СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Макаровский клан
Для нескольких поколений белорусов актриса Галина Макарова стала воплощением простой белорусской женщины — подруги, мамы, бабушки.
Она была народной не только по званию, но и по сути, настолько органичными, естественными, родными представали героини в ее исполнении на сцене и на экране. В фильме «Мама», снятом к 90-летию народной артистки БССР и СССР Галины Макаровой, есть кадры, где она ничего не произносит, просто молчит. Но ее лицо, ее глаза такой выразительности, что, кажется, можно смотреть бесконечно.
Как Агата Чехович становится Галиной Макаровой
Вообще-то родители назвали ее не Галиной, а Агатой. И в Минск из родного Старобина в 16 лет она приехала именно под этим именем. Отец Агаты — офицер царской армии Климентий Чехович — в первую мировую войну служил в ставке царя. Он не принял советскую власть, воевал в армии Деникина, дошел до Крыма, но не эмигрировал, потому что в Старобине остались жена и четыре дочери. В 1921 году Климентия Владимировича осудили, и 5 лет он провел в тюрьме. Спасло вмешательство заступников из числа тех, кому Чехович в свое время спас жизнь и кто уже занимал солидные партийные посты. Его освободили. Но клеймо «лишенца» осталось: это означало для него и членов семьи отказ в праве на работу, поступление в институт, получение продуктовых карточек.
Отец Галины Макаровой — Климентий Чехович
Жили очень бедно. И в 16 лет Агата подается в Минск. Устраивается домработницей, позже санитаркой. Голосистая, музыкальная девушка участвует в самодеятельности и пробует поступить в студию Первого белорусского драматического театра (ныне Национальный академический театр имени Янки Купалы). Однако ее не принимают. Неизвестно, как сложилась бы судьба Агаты Чехович, если бы не участие влиятельного отца ее приятельницы, который сказал студийному начальству: «Проморгаете такой талант, сами потом пожалеете». И со второй попытки уже под фамилией матери — Апанащик — Агата добивается своего. В студии девушка меняет и свое имя — становится Галиной.
— Мама была спортивной, азартной, отважной, — говорит ее дочь Татьяна Пекур-Костюнина. — В молодости занималась легкой атлетикой, конным спортом, метала копье, была чемпионкой республики по мотокроссу 1937 года. Всегда со смехом вспоминала, как однажды на мотоцикле въехала в витрину магазина. Потом жестко экономила на всем, чтобы компенсировать нанесенный ущерб.
Галина Макарова чемпионка республики по мотокроссу 1937 года.
В 1939 году Галина влюбляется в офицера Ивана Макарова и выходит за него замуж. Так появляется Галина Макарова. Она оставляет театр (к этому времени ее уже принимают в труппу) и уезжает с супругом в Москву. В апреле 1941-го у Макаровых рождается сын Эдуард. Когда начинается война, Иван Семенович уходит на фронт, а Галина отправляется с малышом в эвакуацию.
Слева направо — Галина Макарова, первый муж Иван Макаров, его родная сестра
В 1943 году Галина Климентьевна с сыном уже опять в Москве, у родителей мужа, и они вместе с нетерпением ждут Ивана Семеновича. И супруг возвращается с фронта живой и здоровый, но… с новой женой. После развода Галина Макарова могла бы остаться в Москве: ее готовы были взять в театр имени Е. Вахтангова. Но случайно столкнувшись на Тверской со скульптором Заиром Азгуром, она узнает, что Купаловский театр уже вернулся из эвакуации в Минск. И она отправляется в Белоруссию.
—
Галина Макарова с сыном Эдуардом
Запомните ее такой
С бывшим супругом Галина Макарова продолжала общаться всю жизнь. И близкие утверждают, что именно Ивушка (так ласково называла Ивана Макарова Галина Климентьевна) оставался самой большой любовью в ее жизни. Сын Эдуард жил на два города — то с мамой в Минске, то у бабушки и дедушки по отцовской линии в Москве. Своего второго мужа, актера Павла Пекура, Галина Макарова встретила в театре. В 1951 году у них родилась дочь Татьяна.
Галина Макарова с мужем Павлом Пекуром и дочерью Татьяной
Невзирая на занятость, Галина Климентьевна всегда находила время для детей, старалась дать им то, чем была обделена в детстве.
— Мама помогала ставить спектакли в школе № 50, где я училась, — рассказывает Татьяна Павловна. — В одной из постановок она даже играла кикимору. Помимо обычной школы я занималась в музыкальной по классу фортепиано. К слову, сольфеджио мне преподавал композитор Евгений Тикоцкий, наш сосед по дому. Никогда не забуду, как домой принесли шикарное пианино. Этот трофейный инструмент из Германии привез отец актрисы Маргариты Гладунко, и мама для меня его купила. От переполнявшего меня счастья я бросилась на пол и каталась по нему.
В гости порой приходили известные люди, играли в карты, общались, смеялись. У Галины Макаровой сложились теплые отношения со Стефанией Станютой, актрисой Малого театра Галиной Скоробогатовой (с ней она снималась в кинофильме «Вдовы»), Любовью Соколовой. Но очень близких подруг у нее не было. Хотя если у кого-то из коллег случались неприятности, они всегда могли рассчитывать на ее поддержку. Иногда она приводила домой даже незнакомых людей: выслушивала, кормила, помогала, если они в чем-то нуждались. Чужих проблем, как и людей, для нее не было. Однажды артисты Купаловского театра возвращались с выездного спектакля и по дороге увидели перевернутый военный автомобиль. Оказалось, произошла авария. Серьезно пострадал офицер. Кровоточащую рану сильно забила грязь. Как бывшая санитарка, Галина Макарова сразу оценила степень опасности: если рану немедленно не продезинфицировать, может начаться гангрена. Аптечки ни у кого с собой не оказалось. И тогда Галина Макарова стала ртом вытягивать грязь и выплевывать ее…
Народная артистка БССР и СССР, она была напрочь лишена ощущения собственной исключительности, отличалась редкой скромностью, страшно не любила ходить по высоким кабинетам и что-то просить.
— Только дважды мама согласилась на это, и то потому, что я и брат ее очень просили, — признается Татьяна Павловна. — Первый раз, когда я вышла замуж, у меня уже родилась старшая дочь. Впятером стало тесновато в двухкомнатной квартире. Тогда она походатайствовала о дополнительной жилплощади, и нам с мужем дали отдельную квартиру. А второй раз для Эдуарда мама попросила разрешение на приобретение машины.
— Она отдавала себя полностью театру, семье, людям, — продолжает Татьяна Павловна. — Не умела любить себя. Я часто ей повторяла: «Мама, ты известный человек. Тебя узнают на улице. Надо больше уделять внимания внешности». Иногда она уступала моему давлению: приобретала какие-то статусные добротные вещи. Но было видно: это совсем не то, что доставляет ей настоящую радость.
Когда очень уставала, Галина Климентьевна любила уединение и тишину. С удовольствием вышивала. А еще обожала трудиться на даче, высаживать цветы, смотреть, как они распускаются. Одних пионов у нее росло кустов 100. В Минске во дворе своего дома Галина Климентьевна посадила клены, разбила клумбу. Ставила летом на балконе раскладушку и ночевала там — караулила, чтобы никто не срезал ее тюльпаны.
Павел Пекур: поддержка и опора
Заслуженный артист БССР Павел Пекур, исполнявший преимущественно роли второго плана, был очень интересным, глубоким актером. Он мог бы сделать в искусстве гораздо больше. Но однажды на съемках картины о войне после взрыва толовой шашки его засыпало землей. Это привело к проблемам со слухом. Пришлось преждевременно уйти из театра.
Находясь несколько в тени своей знаменитой супруги, Павел Алексеевич искренне радовался ее успехам, гордился ею. Лидерство Галины Климентьевны не вызывало у мужа раздражения.
Галина Макарова и Павел Пекур в спектакле «Молодая гвардия»
Как-то Андрей Макаёнак признался, что из всех актрис Купаловского театра мог бы жениться только на Галине Макаровой и только потому не делает попыток за ней приударить, что очень уважает Павла Пекура.
— Мама была импульсивной, эмоциональной, а папа отличался спокойным характером, — вспоминает Татьяна Павловна. — Я родилась, когда ему было 42 года, и он не чаял во мне души; иначе, как Танюшкой, не называл. Помню, как читал мне на ночь сказки, покупал кукол. Потом так же баловал внучку, мою старшую дочь Настю. Только когда по телевизору начиналась трансляция футбольных или хоккейных матчей, папа просил его не отвлекать. Еще он любил рисовать. Все вышивки мама выполняла по его рисункам.
Незадолго до смерти Павел Алексеевич стал рассказывать дочери о своей семье. И тогда Татьяна Павловна впервые услышала, что ее прадед по отцу — немец Карл Эльсберг, фабрикант из Вильнюса. Его жена — урожденная Кондэ Марквот Ренгартен. Их дочь Мария Карловна вышла замуж за адвоката Алексея Пекура, но умерла молодой.
Родители Павла Пекура
Тогда Алексей Данилович с детьми — Аркадием, Георгием, Павлом и Татьяной — уехал в Нижний Новгород. Когда Алексея Пекура репрессировали, его троих сыновей и дочь забрала в Одессу тетя Люба. Но вскоре она умирает. Ее муж Кирилл остается один со своими двумя дочерьми и детьми Пекур. Мужчина вынужден определить братьев и сестру Пекур в специальный интернат для немецких детей, не предполагая, что их ждет. В 1937 году Аркадий и Татьяна подвергаются репрессиям.
(слева направо): Аркадий, Георгий, Татьяна, Павел
Георгию, который в то время работал в Минске инженером, удалось избежать ареста. Он уезжает в Казахстан. А Павел Пекур за несколько лет до этих событий оказывается в Минске у своего дяди Николая, который устраивает его кочегаром на ликеро-водочный завод. В свободное время Павел посещает актерские курсы. В 1932 году его берут в труппу Первого белорусского драматического театра.
— Сегодня я занимаюсь генеалогией семьи и нахожу новые интересные сведения и о маминых, и о папиных предках, — делится Татьяна Павловна. — Храню родительскую переписку. Читаю их письма и не перестаю восхищаться. Люди прошли через такие испытания, но остались трогательными, чистыми, добрыми. Я никогда не слышала в доме сплетен, осуждений. Главное, чему они меня научили, — это терпимость к людям, умение прощать, не таить злобу и ненависть в сердце.
В лучах славы
Первый заметный успех в театре к Галине Макаровой пришел в 1954 году после исполнения роли Марии Кирилловны в спектакле «Извините, пожалуйста!» по пьесе Андрея Макаёнка. Драматургу так понравилась актриса Макарова, что свою Лужку в пьесе «Лявониха на орбите» он писал специально для нее. Когда роль захотели отдать другой актрисе, Макаёнак пригрозил увезти пьесу в Москву и поставить там. Лужка стала звездной ролью Галины Макаровой. Последующие постановки театра по произведениям Андрея Егоровича редко обходились без участия Галины Макаровой: она играла в «Святой простоте», «Таблетке под язык», «Трибунале».
Кинематограф полюбил Макарову поздно. Широкую известность она получила, сыграв Александру Громову в фильме ленинградского режиссера Сергея Микаэляна «Вдовы» в 1976 году. Актрисе уже было 57 лет. С тех пор она не переставала сниматься. Запомнились ее работы в картинах «Сад желаний», «Осенние сны», «Белые росы», «Альпийская баллада», «Прощание славянки», «Молодая жена», «Время выбрало нас», «Последний побег», «Не ходите, девки, замуж», «Противостояние».
Она удостоилась звания народной артистки БССР, а потом и народной артистки СССР. На второе звание никак не рассчитывала, поскольку была беспартийной.
— Помню, папа выходит из дома, в руках держит газету «Известия» и кричит: «Галка, тебе присвоили звание народной СССР», — говорит Татьяна Пекур.
Славу Галина Макарова восприняла спокойно. Казалось, в ее жизни ничего не изменилось. Она так же ходила за продуктами в магазины и на рынок, ездила в общественном транспорте и мечтала о новых ролях.
— Мама огорчалась тому, что ее «заштамповали»; она устала от ролей простых женщин, — признается Татьяна. — Ведь в молодости играла в пьесах Шекспира, в русской классике. Она хотела для себя масштабной исторической роли. Глядя фильм «Гардемарины, вперед!», где игуменью Леонидию исполняет Римма Маркова, вздыхала: «Ну почему мне не предлагают такой материал?»
Макаровский клан
Галина Климентьевна никогда не прерывала отношений со своими сестрами. Старшая Фёкла обосновалась в Украине и работала на шахте. Александра трудилась воспитательницей в детском саду в Уральске. Янина устроилась гримером на киностудию «Беларусьфильм». Янина Климентьевна, к слову, жива, но тяжело болеет. А поскольку детей у нее с мужем не было, то сегодня она на попечении Татьяны Павловны.
Слева направо: сестра Александра, дочь Татьяна, племянница Татьяна (дочь Александры), Павел Пекур, Галина Макарова
Сама Татьяна Павловна помимо занятий музыкой со школьных лет занималась плаванием, фигурным катанием. Серьезных успехов достигла в легкой атлетике — была чемпионкой БССР по легкоатлетическому многоборью. Окончила иняз (МГПИИЯ, ныне МГЛУ), режиссерские курсы. Более 30 лет работала на БТ.
Старший сын Галины Макаровой Эдуард живет в Москве. Окончив МВТУ (сегодня МГТУ) имени Н. Баумана, связал жизнь с партийной работой. Был референтом у Михаила Горбачева. Уйдя на пенсию, Эдуард Макаров организовал небольшую мастерскую по изготовлению дачного инвентаря. А еще он прекрасно готовит. Когда родственники встречаются в Москве или Минске, то стол накрывает обычно Эдуард Иванович. У него трое детей и трое внуков. Один из сыновей Эдуарда Макарова, Иван, стал звукорежиссером. Вообще творческое начало отличает всех внуков и правнуков Галины Климентьевны. Продолжить актерскую династию хотела старшая дочь Татьяны — Анастасия.
— В детстве бабушка часто брала меня в театр (я отлично знала весь репертуар Купаловского) и на съемки, — рассказывает Анастасия. — Я снималась в эпизодах в фильмах «Деревья на асфальте», «Время выбрало нас», «Лучше быть красивой и богатой». После школы поступала в Белорусский театрально-художественный институт, но провалилась. Было обидно, но бабушка, узнав о моей неудаче, совершенно не расстроилась.
В результате Анастасия, как и ее мама, окончила МГЛУ; работала в туристическом агентстве. Сегодня живет на две страны — Беларусь и Израиль, воспитывает детей — Надежду и Павла. Обожает выращивать цветы, как и бабушка.
Галина Макарова с внучкой Настей
Сын Татьяны Егор уехал в Москву и трудится там в качестве актера, продюсера, режиссера. За месяц до смерти Галины Климентьевны (умерла на даче 28 сентября 1993 года) у Татьяны родилась младшая дочь, которую назвали Агатой. Сегодня Агата живет в Нью-Йорке. Она окончила Восточный Мичиганский Университет по специальности «электронные масс-медиа», а теперь поступила на актерские курсы.
— Бабушка навсегда осталась особенным человеком, — отмечает Анастасия. — Для меня главным качеством в ней оставалась ее подлинность. Она была настоящей! И все мы училась у нее не фальшивить; не казаться, не воображать себя кем-то, а быть собой.
Среди наследников Галины Макаровой нет тех, за кого пришлось бы краснеть. Все они и сегодня чувствуют порой в своей жизни незримое присутствие этой удивительной женщины. И, несмотря на разные фамилии, называют себя макаровским кланом.
Фото Тамары Хамицевич и из архива Татьяны Пекур-Костюниной
Еще материалы проекта:
СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Четыре поколения хореографов