Счастье в детях. Как обрести свое призвание в воспитании нового поколения
Благодаря им — звонким щебетуньям и непоседливым сорванцам — жизнь наполняется красками, обретает особый смысл. Ведь дети — наше отражение в настоящем и продолжение в будущем. Они помогают становиться лучше. Корреспондент агентства «Минск-Новости» познакомилась с тремя разными семьями, которые объединяет одно – искренняя любовь к детям.
Родной человек
Мужа и кровных детей у Елены Головлёвой нет. Но она стала мамой для ребят, которые лишились семьи.
Как и любая мама, родитель-воспитатель образовательного учреждения «Детский городок Ленинского района» Е. Головлёва готова говорить о детях часами.
— Старшей, Сонечке, 16 лет, — рассказывает женщина. — Увлекается танцами, рисует, мастерит поделки. Соня — первая помощница по дому: и талончик в поликлинику возьмет, и в магазин сходит.
Второй по старшинству, Доминике, 14.
— Она особенная девочка. Учится в интегрированном классе. Математика и письмо даются нелегко, зато по дому помогает с удовольствием, — улыбается собеседница. — Проконтролирует, сложили ли малыши вещи в шкаф, убрали ли игрушки.
Братьям Ярославу и Яну 11 и 9 лет. В Детском городке ребята живут около года.
— С мальчишками очень непросто, — вздыхает мама Лена. — Ян, к примеру, перешел в 3-й класс, но пока даже однозначные цифры складывает с трудом. Ярослав, который пойдет в 5-й, рыдает над английским. Словом, трудности и с учебой, и с поведением.
Восьмилетняя Мира увлекается футболом. Она отличница и непоседа. Радуется успехам в школе, гордится первыми достижениями в спорте.
Рома попал к Елене Васильевне из дома малютки в год и 8 месяцев. Она заменила ему маму: учила ходить, говорить… Сейчас мальчику 7 лет, он окончил первый класс. С легкостью складывает и вычитает, любит играть с конструктором.
По словам Елены Головлёвой, попадая в семью в раннем возрасте, девчонки и мальчишки со временем называют ее мама. Для старших она тетя Лена или мама Лена.
— Мужа и своих детей нет, поэтому ребята стали мне родными, — признается родитель-воспитатель. — За 13 лет работы вырастила 18 девчонок и мальчишек. Счастлива, что судьба сложилась именно так: воспитывая сирот, обрела свое призвание.
С верой и любовью
Папа — священник, мама — регент церковного хора. Супруги Антоний и Ангелина Котельниковы — родители пятерых детей
— Служение в храме всегда накладывает отпечаток на мировоззрение, поэтому в нашей семье особый уклад, — улыбается клирик Всехсвятского прихода. — Воспитываем детей в современных реалиях, но по традициям православия.
Старшему сыну Никите 17 лет. Парень учится в колледже электроники. Ксения перешла в десятый, ей 15. Тринадцатилетняя Валерия окончила 6-й класс, десятилетний Даниил — 3-й. Агнии недавно исполнилось 6 лет. Все дети окончили либо продолжают обучаться в музыкальной школе. Занимаются спортом: девочки — тайским боксом, Даниил — баскетболом.
Родители отмечают: у каждого ребенка свой характер. Но правила одинаковы для всех, поэтому капризы не поощряют.
Папа старается быть для детей надежным другом, которому можно рассказать все. Мама прививает трудолюбие.
— Старшие моют посуду, готовят обед, стирают свои вещи. Младшие наблюдают и учатся им помогать, — рассказывает Ангелина. — Учитывая характер каждого ребенка, нахожу занятия для всех.
Еще в утробе матери дети Котельниковых начали приобщаться к церкви.
— К воспитанию относимся с верой и терпением, — делится глава семьи. — Посещать богослужения не заставляем, приглашаем на службы ненавязчиво.
Антоний и Ангелина вместе 20 лет. Признаются, что для них семья — счастье, дарованное Богом. Именно дети наполняют жизнь радостью и дарят огромную эмоциональную отдачу.
Всем несчастьям вопреки
Одиннадцать лет назад многодетная мама Инна Лисицкая родила двойню. Ярослав — обычный ребенок, Артем — особенный
— Беременность была долгожданной и протекала без осложнений, — вспоминает Инна. — На 35-й неделе первым появился на свет Ярослав, спустя 20 минут — Артем. Когда малышам было 4 месяца, случилась беда. У младшего сына появились сильные приступы эпилепсии. Он перестал развиваться.
Эпилепсия привела к серьезным нарушениям здоровья, которые вылились в букет заболеваний: ДЦП, интеллектуальное отклонение, проблемы со зрением… И началось сражение за жизнь сына.
— Диагностика, операции, реабилитации… Так продолжается 11 лет, — делится папа Сергей. — Тёма почти не говорит, не ходит, но чутко реагирует на отношение окружающих.
Мальчик посещает Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Партизанского района. Как и другие дети с непростыми диагнозами, обучается по специальной программе. Учится невербально выражать желания и потребности, социализируется, проходит реабилитацию… Но главное — и Артем, и его близкие не остаются один на один с бедой: участвуют в праздниках для особенных детей, делятся опытом, общаются.
Супруги признаются: диагноз младшего сына сплотил семью.
— Старшему, Валентину, 21 год. В этом году он оканчивает Белорусский государственный университет культуры и искусств, — рассказывает Инна. Средний, Ярослав, окончил 5-й класс. Увлекается стрельбой из винтовки, занимается английским, математикой, прекрасно рисует.
Несмотря на все трудности, супруги Лисицкие убеждены, что счастье — в детях. Именно они дают силы, учат терпению и открывают новые дверцы души.