СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Макаровский клан


Для нескольких поколений белорусов актриса Галина Макарова стала воплощением простой белорусской женщины — подруги, мамы, бабушки.

Она была народной не только по званию, но и по сути, настолько органичными, естественными, родными представали героини в ее исполнении на сцене и на экране. В фильме «Мама», снятом к 90-летию народной артистки БССР и СССР Галины Макаровой, есть кадры, где она ничего не произносит, просто молчит. Но ее лицо, ее глаза такой выразительности, что, кажется, можно смотреть бесконечно.

003 copy

Как Агата Чехович становится Галиной Макаровой

Вообще-то родители назвали ее не Галиной, а Агатой. И в Минск из родного Старобина в 16 лет она приехала именно под этим именем. Отец Агаты — офицер царской армии Климентий Чехович — в первую мировую войну служил в ставке царя. Он не принял советскую власть, воевал в армии Деникина, дошел до Крыма, но не эмигрировал, потому что в Старобине остались жена и четыре дочери. В 1921 году Климентия Владимировича осудили, и 5 лет он провел в тюрьме. Спасло вмешательство заступников из числа тех, кому Чехович в свое время спас жизнь и кто уже занимал солидные партийные посты. Его освободили. Но клеймо «лишенца» осталось: это означало для него и членов семьи отказ в праве на работу, поступление в институт, получение продуктовых карточек.

Чехович Климентий Владимирович copy

Отец Галины Макаровой — Климентий Чехович

Жили очень бедно. И в 16 лет Агата подается в Минск. Устраивается домработницей, позже санитаркой. Голосистая, музыкальная девушка участвует в самодеятельности и пробует поступить в студию Первого белорусского драматического театра (ныне Национальный академический театр имени Янки Купалы). Однако ее не принимают. Неизвестно, как сложилась бы судьба Агаты Чехович, если бы не участие влиятельного отца ее приятельницы, который сказал студийному начальству: «Проморгаете такой талант, сами потом пожалеете». И со второй попытки уже под фамилией матери — Апанащик — Агата добивается своего. В студии девушка меняет и свое имя — становится Галиной.

Мама была спортивной, азартной, отважной, — говорит ее дочь Татьяна Пекур-Костюнина. — В молодости занималась легкой атлетикой, конным спортом, метала копье, была чемпионкой республики по мотокроссу 1937 года. Всегда со смехом вспоминала, как однажды на мотоцикле въехала в витрину магазина. Потом жестко экономила на всем, чтобы компенсировать нанесенный ущерб.

IMG_4059 copy

Галина Макарова чемпионка республики по мотокроссу 1937 года.

В 1939 году Галина влюбляется в офицера Ивана Макарова и выходит за него замуж. Так появляется Галина Макарова. Она оставляет театр (к этому времени ее уже принимают в труппу) и уезжает с супругом в Москву. В апреле 1941-го у Макаровых рождается сын Эдуард. Когда начинается война, Иван Семенович уходит на фронт, а Галина отправляется с малышом в эвакуацию.

002 copy

Слева направо — Галина Макарова, первый муж Иван Макаров, его родная сестра

В 1943 году Галина Климентьевна с сыном уже опять в Москве, у родителей мужа, и они вместе с нетерпением ждут Ивана Семеновича. И супруг возвращается с фронта живой и здоровый, но… с новой женой. После развода Галина Макарова могла бы остаться в Москве: ее готовы были взять в театр имени Е. Вахтангова. Но случайно столкнувшись на Тверской со скульптором Заиром Азгуром, она узнает, что Купаловский театр уже вернулся из эвакуации в Минск. И она отправляется в Белоруссию.

016 copy

Галина Макарова с сыном Эдуардом

Запомните ее такой

С бывшим супругом Галина Макарова продолжала общаться всю жизнь. И близкие утверждают, что именно Ивушка (так ласково называла Ивана Макарова Галина Климентьевна) оставался самой большой любовью в ее жизни. Сын Эдуард жил на два города — то с мамой в Минске, то у бабушки и дедушки по отцовской линии в Москве. Своего второго мужа, актера Павла Пекура, Галина Макарова встретила в театре. В 1951 году у них родилась дочь Татьяна.

012 copy

Галина Макарова с мужем Павлом Пекуром и дочерью Татьяной

Невзирая на занятость, Галина Климентьевна всегда находила время для детей, старалась дать им то, чем была обделена в детстве.

Мама помогала ставить спектакли в школе № 50, где я училась, — рассказывает Татьяна Павловна. — В одной из постановок она даже играла кикимору. Помимо обычной школы я занималась в музыкальной по классу фортепиано. К слову, сольфеджио мне преподавал композитор Евгений Тикоцкий, наш сосед по дому. Никогда не забуду, как домой принесли шикарное пианино. Этот трофейный инструмент из Германии привез отец актрисы Маргариты Гладунко, и мама для меня его купила. От переполнявшего меня счастья я бросилась на пол и каталась по нему.

В гости порой приходили известные люди, играли в карты, общались, смеялись. У Галины Макаровой сложились теплые отношения со Стефанией Станютой, актрисой Малого театра Галиной Скоробогатовой (с ней она снималась в кинофильме «Вдовы»), Любовью Соколовой. Но очень близких подруг у нее не было. Хотя если у кого-то из коллег случались неприятности, они всегда могли рассчитывать на ее поддержку. Иногда она приводила домой даже незнакомых людей: выслушивала, кормила, помогала, если они в чем-то нуждались. Чужих проблем, как и людей, для нее не было. Однажды артисты Купаловского театра возвращались с выездного спектакля и по дороге увидели перевернутый военный автомобиль. Оказалось, произошла авария. Серьезно пострадал офицер. Кровоточащую рану сильно забила грязь. Как бывшая санитарка, Галина Макарова сразу оценила степень опасности: если рану немедленно не продезинфицировать, может начаться гангрена. Аптечки ни у кого с собой не оказалось. И тогда Галина Макарова стала ртом вытягивать грязь и выплевывать ее…

Народная артистка БССР и СССР, она была напрочь лишена ощущения собственной исключительности, отличалась редкой скромностью, страшно не любила ходить по высоким кабинетам и что-то просить.

Только дважды мама согласилась на это, и то потому, что я и брат ее очень просили, — признается Татьяна Павловна. — Первый раз, когда я вышла замуж, у меня уже родилась старшая дочь. Впятером стало тесновато в двухкомнатной квартире. Тогда она походатайствовала о дополнительной жилплощади, и нам с мужем дали отдельную квартиру. А второй раз для Эдуарда мама попросила разрешение на приобретение машины.

Она отдавала себя полностью театру, семье, людям, — продолжает Татьяна Павловна. — Не умела любить себя. Я часто ей повторяла: «Мама, ты известный человек. Тебя узнают на улице. Надо больше уделять внимания внешности». Иногда она уступала моему давлению: приобретала какие-то статусные добротные вещи. Но было видно: это совсем не то, что доставляет ей настоящую радость.

Когда очень уставала, Галина Климентьевна любила уединение и тишину. С удовольствием вышивала. А еще обожала трудиться на даче, высаживать цветы, смотреть, как они распускаются. Одних пионов у нее росло кустов 100. В Минске во дворе своего дома Галина Климентьевна посадила клены, разбила клумбу. Ставила летом на балконе раскладушку и ночевала там — караулила, чтобы никто не срезал ее тюльпаны.

Павел Пекур: поддержка и опора

017 copy

Заслуженный артист БССР Павел Пекур, исполнявший преимущественно роли второго плана, был очень интересным, глубоким актером. Он мог бы сделать в искусстве гораздо больше. Но однажды на съемках картины о войне после взрыва толовой шашки его засыпало землей. Это привело к проблемам со слухом. Пришлось преждевременно уйти из театра.

Находясь несколько в тени своей знаменитой супруги, Павел Алексеевич искренне радовался ее успехам, гордился ею. Лидерство Галины Климентьевны не вызывало у мужа раздражения.

006 copy

Галина Макарова и Павел Пекур в спектакле «Молодая гвардия»

Как-то Андрей Макаёнак признался, что из всех актрис Купаловского театра мог бы жениться только на Галине Макаровой и только потому не делает попыток за ней приударить, что очень уважает Павла Пекура.

Мама была импульсивной, эмоциональной, а папа отличался спокойным характером, — вспоминает Татьяна Павловна. — Я родилась, когда ему было 42 года, и он не чаял во мне души; иначе, как Танюшкой, не называл. Помню, как читал мне на ночь сказки, покупал кукол. Потом так же баловал внучку, мою старшую дочь Настю. Только когда по телевизору начиналась трансляция футбольных или хоккейных матчей, папа просил его не отвлекать. Еще он любил рисовать. Все вышивки мама выполняла по его рисункам.

Незадолго до смерти Павел Алексеевич стал рассказывать дочери о своей семье. И тогда Татьяна Павловна впервые услышала, что ее прадед по отцу — немец Карл Эльсберг, фабрикант из Вильнюса. Его жена — урожденная Кондэ Марквот Ренгартен. Их дочь Мария Карловна вышла замуж за адвоката Алексея Пекура, но умерла молодой.

IMG_0434 copy

Родители Павла Пекура

Тогда Алексей Данилович с детьми — Аркадием, Георгием, Павлом и Татьяной — уехал в Нижний Новгород. Когда Алексея Пекура репрессировали, его троих сыновей и дочь забрала в Одессу тетя Люба. Но вскоре она умирает. Ее муж Кирилл остается один со своими двумя дочерьми и детьми Пекур. Мужчина вынужден определить братьев и сестру Пекур в специальный интернат для немецких детей, не предполагая, что их ждет. В 1937 году Аркадий и Татьяна подвергаются репрессиям.

Пекур с братьями и сестрой 001 copy

(слева направо): Аркадий, Георгий, Татьяна, Павел

Георгию, который в то время работал в Минске инженером, удалось избежать ареста. Он уезжает в Казахстан. А Павел Пекур за несколько лет до этих событий оказывается в Минске у своего дяди Николая, который устраивает его кочегаром на ликеро-водочный завод. В свободное время Павел посещает актерские курсы. В 1932 году его берут в труппу Первого белорусского драматического театра.

Сегодня я занимаюсь генеалогией семьи и нахожу новые интересные сведения и о маминых, и о папиных предках, — делится Татьяна Павловна. — Храню родительскую переписку. Читаю их письма и не перестаю восхищаться. Люди прошли через такие испытания, но остались трогательными, чистыми, добрыми. Я никогда не слышала в доме сплетен, осуждений. Главное, чему они меня научили, — это терпимость к людям, умение прощать, не таить злобу и ненависть в сердце.

В лучах славы

Первый заметный успех в театре к Галине Макаровой пришел в 1954 году после исполнения роли Марии Кирилловны в спектакле «Извините, пожалуйста!» по пьесе Андрея Макаёнка. Драматургу так понравилась актриса Макарова, что свою Лужку в пьесе «Лявониха на орбите» он писал специально для нее. Когда роль захотели отдать другой актрисе, Макаёнак пригрозил увезти пьесу в Москву и поставить там. Лужка стала звездной ролью Галины Макаровой. Последующие постановки театра по произведениям Андрея Егоровича редко обходились без участия Галины Макаровой: она играла в «Святой простоте», «Таблетке под язык», «Трибунале».

Кинематограф полюбил Макарову поздно. Широкую известность она получила, сыграв Александру Громову в фильме ленинградского режиссера Сергея Микаэляна «Вдовы» в 1976 году. Актрисе уже было 57 лет. С тех пор она не переставала сниматься. Запомнились ее работы в картинах «Сад желаний», «Осенние сны», «Белые росы», «Альпийская баллада», «Прощание славянки», «Молодая жена», «Время выбрало нас», «Последний побег», «Не ходите, девки, замуж», «Противостояние».

Она удостоилась звания народной артистки БССР, а потом и народной артистки СССР. На второе звание никак не рассчитывала, поскольку была беспартийной.

Помню, папа выходит из дома, в руках держит газету «Известия» и кричит: «Галка, тебе присвоили звание народной СССР», — говорит Татьяна Пекур.

Славу Галина Макарова восприняла спокойно. Казалось, в ее жизни ничего не изменилось. Она так же ходила за продуктами в магазины и на рынок, ездила в общественном транспорте и мечтала о новых ролях.

— Мама огорчалась тому, что ее «заштамповали»; она устала от ролей простых женщин, — признается Татьяна. — Ведь в молодости играла в пьесах Шекспира, в русской классике. Она хотела для себя масштабной исторической роли. Глядя фильм «Гардемарины, вперед!», где игуменью Леонидию исполняет Римма Маркова, вздыхала: «Ну почему мне не предлагают такой материал?»

Макаровский клан

Галина Климентьевна никогда не прерывала отношений со своими сестрами. Старшая Фёкла обос­новалась в Украине и работала на шахте. Александра трудилась воспитательницей в детском саду в Уральске. Янина устроилась гримером на киностудию «Беларусьфильм». Янина Климентьевна, к слову, жива, но тяжело болеет. А поскольку детей у нее с мужем не было, то сегодня она на попечении Татьяны Павловны.

008 copy

Слева направо: сестра Александра, дочь Татьяна, племянница Татьяна (дочь Александры), Павел Пекур, Галина Макарова

Сама Татьяна Павловна помимо занятий музыкой со школьных лет занималась плаванием, фигурным катанием. Серьезных успехов достигла в легкой атлетике — была чемпионкой БССР по легкоатлетическому многоборью. Окончила иняз (МГПИИЯ, ныне МГЛУ), режиссерские курсы. Более 30 лет работала на БТ.

Старший сын Галины Макаровой Эдуард живет в Москве. Окончив МВТУ (сегодня МГТУ) имени Н. Баумана, связал жизнь с партийной работой. Был референтом у Михаила Горбачева. Уйдя на пенсию, Эдуард Макаров организовал небольшую мастерскую по изготовлению дачного инвентаря. А еще он прекрасно готовит. Когда родственники встречаются в Москве или Минске, то стол накрывает обычно Эдуард Иванович. У него трое детей и трое внуков. Один из сыновей Эдуарда Макарова, Иван, стал звукорежиссером. Вообще творческое начало отличает всех внуков и правнуков Галины Климентьевны. Продолжить актерскую династию хотела старшая дочь Татьяны — Анастасия.

В детстве бабушка часто брала меня в театр (я отлично знала весь репертуар Купаловского) и на съемки, — рассказывает Анастасия. — Я снималась в эпизодах в фильмах «Деревья на асфальте», «Время выбрало нас», «Лучше быть красивой и богатой». После школы поступала в Белорусский театрально-художественный институт, но провалилась. Было обидно, но бабушка, узнав о моей неудаче, совершенно не расстроилась.

В результате Анастасия, как и ее мама, окончила МГЛУ; работала в туристическом агентстве. Сегодня живет на две страны — Беларусь и Израиль, воспитывает детей — Надежду и Павла. Обожает выращивать цветы, как и бабушка.

013 copy

Галина Макарова с внучкой Настей

Сын Татьяны Егор уехал в Москву и трудится там в качестве актера, продюсера, режиссера. За месяц до смерти Галины Климентьевны (умерла на даче 28 сентября 1993 года) у Татьяны родилась младшая дочь, которую назвали Агатой. Сегодня Агата живет в Нью-Йорке. Она окончила Восточный Мичиганский Университет по специальности «электронные масс-медиа», а теперь поступила на актерские курсы.

Бабушка навсегда осталась особенным человеком, — отмечает Анастасия. — Для меня главным качеством в ней оставалась ее подлинность. Она была настоящей! И все мы училась у нее не фальшивить; не казаться, не во­ображать себя кем-то, а быть собой.

Среди наследников Галины Макаровой нет тех, за кого пришлось бы краснеть. Все они и сегодня чувствуют порой в своей жизни незримое присутствие этой удивительной женщины. И, несмотря на разные фамилии, называют себя макаровским кланом.

Фото Тамары Хамицевич и из архива Татьяны Пекур-Костюниной

Еще материалы проекта:

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Четыре поколения хореографов

 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Солнечная активность может возрасти в конце октября

Ученые из лаборатории солнечной астрономии ИКИ РАН прогнозируют значительное увеличение активности Солнца. Ближайший всплеск ожидается 29 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Лабораторию солнечной астрономии ИКИ и ИСЗФ.

солнце

Фото Depositphotos

Специалисты предполагают, что вспышки и выбросы плазмы могут произойти из-за приближения активных областей огромной звезды к Земле.

Уровень вспышек уже к концу октября может достичь оранжевого или самого высокого — красного — уровня. Ученые предупреждают метеозависимых людей и тех, кто страдает хроническими заболеваниями, о возможном ухудшении самочувствия в дни, когда Солнце будет наиболее активно.

В Минске ожидается дождливая погода 27 октября

Облачность с прояснениями и небольшие дожди ожидаются в столице 27 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

Прогноз погоды в Беларуси на 27 октября 2025 года Прогноз погоды в Беларуси на 27 октября 2025 года

Ночью температура воздуха составит от +5 до +7 °С. Днем синоптики обещают +7… +9 °С. Ветер ожидается юго-западный, 5–10 м/с. Вероятность осадков — 80–90 %.

В Беларуси в понедельник будет облачная с прояснениями погода, временами возможны дожди. Ветер южный, юго-западный умеренный, в западных областях — порывистый. Температура воздуха минимальная ночью составит +2… +7 °С, максимальная днем будет в пределах +6… +11 °С.

Художник и архитектор Дмитрий Мохов: зритель должен выйти с фильма или спектакля наполненным

Дмитрий Мохов начинал как архитектор, продолжил как художник кино и театра, в послужном списке которого 11 фильмов и около 300 спектаклей, поставленных по всему СССР. А еще его наследие — большое количество рисунков и фотографий. Сегодня он профессор Белорусской государственной академии искусств, известный мастер и учитель художников театра и кино. Подробности — в материале корреспондента газеты «Вечерний Минск».

«Дмитрий Максимович Мохов — многогранная личность в искусстве. Крупный, яркий художник, который создал свой уникальный театр, представленный множеством постановок в разных городах и странах», — так охарактеризовала героя статьи доктор искусствоведения Вероника Ярмолинская.

— Я уже в школе знал, что буду художником. Чтобы приблизиться к мечте, поступил на архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. Потом была учеба в Минске. В студенческие годы много путешествовал, объехал Сибирь, Крайний Север, Карелию, Среднюю Азию, — рассказывает Дмитрий Максимович. — Жажда познания была столь сильной, что порой путешествовал нелегально — на крыше вагона поезда (теперь такое невозможно даже представить). В поездки всегда брал фотоаппарат, блокнот и этюдник. Параллельно с учебой в вузе начал работать в кино. А дальше — жизненные университеты. Мне повезло общаться с большими мастерами: драматургами, художниками, режиссерами, композиторами. Они были моими учителями.

Поездка в Среднюю Азию

Советчик королей

— Вы реализовывали себя в разных жанрах искусства: театре, кино, зодчестве. А кем по профессии себя считаете?

— Раньше в наших дипломах писали «художник-архитектор». Точная формулировка, и это как раз про меня. Всегда полагал, что архитектор — одно из лучших образований, синтез изобразительного искусства и науки — математики, физики. Неспроста в давние времена советниками у королей были именно зодчие. Профессия архитектора, к слову, очень понадобилась для работы в кино и театре, чтобы представлять, как выстроить придуманные пространственные композиции. Помню, как начинал работу в кино на съемках фильма «Житие и вознесение Юрася Братчика» по роману Владимира Короткевича «Христос приземлился в Гродно». Художник-постановщик Шавкат Абдусаламов нарисовал для съемок город, который не вписывался ни в один закон архитектуры. Но надо было строить, и я это сделал. Декорации, кстати, долго стояли на берегу моря в Ялте. Там были собор, торговая улица, улица ремесленников. Потом оказалось, что территория частная, все постройки снесли.

Декорации к фильму «Житие и вознесение Юрася Братчика»

Кино всегда привлекало меня своим масштабом, когда можно было выйти за пределы замкнутого пространства и возводить города, дворцы, замки. А еще было важно, что художник театра и кино владеет тем, чем не владеют другие художники. Временем! Он может перенести зрителя на 100 лет вперед или назад и показать образ в развитии.

На съемках фильма «Житие и вознесение Юрася Братчика»

В кино Дмитрий Мохов начинал ассистентом художника-постановщика и декоратором на съемках фильмов «Город мастеров», «Альпийская баллада», «Я, Франциск Скорина», «Сказание о Рустаме». Впоследствии стал художником-постановщиком. В его послужном списке работа над фильмами «Стая», «Краповый берет», «Тум-Паби-Дум» и другими.

Театральная рапсодия

Театральный период в творческой жизни Дмитрия Мохова пришелся на 1970–1980-е. Художник ставил спектакли разных жанров: оперы, балеты, драмы. Разные режиссеры, разные города. Но каждый раз это был поиск образного пространственного решения пьесы.

— В то время я работу не искал, меня искали режиссеры, — вспоминает Дмитрий Максимович. — Спектакли с моими декорациями и костюмами получали призы на международных фестивалях, поэтому режиссеры дорожили сотрудничеством. Заказы были расписаны на два-три года вперед, проходило по пять-шесть премьер за сезон по всему СССР. Помню, было 10 премьер за год, так совпало за счет «переходящих» спектаклей, работа над которыми начиналась сезоном раньше.

«Дом Бернарды Альбы»

— Что для вас в творчестве было отправной точкой?

— Понимание первоисточника: в кино это сценарий, в театре — пьеса, в архитектуре — проектное задание. Именно драматургия рождает образное пространственное решение.

В минских театрах в разные годы шли спектакли Дмитрия Мохова «Дом Бернарды Альбы», «Ромео и Джульетта», «Дар», «Зов», «Счастье мое», «Женитьба Бальзаминова», «Человеческий голос», «Не боюсь Вирджинии Вулф», «Евгений Онегин», «Фантазии по Гоголю», «Комедия о Лисистрате», «Гамлет», «Мефисто», «Маленький лорд Фаунтлерой» и другие.

Спектакль «Средство Макропулоса»

— В своей книге «Ностальгия по настоящему», рассказывая о собственной жизни и творчестве, вы пишете, что нельзя делать иллюстрацию пьесы или сценария. Надо искать решение для раскрытия темы.

— Конечно. В пьесе, например, написано: действие происходит высоко в горах. Первое, что напрашивается — нарисовать в декорациях горы. Или нагородить. Это неправильный ход. Сценография может быть условной, при этом главная задача художника — по заданной драматургии найти эквивалент жизненному пространству. Пространству, которое радует или угнетает. Здесь необходимы образ, метафора, символ как поиск решения того главного, что уже вдохновило драматурга на написание пьесы, режиссера — на постановку спектакля, композитора — на создание музыки.

Спектакль «Гамлет»

Дмитрий Максимович вспоминает, как вместе с режиссером Борисом Луценко трижды на разных сценах поставил спектакль «Гамлет». В минском Театре-студии киноактера декорации представляли собой панораму древнего сооружения с наслоениями позднейших культурных эпох, сквозь которые проступали почти утраченные фрески. Полупрозрачный гобелен-занавес создавал условную пелену времени. Так мир шекспировской трагедии обретал неожиданное пластическое решение. В Русском театре на сцене появлялся павильон, напоминающий шекспировский театр «Глобус». В декорации нарочито вводились конструкции из современной архитектуры: большой купол, накрывающий театр-мир, тумбы, турникеты, шведские стенки…

Другой пример — вместе с режиссером Валерием Рубинчиком Дмитрий Мохов работал над спектаклем «Комедия о Лисистрате» в Театре-студии киноактера. Руководствуясь сверхзадачей драматурга о сохранении мира, творческому тандему удалось не иллюстрировать определенную эпоху, а соединить разные времена в самых неожиданных сочетаниях и рискованных столкновениях. Сцена представляла собой кинопавильон, рельсы тележки кинооператора соединяли зрительный зал и подмостки. В декорациях присутствовали фрагменты античных статуй, барельефов. Костюмы с античной основой дополнялись современными элементами, боди-артом, перьями. Звучала музыка современных композиторов. Казалось, играла каждая деталь спектакля, все, что находилось в пространстве сцены.

Балет «Мефисто»

А для балета «Мефисто» в Музыкальном театре сконструировали подъемно-опускную установку «Паук» с длинными шлейфами, необычным цветовым освещением, серебристым покрытием деталей. Это фантастическое зрелище, в котором были загадка и своя философия. При минимуме декораций создавалось пространство для столкновения разных миров, разных жизненных философий.

— Пространство должно быть активным соучастником в действиях актеров. Рациональный, жесткий расчет конструкций на сцене, одновременно экспрессия и поэзия создаваемого пространства определили мой стиль работы в театре. — подчеркивает Д. Мохов.

— Случалось отказываться от постановок?

— Редко. Когда не было творческой совместимости с режиссером и я понимал, что мы по-разному трактуем проблемы драматургии. Когда доводилось слышать: «Старик, ну а чем еще будем удивлять, если не этим?» Как будто театр или кино предназначены только удивлять.

— А для чего предназначены?

— Зритель должен ассоциативно столкнуться с проблемами, которые его задевают в жизни, и выйти после спектакля, фильма эмоционально и ментально наполненным. Но есть, конечно, спектакли сугубо для развлечения.

О времени и о Художнике

— Вы в профессии уже 60 лет. Если сравнивать последнюю четверть прошлого столетия и первую нынешнего, как бы вы их оценили с точки зрения развития культуры?

— Философы говорят, что история человечества движется по спирали, значит, и культура тоже. Для меня последняя четверть XX столетия была временем подъема, своеобразного Ренессанса. Время новой драматургии, новаторской сценографии, если говорить о театре. А сейчас мы находимся на другом отрезке спирали. Это закономерно, так и должно быть. Посмотрим, что ждет нас впереди.

— Ходите сегодня в театр?

— Нечасто. Если намечается премьера, смотрю по фамилиям, кто режиссер, художник, и понимаю, стоит ли идти. Сегодня, на мой взгляд, на высоте кукольные театры: минский, гродненский. Это образцы данного вида искусства.

— «Ностальгия по настоящему» — название стихотворения Андрея Вознесенского стало названием вашей книги и одной из последних персональных выставок. О чем сегодня ностальгирует художник Дмитрий Мохов?

— Я не против прогресса в виде компьютера, искусственного интеллекта, но ИИ подменяет настоящее, это не источник знаний, это копилка. И полагаться на него целиком не стоит. Что касается творчества, тут вообще настораживает «помощь» некоторых современных технологий. Художники перестают что-то делать руками, все за тебя компьютер прорисует. Но ведь истинное произведение рождается от соприкосновения твоей души, твоего нерва к материалу и передается через тонкие колебания, через кончики пальцев в инструмент, которым ты работаешь: в кисточку, карандаш. Искусственному интеллекту это не под силу.

Справочно

Преподавательская деятельность Д. Мохова началась в 1976 году в Минском институте культуры. Дмитрий Максимович был руководителем по сценографии у режиссеров-дипломников. С 2008-го преподает в Белорусской государственной академии искусств. За это время под его руководством были выпущены две группы художников кино. Сейчас обучается очередной набор студентов.

Фото Сергея Лукашова, Юрия Мозолевского и предоставлены собеседником

Телеведущий Николай Дроздов уменьшился в росте. С чем это связано

Известный советский и российский телеведущий, зоолог и профессор Николай Дроздов стремительно теряет рост из-за прогрессирующего остеопороза. За последние месяцы мужчина уменьшился в росте на 18 см, сообщает кореспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал Mash.

Сейчас экс-ведущий программы «В мире животных» ростом всего 162 сантиметра — вместо прежних 180. В апреле болезнь уменьшила Н. Дроздова на десять сантиметров. Ученый испытывает боли в суставах, общую слабость и деформацию спины.

Кроме проблем с костями, Н. Дроздов борется с раком предстательной железы, диагностированном в 2023 году. Сейчас биогеограф проходит курсы противоопухолевой терапии и наблюдается у врачей.

Стуков и Галкин хулиганили не по-детски.  Как снимали фильм «Приключения Томаса Сойера и Гекльберри Финна»

Девятилетний Владислав Галкин на съемках фильма «Приключения Томаса Сойера и Гекльберри Финна» будто и не выходил из роли Гека — лучшего друга главного героя. Его хулиганские выходки доводили многих до паники. Подробности — читайте в материале корреспондента газеты «Минский курьер».

О чем кино

Том Сойер и его друг беспризорник Гекльберри Финн в поиске приключений видят, как ночью на кладбище индеец Джо убивает человека. С этим злоумышленником они еще раз столкнутся, начав поиск клада.

Усомнились в герое

Почему знаменитый режиссер Станислав Говорухин после невероятного успеха сериала «Место встречи изменить нельзя» решил взяться за картину для детей и юношества? Как утверждал сам постановщик, в начале 1980-х он понял: ребята почти перестали читать — смотрят телевизор, ходят в кино. И его самые любимые книги пройдут мимо них. Решил вернуть всем потрясающую литературу хотя бы в виде кинолент.

Постановщик бережно отнесся к произведению Марка Твена, смог уместить в три серии похождения американских мальчишек из XIX века. Правда, начальство попросило его поумерить пыл Тома Сойера, по книге бунтаря и хитреца. Не делать из него неисправимого хулигана-подростка, потенциального гангстера. Режиссер решил проблему за счет благовидной фактуры исполнителя роли Тома — Феди Стукова. Как его ни гримировали, он всё равно выглядел в юности максимум озорником из киножурнала «Ералаш». В этом были и минусы. Даже сегодня при просмотре мало верится, что он может противостоять индейцу Джо. А на фоне Влада Галкина, на сто процентов попавшего в образ Гека Финна, Том Сойер — Стуков кажется беглым принцем из другой книги Марка Твена («Принц и нищий»). Из-за этого приключенческий фильм местами напоминает, как сейчас говорят, ролевой квест.

Михалков подсказал

Изначально Феди Стукова не было в числе кандидатов на участие в картине.

Задолго до событий, еще 6-летним ребенком, он ехал с мамой в автобусе. К ним подошла ассистент режиссера одной из студий и попросила принести снимок мальчика для актерской базы. В результате в 1978 году он сыграл сына главного героя в драме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979). А в 1981-м вышла лента того же режиссера «Родня». Там Федя органично, с цирковым задором перевоплотился в хулиганистую Ирочку, дочь главных персонажей.

В поиске исполнителя роли Тома Говорухин объявил детский всесоюзный конкурс, который выиграл не менее миловидный Игорь Сорин, будущий солист группы «Иванушки International» (в титрах — Игорь Райберг). Собирался сниматься. Но в последний момент Михалков посоветовал обратить внимание на Стукова. Станислав Сергеевич посмотрел «Родню», и Фёдор стал Томом на экране.

Владислав Галкин (в титрах — Владик Сухачёв) рос в актерской семье. Мать Елена Демидова и приемный отец Борис Галкин не желали мальчишке актерской доли. В определенный период он жил с бабушкой Людмилой Николаевной. Она тайно отвела его на кинопробы. Пожилая женщина, не умевшая хранить секреты, за полгода никому из родственников не сказала, что внука утвердили на роль Финна. Терпела! Всё раскрылось, когда настало время ехать на съемки.

Чтобы 8-летняя Маша Миронова приняла участие в фильме, Говорухин действовал через ее маму Марию Градову, известную по роли радистки Кэт в «Семнадцати мгновениях весны». Девочка не рвалась на площадку. Мать ее убедила: поработать с Говорухиным — большая удача. От процесса Маша осталась не в восторге: клопы в гостинице, 40-градусная жара в Сухуми, холод в пещере со сталактитами, длительное пребывание в пышных многослойных платьях ее героини Бэкки Тэтчер. К тому же она до дрожи боялась Талгата Нигматулина, игравшего индейца Джо. Девочка, очевидно, успела посмотреть «Пиратов ХХ века», где актер предстал в качестве свирепого бандита Салеха. Он пытался наладить контакт с ребенком, рассмешить, но Маша всякий раз в ужасе ретировалась. Разочарование постигло и на премьере, когда она, увидев себя на экране, услышала, что говорит чужим голосом. Профессиональные артисты озвучили не только всех детей в картине. За Нигматулина за кадром говорит Караченцов.

Совершенно случайно роль богатого адвоката исполнил белорусский режиссер Валерий Рубинчик, создатель лент «Последнее лето детства» (1974), «Венок сонетов» (1976). Он дружил с Говорухиным со времен учебы во ВГИКе и приехал к нему отдохнуть в Одессу. Валерий Давидович всегда был одет с иголочки, носил очки в изящной оправе, выглядел респектабельным. Чем не американский адвокат?

На страницах Time

Фильм снимали в Одессе, Херсонской области, Абхазии, Новоафонской пещере. Реку Днепр выдали за Миссисипи.

Федя Стуков с Владом Галкиным хулиганили не по-детски. Однажды угнали построенный реквизиторами плот и сплавились вниз по реке. Течение оказалось мощным. Их едва поймали через десяток километров.

На экскурсии в дендропарке в Сухуми Галкин стащил из стеклянной емкости несколько древесных скорпионов, запер их в найденной картонной коробке. А в служебном автобусе, в котором в гостиницу ехала часть съемочной группы, коробку, якобы случайно, уронил, она раскрылась… По Сухуми разошелся слух, что кучка сумасшедших выпрыгивала из брошенного на дороге автобуса, скакала на месте, кое-кто даже снял штаны и майку, оставшись в трусах. Ведь это членистоногое смертельно опасно!

Права на прокат картины купили многие страны, в том числе США, где ее посмотрели более 9 млн человек. В журнале Time хвалили ленту. А Стукова пригласили в Штаты — прокатиться по Миссисипи на настоящем пароходе XIX века.

После показа фильма в СССР число продаж книг Марка Твена заметно выросло. Говорухин достиг цели.

Фото из интернета

Еще материалы рубрики:

На какие доступные в Сети российские детективные сериалы лучше не тратить время, и что посмотреть

Как минчанка Ирина Метлицкая стала известной благодаря киноленте «Палач»

Улетевший с каскадером вертолет и любовный треугольник за кадром. Как снимали «Шла собака по роялю»

Гусева отказалась, а Арбузова пошла по стопам героини. Все, что вы не знали о фильме «Авария — дочь мента»

Прокат продлился недолго: почему запретили фильм «Семья Януш»

На Восточном кладбище открыли мемориал, посвященный памяти композитора Олега Елисеенкова

Памятник заслуженному деятелю искусств Беларуси Олегу Елисеенкову открыли 26 октября на Восточном кладбище в Минске спустя год с момента смерти композитора, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

Мемориал состоит из горизонтальной и вертикальной плит, напоминающих рояль, с бронзовыми клавишами на левой стороне — символом последнего аккорда жизни маэстро. На вертикальную плиту нанесена краткая биографическая надпись о композиторе, а на горизонтальную — всего два слова: «Вспоминайте меня…».

На памятном событии присутствовали близкие и друзья О. Елисеенкова.

Белорусский композитор российского происхождения получил образование в Молодечненском государственном музыкальном училище им. М. К. Огинского, руководил студией «Гран-при» Государственного концертного оркестра, откуда вышли Вера Каретникова, Вячеслав Нагорный и группа «Ванильное небо». О. Елисеенков написал музыку к большинству песен из репертуара Александра Солодухи, композициям в исполнении Алексея Хлестова «Спасибо тебе», «Ты такая», «Невеста», а также песни «Ветразь кахання» в исполнении Ирины Дорофеевой и композиций «Не потеряй», «Птицы», «Усмешка» от эстрадной певицы Алеси.

Справочно

Указом Президента Беларуси в 2009 году композитор был награжден медалью Франциска Скорины.

Фото БЕЛТА

Ученые из Тайваня разработали натуральную сыворотку, стимулирующую рост волос

Исследователи Национального университета Тайваня разработали сыворотку, которая обещает остановить облысение и вернуть утерянные волосы всего за 21 день. Инновационное средство может быть доступно в продаже без рецепта, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Times of India.

Действие сыворотки основано на одном из видов гипертрихоза, когда на раздраженных или поврежденных участках кожного покрова начинают усиленно расти волосы. Ученые искусственно вызвали экзему у самцов и самок обритых мышей, нанося на их спины раздражитель — додецилсульфат натрия. Примерно через 10–11 дней из фолликул шириной около 1 мм на коже начали прорастать новые волосы. На участках, не подвергавшихся воздействию раздражителя или не страдавших экземой, в течение этого периода возобновления роста волос не наблюдалось.

Чтобы проанализировать воздействие жирных кислот на кожу без использования химических раздражителей, исследователи создали сыворотки, содержащие различные жирные кислоты, растворенные в спирте, такие как олеиновая и пальмитолеиновая. Они также оказались эффективными для стимуляции роста волос. Испытание на человеческих тканях один из авторов исследования проводил на себе. Профессор Сун-Джан Линь наносил сыворотку на бедра и наблюдал за ростом волос. Эффективность средства была доказана.

Команда ученых уже запатентовала сыворотку и в дальнейшем планирует протестировать ее различные дозировки на коже головы людей, прежде чем выпустить на рынок в свободную продажу.

Счастливы вместе. Минчане отметили золотую свадьбу и поделились секретом крепкого союза

Оксана Викторовна и Виктор Владимирович на днях отметили золотую свадьбу — 50-летие совместной жизни. Юбиляров поздравили в отделе ЗАГС Советского района. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала у героини материала секрет счастливого и долгого брачного союза.

— Как вы познакомились с будущим мужем?

— Впервые мы встретились на танцах в парке Челюскинцев, — рассказала О. Мананкова. — Я жила в Чижовке, а Виктор — на Логойском тракте (тогда ул. Я. Коласа). Любили гулять в парке Янки Купалы. А предложение Виктор сделал неожиданно — в будний день, когда сидели на скамейке. Поинтересовался, если ли при себе паспорт, чтобы подать заявление в ЗАГС. Колец тогда еще не дарили, а вот букет невесты на свадьбе у меня был почти таким, как сейчас, небольшим, из белых роз.

— Чем вам запомнился день свадьбы?

— Мы расписались в отделе ЗАГС Советского района, — поделилась воспоминаниями Оксана Викторовна. — В 1975 году он находился в самом центре города, на Ленинском проспекте (теперь — пр. Независимости). Были еще совсем молодыми — мужу 22, мне 21. За день до свадьбы лил дождь, а в сам день регистрации стояла солнечная и теплая погода. На свадьбе в ресторане «Зубренок» в районе Автозавода гуляли вместе с подругами и друзьями, было 70 человек, праздновали два дня.

Расскажите немного о семье, детях и внуках.

— У нас два сына — у них свои семьи, отношения с невестками хорошие, — подчеркнула О. Мананкова — Есть два внука — старшему уже 28 лет, и две внучки — младшей 16, в этом году она оканчивает школу. Внуки — это моя жизнь. Дай Бог такое счастье каждому.

Детей мы не баловали, всего в жизни они достигали сами. Папа был примером для подражания, сыновья относятся к нему с большим уважением и любовью. Супруг продолжает работать — у него свое дело.

Раньше много путешествовали, сейчас живем за городом. Люблю выращивать розы и гортензии, занимаюсь собакой — той-пуделем.

— Оксана Викторовна, в чем секрет вашего с Виктором Владимировичем счастья? Дайте совет нашим читателям, как сохранить семью и прожить вместе столько лет?

— Как говорят, «жизнь прожить — не поле перейти». Когда в юности слышала эти слова, казалось, все где-то далеко, и только сейчас в полной мере приходит осознание того, что они значат. В каждой семье бывают проблемы, но не стоит при первой же ссоре бежать разводиться: нужно учиться обходить острые углы. Потом понимаешь, что все — мелочи. Этому же я учу и своих внучек, — рассказала собеседница.

Фото Ирины Малиновской

Столичные спортсмены стали лидерами в Республиканском чемпионате по конькобежному спорту

В Минске завершился чемпионат Беларуси по конькобежному спорту. Столичная команда заняла первое место по количеству очков в общекомандном зачете, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал Министерства спорта и туризма.

Спортсмены из Минска стали лидерами в Республиканском чемпионате по конькобежному спортуСпортсмены из Минска стали лидерами в Республиканском чемпионате по конькобежному спорту

В последний день соревнований состоялись дисциплины по забегу на 5 тыс. м среди женщин и 10 тыс. м среди мужчин. В тройку лидеров в женских гонках вошли минчанки Юлия Малюкевич (8:19,87) и Ксения Вашкевич (8:20,37), а также витебчанка Кристина Скоблова (8:21,93). Призовые места среди мужчин взяли минчанин Альберт Рудевич (14:25,65), витебчанин Глеб Болгов (15:06,12) и могилевчанин Андрей Александрович (15:29,21).

В общем командном зачете по областям и Минску столичная команда завоевала 425 очков. Также высокие результаты показали Могилёвская (208 очков) и Витебская (172 очка) области.

Скончался российский актер Геннадий Назаров

В Москве ушел из жизни актер Геннадий Назаров. Ему было 58 лет. Обстоятельства кончины выясняются, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал Мастерская Петра Фоменко.

Родился актер и педагог 3 марта 1967 года в Москве. В школьные годы участвовал в самодеятельности, посещал драматический кружок, участвовал в школьных постановках. В 1988 году окончил бутафорский факультет Московского театрального художественно-технического училища и занимался оформлением спектаклей в театре «Современник». В частности, готовил декорации для постановок «Мурлин Мурло» и «Мадам Баттерфляй» в театре Романа Виктюка.

По совету сценариста и режиссера Валентина Донскова Г. Назаров в 1991 году поступил на актерское отделение режиссерского факультета РАТИ (ГИТИС), мастерской Марка Захарова. Принимал участие в спектаклях «Ленкома».

Дебют в кино у актера состоялся в фильме Иржи Менцель «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», в главной роли — рядового Ивана Чонкина. Также Г. Назаров снялся в картине «Какая чудная игра» Петра Тодоровского, где сыграл одного из основных героев Колю Рыбкина, и у Георгия Данелии в лирической комедии «Орел и решка», где воплотил на экране образ супруга возлюбленной главного героя — того сыграл Кирилл Пирогов. В начале 2000-х Г. Назаров снимался в сериалах «Каменская», «Сыщики», «Дальнобойщики» и «Марш Турецкого».

У актера диагностировали почечную недостаточность в конце 1990-х, из-за чего тот был вынужден три раза в неделю проходить процедуру гемодиализа. Из-за болезни мужчина перестал сниматься в кино и оставил работу в театре на Малой Бронной.

До смерти Г. Назаров преподавал в мастерских Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова, а также являлся худруком курса на актерском факультете в ГИТИС.

Фото из Telegram-канала Мастерская Петра Фоменко.