1200 90

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Возле дома художников Бархатковых растет сирень из сада Бялыницкого-Бирули

Редкая и звучная, словно псевдоним, фамилия, высочайшие мастерство и требовательность к своему творчеству, картины, украшающие галереи и частные коллекции, — эта династия широко известна и в Беларуси, и далеко за ее пределами. Об истории удивительной семьи — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Igor i Fadel

Игорь Бархатков и Фадель

Родившийся более 100 лет назад Антон Стефанович Бархатков был самородком из глубинки, но сегодня считается признанным классиком отечественной живописи. Прекрасными и востребованными художниками стали и оба его сына, и невестка. Старший, Витольд, живет и работает в США, младший вместе с супругой Еленой пишут чудесные пейзажи и натюрморты в деревне неподалеку от Минска. Игорь Антонович и познакомил нашего корреспондента с фамильными ценностями.

Беспризорник и певица

В нашем доме всегда царила музыка, — вспоминает художник.  В отсутствие отца, порой на полгода уезжавшего рисовать пейзажи то на Неман, то на Березину, то в Россию, нашим воспитанием занималась мама. Софья Кузьминична Ковалёва, актриса, получившая классическое образование у старой профессуры в Москве, окончила отделение оперетты ГИТИСа, получила направление солисткой в Омский оперный театр, но вслед за мужем уехала в Минск, ради него пожертвовав карьерой.

— Как они познакомились?

— Она оказалась сестрой его погибшего друга, семью которого отец после войны решил навестить. Причем ее матушка (моя бабушка) была из высококультурной дворянской семьи, а вот отец (мой дед) — из простых крестьян Смоленской губернии, выучившийся и сумевший дойти до должности директора Оренбургского банка. Именно ему рабочие в 1905 г. подарили старинный французский рояль, выпущенный тиражом всего 5 штук. Шикарный инструмент переезжал с нами с одной съемной квартиры на другую, мама играла на нем и великолепно пела, дома постоянно звучали романсы, мы с сестрой и братом выросли на классической музыке и литературе благодаря маминому изысканному вкусу. Правда, папа тоже очень любил читать хорошие книги, даром что родился в глухой деревне на Могилевщине.

S.K.Kovaleva Barhatkova

Софья Ковалёва- Софья КовалёваБархаткова

— А мальчишкой сбежал в Москву?

— Да, в поисках лучшей жизни. Его отец во время Первой мировой отравился газами под Сморгонью, вернулся домой, болел и умер. Мать вышла замуж за другого мужчину, у них пошли дети, а тут еще земляки, побывавшие в Белокаменной, рассказывали, как там здорово. В общем, Антон рванул в Москву на поезде, добираясь то в ящиках с углем, то на подножках.

Там папа долго беспризорничал, пока не попал в вагон-приемник при воинской части, начальник которой чекист Валеев усыновил его. Позже приемный отец спас его с приятелем, тоже увлеченным рисованием, когда они забрались на крышу, чтобы изобразить Кремль с натуры, но были заподозрены… в шпионаже.

Портрет для Третьяковки

— Вашему отцу, похоже, везло на хороших людей.

— Конечно, как и на великолепных учителей. Поступив в Московское областное художественно-педагогическое училище памяти Восстания 1905 года, он попал на курс к Петру Петровичеву, ученику Левитана. Там же преподавал Николай Крымов, лучший, на мой взгляд, пейзажист XX века. Не педагоги, а боги! Позже отец познакомился и подружился с Витольдом Бялыницким-Бирулей. Это было сказочное везение!

Vitold Barhatkov copy

Витольд Бархатков

— Или рука провидения?

— Как знать… Отец воевал, под Луганском попал в окружение, а следом — в плен, но сумел бежать. Полгода добирался в родные края, там разыскал партизан и вступил в отряд, действовавший в районе Костюковичей, стал подрывником. Когда Белоруссию очистили от немцев, папу откомандировали в штаб партизанского движения, назначили директором 1-й белорусской выставки в Третьяковской галерее. Отбирая картины для экспозиции, он и встретился с Бялыницким-Бирулей.

— Тот, наверно, обрадовался встрече с земляком, художником и партизаном?

— Очень обрадовался, фактически взял его в ученики. Они вместе выезжали на пленэр в знаменитую усадьбу Бирули «Чайка», в чудесные места, которые так любили Левитан и другие мэтры. Поэтому моего старшего брата назвали Витольдом — в честь великого земляка.

— После выставки Антон Стефанович стал главным художником Государственного художественного музея.

— Да, его пригласила на эту должность тогдашний директор Елена Аладова. Позже отец стал главным художником еще и музея истории Великой Отечественной войны, поручая коллегам написать картину на заданную тему, скажем, о партизанах. А вот за портрет легендарного генерала-конника Льва Доватора взялся сам, ездил для этого в Москву, встречался с родственниками, подбирал материал.

Vitold Barhatkov. Siren 1982

Витольд Бархатков «Сирень», 1982 год

— Недаром картина находится теперь в Третьяковской галерее.

— И мы этим очень гордимся. Папа в 1945-м поступил в Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова, а чуть позже они с мамой поженились. Жили бедно вместе с ее родней в единственной комнате в коммуналке, там же родился Витольд. В общем, отец уехал в Минск, где мог хоть что-то заработать. Софья после окончания вуза отправилась за ним, всю жизнь преподавала в музыкальной школе и воспитывала троих детей.

Витольд родился импрессионистом

— У первенца быстро обнаружились задатки художника?

— Витольд — человек, поцелованный богом. У нас сохранились письма Бялыницкого-Бирули: он искренне радовался, что его крестник пошел по стопам отца. Брату все давалось легко, играючи. Казалось, стоит ему дотронуться кистью или карандашом до листа — и рождается шедевр.

Но талант, не подкрепленный трудолюбием, нередко остается не до конца реализованным. И когда началась серьезная работа, ему не хватило усердия. Пик творчества Витольда пришелся на молодые годы, он оказался прирожденным импрессионистом и в 16-17 лет был, наверное, лучшим среди однокашников. Сейчас так писать никто не умеет.

— Импрессионизм в ту пору уже не подвергался обструкции как антипод реализма?

— Тогда, можно сказать, наши художники заново его для себя открывали. В Минском художественном училище преподавал очень хороший педагог Леонид Дубарь. Молодой, невысокого роста, крепко сбитый, он в 16 лет пошел на фронт, став морпехом, причем отчаянным — выходил на берег и возвращался с «языками». Но самое главное — оказался духовно наполненным, цельным человеком, в чем-то схожим с Владимиром Высоцким. Студенты в нем души не чаяли. Дубарь и познакомил их с великолепными книгами Джона Ревалда «История импрессионизма» и «История постимпрессионизма». До того у нас практически не было подобной литературы.

— И брат увлекся этой темой?

— Настолько, что быстро стал одним из первых, кто научился так писать — в одном цвете видеть столько нюансов. Меня просто завораживали его работы. Он никогда серую стенку не изобразит, а разглядит в ней 10, 15 оттенков и не соврет — у него так глаз устроен. Даже мой отец, бог от живописи, изумлялся: как ему это удается?!

— Он сейчас живет в Америке?

— Да, в штате Флорида. Ему 70 лет, у него своя небольшая галерея. Он еще пишет сам, правда, работать уже трудновато — болеет. Но у меня есть картины Витольда, я здесь их регулярно выставляю. В прошлом году, например, была организована выставка в галерее Михаила Савицкого, приуроченная к 40-летию их выпуска из театрально-художественного института, получившая очень хорошие отзывы.

Футбол, гитара, ленинский пиджак

— Ваш путь в искусстве оказался более извилистым?

— Я рос в районе кирпичного завода № 2 и был обычным минским мальчишкой: футбол, хоккей, музыкальная школа, гитара, самодеятельный ансамбль. В дворовой команде, побеждавшей в соревнованиях «Кожаный мяч», стоял на воротах, играл вместе с Игорем Гуриновичем и был настоящим фанатом. Если матч начинался, например, в 5 часов вечера, прибегал на стадион уже к трем.

— Вратарю желательно быть рослым…

— Мне роста и не хватило, начали мячи закидывать «за шиворот». Но главное, что я понял: если команда или твой ВИА плохо играет, ты ничего не добьешься, будь сам хоть семи пядей во лбу. Другое дело — живопись, где результат зависит только от тебя самого. Тем паче отец давно советовал мне взяться за карандаш и периодически доверял, допустим, покрасить пиджак Ленина, а брат иногда просил попозировать ему.

В общем, я не был совсем уж дилетантом, как-никак рос в семье художника. Но реально начал рисовать примерно после 9-го класса. А поскольку в художественное училище поступать уже не мог из-за возраста, папа отправил меня в студию Василия Сумарева в ДК камвольного комбината.

Elena i Igor Barhatkovyi 1

Елена и Игорь Бархатковы

— Туда принимали всех желающих?

— Практически да, и студия дала очень мощный импульс моему творчеству. Я вдруг увидел совсем других людей, нежели мои школьные и дворовые приятели из рабочих семей. К Сумареву приходили парни и девушки совсем другого интеллектуального уровня. Они знали литературу, музыку, классическое кино, водили меня на фильмы Куросавы и Бергмана. Во мне проснулся интерес к искусству, и рисовать стало тоже необычайно интересно. Впоследствии реализовались как художники многие мои однокашники: Александр Демидов, Андрей Адамчик, Анна Балаш, сестры Горкуновы, Роман Заслонов, Андрей Задорин и другие. Я же после студии год отработал на производстве и ушел в армию.

— Где служили?

— Во Львове. Рисовал там все свободное время. Командиру полюбились мои картины, он давал мне увольнительную, я уходил из казармы в 6 утра, за день писал 3 пейзажа и 2 из них оставлял себе. Жаль, лучшие работы того периода украли с первой моей выставки в институте. Вырезали из рам — и всё.

A.S.Barhatkov. Pervaya pesenka 1957g copy

Антон Бархатков «Первая песенка», 1957 год

Десант реалистов в Голландию

— В театрально-художественном у вас были сильные педагоги?

— Замечательные. На 1-м курсе преподавал Хаим Лифшиц, ученик Пэна, Филонова, Бродского, друга Репина. Петр Крохолев был лауреатом Сталинской премии. Я учился у Мая Данцига, в аспирантуре — у Михаила Савицкого, с женой меня познакомил Олег Луцевич, вместе с папой занимавшийся в Суриковском институте и виртуозно владевший рисунком. Он работал в Глебовке, а нам давал уроки и хвалил своих учениц-второкурсниц. Однажды с ним пришли четыре девушки, одна из которых запала мне в душу.

— Самая красивая?

— Красивая и самая, думаю, талантливая. Мы часто собирались большой компанией в папиной мастерской возле ГУМа. Заваривали чай, скидывались, скажем, вдесятером по 10 копеек и, заплатив, рисовали обнаженную натуру.

Лена тоже бывала там и поразила меня тем, что оказалась абсолютной бессребреницей. Похвалит подруга ее пальто — она его снимает и дарит, шикарный фолиант с репродукциями Рембрандта — то же самое… Мне это чрезвычайно понравилось.

Познакомились, поженились, пошли дети. И выяснилось, что моя супруга — очень сильный художник. В конце 1990-х мы с ней попали в зарубежные галереи, картины стали хорошо продаваться. И она оказалась очень востребованной, ее натюрморты вызывали у знатоков восхищение.

— Как вы оказались в Голландии?

— Благодаря Андрею Задорину, которого владельцы известной галереи в Амстердаме в конце 1990-х попросили познакомить с белорусскими художниками. В итоге выбрали 6 или 7 человек, чьи работы хорошо продавались. Оказалось, пейзажи, считавшиеся у нас отстоем в те годы, в Европе уже разучились писать по канонам классической школы. Они по плану Маршалла платили зарплату тем, кто занимался авангардом, а реалистам денег не давали. В итоге 90 % художников в Голландии стали авангардистами, а школу реализма почти потеряли. И мы с Леной по контракту два года там неплохо поработали.

Elena Barhatkova. Zolotaya osen 2005

Елена Бархаткова «Золотая осень», 2005 год

Художница на тракторе

— Почему, подобно Задорину, не остались там жить?

— Поняли, что это не наше. У Лены оставались старенькие родители. Моя мама давно умерла, отец, пожилой человек, серьезно болел, брат уже перебрался в Америку. Если бы уехал еще и я, папа этого не перенес бы. Да, за границей можно, конечно, хорошо зарабатывать. В Голландии, Италии очень красиво. Но белорусская природа мне ближе. Понравилось то, что люди с достатком предпочитают дом за городом дорогущему жилью в Амстердаме.

— И вам захотелось построить такой же на родине?

— Естественно. Когда Лениного отца не стало, домик в деревне Хоружино под Раковом, где он хозяйничал, мы снесли и построили из бруса такой, как нам хотелось: уютный, с мастерской, с большими окнами. И переселились туда.

Место очень хорошее, живем как бы на хуторе, по пути к нам — изумительная Киевецкая церковь. Лена полюбила лошадей, поэтому ей на день рождения подарил красавицу Забаву. Сейчас у нас уже три взрослых арабских скакуна и два жеребенка чистых кровей с шикарными родословными.

A.S.Barhatkov 2 copy

Антон Бархатков

— Это, простите, выгодный бизнес?

— Они не для продажи, в седло мы не садимся, только любуемся. Арабские кони улучшают любую породу, и к нам иногда привозят питомцев для спаривания. Ухаживает за ними Лена, она встает в 4 утра, косит траву и косой, и трактором, все хозяйство на ней. Жену обожает вся наша живность — курочки, собаки, кошки. Это невероятно трудолюбивый человек и замечательная художница, ее знают и ценят во всем мире.

Наш старший сын, Антон, преподает философию в БГУИР. А младший, Игорь, изучал искусствоведение и сейчас пытается заниматься галерейным бизнесом. Тем паче картин у нас очень много — отца, брата, мои, жены, плюс огромная коллекция послевоенной белорусской живописи.

— Вам для работы хватает окрестного пейзажа?

— Лене — вполне, мне уже нет. Поэтому 4-й год подряд езжу на Браславские озера, Неман, ту же дачу «Чайка», где жил и работал наш великий и реально недооцененный и у нас, и во всем мире соотечественник Бялыницкий-Бируля. Если бы он с его мастерством и духовностью родился французом, то был бы, уверен, равным Ван Гогу, Клоду Моне, Писарро.

— Правда, что вы посадили у себя сирень из его сада?

— Да. У нас есть и кусты сирени, выкопанные в усадьбах В. Дунина-Марцинкевича и даже И. Левитана. Сначала были просто маленькие побеги с корнями, но разрастаются они очень быстро.

Фото из архива семьи Бархатковых

Еще материалы проекта:

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. В плену у Мельпомены

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Остров любви и надежды Гурьевых

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Наука быть вместе

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Кондрат Крапива: ветвь, полная листьев

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. «Нестерка», «Дзед-Барадзед», песни «Крамбамбули» — что подарили Беларуси Вольские

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Под стражу взята жительница Червеня, которая обворовывала выпивших мужчин

Мера пресечения в виде заключения под стражу санкционирована в отношении 37-летней ранее неоднократно судимой жительницы Червеня, которую обвиняют в совершении краж, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в прокуратуре Фрунзенского района.

woman 3261425 640

Фото носит иллюстративный характер, pixabay.com

Фигурантка в июне 2024 года освободилась из мест лишения свободы, однако не спешила начинать вести благопристойный образ жизни. Так, в один из дней она познакомилась с мужчиной, выпила с ним вблизи одного из домов на ул. Казимировской, а когда тот изрядно захмелел, похитила у него мобильный телефон стоимостью более 1 000 рублей и скрылась.

Спустя некоторое время злоумышленница распивала спиртные напитки еще с одним мужчиной в квартире на ул. Есенина, а после украла у него очки, одеколон и 100 долларов.

Потерпевшие обратились с заявлениями в милицию. Нечистую на руку гражданку задержали, в отношении нее возбудили уголовное дело.

— Обвиняемая девять раз привлекалась к уголовной ответственности, семь из которых — за совершение имущественных преступлений, имеет не снятую и не погашенную в установленном законом порядке судимость, — прокомментировал заместитель прокурора Фрунзенского района Андрей Сербун. — Ей предъявлено обвинение в повторном тайном хищении имущества (краже), то есть в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 205 УК Республики Беларусь. Вину гражданка признала, причиненный потерпевшим ущерб не возместила.

В отношении обвиняемой санкционирована мера пресечения в виде заключения под стражу.

«Марафон единства» в Могилёве завершился концертом «Время выбрало нас»

Концерт «Время выбрало нас» завершил программу республиканской общественно-культурной акции «Марафон единства» в Могилёве 23 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

politika marafon edinstva konczert stolyarov 04 kopiya

Могилёв стал шестым по счету городом, принимающим «Марафон единства». По традиции шоу «Время выбрало нас» стало красивой финальной точкой акции.

politika marafon edinstva konczert stolyarov 37 kopiya

politika marafon edinstva konczert stolyarov 23 kopiya

Гостей концерта приветствовал глава Администрации Президента Беларуси Дмитрий Крутой.

— Приятно видеть на ледовой арене такое большое количество земляков Президента. Поверьте, для организаторов «Марафона единства» это особая ответственность, ведь Александр Григорьевич считает Могилёвщину своей малой родиной. Все основные вехи президентской карьеры так или иначе связаны с вами. Могилевчане никогда не подводили нашего лидера, и я уверен, что он никогда не подведет вас, — сказал Д. Крутой

politika marafon edinstva konczert stolyarov 05 kopiya

politika marafon edinstva konczert stolyarov 07 kopiya

Для зрителей выступили солистка группы AURA Юлия Быкова, солистка Могилёвской областной филармонии Ольга Горничар, заслуженный деятель искусств Беларуси Евгений Олейник, заслуженные артистки Беларуси Ирина Дорофеева, Алена Ланская, Руслан Алехно, арт-группа «Беларусы».

politika marafon edinstva konczert stolyarov 18 kopiya

— Я настолько счастлива, что сегодня в Могилёве! Это мой родной город, и не передать словами чувства, которые меня переполняют. Мое сердце несется в город детства, — сказала И. Дорофеева. — Не секрет, что творческая карьера у меня началась в ВИА «Радуга», а в 1994 году я приехала поступать в Минск. Как раз тогда происходило становление нашего независимого государства и начало президентства белорусского лидера. Весь мой путь будто бы идет параллельно тому, как развивается вся история республики. Поэтому каждый концерт, каждая встреча для меня — очень важное событие.

politika marafon edinstva konczert stolyarov 11 kopiya

politika marafon edinstva konczert stolyarov 12 kopiya

Свое творчество также продемонстрировали заслуженные и любительские коллективы Могилёвской, Минской и Гродненской областей.

ВИДЕТЬ СЕРДЦЕМ || Известные артисты на сцене с девушкой, которая борется с онкологиейВИДЕТЬ СЕРДЦЕМ || Известные артисты на сцене с девушкой, которая борется с онкологией

«Марафон единства» едет дальше. 29-30 ноября его примет Витебск.

Фото Алексея Столярова