Съемки фильма «Тихий Дон»: почему казачку Мордюкову не пригласили на пробы и кто съел кусочек носа Григория Мелехова
Почему казачку Нонну Мордюкову, идеально подходившую на роль Аксиньи в «Тихом Доне», режиссер не только не пригласил на пробы, но и проигнорировал, отказавшись с ней говорить, — подробности в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
В центре картины — широкая панорама жизни донского казачества, крушение его идеалов во время Первой мировой, революции 1917 года и Гражданской войны. Исторические вехи показаны на примере событий, происходящих в семье Мелеховых и ее представителя, главного героя Григория.
Запрещали снимать
В 1939-м режиссер Сергей Герасимов подавал несколько заявок подряд на производство фильма по роману Михаила Шолохова «Тихий Дон». Однако период был непростым, СССР стоял на пороге войны с Германией. От кинематографистов ждали агитационных лент. «Тихий Дон» же неоднозначный роман. В нем есть и сомнение, и недоверие к действующей власти со стороны героев. Произведение терпели как чтиво, но переносить его на экран запретил лично Сталин.
Конечно, в книге присутствуют и признание казачеством своего поражения, и принятие нового строя, как в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия», на его постановку во МХАТе вождь ходил восемь раз. Однако он чувствовал момент, в котором всякая рефлексия представлялась излишней. В отличие от конца 1920-х, когда первые главы начали публиковать в журнале «Октябрь», 1939-й примечателен тем, что страна окончательно выстроилась в колонну и шагала вперед под красными флагами без вольнодумства и колебаний.
Существовала еще одна объективная причина отказа: в 1930-м вышла немая экранизация «Тихого Дона». Озвучили ее в 1933 году. Кино признали неудачным. Бытовало мнение, что в одной полнометражной ленте нельзя охватить столь объемное произведение и передать его дух.
Словом, к мечте Герасимов вернулся только после смерти вождя. Он сам переработал произведение в сценарий трехсерийного фильма, что стало беспрецедентным. В кинотеатрах до этого трехсерийные картины не демонстрировали, а телевидение лишь начинало развиваться и оставалось черно-белым в отличие от кино.
Оператором ленты стал Владимир Рапопорт — постоянный соавтор Сергея Аполлинариевича, уроженец Витебска.
Страсти по Аксинье
Учитывая большое, свыше 50, число персонажей, подбор актеров оказался сложным делом. Исполнителя роли Григория Мелехова искали долго, пока в павильоне не появился потомственный дворянин, никому не известный актер Московского драматического театра имени К. С. Станиславского Пётр Глебов. Играть Мелехова он не помышлял. Хотел что-то другое, но режиссер, посмотрев на него, сразу отправил к специалистам клеить горбинку на нос, как указано в романе. Ее делали из гумоза (гримерная пластическая мастика). Когда артист появился в образе, Герасимов понял: будет его снимать. Однако оператор противился. Петру исполнилось 40 лет. Мелехову в начале произведения — 17. Значит, невозможно брать крупные планы. Всё решил Шолохов, с которым советовались. Литератор сказал: «Он тот, кого я описывал». Интересный факт: Брежнев посмотрел кино только в 1981-м, прослезился и сразу распорядился присвоить Глебову звание народного артиста СССР!
За роль Аксиньи развернулась нешуточная борьба. Элина Быстрицкая находилась на кинофестивале с фильмом «Неоконченная повесть», когда узнала, что Герасимов начал пробы. Приехала в Москву и умоляла его дать шанс показать себя.
Нонна Мордюкова была ученицей Герасимова, играла Аксинью в студенческом спектакле. Кроме того, Нонна Викторовна — казачка по крови, детство и юность провела в станицах и знала ту жизнь доподлинно. Однако режиссер в ответ на просьбу актрисы обсудить перспективы даже не захотел говорить с ней и на пробы не позвал. Всему виной беспрецедентный случай. Герасимов в конце 1940-х был безнадежно в нее влюблен. Бросил жену Тамару Макарову. Ездил к матери Мордюковой в станицу просить руки ее дочери, но получил отказ. 19 лет разницы смутили родительницу. Если бы своенравная Нонна хотела выйти замуж, она бы сделала это. Очевидно, что ее решение являлось окончательным. Герасимов это запомнил.
В итоге и он, и Шолохов утвердили Быстрицкую.
Роль Натальи Мелеховой предложили Зинаиде Кириенко без проб. Постановщик увидел ее в коридорах студии, и ему этого было достаточно.
Дарью Мелехову сыграла Людмила Хитяева. Сергей Аполлинариевич посчитал, что она точно подходит по фактуре и темпераменту на роль разбитной девахи.
В эпизодах ленты снялось много актеров, которые позже стали известными, например Игорь Дмитриев и Михаил Глузский. Даже студент ВГИКа Василий Шукшин сыграл матроса.
Папин нос
Основное место натурных съемок — хутор Диченский в Каменском районе Ростовской области. Местные были задействованы в массовке, обучали говору. Но всё началось со скандала. Первые съемочные дни сорвались, так как не приехала Людмила Хитяева, а сцены с ней запланировали. Очевидно, очень легко получила роль. Директор съемочной группы позвонил в Московский обком партии, чтобы отрезвить девушку. Дело в том, что она заявляла: доиграет спектакли в театре по репертуару и приедет. Ее сразу вызвали не к кому-то, а к первому секретарю. Он по-отечески отчитал, сказал, что репертуар по его поручению переверстали, и отправил на своей служебной машине на вокзал с помощником, который посадил ее в поезд. Чиновники тогда относились к кино как механизму идеологии.
Герасимов потом припомнил Хитяевой этот случай. В финале роли ее персонаж тонет. Выяснилось: актриса не умела плавать и думала, что ее заменит дублер. Она дико боялась воды. Режиссер распорядился нанять тренера, который две недели учил девушку плавать. Только после этого сняли эпизод.
Срывы календарно-постановочного плана случались и из-за Петра Глебова, но не по причине безалаберности. В Каменске-Шахтинском снимали сцену его поездки на лошади. Однако перед этим поливальная машина придала блеск брусчатке. Лошадь поскользнулась на мокром камне и упала. Актер сломал ключицу и не мог сниматься.
Во второй раз он не нашел горбинку, которую ежедневно наклеивали ему на нос перед съемками. Хранил ее в доме, где жил, на подоконнике в спичечном коробке. Оказалось, что папин гумозный нос съела двухлетняя дочь Елена, она с супругой актера присутствовала на съемках. Благо на тот момент гримерную мастику делали из органики, а не из химии. Девочка не отравилась. Но пока создавали новую накладку, день потеряли.
Премьера ленты состоялась 25 октября 1957-го в кинотеатре «Ударник». За первый год показов ее посмотрели 50 млн зрителей. Картину чествовали на фестивалях в Мексике, США, Чехии. И сейчас она считается признанным шедевром советского кино. Фильм сделал роман популярнее во всем мире. В 1965-м Шолохов получил за произведение Нобелевскую премию по литературе.
Еще материалы рубрики:
Андрей Соколов в период съемок попал в тюрьму. Интересные факты о фильме «Маленькая Вера»
Приклеивали веки и пичкали жирной пищей. Интересное о съемках фильма «Три толстяка»
Во время съемок фильма «Высота» Рыбников и Макарова почти все трюки выполнили самостоятельно