1200 90

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Под управлением любви

Жил и творил композитор, народный артист БССР, лауреат Государственной премии БССР Юрий Семеняко. И главным источником вдохновения для него были его дорогие женщины

img_3541-copy

Знак беды

Юрий Семеняко родился в 1925 году в Минске на улице Интернациональной. Его отец Владимир Иванович и мама Евгения Петровна были родом из-под Белостока. Поженившись, они нелегально пересекли границу и бежали из Польши в Минск. Владимир Семеняко работал фотокорреспондентом в одной из газет, а Евгения Петровна — секретарем-машинисткой. Глава семьи любил музицировать на пианино, умел играть на гитаре и мандолине. Все шесть родных сестер Владимира Ивановича пели в церковном хоре. Одаренность Юры тоже проявилась рано. Но созревала она в трудных условиях.

В 1933 году отца по обвинению в шпионаже против советской власти репрессировали и сослали в лагерь, — вспоминает родная сестра композитора Рената Семеняко. — Предчувствуя, что вскоре могут прийти и за ней, мама решила покинуть Минск и отправилась с нами (Юре было 8, а мне 6 лет) к родственникам в Феодосию. Там Юра, а за компанию и я, поступили в музыкальную школу по классу фортепиано.

Первый гонорар Юрий Семеняко заработал в 14 лет. Одаренный юноша настолько выделялся среди остальных, что директор попросил его сопровождать заезжую актрису, выступавшую в санаториях Феодосии в жанре эстрадной мелодекламации. Расплатились с Юрой не только деньгами, но и фруктами и медом.

В Крыму семья получила весть, что Владимир Иванович умер. Не так давно в базе данных «Мемориал» Рената Владимировна нашла информацию, что на самом деле его расстреляли. Но выяснить, где похоронен Владимир Семеняко, так и не удалось. В 1937 году в Феодосии как жену врага народа арестовали и Евгению Петровну. Ее отправили в лагерь, который располагался в Казахстане и получил название «Алжир» (Акмолинский лагерь жен изменников Родины). Юра с Ренатой остались на попечении родственников. Но в Крыму уже наступили тяжелые времена. В 1939 году детей разыскали родные Владимира Ивановича и забрали к себе в Белосток. Там Юра и Рената окончили музыкальную школу.

Летом 1941 года мы жили в деревне, — рассказывает Рената Владимировна. — Когда началась война, Юра вернулся в город и устроился работать в ресторан: играл на рояле и аккордеоне. В 1944-м через город проходили войска 2-го Белорусского фронта, и при нем был военный оркестр. Руководитель коллектива, услышав от местных жителей о Юре, разыскал его и убедил оформиться в армию добровольцем.

Победу Юрий Семеняко встретил в Берлине. После демобилизации из армии уехал в Иваново. И там в одной из газет ему на глаза попалось объявление: Белорусскому ансамблю песни и танца под управлением Григория Ширмы (позже — Государственная академическая хоровая капелла БССР), который размещался тогда в Гродно, требуется концертмейстер. Юра откликнулся, и его приняли.

Когда ансамбль (с ним и Юрий Семеняко) вернулся в Минск, Рената Владимировна уже училась в Белорусской государственной консерватории имени А.В. Луначарского. В 1952-м в нее поступил и Юрий. А через год в Минск после реабилитации вернулась Евгения Петровна. Освободили ее после 10-летнего заключения еще в 1947 году. Но из-за лагерного прошлого Евгении Петровне не разрешалось жить в белорусской столице, и она скиталась по чужим углам в провинции, тайком наведываясь в Минск повидать детей.

Нежное эхо друг друга

Именно в Государственной академической хоровой капелле БССР под управлением Григория Ширмы Юрий Семеняко написал музыку к своим первым песням, которые (как «Ты мне вясною прыснілася») принесли ему известность. И именно там он встретил свою любовь. Лилия Лисункова пела в хоре. У красивой молодой выпускницы консерватории позади тоже была опаленная войной юность. Ее отец погиб еще во время советско-финской войны в 1939-м. Когда началась Великая Отечественная, она вместе с мамой Риммой Михайловной ушла в партизанский отряд. К моменту встречи с Юрием Семеняко Лилия Лисункова уже развелась с первым мужем и воспитывала дочь Тамару. Молодые люди сразу почувствовали родство душ. Оказалось, даже родились в один день — 26 ноября.

По воспоминаниям родных и друзей, Юрий и Лилия Семеняко были удивительно гармоничной парой: дополняли и вдохновляли друг друга. Она имела красивый голос (лирико-колоратурное сопрано), но рано осознала, что сцена не для нее, и нашла себя в преподавании. Около 30 лет Лилия Илларионовна проработала на музыкально-педагогическом факультете МГПИ имени А.М. Горького. Она никогда не вмешивалась в творчество мужа, но он часто советовался с ней, прислушивался к ее мнению.

Юрий Владимирович жил и дышал творчеством. А вот с бытом, материальной стороной жизни был на вы. В семье долгое время со смехом вспоминали один эпизод. Когда у молодой четы родилась Иришка, то из-за тесноты в коммунальной квартире на улице Советской ее уложили… в корыто: некуда было поставить детскую кроватку. В это время даже рядовым сотрудникам капеллы уже начали улучшать жилищные условия, и Евгения Петровна вместе с Лилей стали уговаривать главу семьи: «Юра, ты же видишь, у нас повернуться негде! Сходи попроси себе квартиру». И услышали в ответ: ему неудобно ходатайствовать за себя, когда в хоре есть семейный Р., который тоже еще без квартиры.

Но квартиру молодая семья все-таки получила — сначала на Ульяновской, потом на Цнянской. Конечно, чем мог, Юрий Владимирович старался баловать своих дорогих девочек. Во время гастролей всегда присматривался, за чем охотятся артистки и старался то же приобрести для своей Лили, сделать подарок дочерям. В годы тотального дефицита это было просто, радовала любая мелочь. Когда в Острошицком Городке построили дачу, Лилия Илларионовна с удовольствием проводила там время: обожала возиться в земле. А Юрий Владимирович не находил там себе места, старался поскорее вернуться в Минск к рабочему столу и роялю.

Помимо музыки Юрий Семеняко любил литературу, был чуток к слову. Если ему нравилось какое-то произведение в журнале «Новый мир» или «Иностранная литература», он тут же торопился поделиться своими впечатлениями и советовал близким и друзьям прочесть его. С удовольствием читал книги Майн Рида и Жюля Верна старшему внуку Георгию. У них это называлось «а я лягу-прылягу». Увлекался Юрий Владимирович и фотографией. Запирался в ванной комнате, проявлял снимки, потом печатал их и вклеивал в семейный альбом. А еще был страстным болельщиком минского «Динамо»: ходил на стадион, эмоционально реагировал на победы и поражения любимой команды.

Сначала с нами жила Евгения Петровна, потом Римма Михайловна, — вспоминает младшая дочь композитора Ирина Семеняко. — Бабушка Женя научила меня в 3 года читать и считать. Помню, как удивило меня ее признание, что, будучи гимназисткой, она видела царя Николая II! Мне тогда все цари казались сказочными персонажами. Помню ее подружек: одна жила возле стадиона «Динамо», мы частенько ее навещали, вторая, Анна Алексеевна Некрасова, приезжала к нам в гости из Москвы. Все они закуривали «Беломор» и говорили-говорили… Бабушка уже тяжело болела, когда папу наградили орденом Ленина. Она успела подержать орден в руках, поздравила сына, а через несколько дней умерла. А бабушка Римма Михайловна была очень домовитой и хозяйственной, она научила нас с сестрой варить изумительно вкусный борщ.

Мы росли в атмосфере музыки и любви, — добавляет старшая сестра Ирины Тамара. — В гости к нам приходили такие известные люди, как руководитель оркестра народных инструментов Иосиф Жинович, режиссер Государственного театра оперы и балета Семен Штейн, композиторы Генрих Вагнер и Лев Абелиович, поэты — соавторы песен Владимир Каризна и Алесь Бачило. Можно было заслушаться, когда они говорили о творчестве, обсуждали наболевшее.

Для близких, друзей и коллег Юрий Владимирович всегда находил время и силы. Став председателем Союза композиторов БССР, он постоянно за кого-то ходатайствовал, отстаивал чьи-то интересы, продвигал молодые дарования. По его инициативе даже построили небольшой дом творчества для белорусских композиторов. Юрий Семеняко много сделал, чтобы открыть в Минске театр музыкальной комедии. Специально для труппы, которая до 1970 года находилась в Бобруйске, Юрий Владимирович написал оперетту «Поет жаворонок». На премьеру спектакля во время гастролей в Минске пришел первый секретарь ЦК КПБ Петр Машеров. После успеха у столичного зрителя проще было убедить первое лицо республики в том, что такой театр нужен Минску.

Я всегда считал Юру уникальным композитором и человеком, мне его очень не хватает, — признается Владимир Каризна. — Мы написали с ним десятки песен. Он замечательно знал белорусскую поэзию, был подлинным патриотом. А еще его отличала исключительная творческая честность, он никогда не кривил душой. Если что-то казалось неудачным, он тактично, но прямо об этом говорил. Возглавляя союз композиторов, никогда не плел интриг, наоборот поддерживал и воодушевлял коллег.

А музыка звучит

Родители воспитывали дочерей вполне демократично: не давили, поощряли все их детские увлечения. Но в итоге девочки все-таки стали музыкантами. Тамара окончила Минское государственное музыкальное училище имени М.И. Глинки и Белорусскую государственную консерваторию имени А.В. Луначарского. Вскоре вышла замуж за Андрея Беспалова — внука Анны Некрасовой, той самой приятельницы-москвички Евгении Петровны. Тот состоял на дипломатической службе, и Тамаре пришлось повсюду следовать за ним. Но музыку она не оставила, у нее достаточно много учеников в разных странах. Сейчас их семья живет в Париже.

Жизнь моя протекала вдали от Минска и родных людей, но чувство любви и привязанности к своим корням с годами только усилилось, — отмечает Тамара Беспалова. — Прошло уже 26 лет со смерти отца. А смириться с этим трудно до сих пор. Он был исключительным человеком. Бескомпромиссным и бесконечно добрым. Решительным и чутким. Настоящим патриотом. Он научил ценить дружбу и надеяться прежде всего на себя.

В детстве я очень любила рисовать и мечтала стать художницей, — рассказывает Ирина Семеняко. — Но и против занятий музыкой не возражала. Помню, как папа довел меня до дверей музыкальной школы, пожелал успехов, а сам отправился в союз композиторов, который располагался рядом. Конечно, он радовался моим успехам, но всегда напоминал: легким путь в искусстве не бывает, и лентяям в нем делать нечего.

Как и мама, Ирина Юрьевна видела себя преподавателем. И вот уже 33 года она трудится в Республиканской гимназии-колледже при БГАМ. Среди воспитанников Ирины Юрьевны — лауреаты международных конкурсов, стипендиаты специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Ее ученики постоянно принимают участие в концертах и фестивалях в нашей стране и за ее пределами. Саму Ирину Семеняко регулярно приглашают в состав жюри различных конкурсов; она проводит концерты и мастер-классы в детских музыкальных школах. В общем, фамилия Семеняко по-прежнему связана с музыкой.

Сегодня в честь Юрия Семеняко в Минске названа улица, его имя присвоено Детской музыкальной школе искусств № 1 в Гродно и Международному конкурсу молодых композиторов. Но главное — его задушевные, романтичные, возвышенные мелодии по-прежнему живут и находят отклик в сердцах людей. Его музыка, рожденная большим подлинным чувством, воодушевляет, исцеляет, очищает.

Фото из семейных архивов Ирины Семеняко и Тамары Беспаловой

 

Еще материалы проекта:

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Макаровский клан

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Пересечение судеб Якуба Коласа и Янки Мавра

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. О писательском и личном счастье Ивана Мележа

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Минское трио Тикоцких

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Клан Шараповых

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Минчанин применил насилие к сотруднице ОПИ, которая собиралась наложить арест на его компьютер
sud

Вынесен приговор 33-летнему горожанину, которого обвиняли в насилии в отношении должностного лица, выполнявшего служебные обязанности, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в прокуратуре Заводского района.

В вечернее время в квартиру на ул. Уборевича, где проживает фигурант, пришли две сотрудницы отдела принудительного исполнения (ОПИ). Они предъявили служебные удостоверения и сообщили, что будут проверять имущественное положение мужчины, поскольку с 2019 года у него имелись непогашенные штрафы.

Одна из сотрудниц собралась наложить арест на компьютер, что весьма возмутило выпившего фигуранта. Он стал выталкивать женщину из комнаты, а после взял за талию и вынес на лестничную клетку. Ее коллега вызвала милицию. К слову, все противоправные действия минчанина зафиксировали персональные видеорегистраторы сотрудниц ОПИ.

После в отношении мужчины возбудили уголовное дело. Вину в инкриминируемом преступлении он признал, в содеянном раскаялся, перед потерпевшей извинился.

— Обвиняемый работает водителем в частной компании, ранее уже имел проблемы с законом, — прокомментировала старший помощник прокурора Заводского района Наталья Михайловская, выступавшая по этому уголовному делу государственным обвинителем. — Суд признал его виновным в насилии в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, в целях воспрепятствования законной деятельности и на основании ч. 1 ст. 366 УК Республики Беларусь назначил наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа на срок 1 год 6 месяцев.

Замена асфальтобетонного покрытия и не только. Какие работы выполнил «Ремавтодор Партизанского района» в 2024 г.

После завершения ремонтных работ открыто движение по путепроводу на ул. Долгобродской. О других итогах уходящего года корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в районном «Ремавтодоре».

katok

— Полностью подводить итоги преждевременно, ведь еще середина ноября. Тем не менее годовое задание даже перевыполнено, — говорит заместитель директора по производству Виктория Нагаева. — Например, ямочный ремонт при плане 6 150 кв. м сделан на 15 852 кв. м. Существенно перевыполнено задание по ремонту бортового камня. План предусматривал восстановление 2 500 единиц, однако к началу ноября отремонтировали 9 097. Хорошая динамика и в объемах обновления тротуаров. Их восстановление произвели на 9 990 кв. м при задании 8 200.

Притом важно понимать, что на балансе предприятия почти 190 объектов улично-дорожной сети: проезжая часть, тротуары, наземные и подземные пешеходные переходы.

В 2024-м осуществили полную замену асфальтобетонного покрытия на всем протяжении ул. Солтыса и Родниковой, в 1-м Переходном пер., на участках ул. Ванеева, Радиальной, Дачной, Геологической. Общая площадь ремонта составила 101 600 кв. м. Это большая цифра, превышающая объем 2023-го.

— В сферу производственных интересов вашего предприятия входит и ремонт проезжей части во дворах.

Да, это тоже значительный участок работ. С начала текущего года привели в порядок почти 24 500 кв. м дворовых территорий. В том числе осуществили полную замену асфальтобетонного покрытия дворовых проездов на ул. Ванеева, Захарова, Стахановской, Авангардной, в пер. Щербакова. Замечу: это кварталы возрастной застройки, где выполнен капитальный ремонт зданий.

Потому замена дорожного полотна стала завершающим этапом комплексного обновления территорий. Сегодня облик этой части столицы радует глаз. Аккуратные дома со свежим ремонтом, идеальное состояние дорожного покрытия.

ostanovki7

— Жители Партизанского наверняка обратили внимание на новые остановочные павильоны.

Вид и состояние устаревших навесов вызывали немало нареканий со стороны пассажиров. Да и с архитектурной точки зрения современный город они не украшали. Потому решили переделать проблемные конструкции на оживленных зонах улично-дорожной сети. В Партизанском произвели 17 таких замен, новые остановочные павильоны разместили на ул. Радиальной, Ваупшасова, Долгобродской, Солтыса, Чеботарёва. Их отличают эстетика и функциональность. Увеличили полезную площадь для ожидающих пассажиров, выполнили ударопрочное остекление, оцинкованные металлические балки и направляющие не подвержены коррозии. Важно отметить комплексный подход к благоустройству улично-дорожной сети. В частности, на Радиальной после замены асфальтового покрытия дорожной части и ремонта тротуаров разместили современные остановочные павильоны.

— Насколько себя оправдывает инновационная технология «Сларри Сил», о которой сегодня много говорят и которую использует в том числе ваше предприятие?

Впервые ее применили в 2021 году при ремонте участка проезжей части ул. Ф. Скорины. Такая технология не нова, ее используют в других странах. Другое дело, что она востребована именно в нашем климате, когда температура воздуха зимой многократно переходит через нулевую отметку. Оттепели сменяют морозы, а лед, образующийся в микротрещинах дорожного покрытия, разрывает асфальт. «Сларри Сил» при относительно небольших затратах позволяет улучшить эксплуатационные характеристики полотна без его полной замены, тем самым продлевая срок службы на несколько лет. По сути, профилактика. На поверхность дороги укладывается защитный слой из эмульсионно-минеральной смеси. Она заполнит пустоты, обеспечив атмосферостойкость и герметичность. Со временем этот процесс можно повторить. Участок проезжей части ул. Ф. Скорины и сегодня выглядит свежо. В 2024-м защитный слой по технологии «Сларри Сил» нанесли на максимально критичные участки ул. Уральской и Ваупшасова. Также произвели профилактический ремонт Геологического и Дачного проездов.