Самое сложное — доставать тела детей. Спасатель — о ликвидации последствий землетрясений в Турции
Владислав Славецкий — старший инженер центра оперативного управления Республиканского отряда специального назначения «ЗУБР». Участвовал в ликвидации последствий недавних землетрясений в Турции. Как обнаруживают под руинами людей, что оказалось самым сложным в работе спасателя и зачем устраивали минуты молчания — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Ни минуты раздумий
К срочным рабочим поездкам Владислав давно привык, поэтому новость о командировке в страну четырех морей не стала неожиданностью. Вещи всегда собраны заранее. Позвонил своим близким и сообщил, что уезжает.
— Первой сказал маме. Она ничуть не удивилась, только пожелала нам беречь друг друга и быть аккуратными, — вспоминает февральские события спасатель. — О происходящем в Турции она еще не слышала, поэтому, когда узнала о масштабах катастрофы, начала сильно переживать. Каждый день писал ей, что у нас все хорошо, скоро буду дома. Не хотел, чтобы мама за нас волновалась.
Прилетев в Турцию, разбили лагерь и переоделись в необходимую экипировку. В полной готовности спасатели дождались команды, чтобы выехать на место происшествия.
Поиск людей начинается с того, что кинологи с собаками по запаху определяют точки, в которых могут находиться пострадавшие. Работа идет по квадратам. Если служебный пес обнаружил кого-то, он подает сигнал — начинает громко лаять. Для проверки на это же место запускают другую ищейку, которая подтвердит или опровергнет информацию. Далее специальным прибором через лаз проверяют, жив ли человек. С помощью техники и ручных инструментов расчищают завалы и достают пострадавшего.
Во время спасательных операций каждые 20 минут техника и специалисты прерывались на минуту молчания. В этот момент весь город замирал: дороги перекрывали, люди переставали говорить, а механизмы работать. Это необходимо для того, чтобы спасатели и служебные собаки прислушались к крикам, стонам и стукам, которые могли доноситься из глубины. Усиленно велась разведка: человека можно обнаружить даже по дыханию.
Сильны духом
— Нет норматива по времени, за которое мы должны вызволить из-под обломков здания человека, — поясняет Владислав. — Одну погибшую женщину доставали около 6 часов. Нужно было точно определить ее местонахождение, откопать. Подобраться к ней ближе мешал металлический штырь, поэтому ушло много времени. Бывает, что находим человека за 20 минут — достаточно поднять бетонную плиту. Масштаб разрушений от землетрясений очень большой, поэтому за работой время летит быстро.
По словам спасателя, если его команде долго не удается найти пострадавшего, никто не впадает в отчаяние.
— Окружающие смотрят на тебя с надеждой, что ты поможешь, — рассказывает В. Славецкий. — Понимаешь, что нельзя медлить. Все чувства притупляются, ты думаешь только о том, чтобы быстрее освободить пострадавших и сообщить их родным хорошие новости. Время идет не на минуты, а на считаные секунды. Был случай, когда команда до последнего верила, что человек живой. К сожалению, когда его достали, было уже поздно. Но и в такие моменты мы не вправе опускать руки и винить себя. Нужно продолжать работать, чтобы успеть спасти других.
Когда коллеги из других групп достают живого человека из-под руин, все радуются и аплодируют. Люди сбегаются к этому месту, кричат от счастья, обнимаются друг с другом. Так поднимается коллективный боевой дух. Кажется, что произошло настоящее чудо.
Ценный урок
Между учениями в штабе, где руины созданы искусственно, и настоящими завалами — большая разница. Работу усложняет хрупкость конструкции из груды бетона и кусков арматуры, а также люди, которые пытаются найти родных и близких. Специалистам приходится не только рисковать своей жизнью, спасая других, но и быть чуткими психологами, которые смогут успокоить и поддержать тех, кто отчаялся.
Владислав отмечает, что самое сложное в его работе — доставать тела погибших детей… Спасатель надолго запомнил момент, когда была обнаружена женщина, прикрывшая собой малыша в надежде, что он выживет.
В трагических случаях надо действовать быстро, ведь с каждой минутой все меньше шансов найти живых людей. Из-под завалов достают всех без исключения, чтобы родные могли проститься с погибшими и похоронить их по всем традициям.
Собеседник отмечает, что многое переоцениваешь в такие моменты. Люди жили, строили планы на будущее, и в один миг все разрушилось… Нужно ценить каждый день, радоваться жизни и беречь близких.
— Моя работа, мое призвание — спасать людей, — говорит Владислав. — Мы трудимся и днем, и ночью, независимо от времени года и погоды, чтобы другие жили счастливо. Самым ярким воспоминанием из командировки в Турцию стали любовь и поддержка местных жителей. Проходя мимо и видя, откуда мы, они прикладывали руки к сердцу и говорили, что любят Беларусь, очень нас благодарили.
Справочно
64 спасателя Республиканского отряда специального назначения «ЗУБР» 8 февраля отправились в турецкий город Кахраманмараш, который пострадал от серии мощных землетрясений. Белорусские спасатели вместе с кинологической службой сразу после прибытия в эпицентр катастрофы приступили к поисково-спасательным работам. Менее чем через сутки из-под обломков разрушенного здания достали первого человека. Всего отряду удалось извлечь из-под завалов 51 пострадавшего, 6 из которых выжили.
Фото Алексея Столярова и из личного архива Владислава Славецкого
Смотрите также: