Риск быть избитым за 500 рублей в месяц: откровения разносчика рекламы
«Здравствуйте, я почтальон, пустите, пожалуйста», «Добрый вечер, я из квартиры № Х, забыл ключи». Наверняка каждый минчанин слышал такие фразы из трубки домофона. Но далеко не каждый понимает, что пускает в свой подъезд не разносчика газет и не фельдшера скорой помощи. Зачастую заходит обычный студент, после визита которого вы открываете почтовый ящик и возмущаетесь: «Как же надоела эта реклама!». Корреспондент агентства «Минск-Новости» пообщался с человеком, карма которого оказалась знатно подмочена временной подработкой.
Знакомьтесь, это Владимир (имя изменено по просьбе собеседника). Он уже полгода трудится разносчиком рекламы по почтовым ящикам подъездов жилых домов в районе ул. Немиги. Студент 1-го курса, учится на экономической специальности в государственном вузе, внешне ничем не примечателен.
— На самом деле я люблю красиво одеться, выделиться из толпы. По неопытности первое время таким нарядным и ходил, пока в подъезде местные ребята не облили пивом. Еле ноги унес! Коллеги посоветовали носить максимально нейтральные луки (производное от англ. look — «образ». — Прим. авт.).
Владимир приехал из городка Докшицы. Он из небогатой семьи, поэтому денег, как и большинству студентов, всегда катастрофически не хватает.
— Это одна из подработок. Денег выходит немного: в месяц около 500 рублей, если очень постараться. Но и времени много не тратишь. До обеда я на парах, потом несколько часов уходит на закладки — так мы в шутку называем рекламку. Хотя шутки шутками, первую закладку помню до сих пор: мандраж такой был, как будто действительно наркотики распространяю. За неделю получается обойти около 200 подъездов. Я закреплен за одной территорией, потому уже прекрасно знаю, как быстрее зайти в нужный подъезд. Есть вообще любимый дом: он длинный, подъезды объединены общей крышей с открытыми дверями на чердаке. Это, кстати, запрещено, они должны быть закрыты. Однажды, переходя из подъезда в подъезд по крыше, увидел там девушку. Она сидела и плакала: виной тому несчастная любовь. Долго с ней говорил, смеялись, делали самолетики из моих рекламных проспектов и запускали с крыши. Хоть какая-то от них польза.
Сначала Владимир стеснялся своей работы, никому про нее не рассказывал.
— У нас в обществе крайне негативно относятся к разносчикам рекламы. Мы, видите ли, и ящики захламляем, и мусорим в подъезде. Одна бабушка даже заявила, что из-за меня в ее подъезде крысы завелись! И побить пытались неоднократно. Раскидываю однажды вечером рекламку по почтовым ящикам, поздновато уже. В этот момент заходит группа молодых людей в изрядном подпитии. У меня на такие случаи всегда заготовлена какая-нибудь газета. Быстро распихиваю рекламу по карманам, становлюсь у сломанного ящика и делаю вид, что достаю из него газету и читаю. Ребята подходят и пристально на меня смотрят. Затем уточняют, откуда я достал газету. Я указываю на ящик, вот, мол, живу здесь. А мне в ответ: «Так это мой ящик, я в этой квартире живу! Ты у меня газету хотел украсть, такой-сякой?» Я, честно говоря, в ступор впал. Тут же ощущаю удар ногой в живот. Складываюсь в позу эмбриона и просто лежу, стараясь не дышать, будто отключился. Может, и пошли бы дальше, да увидели выпавшие из карманов объявления. Совсем озверели, начали орать, бить ногами. Я перекатился по ступенькам и по газам! Слава богу, убежал. Попросил руководство поменять мне район, больше туда даже не совался.
Вообще у многих разносчиков рекламы есть правила: почтовые ящики доверху не забивать, если есть специальная наклейка — туда кидать вообще нельзя.
— У нас даже своеобразный экзамен есть. Каждого новичка направляют в дом, где живет директор или какой-то его знакомый. На их ящике есть наклейка. Если в него все равно бросают рекламу, то с разносчиком быстро прощаются. Так что наклейки реально помогают. А вот насчет не забивать доверху сложно: есть люди, которые свою корреспонденцию не забирают месяцами. Ведь далеко не один человек разносит по этому адресу. А не положишь в такой ящик свою рекламу — вполне можешь попасть на деньги и санкции от работодателя. Проверки часто проводят.
Что же касается обвинений в засорении подъезда, то Владимир прямо-таки разъярился:
— Представьте картинку: заходит разносчик, раскладывает свои бумажки по ящикам. Чем бы еще заняться? Самый очевидный вариант: почему бы не высыпать на пол все листовки, а потом еще понырять в них как Скрудж Макдак в свои золотые горы? Или представить себя в роли сеятеля ржи, от души раскидывая по углам рекламу? Вдруг прорастет? Ну что за бред?! Наша задача — поскорее все разложить и уйти, желательно без приключений, не привлекая внимания. Я в особо проблемных местах даже таймер себе ставлю: уложиться в 60 секунд. Есть жильцы, которым попросту лень сделать несколько шагов, чтобы выбросить ненужную макулатуру. Но, конечно, куда проще обвинить в беспорядке студента, который разносит рекламу!.. Легче легкого бросить под ноги — коммунальщики уберут. Последние, кстати, к нам хорошо относятся, никогда не было недопонимания. Они и в подъезд пустят, и предупредят, если буйный жилец мимо будет проходить.
О коллегах по цеху Владимир отзывается неохотно:
— Разные люди работают. В основном, конечно, студенты, кто-то дольше, кто-то меньше. Есть даже агрессивные, которые сами на драку нарываются, хочется силу свою показать. А потом директор вынужден такого забирать из опорки.
В 2018 г. были анонсированы изменения в Закон о рекламе, согласно которым опускать рекламу в почтовый ящик можно только при согласии владельца. Но предложения так и не были приняты.
— Я считаю такие изменения глупостью. Как я должен получать это согласие? Меня что, будут ловить и штрафовать? Слабо верится. Разве что возможны наказания самих рекламодателей, чьи проспекты попадут в ящик без разрешения. Ну так это война начнется. Что мне мешает набрать листовок компании-конкурента и поздно ночью их раскидать без разрешения? Оштрафуют-то не меня. Да и камер в подъездах я не боюсь. Натянул шапку или капюшон, в крайнем случае темные очки — и работай себе спокойно. Это в Интернете и по телевизору в 4K качество изображения, а наши камеры слежения до сих пор будто из прошлого века: там вместо лица только размытое пятно.
Саму работу Владимир считает бесполезной от слова «совсем».
— Честно, не понимаю, неужели заказчикам есть хоть какая-то выгода от такого вида рекламы? Огромные деньги тратятся на печать, распространение. В подавляющем большинстве случаев проспекты выбрасывают, люди их даже не читают. Есть, конечно, хитрые варианты. Например, была халтурка: раскидывал красивые белые конверты от одного из мобильных операторов. Там даже адресат написан! Люди все еще с интересом относятся к подобным письмам. И открывают их обычно уже в квартире. Но все равно, если человеку эта услуга не нужна, то и здесь для компании никакой выгоды нет. Правда, есть несколько старичков, которые буквально охотятся за акционными буклетами продуктовых сетей. Пенсия небольшая, компьютером не владеют, а каждый день ходить в магазин, чтобы посмотреть, не подешевела ли гречка, здоровья уже не хватает. Одна бабушка, ветеран чего-то там, не помню, вообще еле ходит, родственников у нее в Минске нет. Мы с ней сдружились, я ей приношу прямо в квартиру этот буклет, она выбирает по акции творог или колбасу, дает деньги, я покупаю и приношу ей продукты. Жалко старушку.
Фото автора