Сбил 9 самолетов за один бой. Какие подвиги летчики-асы совершали во время войны
Подвиги одних советских пилотов-асов, совершенные в годы Великой Отечественной, увековечены, других — незаслуженно забыты. Корреспондент агентства «Минск-Новости» исследует малоизвестные страницы Великой Отечественной.
Заговоренный

Георгий Правосудов
Самолеты штурмана Георгия Правосудова немцы сбивали шесть раз, в том числе над оккупированной территорией. Неоднократно его исключали из списков офицеров части как пропавшего без вести. Георгий всякий раз, словно восставая из пепла, возвращался в свою эскадрилью. Его считали заговоренным.
Родился Георгий Константинович в августе 1918 года в Рогачеве. Вскоре семья переехала в Бобруйск. Парень был круглым отличником! Получив аттестат в 1936-м, он без труда поступил в Московскую инженерно-техническую академию связи. Представители НКВД и армии всегда мониторили вузы на предмет перспективных кадров. Военные первыми обратили внимание на Правосудова, провели с ним беседу. В 1938-м он уже учился в Мелитопольском военном авиационном училище летчиков и штурманов. Надо отметить, что до создания идеальных приборов геолокации хороший штурман был более востребован, чем пилот. Летчиков обучали всего год. Штурманов — два года. В апреле 1940-го Георгий закончил учебу и его направили на службу в Могилев в 125-й бомбардировочный авиаполк.
После начала войны полк за две недели сгорел в небе. Неповоротливые бомбардировщики СБ не могли тягаться с фашистскими истребителями.
Самолет Правосудова тоже сбили 26 июня 1941 года рядом со Слуцком. Георгий и пилот лейтенант Кубышкин успели выпрыгнуть с парашютами из горящей машины и успешно добрались до своих.
Переучившись в Казани на новый тип самолета, пикирующий бомбардировщик Пе-2, наш земляк прибыл на Ленинградский фронт.
24 сентября самолет, в котором он летел, подбили, но экипаж смог посадить горящий бомбардировщик в тылу врага и пересечь линию фронта.
8 января 1942-го Пе-2 с Георгием на борту атаковали истребители. Бывалый штурман вновь воспользовался парашютом и вернулся в эскадрилью. После этого его перевели в разведывательную авиацию, в которой, по статистике, после 30 вылетов из 10 экипажей выживал один. Аэрофотосъемка требовала плавного движения самолета-разведчика по одной линии, поэтому они становились легкой добычей для немецких зенитчиков.
Экипаж бомбардировщика Пе-2 в составе Правосудова, Рязанцева и Шахлина совершал рисковые рейды по тылам противника. Команда считалась лучшей разведгруппой в эскадрилье. Всех троих представили к орденам Красного Знамени. На этапе рассмотрения начальство решило, что их подвиги соответствуют более скромным по статусу орденам Красной Звезды. Но Шахлин и Рязанцев их получить не успели, так как погибли 29 мая 1942 года из-за отказа двигателя воздушной машины после обстрела. До аэродрома долетели, но Пе-2 рухнул. Правосудов снова выжил, получил ранение. Был назначен штурманом эскадрильи, мог летать меньше, но сердце звало в небо.
В следующий раз, 1 августа 1942-го, Пе-2 с Правосудовым на борту сбили рядом с аэродромом Коростовичи в Ленинградской области. Летчика Сергеева и стрелка Давыдова гитлеровцы взяли в плен. Георгий же в шестой раз ушел от преследования, вернулся в часть с отснятыми разведывательными материалами. Покидая подбитый самолет, он всегда успевал забрать результаты аэрофотосъемки — из 46 разведывательных вылетов не провалил ни одного задания. Правосудова представили к званию Героя Советского Союза, но тщетно, хотя с данными его фоторазведки авиация Ленинградского фронта наносила бомбовые удары по десяткам аэродромов противника, зенитным точкам, скоплению вагонов с военными грузами, местам крупных дислокаций гитлеровцев.
Вылет 28 февраля 1943 года был 170-м по счету и роковым. С летчиком Борисом Волошенко и радистом Александром Якименко они вели разведку в районе Гатчина — Сиверская. На перехват Пе-2 подоспели четыре немецких Ме-109. Просьба по рации выслать в подмогу истребители ни к чему не привела. Фашисты, столкнувшись с сопротивлением, подняли в небо еще четыре «мессера». Экипаж сражался ожесточенно, но бой был неравным. Пе-2 упал в районе села Коровино недалеко от линии фронта. Уже позже в обломках красноармейцы отыскали останки и документы радиста Якименко, решив, что погибли все.
Правду узнали только в 1945-м, когда выяснилось, что пилот Волошенко жив. Он спрыгнул с парашютом, попал в плен, прошел концлагерь, потом его освободили. Оказалось, Правосудов тоже покинул горящий Пе-2, но купол парашюта вспыхнул, и он обреченно улетел вниз, сжимая в руках стропы. Было ясно: погиб.
Георгия Константиновича представили к званию Героя Советского Союза посмертно. Но помешала деталь. Когда пилота Волошенко допрашивали фашисты, он видел в кабинете на столе вещи Правосудова: часы, планшет, портупею… Переводчик сказал, что его тело нашли те самые офицеры люфтваффе, которые сбили их самолет, видели храбрость членов экипажа. Поэтому фашисты похоронили его с воинскими почестями, как героя. В СССР это считалось компрометирующим фактом.
Не на жизнь, а на смерть

Александр Горовец
В эскадрилье Александра Горовца прозвали охотником. Семья жила в деревне Мокшаны Витебской области. Его отец, профессиональный охотник, часто ездил в Сибирь и тайгу, заключал договоры с пушными артелями. Сына брал с собой. Саша помнил много остросюжетных историй, охотно рассказывал их. Однажды на фронте он превзошел себя и в стрельбе.
На второй день Курской битвы, 6 июля 1943 года, пилот Горовец с группой истребителей Ла-5 вылетел на патрулирование. Авиаторы столкнулись с ордой немецких бомбардировщиков Ju-87, истребителей Ме-109 и разведчиков Henschel Hs 126 — всего около 40 самолетов противника. Советские летчики сражались как могли. Поразив 10 немецких самолетов, потеряв одну машину, вернулись на базу. Оказалось, что вместе со всеми не прилетел Горовец. Как выяснилось потом, связь вышла из строя. Он не услышал команду об отходе и продолжил бой, у которого было немало свидетелей, находившихся на земле. Они видели, как Ла-5, словно с сумасшедшим пилотом за штурвалом, в одиночку мечется между фашистскими асами и пытается атаковать, причем не безуспешно. Благодаря маневренности советского самолета ему удалось в одном бою уничтожить девять бомбардировщиков Ju-87.
Когда у Горовца кончились патроны, он попробовал отходить, был сбит. Открыв фонарь (стеклянный колпак) падающего самолета, летчик пытался выпрыгнуть, дернул кольцо парашюта, чтобы он раскрылся, и вырвал его из кабины, однако поток ветра оторвал купол, и Горовец вместе с Ла-5 рухнул в воронку от крупной авиабомбы. Удар был таким, что воздушная машина ушла в землю.
Рекорд — девять уничтоженных самолетов за один бой — никто не смог повторить. 28 сентября 1943-го летчика посмертно удостоили звания Героя Советского Союза.
Еще материалы рубрики:
Не в кино, а в реальности. Как обезоруженная советская субмарина уничтожила немецкий корабль
Затвор передергивал по-снайперски. Как в 1943 году одноглазый старик провел мастер-класс с бойцами
Шарахнули по колонне. Как одна «катюша» остановила наступление немцев на Сталинград
Как командир роты смог остановить колонну вражеских танков без единого выстрела