«Сколько нервов ради медали!» Призер Олимпиады Евгений Золотой — о поисках лодки и сюрпризах после гонки
Подавал надежды в легкой атлетике, много забрасывал на гандбольных турнирах, завоевывал медали в составе команды по баскетболу, но судьба привела в академическую греблю. Как живет и достигает новых вершин спортсмен, серебряный призер Олимпиады-2024 Евгений Золотой узнал корреспондент агентства «Минск-Новости».
Видовые интересы
— Мне было 7 лет, когда смотрел Игры в Пекине и мечтал стать спортсменом. Хотел поехать туда и завоевать медаль, — рассказывает Е. Золотой. — К тому времени я выступал на состязаниях по бегу, любил подвижные игры. Не представлял себя в другой профессии. В родном Краснополье, где на тот момент проживали около 8 тысяч человек, не существовало ДЮСШ или СДЮШОР. Мы занимались в секциях при школах, где учителя физкультуры вели тренировки. Выдающихся результатов в беге не наблюдалось. На областных соревнованиях соперниками оказались ребята, которые занимались профессионально, — их нереально обойти.
— Что нравилось из игровых видов?
— Классический вариант баскетбола, а также 3 × 3. На областных состязаниях в усеченной версии наша команда стала второй. Я был выше партнеров, потому чаще действовал под кольцом, исполняя роль центрового. Получалось неплохо.
В классическом баскетболе на областном турнире добрались до финала, где уступили парням из Могилёва. Увлечение этим видом не имело для меня продолжения — ближайшие спортшколы находились в Чаусах или в Могилёве. Больше интересовал гандбол.
— Можно о последнем поподробнее?
— Баскетбол деликатный: толкнул соперника — получи фол. Собрал пять предупреждений — выбываешь. В гандболе же подобное поведение вызовет всего лишь остановку игры, после которой оппоненты продолжают атаку. Я забрасывал с середины площадки порой по 30 мячей за поединок. Меня уже взяли в греблю (отправился в Могилёвское государственное училище олимпийского резерва), когда позвонил учитель физкультуры и попросил сыграть на очередном важном турнире по гандболу. Тренер по гребле отпустил, а родители возмутились, ругались. Тем не менее я поехал. За два дня наколотил больше всех голов. Правда, в финале нас ждало поражение.
Смотрины
— Когда и как вы попали в греблю?
— Все началось с бега. После очередного турнира пригласили на просмотр в Могилёв. Провели тесты на разных дистанциях — короткой, средней и длинной. На фоне остальных я смотрелся не лучшим образом. Решили проверить в метании. Результаты огорчили, хотя наставник не отказал мне. Он с группой отправился на сборы (мне очень хотелось быть с ними!), а я вернулся в Краснополье, ожидая звонка. Наверное, нервничал, так как часто ввязывался в споры с преподавателями. Почему-то они не верили в меня как в спортсмена. Их мнение злило. Однажды вызвали в кабинет директора.
Подумал, что получу по первое число. Захожу — там двое мужчин: тренеры по академической гребле Олег Юрьевич Дудко и Андрей Владимирович Щемелев — первый и нынешний наставники.
— Вы об этом не знали?
— Все стало понятно во время беседы. Они объяснили, что пообщались с наставниками по легкой атлетике и договорились провести для меня смотр в гребле. Но я не уточнил, из какой они СДЮШОР. Дело в том, что за полгода до этого приезжали тренеры из Гомеля. Однако я тогда с ними не пересекся: в первый раз заболел, во второй — прогулял школу из-за контрольной. Тогда подумал, что вновь прибыли из Гомеля. Мама и папа категорически отказались отпускать меня туда, потому что далеко от Краснополья. Я позвонил наставникам и обрисовал ситуацию. Андрей Владимирович объяснил, что зовут меня не в Гомель, а в Могилёв. Родители успокоились и отпустили.
— Сразу поехали?
— Еще вторую четверть доучивался в Краснополье. Более того, тренер поставил условие: средний балл за четверть должен быть не ниже 7. Я старался и вытянул ровно. Уже в Могилёве познакомился с ребятами. У одного из них средний балл оказался 5,6! Примерно год назад вспомнил эту историю Андрею Щемелеву. Он признался, что я показался ему чересчур шустрым. Хотел таким образом меня замотивировать.
Мечты сбываются
— Академическая гребля началась для вас с тренировок в зале?
— Да. Штанга, бег, концепты… Только через несколько месяцев впервые вышел в лодке на воду. Памятное занятие. Стояла ясная погода, и за два часа я сгорел. Меня обмазали пантенолом. Хотели даже в больницу везти, но обошлось. С тех пор ноги и руки смуглые и не сгорают на солнце. Однако на тренировках я в комбинезоне.
— Быстро ли пришли успехи?
— Через несколько месяцев с напарником участвовали в отборе на первенство мира до 16 лет. Мне было 14. Заняли четвертое место, удивив многих. Наш экипаж гонял не на самой современной лодке. Соперники, наоборот, передвигались на крутых. Чуть позже стали первыми на Олимпийских днях молодежи. Снова оказались младше остальных и находились в той же лодке. Там меня и заметили. В подростковом возрасте в основном выступал в экипажах (двойка, четверка). Результаты в одиночке немного огорчали — был вторым, третьим, четвертым в стране. Первый раз выиграл молодежный чемпионат Беларуси в 22 года. Тогда отобрался на первенство мира, где занял пятое место.
— Это стало отправной точкой для более усердных тренировок в лодке-одиночке?
— Да. Но в 2022-м случилось отстранение нашей команды от международных турниров. Сел в двойку с Николаем Шарлапом, сработались хорошо. На турнирах Союзного государства обыгрывали сильных россиян, которые на Олимпиаде в Токио вошли в топ-8. В 2023-м установили рекорд Брестского канала и подобрались к мировому достижению. Вырисовывался хороший экипаж для Игр-2024, однако нам не позволили отобраться в этом виде. Зато можно было в одиночке. Сначала победил всех в Беларуси, а на чемпионате мира выполнил олимпийский норматив — оказался седьмым. Потом ждал, одобрит ли мою кандидатуру Международный олимпийский комитет (МОК). Каждого спортсмена они проверяли по своим источникам. Сохранял позитив, поддерживала супруга, наставники, близкие. Результаты вселяли надежду. К слову, на этапе Кубка мира в Швейцарии в компании всех сильнейших занял третье место. Когда получил приглашение от МОК, вспомнил о детской мечте — поехать на Игры. Получается, она исполнилась.
В поисках лодки
— Во Францию добрались без приключений?
— Я тренировался и гонял на лодке немецкого производителя. Руководство завода заявило: из-за санкций мне не дадут судно в аренду. Искали иные варианты. Международный олимпийский комитет предложил взять собственную лодку и отправиться в Париж через Польшу. Надо было выполнить несколько важных условий. Мы их соблюли, но польская сторона, несмотря на полученное уведомление о нашем прибытии и имеющееся у нас приглашение МОК, отказалась пропускать наше авто. Пришлось возвращаться. Увидев меня дома, жена удивилась. Пошутил, что уже вернулся с Игр.
— Как выпутывались из этой истории?
— Начали поиски лодки во Франции. Первым откликнулся любитель. Он предложил личную, написал, что для него будет большой честью, если я воспользуюсь его предложением. Мужчина жил в 40 км от канала и обещал привезти судно в нужный момент. Затем поступило еще несколько предложений. Параллельно поднялась буча в Международном олимпийском комитете из-за того, что нас не пропустили на границе. Похоже, это ударило по репутации организаторов. Они надавили на немецких производителей, дабы они обеспечили меня лодкой. Быстро привезли новую с завода. В течение нескольких дней мы ее настроили под меня, и я почти не почувствовал разницы. Татьяну Климович снабдил судном итальянский производитель, но психологически она не успела к ней адаптироваться.
Серебряное ускорение
— Слышал, что к белорусам и россиянам спортсмены и тренеры из других государств относились положительно?
— Так и есть. Нас тепло встретили в Олимпийской деревне по приезде на Игры, предложили волонтеров-помощников. Они вспоминали, как искали лодку для меня по всей Франции. Хорошо относились к нам и остальные атлеты. Обычно на Олимпиаде все обмениваются значками с символикой стран. У нас тоже просили, однако белорусам запретили привозить такие атрибуты.
Кстати, некоторые не знали о санкциях и недоумевали, что мы выступаем в нейтральном статусе. Равнодушно или негативно к нам относились украинцы. Слышали, что им дали установку не общаться с нами, не жать руку.
— Остались довольны своим выступлением?
— Понимал, что сильнее меня Оливер Цайдлер из Германии и Симон ван Дорп из Нидерландов. Они опытнее и крепче остальных. Возраст расцвета у мужчин в академической гребле приходится на 26–30 лет, потому оба в самом соку. Отобрался в финал и настраивался финишировать не ниже третьего места. Все стартанули лихо, взяли высокий темп. Я греб медленнее, решив сделать ускорение ближе к окончанию заезда.
Только немец оказался готовым нестись на такой скорости, но выдохся к финишу. Когда догнал ван Дорпа, я увидел: сломалась техника гребли, парень оказался очень уставшим, идет на характере. Обогнал его и завоевал серебро. Эмоции зашкаливали. Ведь мужчины-белорусы в академической гребле в суверенной истории не брали медали на Играх. Шок, слезы радости… Сколько потратил нервов ради медали! Мы с наставниками проделали колоссальную работу.
Здравствуй, Марк!
— После четвертьфинала у вас появилась дополнительная мотивация.
— Вы о рождении сына? Накануне супруга Ксения, чтобы меня не беспокоить, сказала, что пойдет на анализы и УЗИ. Договорились созвониться после гонки. Набираю, а она сообщает мне приятную новость. Через несколько часов наладили видеосвязь, и я увидел Марка в первый раз. Тем не менее осознание пришло, когда взял его на руки, в момент выписки из роддома.
— После Олимпиады сразу ушли в отпуск?
— Нельзя после такой подготовки и выступления резко все бросить и лечь на диван. Около месяца занимался. В сентябре начался отпуск, однако все равно посещаю зал, езжу на велосипеде, бегаю. Домой привез гребной тренажер. Это помогает контролировать набор веса, после отдыха проще будет набрать форму.
— Сын дает высыпаться?
— Когда было жарко, капризничал. Успокаивался только к вечеру.
— Как выбирали имя?
— Договорились с Ксенией так: если девочка, назову я, если мальчик, то она. Еще до того, как узнали пол ребенка, каждый из нас выбрал имя: Марк и Милана. Сейчас втроем ходим на прогулки. Люди узнают на улице, подходят пожать руку, сфотографироваться, поговорить. Приятно, что дарю положительные эмоции окружающим.