СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. В плену у Мельпомены
Кажется, в этой семье ген лицедейства передается по наследству. Так родилась династия, которой мы вправе гордиться.
Те, кто видел народную артистку СССР Александру Климову на сцене, наверняка не забудут ее никогда: такой сильный эмоциональный посыл она дарила залу, таким исключительным талантом эта женщина была наделена.
Те, кто учился в Белорусском государственном театрально-художественном институте у Андрея Душечкина-Корсаковского, вспоминают его с неизменной благодарностью. Сегодня в Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького служит их сын — Андрей Душечкин. Уже заявляет о себе в искусстве молодой актер, студент Белорусской государственной академии искусств Александр Душечкин.
О своей семье, о трудном счастье жить в окружении творческих личностей и служить искусству беседуем с заслуженным артистом Республики Беларусь Андреем Душечкиным.
— Для своих современников Александра Климова была подлинной звездой, на спектакли с ее участием билеты приобретали за несколько месяцев. А какой вы ее запомнили дома, в кругу семьи?
— Мама была личностью такого масштаба, что даже на кухне я понимал, с кем имею дело. Она служила сцене с полной отдачей, самозабвенно, на разрыв аорты. В день спектакля в доме все замирало: Александра Ивановна настраивалась на роль. Все проблемы театра, все свои профессиональные переживания она переносила в семью. Ее страстность достигала порой такого накала, что хотелось бежать из дома. Вместе с тем она была простой, очень компанейской. Например, мама обожала хоккей, знала фамилии всех героев этого спорта. Любила застолья, банкеты. После премьер к нам в гости иногда заходило полтеатра, засиживались за разговорами до утра. Весело, шумно жили. Мама очень дружила с актерами Николаем Еременко-старшим, Зинаидой Броварской, Марией Захаревич, генеральным прокурором БССР Константином Стуком, офтальмологом Татьяной Бирич. К концу жизни сблизилась со Стефанией Станютой.
— Правда, что среди поклонников таланта Александры Климовой был и Петр Миронович Машеров?
— Спектакли, где играла мама, в те годы посещала вся политическая и номенклатурная элита БССР. В том числе и семья Петра Мироновича. Мама входила в комиссию по Ленинским и Государственным премиям СССР, по делам ЮНЕСКО СССР, была шефом Белорусского военного округа — в общем, несла на себе серьезную общественную нагрузку. Едва ли не к каждой юбилейной дате ей присваивали награду.
— При этом народная артистка СССР Александра Климова не была членом КПСС. Как такое могло случиться в советское время?
— Это любопытная история. Мама подала заявление в первичную партийную организацию театра с просьбой принять ее в члены КПСС. Но ей отказали по причине «неуравновешенности характера». И я отлично помню, как мама дома кидала стулья, как она ругалась! Повторяю: жесткий бескомпромиссный характер, острый язык… Разумеется, и у нее были недоброжелатели.
— Каким был ваш отец Андрей Валентинович Душечкин-Корсаковский? Где они познакомились с Александрой Ивановной? Что их сближало?
— Отец был совершенно не похож на маму. Интеллигентный, закрытый, скромный, избегающий шумных компаний. Они познакомились в Русском драматическом театре имени Л. Украинки, куда отец пришел по окончании Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И. К. Карпенко-Карого, а мама, выпускница Высшего театрального училища имени М. Щепкина, приехала по распределению. Позже они работали в театрах Харькова, Одессы, Свердловска. В 1956 году маму пригласили на роли героического репертуара в Государственный русский драматический театр имени М. Горького, гарантировали ей жилье. Александра Климова быстро стала примой. У отца не сложилось в театре, он ушел преподавать в Белорусский государственный театрально-художественный институт и нашел себя в работе со студентами. Объединяли родителей любовь к искусству и я.
— Наверное, отцу было непросто оставаться в тени великой примы?
— Конечно. К тому же он, коренной киевлянин, тосковал по родному городу. И однажды отец собрался и уехал на родину. Но родился я. Мама отправилась за ним в Киев и вернула в семью.
— Кто больше занимался вами, вашим воспитанием в детстве?
— Отец. Он приучил меня читать, самостоятельно думать. Мы с ним стали большими друзьями. Вообще-то я рос богемным ребенком. С пеленок ездил с мамой на гастроли по Советскому Союзу. Столько всего повидал! Считаю, у меня было потрясающее детство. Обожаю его вспоминать.
— Вы не страдали из-за того, что детство проходит за кулисами?
— Нисколько. Театр был для меня домом, средой обитания. С ним связано столько всего смешного, трогательного. Помню, на спектакле «Мария Стюарт» в самый трагический момент, когда маму — Стюарт — вели на казнь, я, сидя в зале, потянулся, зевнул и на весь зал громко сказал: «Сейчас маме отрубят голову, и мы пойдем домой». Зал был в восторге…
— В 1981 году вы пришли в Государственный русский драматический театр имени М. Горького, где блистала Александра Климова. Почему именно туда, а не в другой коллектив? Не возникало ли опасений: коллеги начнут сравнивать, вы навсегда останетесь «сыном Климовой»?
— Я считался одним из лучших выпускников своего курса. На меня поступило сразу несколько заявок. Сам склонялся к тому, чтобы войти в штат «Беларусьфильма». Но мама на семейном совете сказала: «Не дури. Иди на Володарского, 5». И я ее послушал. В молодости играл по 40 спектаклей в месяц. При этом с мамой на сцене за 20 лет мы сыграли всего в трех спектаклях. Если говорить, чем я ей обязан, то прежде всего чувством собственного достоинства. Будучи сыном такого талантливого человека, в любом случае думаешь, как выглядишь, как поступаешь. Я старался ее не подвести. Но по поводу того, что обо мне думают коллеги, совершенно не заморачивался. Для меня, как и для родителей, ключевым всегда было слово «работа».
— Александра Ивановна оказалась хорошей бабушкой? Есть ли что-то схожее, на ваш взгляд, в характерах Александры Климовой и ее внука Александра Душечкина?
— Мама очень любила Сашу, они прекрасно ладили. Сыну было 8 лет, когда Александра Ивановна умерла. У Саши, как и у мамы, критичный склад ума, он придирчив, требователен к себе. Но вообще сын не любит сравнений. Он строит свою жизнь, не оглядываясь на великую бабушку и отца-актера.
— Судьба вашего сына тоже была предопределена с детства?
— Во всяком случае, я никогда не становился в позу: «Не дай бог, Саша пойдет в жестокий мир театра и кино». Сын всегда чем-то занимался: народными танцами, боксом, посещал модельное агентство. В 16 лет он сказал мне, что хочет заработать деньги на свои расходы, и устроился на лето официантом. После 11-го класса окончил кулинарный колледж и минскую киношколу-студию Андрея Полупанова. Рано начал сниматься в рекламных роликах. На его счету роли в таких кинокартинах, как «Party-zan фильм», «Масакра», «Мухтар. Новый след», «Работа над ошибками». Сегодня учится в Белорусской государственной академии искусств. Саша обладает работоспособностью и волей — теми качествами, без которых даже одаренный человек в нашей профессии не состоится. И это обнадеживает. Я вижу: как киноактер, он растет. Как сложится его жизнь в театре, загадывать рано.
— Благодаря фамилии ему, наверное, все-таки легче приходится в профессии…
— Не думаю. Отношение предубежденности против наследников в нашей среде остается. Хотя, на мой взгляд, это несправедливо. Да, я могу познакомить сына с режиссером, но играть-то ему придется самому, я его на площадке не заменю. Каждый член актерской династии вынужден доказывать свое право заниматься лицедейством.
— А любимые женщины — жена Людмила, крестница Кристина, воспитывавшаяся в вашей семье, — к искусству не причастны?
— Супруга по специальности концертмейстер, пианистка. Ее стараниями в нашей семье налажен быт. Мне кажется, мы с ней неплохие родители: на детей не давили, давали возможность развиваться, помогали искать себя. Кристина никогда не поглядывала в сторону театра и кино. Она отлично училась и поступила на юрфак БГУ. Мечтает работать в правоохранительных органах.
Фото предоставлено Национальным академическим драматическим театром имени М. Горького
Еще материалы проекта:
СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Устроить праздники из будней — к этому всегда стремились в доме Бембелей
СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Евгений Чемодуров: «Как художника меня спас театр»
СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Народный писатель Иван Науменко и его удивительная супруга Ядвига
СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Музыканты Оловниковы
СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Первый белорус — олимпийский чемпион о том, как совмещать спорт и семейную жизнь