Съемки в 40-градусный мороз и тайный показ в Минске. Как создавали фильм «Восхождение»
Фильм «Восхождение» снимали на заснеженной целине в 40-градусный мороз. Режиссер Лариса Шепитько отказалась от вагончиков и палаток для актеров. Для чего был сделан такой шаг и что сказал первый секретарь ЦК КПБ Петр Машеров после просмотра фильма – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем картина
Зима 1942 года. Оккупированная БССР. Партизаны Сотников и Рыбак попадают в плен. Сотников под пытками даже имени своего не называет, готов погибнуть. Рыбак, спасаясь, выдает цель их задания, веря, что сможет обмануть полицаев, сбежать и продолжать воевать.
Неистовая Лариса
Режиссер Лариса Шепитько была женщиной с трагической судьбой, обремененной множеством болезней. Еще во время съемок своего первого фильма «Зной» (1962) она заразилась гепатитом, но продолжала снимать, не долечилась. Лента «Восхождение» стала для нее последней завершенной работой. Через несколько лет женщина погибла в автокатастрофе, прожив всего 41 год.
Началось все с того, что ее прежнюю картину «Ты и я» (1971) цензоры порезали, а многие сцены заставили переснимать. Она пошла на компромисс и сожалела об этом. В тяжелом психологическом состоянии поехала в приморский санаторий. Там споткнулась, повредила позвоночник и семь месяцев не могла подняться с больничной постели, так как ноги были парализованы. В этот же период режиссер прочла произведение Василя Быкова «Сотников». Решив, что хочет экранизировать повесть, обратилась к сценаристу Юрию Клепикову, попросила переделать литературную основу в сценарий. Он хоть и был занят, но не устоял перед напором «неистовой Ларисы». Через 10 дней принес готовый материал. Режиссер долго дорабатывала его сама, так как не терпела приблизительности, выстраивала сцены дотошно, не надеясь на дальнейшую импровизацию.
После правки текста Л. Шепитько пошла по инстанциям, но ей четко дали понять: ленту, в которой военную повесть превратили в религиозную притчу с мистическим оттенком, ей снять не дадут. Четыре года она пыталась добиться своего!
Помогла однокурсница по ВГИКу Джемма Фирсова. Она работала главным редактором военно-патриотических документальных фильмов и отправилась со сценарием к заместителю председателя Госкино СССР Борису Павленку. Чиновник сказал, что надо сначала согласовать постановку с Главным политическим управлением Советской Армии.
Дж. Фирсова соврала, будто у нее тесные связи с ГлавПУРом и она обо всем договорилась. 30 декабря 1975-го дали команду на запуск производства. А уже 3 января 1976 года группа приступила к работе.
Неизвестные лица
Произведения В. Быкова знали в актерской среде. Андрей Мягков хотел сыграть Сотникова, а Владимир Высоцкий и Николай Губенко — Рыбака. Но Л. Шепитько не желала видеть в главных ролях известных актеров, способных притянуть в ее картину шлейф прежних ролей. Ее ассистенты по всей стране искали подходящие неизвестные лица. По вводной исполнитель Сотникова непременно должен был походить на Иисуса. Не обязательно портретное сходство — речь о внутреннем наполнении и чистоте. Так в свердловском ТЮЗе отыскали молодого артиста Бориса Плотникова, который в родном театре на сцене играл одуванчика и хвост Конька-горбунка! Он вполне устроил Л. Шепитько.
На роль Рыбака предложили Владимира Гостюхина. Актера тогда тоже никто не знал. Более того, он, окончив театральный вуз, на сцену не выходил, работал мебельщиком в Театре Советской Армии. В. Гостюхин не просто вжился в образ, а, по свидетельствам очевидцев, сумел довести себя до того, что словно переродился в Рыбака и после съемок шесть месяцев возвращался к собственной внутренней точке опоры.
Анатолий Солоницын сначала отнесся к образу своего героя, следователя-полицая Портнова, как к типовому антигерою. Играл врага, человека без будущего. Л. Шепитько сказала, что это лубок, и объяснила артисту: Портнов — антипод Сотникова, проигравший борьбу человека с животным в себе.
Мистика и гипноз
Съемки начали под Муромом (Владимирская область) 6 января 1976-го. Зима выдалась холодной. Стояли 40-градусные морозы. Каждый день в 6 утра группа выезжала в обледенелый лес. Снимали на заснеженной целине в бескрайних полях на пронзительных ветрах. Это было одним из условий Быкова. По этим полям герои долго, ползком уходили от карателей десятки дублей подряд. И Шепитько всегда передвигалась за камерой по снегу рядом с ними. Мело так, что после смены автобус группы сопровождал бульдозер, поскольку проехать не представлялось возможным. К вечеру у режиссера вновь могли отказать ноги, и В. Гостюхин на руках нес ее в автобус.
Чтобы приблизить участников съемочного процесса к состоянию их персонажей, на площадке не было вагончиков и палаток, где можно отогреться после дубля. Актеры и массовка отморозили себе руки и уши. Л. Шепитько разделяла все тяготы с другими. Она явно обладала гипнотическими способностями. Перед сценой пыток Сотникова режиссер так психологически накачала Плотникова, что, когда к его груди в кадре приложили раскаленную в печи стальную звезду на щипцах, он натурально потерял сознание. Приводили в чувство с помощью нашатыря. А ведь на деле звезда была комнатной температуры, ее красный накал — кинофокус, и Плотников заранее знал об этом.
После окончания монтажа коллеги не сомневались: ленту положат на полку. Уж слишком библейской она получилась. Да и начальство давало понять: мол, предупреждали же, чтобы без религиозных штучек. И тогда муж Л. Шепитько, Элем Климов, решил пойти ва-банк. Картину снимал «Мосфильм», но она о войне на территории БССР. В этот период он делал попытки начать в Минске производство ленты, позже названной «Иди и смотри». На этой почве познакомился с первым секретарем ЦК компартии Беларуси Петром Машеровым, который всячески поддерживал режиссера. Постановщик позвонил в Минск и попросил Петра Мироновича посмотреть картину его супруги. Чета нелегально взяла копию фильма в Москве, приехала в БССР.
Машеров пришел на показ в скептическом настроении, смотреть «бабье кино» о войне. Но через полчаса после начала все увидели его потрясенным. Когда в зале включили свет, он нарушил регламент, не дал высказаться подчиненным, а сам вышел к экрану и 40 минут говорил. Как вспоминал Алесь Адамович, присутствовавший в зале, смысл речи таков: «Откуда эта девочка, которая ничего такого не пережила, знает обо всем этом? Как она могла так рассказать поразительно?» БССР называли партизанской республикой, и если ее глава, партизан, Герой Советского Союза, сказал да, то и московские чиновники не стали перечить. Лента вышла без правок. Получила Гран-при «Золотой медведь» на XXVII МКФ в Берлине в 1977 году, множество других наград.
Главный вопрос, который задает себе каждый зритель, глядя на двух героев картины, выбравших разные пути: «А что сделал бы я в такой ситуации?»
Еще материалы рубрики:
«У Бубы деликатная болезнь, ему не наливать». Как снимался фильм «Мимино»
Сквозь цензуру власти и оскорбительный фельетон. Как вышел на экраны фильм «Дама с собачкой»
Ползучий саботаж и бесконечные пьянки. Как снимался многосерийный фильм «На всю оставшуюся жизнь»
Цензура от «Мосфильма» и угрозы увольнением. Как снимался фильм «Охота на лис»
Навязанные актеры и конфликт за кулисами. Как снимался советский фильм «Сережа»