Сериал «Челюскин. Первые». Что не так с новым фильмом-катастрофой
После начала показа ленты «Челюскин. Первые» в Сети те, кто хоть немного знает историю знаменитой экспедиции, не совсем поняли, зачем столь активно переиначивать вполне остросюжетную быль. В ошибках авторов попробовал разобраться корреспондент агентства «Минск-Новости».
Дело было так
Парк культуры и отдыха имени Челюскинцев назван вовсе не в честь специалистов в области челюстно-лицевой хирургии, а во славу команды парохода «Челюскин». Судно было раздавлено льдинами, а люди спаслись, разбили лагерь и пыталась выжить в суровых арктических условиях. Кстати, руководителем экспедиции был Отто Шмидт, исследователь Арктики, наш земляк, уроженец Могилёва.
Авторы фильма попытались рассказать о перипетиях самого бедствия. Первая серия вышла на одной из онлайн-платформ 20 февраля. Остальные шесть интересанты будут ожидать еженедельно в течение месяца. Последняя появится в Сети 27 марта.
Если подробнее о реальных фактах, то в августе 1933 года, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток. Но до этого Шмидт, увидев «Челюскин», построенный в Дании по заказу, назвал его баржей. Борта не отвечали требованиям к работе в ледовых условиях. Хотел отказаться от затеи. Однако на него давило руководство, поэтому экспедиция началась. Команда пыталась выработать схему перевозки грузов по трассе Северного морского пути в течение одной летней навигации. Возле Берингова пролива обнаружилось сплошное ледяное поле. Льдины заблокировали пароход и перемещали его к Охотскому морю, где и растаяли бы. Корабль дрейфовал 5 месяцев. 13 февраля 1934 года произошла катастрофа, судно утонуло. Люди остались на льду. В Москве из трагедии устроили шоу. Пресса ежедневно публиковала сообщения от челюскинцев, разбавленные пропагандой. Не только граждане СССР, но и весь мир затаил дыхание у радиоточек.
Тем временем в группе полярников произошел раскол. Мало кто верил в спасение извне, некоторые собирались пешком по ледяной поверхности добираться до берегов. Шмидт считал это утопией, равной гибели. Дошло до того, что Отто Юльевич открыл огонь над головами взбунтовавшихся.
Удалось раскинуть палатки, а для женщин построить из досок барак. Все завершилось тем, что в марте — апреле советские летчики поочередно переместили членов экипажа на Чукотку. Они были спасены.
Зачем Арктика?
Эти события — готовый материал для экранизации. Оставалось выстроить характеры персонажей и оформить целостную линию происходившего на самом деле. Вместо этого сценарист Максим Бударин и режиссер Степан Коршунов пошли по пути Джеймса Кэмерона и его ленты «Титаник». Поставили в центр сюжета двух влюбленных — механика Набатова (Глеб Калюжный) и метеоролога Сомову (Стася Милославская), которых в реальности и вовсе не существовало. У персонажей нет прототипов. Любовь не претит жанру, если в нее верит зритель, но в фильме куда-то испарилась вся энергетика подлинных чувств. Они воспроизводятся схематично, по жанровому шаблону. Не говоря о том, что героиня «гарцует» в модной вязаной шапочке и винтажной дубленке, которая не мокнет, даже побывав в воде!
Уход парохода «Челюскин» под воду тоже буквально пошагово повторяет идентичную сцену из «Титаника». А имитация ледяной пустыни, снятой в павильоне, выглядит пародийно. В теплом помещении на фоне рир-экрана для компьютерной графики актеры явно забывали, что им должно быть холодно. Технология хромакей не могла поддать им морозца!
Опять же, между капитаном судна Ворониным (Дмитрий Куличков) и Шмидтом (Кирилл Кяро) на льду идет непрерывный конфликт. В реальности спор был, но еще до отхода из порта (по поводу прочности парохода). Потом они действовали сообща. Естественно, режиссер вправе делать со своей лентой, что хочет, ведь он автор. Но в таком случае нельзя использовать подлинные имена участников событий, каковыми являлись Воронин и Шмидт.
Еще одна недоработка создателей в том, что спустя 90 лет понять ценность экспедиции рядовому зрителю невозможно. А режиссер и не пытается внести ясность. Просто героям зачем-то нужен Северный морской путь. На деле он необходим был не только для грузов. Внешняя романтика Арктики имела место в умах мечтателей. Для Сталина же ее территория — часть геополитики, учитывая близость к США. Там можно было разместить оружие. Существовала гипотеза о залежах полезных ископаемых. Если посмотреть на вопрос шире, то можно вспомнить: Северный полюс был разделен на сектора. И только один из них принадлежал СССР. На землю Франца-Иосифа претендовала Норвегия. В Москве понимали: нужно обозначить свою территорию. Кстати, там сейчас российская военная база «Арктический Трилистник».
Словом, если интересно посмотреть сказку с некоторым повествовательным бардаком, то попробуйте. А кто хочет узнать правду, лучше загляните в книгу Владимира Воронина «Пароход не подходил для ледового плавания»: версия капитана «Челюскина», изданную в 1990-е годы.
Еще материалы рубрики:
Сериал «Ронин»: театр абсурда или фильм про участкового Анискина в новом формате
«Легенда о Тиле». Почему съемки в этой картине стали для Евгения Леонова настоящим испытанием