалось закупать в Японии.
Тем не менее предприятие остается производителем полного цикла наручных часов, может вносить корректировки в свои планы, не меняя их существенно. В некоторой степени новые экономические обстоятельства создают и новые возможности.
— Где-то мы даже выигрываем. Наши российские коллеги ранее заказывали часовые корпуса, стекла и узлы в Европе. Сегодня они столкнулись с серьезной проблемой, поэтому смотрят на нас как на поставщика. Однако главный плюс от санкций в том, что теперь мы активно осваиваем нишу, которая освободилась после ухода с рынка России ведущих европейских игроков, — добавляет Р. Саркисян.
По его словам, меняется не только ситуация на внутреннем и внешнем рынках. Ломаются сложившиеся десятилетиями стереотипы. Конечно, швейцарские часы ценятся в мире дорого. Но и часы «Луч» выпускают на швейцарском оборудовании, они отличаются надежностью и современным дизайном. Менеджмент мгновенно реагирует на конъюнктуру: все выпускаемые заводом коллекции лимитированы, то есть имеют ограниченный выпуск.
Собери свою коллекцию
Заказать наручные часы с собственным профилем на циферблате и гравировкой имени на тыльной стороне крышки может каждый.
— Если, конечно, речь идет о тираже не менее пяти штук, — рассказывает начальник отдела маркетинга Ольга Антишина. — Мы не ставим своей целью выпускать коллекции исключительно ради искусства. Коллекционные часы должны иметь сакральность, особый смысл, некую личную причастность к каким-то событиям.
В представлении людей «Луч» — это уже не что-то советское, а современный качественный бренд, который можно приобрести в 50 странах.
— Сегодня мы активно работаем с нашей продукцией на российском рынке, а в перспективе, возможно, пойдем и дальше — в Азию, страны Ближнего Востока, — прогнозирует замдиректора предприятия.
Таким образом, свое 70-летие Минский часовой завод «Луч» будет встречать в наилучшей форме — с полным циклом собственного производства и перспективами выхода на новые рынки. Значит, и в следующем году мы увидим новую лимитированную серию «Мова», а также много других новинок.
Всего в коллекции «Мова» будут представлены три модели унисекс, каждая из которых выпущена в количестве 100 экземпляров. Ремешок часов выполнен из натуральной кожи с тиснением подписи каждого писателя. Предзаказ новой коллекции уже стартовал и продлится по 20 февраля. А в фирменных магазинах продажи часов начнутся в Международный день родного языка — 21 февраля.