СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Возле дома художников Бархатковых растет сирень из сада Бялыницкого-Бирули


Редкая и звучная, словно псевдоним, фамилия, высочайшие мастерство и требовательность к своему творчеству, картины, украшающие галереи и частные коллекции, — эта династия широко известна и в Беларуси, и далеко за ее пределами. Об истории удивительной семьи — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Игорь Бархатков и Фадель

Родившийся более 100 лет назад Антон Стефанович Бархатков был самородком из глубинки, но сегодня считается признанным классиком отечественной живописи. Прекрасными и востребованными художниками стали и оба его сына, и невестка. Старший, Витольд, живет и работает в США, младший вместе с супругой Еленой пишут чудесные пейзажи и натюрморты в деревне неподалеку от Минска. Игорь Антонович и познакомил нашего корреспондента с фамильными ценностями.

Беспризорник и певица

В нашем доме всегда царила музыка, — вспоминает художник.  В отсутствие отца, порой на полгода уезжавшего рисовать пейзажи то на Неман, то на Березину, то в Россию, нашим воспитанием занималась мама. Софья Кузьминична Ковалёва, актриса, получившая классическое образование у старой профессуры в Москве, окончила отделение оперетты ГИТИСа, получила направление солисткой в Омский оперный театр, но вслед за мужем уехала в Минск, ради него пожертвовав карьерой.

— Как они познакомились?

— Она оказалась сестрой его погибшего друга, семью которого отец после войны решил навестить. Причем ее матушка (моя бабушка) была из высококультурной дворянской семьи, а вот отец (мой дед) — из простых крестьян Смоленской губернии, выучившийся и сумевший дойти до должности директора Оренбургского банка. Именно ему рабочие в 1905 г. подарили старинный французский рояль, выпущенный тиражом всего 5 штук. Шикарный инструмент переезжал с нами с одной съемной квартиры на другую, мама играла на нем и великолепно пела, дома постоянно звучали романсы, мы с сестрой и братом выросли на классической музыке и литературе благодаря маминому изысканному вкусу. Правда, папа тоже очень любил читать хорошие книги, даром что родился в глухой деревне на Могилевщине.

Софья Ковалёва- Софья КовалёваБархаткова

— А мальчишкой сбежал в Москву?

— Да, в поисках лучшей жизни. Его отец во время Первой мировой отравился газами под Сморгонью, вернулся домой, болел и умер. Мать вышла замуж за другого мужчину, у них пошли дети, а тут еще земляки, побывавшие в Белокаменной, рассказывали, как там здорово. В общем, Антон рванул в Москву на поезде, добираясь то в ящиках с углем, то на подножках.

Там папа долго беспризорничал, пока не попал в вагон-приемник при воинской части, начальник которой чекист Валеев усыновил его. Позже приемный отец спас его с приятелем, тоже увлеченным рисованием, когда они забрались на крышу, чтобы изобразить Кремль с натуры, но были заподозрены… в шпионаже.

Портрет для Третьяковки

— Вашему отцу, похоже, везло на хороших людей.

— Конечно, как и на великолепных учителей. Поступив в Московское областное художественно-педагогическое училище памяти Восстания 1905 года, он попал на курс к Петру Петровичеву, ученику Левитана. Там же преподавал Николай Крымов, лучший, на мой взгляд, пейзажист XX века. Не педагоги, а боги! Позже отец познакомился и подружился с Витольдом Бялыницким-Бирулей. Это было сказочное везение!

Витольд Бархатков

— Или рука провидения?

— Как знать… Отец воевал, под Луганском попал в окружение, а следом — в плен, но сумел бежать. Полгода добирался в родные края, там разыскал партизан и вступил в отряд, действовавший в районе Костюковичей, стал подрывником. Когда Белоруссию очистили от немцев, папу откомандировали в штаб партизанского движения, назначили директором 1-й белорусской выставки в Третьяковской галерее. Отбирая картины для экспозиции, он и встретился с Бялыницким-Бирулей.

— Тот, наверно, обрадовался встрече с земляком, художником и партизаном?

— Очень обрадовался, фактически взял его в ученики. Они вместе выезжали на пленэр в знаменитую усадьбу Бирули «Чайка», в чудесные места, которые так любили Левитан и другие мэтры. Поэтому моего старшего брата назвали Витольдом — в честь великого земляка.

— После выставки Антон Стефанович стал главным художником Государственного художественного музея.

— Да, его пригласила на эту должность тогдашний директор Елена Аладова. Позже отец стал главным художником еще и музея истории Великой Отечественной войны, поручая коллегам написать картину на заданную тему, скажем, о партизанах. А вот за портрет легендарного генерала-конника Льва Доватора взялся сам, ездил для этого в Москву, встречался с родственниками, подбирал материал.

Витольд Бархатков «Сирень», 1982 год

— Недаром картина находится теперь в Третьяковской галерее.

— И мы этим очень гордимся. Папа в 1945-м поступил в Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова, а чуть позже они с мамой поженились. Жили бедно вместе с ее родней в единственной комнате в коммуналке, там же родился Витольд. В общем, отец уехал в Минск, где мог хоть что-то заработать. Софья после окончания вуза отправилась за ним, всю жизнь преподавала в музыкальной школе и воспитывала троих детей.

Витольд родился импрессионистом

— У первенца быстро обнаружились задатки художника?

— Витольд — человек, поцелованный богом. У нас сохранились письма Бялыницкого-Бирули: он искренне радовался, что его крестник пошел по стопам отца. Брату все давалось легко, играючи. Казалось, стоит ему дотронуться кистью или карандашом до листа — и рождается шедевр.

Но талант, не подкрепленный трудолюбием, нередко остается не до конца реализованным. И когда началась серьезная работа, ему не хватило усердия. Пик творчества Витольда пришелся на молодые годы, он оказался прирожденным импрессионистом и в 16-17 лет был, наверное, лучшим среди однокашников. Сейчас так писать никто не умеет.

— Импрессионизм в ту пору уже не подвергался обструкции как антипод реализма?

— Тогда, можно сказать, наши художники заново его для себя открывали. В Минском художественном училище преподавал очень хороший педагог Леонид Дубарь. Молодой, невысокого роста, крепко сбитый, он в 16 лет пошел на фронт, став морпехом, причем отчаянным — выходил на берег и возвращался с «языками». Но самое главное — оказался духовно наполненным, цельным человеком, в чем-то схожим с Владимиром Высоцким. Студенты в нем души не чаяли. Дубарь и познакомил их с великолепными книгами Джона Ревалда «История импрессионизма» и «История постимпрессионизма». До того у нас практически не было подобной литературы.

— И брат увлекся этой темой?

— Настолько, что быстро стал одним из первых, кто научился так писать — в одном цвете видеть столько нюансов. Меня просто завораживали его работы. Он никогда серую стенку не изобразит, а разглядит в ней 10, 15 оттенков и не соврет — у него так глаз устроен. Даже мой отец, бог от живописи, изумлялся: как ему это удается?!

— Он сейчас живет в Америке?

— Да, в штате Флорида. Ему 70 лет, у него своя небольшая галерея. Он еще пишет сам, правда, работать уже трудновато — болеет. Но у меня есть картины Витольда, я здесь их регулярно выставляю. В прошлом году, например, была организована выставка в галерее Михаила Савицкого, приуроченная к 40-летию их выпуска из театрально-художественного института, получившая очень хорошие отзывы.

Футбол, гитара, ленинский пиджак

— Ваш путь в искусстве оказался более извилистым?

— Я рос в районе кирпичного завода № 2 и был обычным минским мальчишкой: футбол, хоккей, музыкальная школа, гитара, самодеятельный ансамбль. В дворовой команде, побеждавшей в соревнованиях «Кожаный мяч», стоял на воротах, играл вместе с Игорем Гуриновичем и был настоящим фанатом. Если матч начинался, например, в 5 часов вечера, прибегал на стадион уже к трем.

— Вратарю желательно быть рослым…

— Мне роста и не хватило, начали мячи закидывать «за шиворот». Но главное, что я понял: если команда или твой ВИА плохо играет, ты ничего не добьешься, будь сам хоть семи пядей во лбу. Другое дело — живопись, где результат зависит только от тебя самого. Тем паче отец давно советовал мне взяться за карандаш и периодически доверял, допустим, покрасить пиджак Ленина, а брат иногда просил попозировать ему.

В общем, я не был совсем уж дилетантом, как-никак рос в семье художника. Но реально начал рисовать примерно после 9-го класса. А поскольку в художественное училище поступать уже не мог из-за возраста, папа отправил меня в студию Василия Сумарева в ДК камвольного комбината.

Елена и Игорь Бархатковы

— Туда принимали всех желающих?

— Практически да, и студия дала очень мощный импульс моему творчеству. Я вдруг увидел совсем других людей, нежели мои школьные и дворовые приятели из рабочих семей. К Сумареву приходили парни и девушки совсем другого интеллектуального уровня. Они знали литературу, музыку, классическое кино, водили меня на фильмы Куросавы и Бергмана. Во мне проснулся интерес к искусству, и рисовать стало тоже необычайно интересно. Впоследствии реализовались как художники многие мои однокашники: Александр Демидов, Андрей Адамчик, Анна Балаш, сестры Горкуновы, Роман Заслонов, Андрей Задорин и другие. Я же после студии год отработал на производстве и ушел в армию.

— Где служили?

— Во Львове. Рисовал там все свободное время. Командиру полюбились мои картины, он давал мне увольнительную, я уходил из казармы в 6 утра, за день писал 3 пейзажа и 2 из них оставлял себе. Жаль, лучшие работы того периода украли с первой моей выставки в институте. Вырезали из рам — и всё.

Антон Бархатков «Первая песенка», 1957 год

Десант реалистов в Голландию

— В театрально-художественном у вас были сильные педагоги?

— Замечательные. На 1-м курсе преподавал Хаим Лифшиц, ученик Пэна, Филонова, Бродского, друга Репина. Петр Крохолев был лауреатом Сталинской премии. Я учился у Мая Данцига, в аспирантуре — у Михаила Савицкого, с женой меня познакомил Олег Луцевич, вместе с папой занимавшийся в Суриковском институте и виртуозно владевший рисунком. Он работал в Глебовке, а нам давал уроки и хвалил своих учениц-второкурсниц. Однажды с ним пришли четыре девушки, одна из которых запала мне в душу.

— Самая красивая?

— Красивая и самая, думаю, талантливая. Мы часто собирались большой компанией в папиной мастерской возле ГУМа. Заваривали чай, скидывались, скажем, вдесятером по 10 копеек и, заплатив, рисовали обнаженную натуру.

Лена тоже бывала там и поразила меня тем, что оказалась абсолютной бессребреницей. Похвалит подруга ее пальто — она его снимает и дарит, шикарный фолиант с репродукциями Рембрандта — то же самое… Мне это чрезвычайно понравилось.

Познакомились, поженились, пошли дети. И выяснилось, что моя супруга — очень сильный художник. В конце 1990-х мы с ней попали в зарубежные галереи, картины стали хорошо продаваться. И она оказалась очень востребованной, ее натюрморты вызывали у знатоков восхищение.

— Как вы оказались в Голландии?

— Благодаря Андрею Задорину, которого владельцы известной галереи в Амстердаме в конце 1990-х попросили познакомить с белорусскими художниками. В итоге выбрали 6 или 7 человек, чьи работы хорошо продавались. Оказалось, пейзажи, считавшиеся у нас отстоем в те годы, в Европе уже разучились писать по канонам классической школы. Они по плану Маршалла платили зарплату тем, кто занимался авангардом, а реалистам денег не давали. В итоге 90 % художников в Голландии стали авангардистами, а школу реализма почти потеряли. И мы с Леной по контракту два года там неплохо поработали.

Елена Бархаткова «Золотая осень», 2005 год

Художница на тракторе

— Почему, подобно Задорину, не остались там жить?

— Поняли, что это не наше. У Лены оставались старенькие родители. Моя мама давно умерла, отец, пожилой человек, серьезно болел, брат уже перебрался в Америку. Если бы уехал еще и я, папа этого не перенес бы. Да, за границей можно, конечно, хорошо зарабатывать. В Голландии, Италии очень красиво. Но белорусская природа мне ближе. Понравилось то, что люди с достатком предпочитают дом за городом дорогущему жилью в Амстердаме.

— И вам захотелось построить такой же на родине?

— Естественно. Когда Лениного отца не стало, домик в деревне Хоружино под Раковом, где он хозяйничал, мы снесли и построили из бруса такой, как нам хотелось: уютный, с мастерской, с большими окнами. И переселились туда.

Место очень хорошее, живем как бы на хуторе, по пути к нам — изумительная Киевецкая церковь. Лена полюбила лошадей, поэтому ей на день рождения подарил красавицу Забаву. Сейчас у нас уже три взрослых арабских скакуна и два жеребенка чистых кровей с шикарными родословными.

Антон Бархатков

— Это, простите, выгодный бизнес?

— Они не для продажи, в седло мы не садимся, только любуемся. Арабские кони улучшают любую породу, и к нам иногда привозят питомцев для спаривания. Ухаживает за ними Лена, она встает в 4 утра, косит траву и косой, и трактором, все хозяйство на ней. Жену обожает вся наша живность — курочки, собаки, кошки. Это невероятно трудолюбивый человек и замечательная художница, ее знают и ценят во всем мире.

Наш старший сын, Антон, преподает философию в БГУИР. А младший, Игорь, изучал искусствоведение и сейчас пытается заниматься галерейным бизнесом. Тем паче картин у нас очень много — отца, брата, мои, жены, плюс огромная коллекция послевоенной белорусской живописи.

— Вам для работы хватает окрестного пейзажа?

— Лене — вполне, мне уже нет. Поэтому 4-й год подряд езжу на Браславские озера, Неман, ту же дачу «Чайка», где жил и работал наш великий и реально недооцененный и у нас, и во всем мире соотечественник Бялыницкий-Бируля. Если бы он с его мастерством и духовностью родился французом, то был бы, уверен, равным Ван Гогу, Клоду Моне, Писарро.

— Правда, что вы посадили у себя сирень из его сада?

— Да. У нас есть и кусты сирени, выкопанные в усадьбах В. Дунина-Марцинкевича и даже И. Левитана. Сначала были просто маленькие побеги с корнями, но разрастаются они очень быстро.

Фото из архива семьи Бархатковых

Еще материалы проекта:

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. В плену у Мельпомены

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Остров любви и надежды Гурьевых

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Наука быть вместе

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Кондрат Крапива: ветвь, полная листьев

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. «Нестерка», «Дзед-Барадзед», песни «Крамбамбули» — что подарили Беларуси Вольские

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Погрузчик совершил наезд на пожилого велосипедиста в столице (шокирующее видео)

Велосипедист пострадал при наезде на него погрузчика на ул. Лейтенанта Кижеватова днем 24 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ГАИ.

Пенсионер двигался по переходу на зеленый свет, но не спешился и оказался под колесами спецтехники, которая поворачивала направо. Управлявший ею человек, вероятно, не заметил велосипедиста. Пострадавшего увезли в больницу.

Действующая редакция ПДД прямо обязывает передвигающихся на велосипеде, средстве персональной мобильности спешиваться и только затем ступать на переход, соблюдая остальные правила. Пересечь дорогу за рулем таких устройств разрешается по велопереезду при наличии обозначающей его таблички либо велосветофора. Подробнее алгоритм действий в такой ситуации разъяснен здесь.

Все это не отменяет необходимости автомобилистам быть особенно внимательными при проезде мест, где пешеходы могут пересекать дорогу.

Видео УГАИ ГУВД Мингорисполкома

Авиасообщение между Карелией и Беларусью появится весной 2026 года

Аэропорт Петрозаводска предложит пассажирам маршрут до белорусской столицы с весны 2026 года. Инициатива принадлежит главе Карелии Артуру Парфенчикову, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу правительства региона.

Фото носит иллюстративный характер, pixabay.com

Из Петрозаводска можно будет долететь до Минска прямым рейсом раз в неделю. Запуск авиасообщения планируется с начала мая по 15 сентября 2026 года.

Полеты между городами планирует выполнять компания «Северсталь» (г. Череповец).

Минчанин хотел выиграть квартиру эпатажным видео. В суде креатив не оценили

В столице вынесли приговор молодому человеку, который совершил правонарушение в попытке выиграть квартиру в конкурсе в социальных сетях, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу Минского городского суда.

Парень разделся до нижнего белья, написал на торсе маркером ник стрим-блогера и прыгнул в искусственный водоем, попутно выкрикивая нецензурные слова и размахивая руками. Друзья молодого человека снимали происходящее на смартфон, чтобы выложить в интернет.

Такое поведение фигурант объяснил желанием выиграть квартиру в конкурсе стримера в TikTok. Нарушителю было предъявлено обвинение в мелком хулиганстве. Парень признал вину и раскаялся, что суд принял во внимание, но не освободил «звезду Сети» от наказания — десять суток ареста.

Скандальный стример объявил о конкурсе в TikTok 17 октября. Пользователи соцсети должны были прославиться на большую аудиторию любым способом, но с обязательным упоминанием блогера. 30 авторов «залетевших» роликов получат в подарок квартиру, промокод на 1 млн долларов или автомобиль на сумму 3 млн долларов. Новость вызвала большой ажиотаж и волну шокирующих роликов — люди делали тату, меняли фамилии, портили паспорта и даже поджигали собственное жилье, чтобы привлечь внимание команды стримера. Правоохранительные органы предупреждают, что шокирующее и эпатажное поведение в общественном месте, нарушающее порядок, может повлечь за собой административную ответственность.

В Польше военный беспилотник угодил в машину почты — названа причина падения

Дрон военных упал в жилом районе в польском городе Иновроцлаве из-за технических проблем, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на радио RMF24.

Фото носит иллюстративный характер

При крушении летательного аппарата 23 октября оказалось повреждено авто местной почты. По имеющейся информации, люди не пострадали. На следующий день в Военной жандармерии сообщили, что к падению привела не вина оператора учебного БПЛА, а потеря связи с устройством. Полет был санкционирован.

Расследование инцидента продолжается. Также рассматривается вопрос компенсации причиненного вреда.

Смуглянка ищет хозяев. «Фауна города» приглашает познакомиться с собачкой

Городское предприятие «Фауна города» представляет чудесную собаку-девочку по кличке Смуглянка! Ее история — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Этой милашке около трех лет, и она истинное воплощение доброты и ласки, — рассказала специалист по связям с общественностью «Фауны города» Тамара Цариковская. Смуглянка готова дарить человеку свою любовь и дружбу, она станет верным компаньоном, источником радости в вашем доме.

Дружелюбие делает Смуглянку идеальной для семьи или одинокого человека, который ищет верного друга. Также собака отлично ладит с детьми и другими животными.

Если вы ищете питомца, который наполнит вашу жизнь позитивом и любовью, обратите внимание на Смуглянку! Она ждет своего человека!

Желающим забрать питомца необходимо иметь при себе паспорт, переноску либо поводок.

Телефон для справок: 8 (029) 395-09-25, 143-42-42.

Фото предоставлены ГП «Фауна города»

Античную мозаику и витражи Тиффани можно увидеть в Галерее искусств Леонида Щемелёва

Выставка мозаики и витражей «Па канонах прыгажосці» представлена в Галерее искусств Леонида Щемелёва. Корреспондент агентства «Минск-Новости» посмотрела, какие сюжеты вдохновляют современных творцов, обучившихся древнему искусству.

В экспозиции — работы учеников и преподавателей студии HomoFaber. Это первая школа мозаики и витража в Беларуси. Там занимаются как профессиональные художники, так и люди самых разных специальностей, не связанных с искусством.

В галерее искусств выставлены более 80 работ, выполненных в единственном экземпляре. У каждой хочется остановиться и подолгу вглядываться. Здесь представлены не только классические мраморные мозаики, созданные в технике opus tessellatum (изображения, составленные «квадратиками»), но и мозаики в других стилистиках, с применением стекла и необработанного натурального камня.

Татьяна Лясковская по мотивам античной мозаики представила «Византийского льва», а Марина Бондаренко — «Дерево с мандаринами».

Елена Герасименко создала работу «Лазурный день» по мотивам картины Виталия Цвирко, «Танец» по сюжету картины Анри Матисса и «Вазу с пятью подсолнухами» по мотивам картины Винсента Ван Гога. Наталья Тризна — автор работ «Минск» и «Космические собаки».

Впервые представлены витражи Тиффани, созданные во время специального курса студии HomoFaber. Их демонстрация — редкость для современных выставочных площадок в Беларуси и других странах.

Создателей витражей вдохновляют сказочные сюжеты, флора и фауна. Дарья Морозова знакомит посетителей галереи с «Гусями» и «Хамелеоном», Анна Цурко — с «Жучком», а Лидия Кисель — с «Чайкой» из стекла и металла.

Привлекают внимание оригинальные зеркала, столешницы, которые могут украсить дом или офис.

Посещая выставку, важно замедлиться, настроиться на созерцание, рассматривая работы на расстоянии и вблизи, наблюдая, как блестят мрамор, стекло, смальта. А работа Екатерины Сибирко с золотыми рыбками в пруду с цветущими лилиями так и призывает: «Загадай желание».

Выставка продлится до 2 ноября.

Фото автора

Аллея памяти: руководители УСК по г. Минску высадили более 50 деревьев в парке Победы

Руководители столичного управления Следственного комитета приняли участие в озеленении города, высадив аллею в парке Победы 24 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Сотрудники управления совместно с представителями предприятия «Зеленстрой Центрального района» высадили более 50 саженцев дуба.

— Подобные мероприятия стали доброй традицией управления. В Год благоустройства и в год 80-летия Великой Победы оно символично проходит именно в парке Победы, — отметил заместитель начальника УСК по г. Минску Денис Шаман. — Дуб как символ стойкости, долголетия и благородства выбран не случайно. Посадка аллеи в парке Победы —прекрасная возможность увековечить память о героях, отдавших жизнь за победу над нацизмом на белорусской земле.

Работа прошла в теплой и дружеской атмосфере. Участников объединило стремление облагородить столицу — за несколько часов в парке появилась новая дубовая аллея.

— Она станет не только украшением парка, но и символом памяти, героизма и неразрывной связи поколений, — резюмировал заместитель начальника УСК по г. Минску.

Фото предоставлены УСК по г. Минску

Минчане завоевали первые медали на чемпионате Беларуси по конькобежному спорту

Чемпионат Беларуси по конькобежному спорту проходит в «Минск-Арене». О результатах первого соревновательного дня — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

В женском забеге на 500 м золото взяла минчанка Анна Доморацкая с результатом 38,7 сек. Серебро и бронзу также завоевали столичные спортсменки — София Татуревич и Ксения Вашкевич. Среди мужчин лучшим стал спортсмен из Заславля Владислав Гапон со временем 36,17 сек., опередивший могилевчанина Артёма Чабана и минчанина Антона Бранковского.

На дистанции 3 тыс. м среди женщин лучшее время показала столичная конькобежка Полина Сивец — 4 мин. 22,11 сек. За ней финишировали могилевчанка Анна Ковалёва и Ксения Вашкевич. На дистанции 5 км у мужчин золото завоевал минчанин Егор Доморацкий с результатом 6 мин. 29,38 сек., серебро и бронзу взяли столичные конькобежцы Радомир Минин и Альберт Рудевич.

Впереди у спортсменов дистанции на 1 тыс. метров, а также командные гонки.

Фото Министерства спорта и туризма 

В Минске беременную женщину лишили родительских прав в отношении дочери и сына

Суд с участием прокурора рассмотрел гражданское дело по иску управления по образованию администрации Советского района о лишении родительских прав матери двоих детей, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото носит иллюстративный характер

У 36-летней гражданки двое детей — 17-летняя дочь и 5-летний сын. В настоящее время женщина беременна третьим ребенком. В поле зрения органов опеки и попечительства администрации Советского района семья попала в 2022 году: дважды проводились социальные расследования по фактам употребления матерью спиртных напитков, скандалов с сожителем и оставления детей без присмотра. В январе 2023-го брата с сестрой признали находящимися в социально опасном положении.

Вскоре семья стала менять места жительства — на съемных квартирах они жили по нескольку месяцев, а после съезжали, не расплатившись. В феврале 2025 года мать оставила маленького сына в общежитии колледжа, в котором обучается дочь, и пропала на несколько дней. За ребенком присматривали работники общежития.

В сентябре пьяную женщину с сыном, одетых не по погоде, обнаружили на остановке общественного транспорта в центре города. Она пояснила, что им некуда идти.

— Гражданка привлекалась к административной ответственности за попытку совершения мелкого хищения, судима за злостное хулиганство, — рассказала старший помощник прокурора Советского района Татьяна Литвинчук. — Неблагоприятная обстановка в семье, конфликтные отношения с матерью оказали негативное влияние на психическое состояние старшей дочери — в конце 2024 года подросток совершила две попытки суицида.

Дети были отобраны из семьи — девушка проживает в общежитии колледжа, а ее брат находится в социально-педагогическом центре с приютом. Женщину трудоустроили официанткой, но она допускает прогулы без уважительных причин. Также известно, что она требовала у дочери деньги, которые та получает от государства как ребенок, находящийся на гособеспечении. Девушка не раз отдавала матери средства — то за коммунальные услуги заплатить, то еще на что-то. У нерадивой родительницы накопились долги — за аренду жилья, содержание детей, признанных нуждающимися в госзащите, также у нее имеются неоплаченные кредиты и штрафы.

— В судебном заседании мать высказалась против лишения ее родительских прав, — продолжила Т. Литвинчук. — Однако суд, заслушав стороны, заключение районного управления по образованию, изучив письменные материалы дела, выслушав мнение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, принял решение лишить ответчицу родительских прав в отношении двоих детей.

Решение суда в законную силу не вступило.

Заседание ВНС в декабре нынешнего года станет эффективной диалоговой площадкой — Н. Мысливец

Своими мыслями о работе Всебелорусского народного собрания (ВНС) с корреспондентом агентства «Минск-Новости» поделился директор Института социологии Национальной академии наук Беларуси Николай Мысливец. Он стал делегатом ВНС от Республиканского общественного объединения «Белая Русь».

Исторический фактор

Н. Мысливец говорил о работе ВНС как общественный деятель, с одной стороны, и как ученый — с другой.

Можно уверенно говорить о том, что у Всебелорусского народного собрания имеется своя богатая для суверенной Беларуси история, выходящая за пределы всех мероприятий такого плана в жизни общества, — отметил Н. Мысливец.

По его словам, ВНС в своем приобретенном конституционном статусе является уникальным, принципиально новым институтом современного общественно-политического устройства Беларуси.

Об ожиданиях

Директор Института социологии НАН уверен, что заседание ВНС в декабре нынешнего года станет эффективной диалоговой площадкой. Предметами обсуждения станут актуальные, стратегически важные вопросы внутренней и внешней повестки. Не останется без внимания и региональная повестка.

Я ожидаю масштабной постановки вопросов социально-экономического развития государства. Речь с большой степенью вероятности пойдет о роли молодежи в развитии современного белорусского общества. Мы также вряд ли оставим в стороне демографическую политику, стратегию национальной безопасности во всех ее аспектах, — сказал Н. Мысливец.

Эффективность во главе угла

Он считает принципиально важной в работе ВНС способность отразить эффективность принимаемых решений и полученные результаты по итогам прошлой пятилетки, а также задать вектор для движения и работы на следующие пять лет.

Перефразируя классика, учет и контроль — это не только социализм, но и тот определяющий принцип, которым должно и будет руководствоваться Всебелорусское народное собрание в этом году, — резюмировал Н. Мысливец

Фото БЕЛТА