1200 90

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Ген музыкальности Пукстов

Кажется, людей с этой фамилией природа наделила неким геном музыкальности, который наследуется из поколения в поколение и определяет их судьбу. Об истории этой удивительной семьи — рассказ корреспондента агентства «Минск-Новости».

Положил начало династии белорусский композитор Григорий Пукст. Он не только стал классиком, заметно обогатив национальную культуру своим творчеством, но и воспитал талантливых учеников, передал любовь к музыке потомкам.

Григорий Пукст: поцелованный Богом

Биография композитора Григория Пукста — пример того, как талантливый самородок из народа, несмотря на революции и войны, тяготы и испытания, следовал за путеводной звездой и реализовал заветную мечту.

IMG 20180718 180508 copy 1

Григорий Пукст с женой Натальей Латышевой, дочерью Ниной
и сыном Вадимом в Гомеле, 1936 год

Родился Григорий Пукст в Гомеле в 1900 году в семье железнодорожника. У Константина Сигизмундовича Пукста и Марфы Яковлевны Хоруженко было 10 детей: 4 дочери и 6 сыновей. Все члены семьи отличались музыкальной одаренностью. Но больше других — Григорий Пукст. Он с детства как зачарованный мог часами слушать народные песни, игру на балалайке и гитаре. Однажды попал на выступление самодеятельного струнного квартета и с тех пор стал постоянным посетителем репетиций железнодорожного хорового кружка и оркестра русских народных инструментов.

Но неожиданно в большую дружную семью пришло горе. Когда Грише было 12 лет, трагически погиб отец. Подростку пришлось получать специальность и кормить семью. Он поступает в Гомельское техническое училище и, как отец, становится железнодорожником. Работает сначала слесарем, затем помощником машиниста, потом машинистом.

G.K. Pukst 2 1957 god copy

Григорий Пукст, 1957 год

Паровоз Григория Пукста считался одним из лучших в гомельском узле. К совсем еще молодому парню коллеги часто обращались по отчеству — Константиныч. Его взросление происходило на фоне эпохальных исторических событий: империалистическая война, свержение царя, революция, гражданская война. Несмотря на голод, нужду, тяжелый физический труд, заботу о семье, в сердце Григория Пукста продолжала звучать музыка.

— Сначала папа организовал семейный оркестр, — рассказывает дочь композитора Нина Пукст.  Сестры и братья играли на балалайке, мандолине, треугольнике, папа — на виолончели. Во время таких концертов прохожие порой останавливались возле нашего дома и с удовольствием слушали выступление. Для меня, профессионального музыканта, по сей день остается непостижимым, как отец без посторонней помощи не только научился играть на балалайке и виолончели, но и освоил нотную грамоту, разобрался в основах такой сложной дисциплины, как гармония.

Григория Пукста волновало творчество композиторов Александра Гречанинова, Сергея Рахманинова, Петра Чайковского. И в какой-то момент он ощутил потребность не только играть чужую музыку, но и пробовать сочинять свою. Однажды на занятиях хора предложил исполнить написанный им «Марш железнодорожников» и невероятно удивился тому успеху, с которым товарищи встретили его сочинение.

sergey Pukst copy

Cергей Пукст

Не заметить активного и одаренного молодого человека не могли. Григорий Пукст становится инструктором политпросвета, занимается организацией самодеятельных кружков в службах и отделениях Гомельского железнодорожного узла. Благодаря его энергии, энтузиазму и напору возникает настоящее концертное бюро, в шутку названное «мазутная филармония». С 1921 года Григорий Пукст начинает преподавать музыку в школах Гомеля. Он страстно хочет учиться на композитора. Год посвящает самоподготовке. И в 1923-м парень из простой рабочей семьи поступает в Московскую государственную консерваторию! Там, подметив божью искру, Пукста берет в свой класс профессор консерватории, композитор и теоретик Георгий Эдуардович Конюс.

После консерватории Григория направляют преподавать в Омский музыкальный техникум. Возвращается он на родину только в 1932 году. И уже не один, а с женой пианисткой Натальей Латышевой и сыном Вадимом. В 1933-м в семье рождается дочь Нина. К этому времени у Григория Пукста вырабатывается свой музыкальный язык, накапливается композиторский опыт, его имя становится популярным. Он пишет много песен и романсов (в том числе на стихи И. Бунина, А. Блока, Я. Купалы), сюиты, приступает к работе над симфонией. У композитора громадье творческих планов. Но их приходится отложить: начинается Великая Отечественная война.

Evgeniy Pukst s docheryu Katey copy

Евгений Пукст с дочерью Катей

Наталья Михайловна с детьми спешно эвакуируются на Урал. А Григорий Константинович в составе фронтовой бригады Белорусской государственной филармонии выступает на концертах для солдат и офицеров воинских соединений, раненых бойцов в госпиталях, на оборонных заводах и для тружеников сельского хозяйства.

В 1944-м Григорий Пукст наконец забирает семью в Минск.

— На вокзале мы наняли подводу и на лошади ехали через весь город. Минск лежал в руинах, — вспоминает Нина Григорьевна.  Нашли пристанище в уцелевшем доме за Комаровкой. На 2-м этаже в те годы там жил Нестор Федорович Соколовский. Он был одаренным человеком, но без специального композиторского образования. И когда у него что-то не клеилось, заглядывал в гости к папе и просил: «Гриша, помоги!» Папа никогда ему не отказывал. Когда объявили конкурс на музыку к Государственному гимну БССР, оба приняли участие. Папа подал заявку. В это же время Нестор Федорович сочинял свой вариант и по привычке обращался за консультацией и профессиональной поддержкой к отцу. В ходе голосования жюри больше всего понравился вариант Нестора Соколовского.

TSarskaya nevesta copy

Варвара Пукст в роли Любаши в спектакле «Царская невеста»

В 1946-м у Пукстов появляется на свет сын Евгений. Вскоре семья получает квартиру на Торговой набережной, потом переезжает в дом на площади Победы, где сейчас располагается «Каравай». Григорий Константинович наряду с композиторской деятельностью преподает в Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского, музыкальной школе и училище. С 1952-го работает сначала хормейстером, а позже художественным руководителем музыкального вещания Белорусского радио.

— Папе приходилось много трудиться, чтобы кормить семью, — продолжает Нина Григорьевна.  Надлежащих условий для творчества в двухкомнатной квартире не было. Я и Женя с детства постоянно занимались на рояле. Мама, которая преподавала музыку, имела обыкновение приглашать учеников домой. И только в воскресенье мы старались обеспечить отцу день тишины. Он поднимался в 5:00, садился за стол и очень быстро записывал мелодии, которые неделю зрели в нем. Когда заканчивал работу, часто звал маму: она играла на пианино, а он напевал романсы, чтобы услышать, насколько мелодично они звучат. Проснувшись, мы сидели тихо, как мыши, не смели даже пикнуть, чтобы не нарушить священнодействие. Крупные произведения — оперы и симфонии — папа писал обычно во время командировок в Старую Рузу или Сортавалу, где располагались дома творчества композиторов.

Varvara Pukst s syinom 3 copy

Варвара Пукст с сыном Игорем

В 1955 году Григорий Константинович удостоился звания заслуженного деятеля искусств БССР. А спустя пять лет его не стало. Похоронен на Московском кладбище. Рядом покоится его верная жена Наталья Михайловна.

После смерти Григория Пукста прошло больше полувека. Что-то из его наследия по своей тематике сегодня кажется не очень актуальным. Но мелодии остаются живыми. Крупные произведения Григория Пукста отражают настроение эпохи, одновременно трагической и героико-романтической, наполненной историческим оптимизмом. А романсы на стихи русских и белорусских классиков способны растрогать и сегодня.

Варвара Пукст: трагедия Кармен

Музыкальная и певческая карьера могла сложиться у многих в семье Пукст. Очень красивым голосом природа наделила брата Григория Константиновича Евгения, но жизнь складывалась так, что было не до профессиональной сцены. А вот сестре Варваре, обладавшей красивым лирическим меццо-сопрано, Григорий Пукст помог подготовиться и получить специальное образование.

IMG 20180817 085154 copy

Евгений Пукст, 2006 год

До войны Варвара исполняла в Государственном театре оперы и балета БССР многие ведущие партии: Любаши в «Царской невесте», Ольги в «Евгении Онегине», Графини в «Пиковой даме», Кармен. Во время декады белорусского искусства в Москве в 1940 году председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин лично вручил ей медаль «За доблестный труд». Варваре Пукст предсказывали блестящее будущее. Все безжалостно перечеркнула война.

— Когда труппа театра спешно эвакуировалась из Минска, у тети Вари с температурой под 40 градусов лежал 3-летний сын Игорь, — делится воспоминаниями Нина Пукст.  Она боялась отправляться в дорогу с больным ребенком. А когда малыш поправился, у нее не получилось покинуть Минск. Тетя рассказывала, что многие начальники фикусы грузили в машины, а ей с сыном места не нашли. Мужа, музыканта Василия Самсонова, в Минске не было. За время разлуки Василий Архипович женился на приятельнице тети Вари.

IMG 20180718 181952 copy

Нина Пукст, 2018 год

А тогда, летом 1941-го, после бомбежки и потери своего дома Варвара Константиновна с Игорем нашла пристанище в чужом, всеми покинутом доме на бывшей Мопровской (сейчас Коммунистической) улице. Надо было выживать, что-то делать, за что-то приобретать продукты. А тут, узнав, что она оперная певица, к ней заявились немцы и велели петь для них. Варвара Пукст под разными предлогами пыталась отказаться. Ей приставили ко лбу револьвер и объяснили просто: «Или пойдешь петь, или пристрелим». Что ей оставалось? Она согласилась. И вместе с другими артистами, оказавшимися в таком же положении, вынужденно выступала. Особым успехом у оккупантов пользовалась «Кармен».

После войны Варваре Пукст это, конечно, аукнулось: ее отказались принять на работу в театр. К таким, как она, «замаравшим себя сотрудничеством с врагом», тогда относились как к прокаженным. Какое-то время Варвара Константиновна пела в кафедральном соборе. Но денег, которые ей платили, им с сыном не хватало даже на скудную еду. А еще по пятам ходили сотрудники КГБ.

В какой-то момент тетю охватило такое отчаянье, что она отправилась в здание на Комсомольской, прорвалась на прием к кому-то из начальников и спросила прямо: «Почему меня преследуют, не дают работать, я же ни в чем не виновата!», — рассказывает Нина Пукст.  Возможно, ее собеседник проникся сочувствием, потому что спросил: «Чего вы хотите, Варвара Константиновна?» И тетя попросила, чтобы ей разрешили преподавать музыку и пение. С тех пор ее перестали преследовать, она устроилась в обычную школу, где и работала до пенсии. Я часто ходила к ней в гости, она со мной любила откровенничать. Очень ей сочувствовала.

— Помимо занятий в школе бабушка обучала детей музыке и на дому, — дополняет внук Варвары Константиновны Юрий Самсонов.  Она была очень доброй и заботливой. До конца своих дней страдала из-за разлуки со сценой и зрителем. Часто пела дома, и так красиво, что можно было заслушаться.

Продолжение следует

Сегодня потомки Григория Пукста живут в разных странах. Старший сын композитора, Вадим, искусствовед по профессии, с женой художницей Еленой Овчинниковой и дочерью Екатериной обосновались в Питтсбурге.

Нина Григорьевна Пукст 44 года проработала в Минском государственном музыкальном колледже имени М. И. Глинки. Будучи на пенсии, переехала в Антверпен к дочери Наталье, вышедшей замуж за гражданина Бельгии. У Нины Григорьевны две внучки — 9-летняя Эвелина и 6-летняя Эмилия.

Младший сын композитора, Евгений Григорьевич, был человеком редкой эрудиции, известным пианистом и замечательным преподавателем класса специального фортепиано в Республиканской гимназии-колледже при БГАМ. К сожалению, он рано умер. Сегодня его дети Сергей и Екатерина представляют музыкальную династию Пукстов в Минске. Сергей Пукст — один из ведущих белорусских альтернативных и авангардных музыкантов, художник и радиоведущий. Екатерина Пукст — скрипачка, концертмейстер симфонического оркестра Белорусского государственного академического музыкального театра. Еще она преподает на кафедре струнных смычковых инструментов БГАМ и выступает в составе инструментального квартета Aquarelle.

Подрастает и четвертое поколение. Правнук композитора, 8-летний сын Сергея Пукста Всеволод, наделен абсолютным слухом и наряду с обычной школой посещает музыкальную. Фамилия Пукст по-прежнему связана с музыкой. И нет сомнений: маэстро был бы счастлив, знай он об этом.

Фото автора и из архива Нины Пукст, Екатерины Пукст и Юрия Самсонова

Еще материалы проекта:

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Остров любви и надежды Гурьевых

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Наука быть вместе

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Кондрат Крапива: ветвь, полная листьев

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. «Нестерка», «Дзед-Барадзед», песни «Крамбамбули» — что подарили Беларуси Вольские

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Возле дома художников Бархатковых растет сирень из сада Бялыницкого-Бирули

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Министр обороны отметил высокую мотивацию молодых белорусов к службе в армии

Количество молодых людей, готовых служить в армии, превышает число должностей, которые есть в Вооруженных Силах Беларуси. Об этом заявил министр обороны Виктор Хренин 23 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Минобороны.

photo 2024 11 23 15 52 43

В Беларуси прошли церемонии по приведению нового пополнения к военной присяге. В. Хренин присутствовал на мероприятии в 72-м гвардейском объединенном учебном центре подготовки прапорщиков и младших специалистов. В беседе с журналистами министр отметил, что своя особенность есть у каждой призывной кампании, а осенняя в 2024 г. прошла очень организованно.

— Мы внесли некоторые изменения в порядок призыва. Можно констатировать, что более 8 тыс. молодых людей по всей стране принесли присягу и пополнили Вооруженные Силы. Проблема недоукомплектованности, которая существовала определенное время в Вооруженных Силах, вот уже два года как решена, — сказал В. Хренин.

Говоря о том, что молодежи, готовой служить в армии, больше, чем есть должностей в Вооруженных Силах, министр обороны назвал особенность этой призывной кампании.

— В военкоматы поступало много звонков от молодых людей с одним вопросом: «Почему меня не берут в армию?» Это говорит о том, что у молодых людей изменилось отношение к службе, повысился ее престиж. Люди стали понимать, что защита Родины — это не просто слова, а нужно на деле доказывать и показывать, что мы готовы ее защищать, — подчеркнул глава военного ведомства.

Впереди у ребят боевая учеба, получение военно-учетной специальности.

— Служить Родине необходимо с полной отдачей, — обратил внимание В. Хренин.

photo 2024 11 23 15 52 45

По его словам, значительно пересмотрены программы боевой подготовки и подход к ее организации. Главная часть — полевые занятия. В основе — тактика, огневая, инженерная подготовка, тактическая медицина, борьба с дронами и другие дисциплины. Будет и физическая подготовка, которая позволит справляться с нагрузками.

Министр подчеркнул, что понимает и разделяет волнение родителей за сыновей. Буквально месяц назад чествовали лучших военнослужащих вместе с их родителями. Их дети возмужали, приобрели друзей, почувствовали, что такое настоящая школа мужской дружбы и жизни.

— Поэтому могу сказать родителям: не надо сильно волноваться. В Вооруженных Силах в пунктах постоянной дислокации на хорошем уровне созданы бытовые условия, обеспечение формой и питанием. Ведь в приоритете государства — забота о людях, в армии в том числе, — сказал В. Хренин.

Он добавил, что престиж военной службы продолжат повышать, чтобы люди чувствовали защиту и были уверены, что мирное небо будет сохранено.

Фото Минобороны

Беларусь и Россия намерены сотрудничать в области стандартизации технологий ИИ

Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации и Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук (ВИНИТИ РАН) планируют сотрудничать в стандартизации технологий искусственного интеллекта, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БелГИСС.

286a6265

Исполняющий обязанности директора ВИНИТИ РАН, председатель технического комитета по стандартизации ТК 164 «Искусственный интеллект», кандидат технических наук Сергей Гарбук посетил БелГИСС для обмена научно-технической информацией и опытом, а также для обсуждения направлений сотрудничества в области искусственного интеллекта. Участниками встречи стали профильные специалисты белорусского госинститута.

С. Гарбук высказал заинтересованность в сотрудничестве по стандартизации технологий ИИ. По словам заместителя директора по сертификации и испытаниям БелГИСС Александра Погодина, при техническом комитете по стандартизации Республики Беларусь ТК BY 38 «Цифровая трансформация» планируется создать подкомитет, который займется вопросами стандартизации именно в этой сфере. С Национальной академией наук Беларуси рассматривается разработка госстандартов на основе международных стандартов в сфере ИИ, поэтому опыт российских коллег очень актуален.

С. Гарбук рассказал о разработках в этом направлении в России. Там в прошлом году зарегистрировали систему добровольной сертификации «Интеллометрика», призванную гарантировать, что алгоритмы ИИ выполняют заявленные функции и могут быть использованы в определенных условиях эксплуатации. Уже функционируют три лаборатории, специализирующиеся на испытаниях средств измерений с алгоритмами машинного обучения, технологий ИИ в дорожно-строительной технике, средств промышленной безопасности.

Представитель ВИНИТИ РАН обратил внимание на главный ориентир — интересы потребителя, который ожидает продукцию с гарантированным качеством.

— Зачастую это задевает интересы поставщика, который считает, что внутрикорпоративного тестирования технологий ИИ достаточно. Однако, когда речь идет об ответственном применении, должна быть третья независимая сторона, которая выявит их некорректную работу, — отметил С. Гарбук.

В ходе дискуссии были затронуты и вопросы разработки межгосударственных стандартов в области ИИ, актуальности этих требований в ЕАЭС. Итогом встречи стала договоренность о проведении при поддержке Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» обучающего семинара для специалистов БелГИСС, других организаций по вопросам развития ИИ. Семинар намечен на январь — февраль 2025 г.

Фото БелГИСС.