Самой древней около 4 тыс. лет. О мировой истории кукол рассказала профессор
Профессор, доктор филологических наук и преподаватель БГУ Ирина Казакова стала гостьей программы «Не проходите мимо» на «Радио-Минск», где рассказала об истории кукол, обрядовых традициях и ежегодной выставке «Беларускія лялькі», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
В своем рассказе эксперт упомянула о том, что изначально куклы вовсе не использовались как игрушки — они имели обрядовое и в какой-то степени мифическое значение.
— В переводе с японского языка «кукла» дословно означает «образ человека». Пожалуй, точнее и не скажешь. В древности люди чувствовали себя беспомощными перед Вселенной и пытались объяснить природные явления какими-то сверхъестественными событиями. Постепенно они стали искать того, кто мог бы им помочь, стали создавать идолов из дерева, глины и камня. Это были самые первые куклы в истории человечества. Когда люди создали образы, у которых можно просить помощи, они почувствовали себя увереннее.
Куклы, без преувеличения, можно назвать спасительницами человечества, ведь именно они стали главным атрибутом жертвоприношений.
— Чтобы умилостивить божество, вместо живого человека начали приносить в жертву кукол. У славян это были так называемые колодии в виде березового бревна, одетого в женское платье с повязанным наверху платочком. Чем не девушка? И считалось, что боги не отказывались от этой жертвы, — отметила И. Казакова.
По словам профессора, самая древняя кукла была найдена в египетской гробнице. Ей около 4 тыс. лет, давным-давно она принадлежала маленькому фараону, который умер, будучи ребенком.
— Интересно, что у египтян были не куклы-пупсы, а очень похожие на взрослых людей игрушки, этакие прапрабабушки Барби с тщательно вылепленными лицами, подвижными ногами и настоящими волосами. В Древней Греции во время религиозных представлений использовались куклы-автоматы, которые умели шагать, поднимать руки и ноги. В Китае большие фигурки приводили в движение с помощью пороховых взрывов. А во Вьетнаме вообще существовал театр плавучих игрушек: сначала они находились под водой, прикрепленные к специальному механизму, затем во время представления всплывали и после снова погружались в воду.
Ирина объяснила, что в Греции куклы пользовались особой популярностью. Игрушки сопровождали эллинов от рождения до старости:
— У детей было очень много кукол. Новорожденному ребенку дарили амулет, который должен был оберегать своего хозяина всю жизнь. Взрослые эллины собирали фигурки в декоративные коллекции и украшали ими дом. Кстати, именно в Греции зародился кукольный театр, который у нас в Беларуси известен как батлейка. Интересная традиция существовала и в Древнем Риме. Обычно родители дарят подарки детям, поощряя их за хорошее поведение, а там в день «сатурналия» сюрпризы получали двоечники и хулиганы.
Затронув тему истории белорусской куклы, эксперт отметила, что у славян был принят целый ряд традиций и обычаев, которые соблюдали при создании игрушки.
— Наши мастерицы начинали делать куклы осенью, когда завершались основные полевые работы, при этом от процесса нельзя было ни на что отвлекаться. Запрещено было пользоваться ножницами и иголками, так что лоскутки просто рвали руками и сматывали. Иногда куклы наполняли зерном и хранили в доме, чтобы следующий год выдался урожайными. В колыбель малышу обычно клали маленькую фигурку, способную отгонять болезни и ночные кошмары. Если женщина долго не могла забеременеть, она мастерила себе «желанницу» в виде кормящей матери с ребенком на руках. Также считалось, что, создав такую куклу, незамужняя девушка обязательно выйдет замуж в течение года. Некоторые племена специально делали фигурки для умерших, как бы создавая игрушечное тело, в которое может вселиться душа. У славянских кукол не было лица: считалось, что если оно будет похожим на человеческое, туда может вселиться злой дух.
Игрушки создавались из различных материалов: дерева, керамики, льна, лоскутков. Особым вниманием пользовалась солома — славяне были убеждены, что золотистые стебли хранят в себе энергию солнца и земли.
— Считалось, что солома фиксирует солнце, и это было очень актуально для Беларуси, где погожих дней не так уж много. Что касается цветовой традиции, у каждого народа она своя, так что нужно смотреть на национальные костюмы. В наших краях основные цвета — белый (отбеленный лен), серый (неотбеленный лен) и, конечно, красный. Это оттенок солнца, красоты, праздника, он выступает мощным оберегом. Также у нас широко используется голубой, ведь Беларусь — это страна озер. Популярны и зеленый, и розовый — словом, все цвета природы, — рассказала Ирина.
Специалист поделилась: сама давно коллекционирует кукол в национальных одеждах разных стран. По ее мнению, каждая фигурка — это самый настоящий учебник этнической культуры.
— Кстати, можно сказать, что куклы были эквивалентами модных журналов. Когда печатных изданий еще не было, модницы заказывали игрушки из Франции и Италии, чтобы посмотреть, какие ткани и фасоны платьев сейчас в ходу. Первые фабричные куклы назывались дурами — они были в пышных платьях, шляпах с перьями, представляли собой высокомерных дам. Дурам обязательно полагались кавалеры, — отметила она.
В Беларуси День белорусской куклы ежегодно отмечается 16 ноября. В честь этого праздника первичная организация ОО «БСЖ» БГУ, председателем которой является И. Казакова, инициировала открытие выставки «Беларускія лялькі».
— На выставке было представлено более 50 экспонатов почти во всех существующих техниках. Наши куклы отражают одну очень важную национальную черту — гостеприимство. Ведь каждый год к белорусским игрушкам приезжают фигурки из других стран. В прошлом году были русские куклы, в этом году — китайские. Поэтому на наших выставках происходит глобальный культурный обмен. Все они бесплатны и носят просветительский характер. Радостно, что в этом году нашими первыми посетителями стали семиклассники из СШ № 107. Видно, что ребята много читают, они задавали очень интересные вопросы. В целом мы стараемся делать все, что в наших силах, чтобы выполнить свои главные функции просвещения, образования и воспитания, — подчеркнула гостья в конце выступления.
Смотрите также: