СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Остров любви и надежды Гурьевых
В этой семье два поколения служителей Мельпомены. Все они любили и любят искусство в себе, а не себя в искусстве. И больше, чем славой, дорожат друг другом. О семье Гурьевых — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В плену у оперы
Те, кто слышал в свое время заслуженного артиста БССР тенора Виктора Гурьева на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета, наверняка не подозревали, сколько драматических событий выпало на долю этого человека, через сколько испытаний ему пришлось пройти, какими неожиданными поворотами богата его биография.
Во время Великой Отечественной его, 16-летнего юношу, уроженца села Борисовка Житомирской области, угнали в Германию. Три долгих года он был не Витей Гурьевым, а номером 67, трудясь от зари до зари на одном из заводов Эрфурта. Когда в 1945 году Красная Армия освободила соотечественников, В. Гурьев попал в пехотно-механизированный полк и еще 5 лет служил на территории Германии.
— Моя артистическая карьера началась по-настоящему именно в армии, — рассказывает Виктор Федорович, — хотя пел я с малых лет. У родителей нас было 12 детей, и всех природа наделила красивым голосом. Помню, как до войны мы вместе исполняли народные песни, такие мелодичные и глубокие по смыслу. Наверное, это и определило мое дальнейшее желание «спивать» для людей, радовать их своим даром, вносить в их жизнь красоту.
Сначала он стал запевалой в полку. Позже по совету начальника штаба пришел в военный оркестр, где самостоятельно, не имея никакой музыкальной подготовки, опираясь исключительно на природный слух, освоил кларнет. Да так, что спустя год исполнял на нем увертюру из «Свадьбы Фигаро». Отслужив в армии, Виктор вернулся в родные места и поступил в Житомирское музыкальное училище. Там он познакомился со своей будущей женой Лидой Шевченко, которая выросла в поселке Народичи неподалеку от Борисовки. После окончания училища Виктор продолжил учебу в Белорусской государственной консерватории, а Лида — в Киевской. На каникулах они встречались в родных местах и, еще будучи студентами, поженились.
Когда В. Гурьева приняли в труппу Большого театра оперы и балета в Минске, Лида приехала к мужу и тоже успешно прошла прослушивание. Так Виктор Федорович и Лидия Петровна оказались не только супругами, но и партнерами по сцене.
С тех пор высокое и земное в их жизни стали неразделимы.
— И до войны, и какое-то время после нее жилось впроголодь. Все детство и молодость я хотел есть, — признается Виктор Федорович. — Мечта была одна — насытиться хлебом, картошкой, салом. Запах хлеба на всю жизнь остался для меня божественным!
Еще долго после войны Виктор Федорович ходил в шинели: кроме нее нечего было надеть в холода. Первое время в Минске Гурьевы скитались по съемным углам. В 1962-м получили двухкомнатную квартиру на бульваре Шевченко. В 1971-м переехали в трехкомнатную на Сурганова.
Разговоры о театре и искусстве в их семье велись постоянно, но супруги никогда не чувствовали себя конкурентами. Их роли в жизни определились сами собой раз и навсегда. Виктор Федорович — глава семьи, и для него самое главное — профессия. Лидия Петровна — хранительница домашнего очага. Она была артисткой и оставалась заботливой женой и мамой: успевала готовить, стирать, убирать, заниматься сыном и дочерью, принимать гостей. И на сцене Лидия Петровна больше, чем за себя, переживала за мужа: он исполнял ведущие партии, и это обязывало его всегда поддерживать голос в отличной форме.
— Нашему союзу общая профессия не только не мешала, а, возможно, даже помогала, — отмечает Лидия Петровна. — Кто, как не коллега, может понять мужа-артиста, его переживания, его состояние перед спектаклем? Я понимала. И, несмотря на его и мою эмоциональность, нам в жизни всегда удавалось прийти к согласию.
Годы, когда на оперной сцене выступали В. Гурьев и Л. Шевченко, были периодом расцвета белорусского оперного искусства. В театре работали легендарные дирижеры, режиссеры, художники-сценографы, блистали выдающиеся певцы Зиновий Бабий, Аркадий Савченко, Виктор Чернобаев, Нинель Ткаченко, Тамара Нижникова.
— Я познакомилась с Гурьевыми в 1972 году, когда пришла в театр после консерватории, — вспоминает народная артистка Беларуси Наталья Руднева. — Пела в спектаклях и с Виктором Федоровичем, и с Лидией Петровной, а позже — с их дочерью Анечкой. Всю их семью отличают исключительное трудолюбие, профессиональный фанатизм, дисциплинированность. Не припомню, чтобы они хоть раз опоздали на репетицию. А в какой физической форме они себя держат! И еще всех троих отличает замечательное отношение к партнерам. Уже уйдя на пенсию, Виктор Федорович регулярно звонил и поздравлял с премьерами, праздниками, всегда находил добрые слова.
По следам родителей
Нет ничего удивительного в том, что, обнаружив у дочери слух и голос, родители отвели ее в музыкальную школу и купили пианино. Лидия Петровна и Виктор Федорович не мешали Ане самостоятельно выбирать дорогу в жизни, не давили. Но когда она решила пойти по стопам родителей, очень переживали, зная, каким жестоким бывает искусство.
— С самого детства я видела, как ежедневно напряженно работали родители, вкладывая силы и здоровье в любимую профессию, — говорит Анна Викторовна. — Я всегда понимала, какой это непростой труд, какая колоссальная ответственность. Но знала и другое: если не выкладываться, не служить искусству, ничего не получится.
К вершинам мастерства Аня поднималась шаг за шагом, проявляя завидное упорство. После музыкальной школы поступила на музыкально-педагогический факультет МГПИ имени А. М. Горького (сейчас БГПУ имени М. Танка). Пела в хоре Белорусского государственного академического музыкального театра. В это же время окончила Минское музыкальное училище (теперь колледж) имени М. И. Глинки. Наблюдая ее успехи и творческий рост, художественный руководитель театра Адам Мурзич рекомендовал Анну Гурьеву для поступления сразу на 3-й курс Одесской консерватории.
В труппу Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси ее приняли в 1994 году. Родители к этому времени уже не пели, и на сцене Анна с ними не встретилась.
Анна Викторовна признается, что очень доверяет мнению родителей, их оценкам, поскольку они всегда объективны и заинтересованы в ее творческом совершенствовании и прогрессе.
— Как артистка Аня росла на моих глазах: она никогда не отказывалась от партий второго, третьего плана и постепенно стала петь ведущие, — отмечает Н. Руднева. — Сначала ее голос очень напоминал голос Лидии Петровны. С освоением певицей более сложного репертуара он менялся, приобретал индивидуальность.
Власть сцены
Сына родители приобщили к своей профессии невольно, просто потому, что в детстве Толю не с кем было надолго оставить дома. Но артистом его не видели, считали, что для мужчины все-таки лучше выбрать менее зависимую, более земную специальность.
— Я вырос за кулисами театра, — рассказывает ведущий мастер сцены Театра-студии киноактера Анатолий Гурьев. — С 6 лет выходил в мимансе на сцену в оперных спектаклях, в балете, и мне за это платили, пусть и символические деньги. Летом родители, отправляясь на гастроли, брали с собой и меня. Я замечательно проводил время в разных городах Советского Союза и возвращался в Минск обычно в середине сентября.
В школе № 79 Минска с углубленным изучением французского языка в отличниках не ходил, но учился вполне прилично, отдавая явное предпочтение гуманитарным предметам. Рано научившись читать, Толя Гурьев запоем проглатывал книги Фенимора Купера, Майн Рида, Даниэля Дефо, Александра Дюма, Рафаэля Сабатини. Одно время мечтал стать моряком, чтобы ходить на судах и видеть мир. В 6-м классе даже убежал из дома в Севастополь, ведомый жаждой странствий. Ни музыкальную школу, ни театральные кружки не посещал. На гитаре научился играть у дворовых приятелей. Занимался классической борьбой, чтобы уметь постоять за себя и дать отпор местной шпане.
И все-таки вирус творчества давал о себе знать. Подхватил Анатолий его не только от родителей. К опере и балету, с которыми соприкоснулся с малых лет, его не сильно влекло, а вот против магии драматического искусства он не устоял.
— Почти все спектакли прославленных московских и ленинградских коллективов, которые приезжали на гастроли в Минск и выступали обычно на сцене театра оперы и балета, я смотрел, сидя не в зрительном зале (туда зачастую не удавалось приобрести билет), а в оркестровой яме, куда меня пускали музыканты. Однажды после спектакля «Стряпуха» театра имени Е. Вахтангова по просьбе мамы вручил цветы исполнительнице главной роли народной артистке СССР Юлии Борисовой. Она поблагодарила меня и спросила, кем хочу быть. «Артистом», — невольно вырвалось у меня. «Ну и будешь», — рассмеялась Юлия Константиновна.
Так с легкой руки этой замечательной актрисы и случилось. Анатолий Гурьев с первой попытки поступил в БГТХИ. Родители в это время были на гастролях. Вернувшись, приняли свершившееся как факт.
Сегодня у Анатолия Гурьева за плечами уже 38 театральных сезонов. Десятки разноплановых ролей на сцене и в кино. А сколько интереснейших встреч подарила судьба! Он был знаком с такими легендами советского киноискусства, как Сергей Бондарчук, Михаил Пуговкин, Анатолий Папанов.
Под занавес
И солистка оперы Анна Гурьева, и актер Анатолий Гурьев уже зрелые, признанные мастера, которые давно доказали, что выходят на сцену по праву таланта, а не династической принадлежности.
Лидия Петровна и Виктор Федорович в силу возраста сегодня редко ходят на премьеры к сыну и дочери. Но по-прежнему интересуются их работой, гордятся ими и очень переживают за своих уже взрослых детей. А те после спектакля часто первый звонок делают именно родителям.
Анна Викторовна иногда отказывается от гастролей, чтобы не оставлять отца и маму надолго одних. Хотя для своих лет родители отлично держатся. Виктор Федорович в 91 год по-прежнему каждый день делает зарядку. На свое 90-летие для гостей даже пел. Не менее впечатляет и такой факт: Виктор Федорович и Лидия Петровна вместе идут по жизни уже 63 года!
Для этой семьи сцена была и остается местом служения. Тем пространством, где они проживали и проживают чужие судьбы, заставляя зрителей вместе с ними испытывать самые разные чувства и эмоции. А вне театра они живут своими печалями и радостями, победами и сложностями, чем делятся только с близкими. Все Гурьевы очень дорожат своим «островом любви и надежды».
Фото предоставлены Большим театром Беларуси и Театром-студией киноактера
Еще материалы проекта:
СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Евгений Чемодуров: «Как художника меня спас театр»
СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Народный писатель Иван Науменко и его удивительная супруга Ядвига
СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Музыканты Оловниковы
СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Первый белорус — олимпийский чемпион о том, как совмещать спорт и семейную жизнь
СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. В плену у Мельпомены