СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Музыканты Оловниковы
Стоит произнести фамилию Оловников, и сразу думаешь о музыке. А уже потом уточняешь — об отце, Владимире Оловникове, которого нет с нами 20 лет, или о его сыне, Игоре Оловникове, идет речь.
Редкий и счастливый случай: на одну семью — два известных музыканта, два народных артиста страны.
Игорь и Владимир Оловниковы
Семейная тайна
Народный артист БССР, композитор, автор музыки «Песни о Минске», ставшей гимном белорусской столицы, Владимир Оловников даже самым близким не любил рассказывать о детстве и юности. Это осталось закрытой для всех темой. И, возможно, незаживающей раной Владимира Владимировича.
Известно только, что родился Владимир Оловников в Бобруйске. Его маму, которая происходила из шляхетского рода Рынейских, репрессировали в 1937 году. Отец еще раньше умер от чахотки. Заботу о сиротах — старшем Владимире и младшем Глебе — взяла на себя тетя. Помимо нее Владимир Владимирович с огромной благодарностью всегда отзывался о композиторе Евгении Тикоцком, преподававшем в 30-е годы прошлого века в Бобруйской музыкальной школе и разглядевшем редкую одаренность своего воспитанника, а также о композиторе Николае Аладове, принявшем участие в его судьбе.
В 1937 году Владимир Оловников поступает в Минский музыкальный техникум (впоследствии преобразованный в Белорусскую государственную консерваторию, сегодня — БГАМ), учится там по классу фортепиано и композиции. На государственном экзамене 22 июня 1941 года слушает, как оркестр исполняет его симфонию, и получает диплом об окончании вуза. Радостный и счастливый, он идет по Минску и узнает о том, что началась война.
На передовой
На фронт Владимир Оловников уходит добровольцем. После форсированной подготовки вместе с другими подольскими курсантами участвует в обороне Москвы в октябре 1941 года. Сражается на Сталинградском и Украинском фронтах, принимает участие в освобождении Николаева, Таганрога, Очакова, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии. Став командиром батареи, потом заместителем командира батальона, он отличался тем, что берег подчиненных. Потому, может, и окончил войну всего лишь в звании гвардии капитана.
Владимир Оловников (в центре) на фронте
— После войны отец не торопился демобилизоваться, думал о том, чтобы стать кадровым военным, — рассказывает Игорь Оловников. — Но коллеги-композиторы убедили его не оставлять музыку. Он прислушался. И все-таки военная выправка сохранилась у отца на всю жизнь. Он отличался редкой для творческих людей организованностью, дисциплиной, бескомпромиссной требовательностью, особенно к себе. Воспоминания о войне не покидали его никогда. Героико-патриотическая тема звучала в душе и превращалась в музыку, которая отличалась особенной теплотой и лиризмом. Как не вспомнить всенародно любимую «Лясную песню» или песню-гимн «Радзiма мая дарагая»! Он собирал военные мемуары, отмечал в них строки о тех операциях, с которыми была связана его боевая биография. Уже в зрелом возрасте посетил Европу, чтобы посмотреть, как преобразились города, в освобождении которых он участвовал. Отец очень дорожил фронтовыми друзьями и до последних дней поддерживал с ними отношения.
Как все люди его поколения, которым повезло уцелеть на полях жестоких сражений, Владимир Оловников жил не только за себя, но и за тех, кто не вернулся. В течение 20 лет, в 1962-1982 годах, Владимир Владимирович был ректором Белорусской государственной консерватории. Именно его усилиями у студентов этого учебного заведения появилось свое общежитие, на тот момент одно из лучших в столице. Как член ЦК КПБ, депутат Верховного Совета БССР 6-9-го созывов, Владимир Оловников нес огромное бремя обязанностей и всегда относился к ним не формально, вкладывал силы и душу. А музыку писал в свободное время.
— Но именно эти часы запомнились больше всего, — признается Игорь Владимирович. — Отец любил сочинять музыку за инструментом. Он сидел в своем кабинете на крутящемся стуле и, когда мелодия созревала, поворачивался на нем от пианино к письменному столу и записывал. Его музыка оказывала на меня неизгладимое впечатление: я слушал и еще долго пребывал в ее атмосфере. Иногда он очень уставал, тогда уединялся или отправлялся куда-нибудь: любил ходить пешком, размышлять.
Круг любви
— Мой дед по материнской линии Михаил Викентьевич Илюкович родом из Лидского района, — рассказывает Игорь Оловников. — Он был в числе первых кремлевских курсантов, охранявших Владимира Ильича Ленина. Неоднократно видел вождя, который, высунувшись из окна, наблюдал, как маршируют солдаты. Шла Гражданская война, и дедушка отправился на фронт — служил телеграфистом. Женившись, обосновался в Новороссийске. Его супруга, моя бабушка Александра Титовна, — кубанская казачка. К слову, она тоже любила музицировать и петь романсы. В Новороссийске родилась моя мама. Перед Великой Отечественной войной дед с мамой приехали к родственникам в Западную Белоруссию. Там их и застала война. Тяжелые воспоминания о годах оккупации остались на всю жизнь. После войны дедушка возвратился в Новороссийск, а мама поступила в Минске в консерваторию.
Там, в храме музыки, Владимир Оловников и Лариса Илюкович и познакомились. К тому времени он уже был преподавателем, который во время концертов иногда аккомпанировал талантливой студентке, обладательнице красивого сопрано.
Долгие годы артистка Лариса Илюкович работала в филармонии, гастролировала с концертами по всему СССР. Также заведовала вокальным отделением Минского музыкального училища имени М. И. Глинки (ныне Минский музыкальный колледж имени М. И. Глинки). Там же преподавал и брат композитора гобоист и дирижер Глеб Оловников.
Михаил и Александра Илюковичи, Лариса Илюкович и Владимир Оловников. Новороссийск, 1950 год
Некоторые из песен, романсов, вокальную лирику Владимир Оловников писал именно для супруги. Иногда дома он садился за пианино, с чувством играл, а Лариса Михайловна пела.
— Мама, конечно, порой сердилась, что отец уделяет мало внимания семье, что его никогда нет дома, — признается Игорь Владимирович. — Она отличалась хлебосольством, искусно готовила, любила накрывать богатый стол и принимать гостей. Наши двери были открыты и для маминых подруг, и для коллег отца: композиторов Генриха Вагнера, Анатолия Богатырева, Игоря Лученка, поэтов Адама Русака, Алеся Бачило и многих других.
Сначала семья жила на Торговой улице, позже переехала в знаменитый дом № 17 на улице Я. Купалы, напротив цирка. Там установлена мемориальная доска в честь Владимира Оловникова.
— В школьные годы я любил 7 ноября наблюдать из окон нашей квартиры парад на главном проспекте столицы, — рассказывает Игорь Владимирович. — Из-за проблем со здоровьем раннее детство я проводил в основном в Новороссийске. Дедушка Миша после Великой Отечественной войны работал мастером точных приборов на заводе «Пролетарий» — крупнейшем цементном предприятии СССР. У него были золотые руки и хороший художественный вкус: он мастерски выполнял копии знаменитых картин русских художников — Поленова, Шишкина, Левитана. Самые яркие детские впечатления — как мы с дедом ремонтируем его «Москвич-401», мастерим мебель. Благодаря дедушке я стал радиолюбителем, а лучшим подарком для меня были электронные конструкторы. И до сих пор с удовольствием чиню компьютеры, сантехнику, электрику, мебель.
Музыка увлекала Игоря в детстве меньше. Хотя Владимир Владимирович занимался с сыном, но проявлял чрезмерную требовательность, не понимая, почему малыш допускает одни и те же ошибки. В конце концов Лариса Михайловна не выдержала: «Хватит! Ты его доводишь до слез. Надо отдать Игоря хорошему педагогу!» В средней специальной музыкальной школе при Белорусской государственной консерватории (сейчас Республиканская гимназия-колледж при БГАМ) Игорь Оловников учился в классе выдающегося преподавателя Ирины Александровны Цветаевой.
Игорь Оловников за фортепиано: первые шаги в музыке
Конечно, отец продолжал наблюдать за музыкальным развитием сына. Критиковал немногословно, но точно. Очень сдержанно отмечал его успехи и радовался им. Первое выступление Игоря Оловникова с оркестром состоялось в 11 лет. В 17 он уже стал лауреатом трех фортепианных конкурсов, в том числе международного — имени Б. Сметаны.
Со своей будущей женой Натальей Тащилиной Игорь Оловников, как когда-то родители, познакомился в консерватории. Только не в Минске, а в Москве, где продолжал образование по классу фортепиано и классу органа.
— Я тогда заканчивала музыкальное училище, — говорит Наталья Тащилина. — На концерте в консерватории исполняла произведения Шопена. Игорю понравилась моя игра. Он подошел и сказал, что у него есть интересные записи тех произведений, которые я выбрала. С этой встречи наши отношения и стали развиваться. В результате поступала я не в Московскую, а в Белорусскую государственную консерваторию.
— Мне сразу показалось, что Наташа очень одаренная, — говорит Игорь Владимирович. — Однажды ее исполнение отметил даже Святослав Рихтер. Она играла в одном из классов прелюдию Рахманинова, вдруг открылась дверь и вошел Святослав Теофилович. Как оказалось, он проходил мимо и, услышав игру Наташи, остановился у двери. По его признанию, он наслаждался великолепным звучанием прелюдии.
Так на одного музыканта в семье Оловниковых стало больше. Родители Игоря очень тепло приняли невестку. А в семье Тащилиных, как к сыну, относились к зятю.
Игорь Оловников, его супруга Наталья Тащилина, мама композитора Лариса Михайловна Илюкович
Отец Натальи полковник Иван Федотович Тащилин работал с Сергеем Королевым, занимался расчетом траекторий космических аппаратов и участвовал в их запуске на Байконуре. Его супруга Марина Андреевна, врач-терапевт, обладала красивым голосом и в свободное время с удовольствием пела. Породнившись, Оловниковы и Тащилины обрели друг в друге по-настоящему близких людей.
— Я замечательно уживалась с родителями Игоря, — признается Наталья Ивановна. — Владимир Владимирович был человеком очень доступным, добрым и деликатным в личном общении. Особенно он запомнился мне на отдыхе в Новороссийске, куда мы вчетвером отправлялись каждое лето. Мы вместе гуляли, с удовольствием ходили в горы, любовались природой. Я рано потеряла маму, и заменила ее мне Лариса Михайловна, с которой мы по сей день живем вместе и ладим.
Сегодня Игорь Оловников — солист Белгосфилармонии и профессор кафедры специального фортепиано БГАМ. По его инициативе в свое время в академии открыли органный класс, первым преподавателем которого он и стал. Среди пианистов, учеников Игоря Владимировича, — лауреаты международных конкурсов, известные в стране и за рубежом музыканты и педагоги.
Как пианист и органист Игорь Оловников активно концертирует с сольными программами в Беларуси, России, Германии, Испании, Великобритании, Японии, Китае… Выступает с оркестровыми коллективами и в ансамбле с другими музыкантами. Постоянно участвует в международных музыкальных фестивалях. Регулярно проводит мастер-классы в стране и за рубежом, его часто приглашают в жюри различных международных конкурсов.
Наталья Тащилина преподает в БГАМ и Республиканской гимназии-колледже при ней. Среди ее учеников тоже много талантливых, признанных исполнителей. Иногда Игорь Оловников и Наталья Тащилина выступают с совместными проектами. А отпуска по семейной традиции проводят в Новороссийске.
Уроки отца
— Я часто слышал, что всего в жизни добиваюсь благодаря поддержке отца, — говорит Игорь Владимирович. — Не скрою, было обидно. Потому что отец никогда, ни единым словом или поступком не оказал мне протекцию. Это было совершенно не в его духе. Однажды он приехал в Московскую консерваторию, где я тогда учился. И ректор сразу предположил, что отец хочет походатайствовать о сыне, тем более что основания для этого имелись. Он очень удивился, когда оказалось: Владимир Оловников интересуется исключительно служебными делами, хочет обменяться опытом. Не сомневаюсь, что отец мог бы подключить связи и освободить меня от службы в армии, но он был настоящим патриотом, и ему в голову не приходило, чтобы сын «откосил». И я честно отдал долг Родине. Отец всегда оставался для меня на недосягаемой высоте. Не только как профессионал, но и как человек, гражданин и патриот. Он был человеком с очень строгой внутренней организацией, исключительно самоотверженным, несгибаемым, кристальной честности и принципиальности. И хотя я заметно отличаюсь от отца, я бесконечно благодарен за то, чему он научил: как строить отношения с людьми, как выбирать линию поведения в той или иной ситуации, чего избегать, кому доверять. С возрастом все чаще вспоминаю те редкие моменты, когда мы были вместе: слушали музыку, играли в футбол, шахматы, ходили по азимуту в парке Челюскинцев — было у отца такое спортивное увлечение. Как-то мы с ним гоняли на лужайке мяч. Рядом гуляли женщина с мальчиком, и тот с нескрываемой завистью посматривал в нашу сторону. Отец спросил ненароком: «Ты мог бы отдать свой мяч ему?» Я пожал плечами: мне этого не хотелось, и отец это понимал. Но, покидая площадку, он все-таки протянул мяч мальчугану. Его урок щедрости, доброты остался со мной на всю жизнь.
Фото из семейного архива Оловниковых
Еще материалы проекта:
СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Клан Шараповых
СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Под управлением любви
СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Устроить праздники из будней — к этому всегда стремились в доме Бембелей
СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Евгений Чемодуров: «Как художника меня спас театр»
СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Народный писатель Иван Науменко и его удивительная супруга Ядвига