Скульптор Иван Миско создал памятный знак «Беларусам — героям космасу»


Над чем сейчас работает белорусский скульптор Иван Миско и где в белорусской столице в ближайшее время может появиться новый памятник, выясняли корреспонденты агентства «Минск-Новости».

…В историческом центре Минска, между улицами Интернациональной и Революционной, находится музей, он же мастерская. Открываешь дверь — и попадаешь в особый мир.

Если спросить, кто из белорусских мастеров искусства главный по космонавтике, любой человек, мало-мальски интересующийся этой темой, скажет: скульптор Иван Миско. Две комнаты от пола до потолка наполнены скульптурными портретами космонавтов всех космических стран. На нас смотрят Валерий Быковский, Георгий Береговой, Мирослав Гермашевский, Зигмунд Йен и многие другие покорители космоса. Сюда, в мастерскую, «на чаёк» к Ивану Якимовичу приезжают и сами люди-легенды. Здесь побывал космонавт № 2 Герман Титов и первый человек, вышедший в открытый космос, — Алексей Леонов. Чаёвничали у И. Миско, и не один раз, белорусы: космонавты-герои Петр Климук, Владимир Коваленок и Олег Новицкий. С последним у скульптора особенно тесный контакт. Кстати, за несколько минут до нашего прихода Миско и Новицкий обсуждали по телефону свою следующую встречу.

Мастерская-музей Ивана Миско — филиал Музея истории города Минска. Здание старинное, XIX века, стоящее вблизи бывшего барского дома на бывшем иезуитском подворье.

У меня здесь мастерская, а барин в этом строении держал лошадей, тут была одна из его конюшен, — поясняет скульптор. Видите, какая печка? Музейный экспонат. И себя я чувствую экспонатом — музей ведь носит мое имя. Езжу сюда на работу — вдумайтесь! — 45 лет. Сегодня приехал в семь утра. Не спится… Потому что…

 

Иван Якимович указывает на поворотный станок, стоящий в самом центре мастерской. На станке, прикрытое целлофановыми листами, находится его последнее творение. Собственно, это и есть информационный повод, приманка для журналистов.

Скульптор снимает целлофан, и мы видим выполненный в глине рельеф с профилями Петра Климука, Владимира Коваленка и Олега Новицкого в скафандрах. Антураж создают изображения звезд и земного шара… Дважды Герои Советского Союза Петр Ильич Климук и Владимир Васильевич Коваленок максимально сосредоточены, и только у Героя Российской Федерации Олега Викторовича Новицкого губы трогает легкая полуулыбка.

Космонавты в полете. И я — вместе с ними, — говорит И. Миско.

Размеры рельефа 75 х 175 см. Он выполнен из оливково-зеленой глины, привезенной из-под Санкт-Петербурга. Эта глина, поясняет автор, пластичнее, чем из белорусских месторождений.

Рельеф почти готов. Дело за факсимиле автографов героев космоса. Две росписи, Климука и Коваленка, есть. Осталось расписаться Новицкому.

— Как только я нанесу на рельеф все три автографа, свое веское слово скажет худсовет. Если он даст добро, скульптура тут же отправится в производственный цех и будет отлита в бронзе. Ее вес составит около 150 кг. А затем…

Скульптор показывает фото с макетом памятного знака «Беларусам — героям космасу». Рельеф с тремя космонавтами будет установлен на стеле из цветного гранита. Планируется, что этот памятный знак появится на улице Космонавтов в Минске. Событие приурочено к проведению в белорусской столице Международного космического конгресса (9–15 сентября), на который съедутся десятки астронавтов со всего мира. Открытие памятника сопряжено также с большим праздником — Днем города.

Это была моя идея, моя мечта — привнести в скульптурный Минск космическую тему. Космосом я «заболел» очень давно — в конце 1950-х, когда в СССР был запущен искусственный спутник Земли. Космическая «болезнь» оказалась неизлечимой, — смеется Иван Якимович. Полету Юрия Гагарина я посвятил одну из своих курсовых работ, когда еще учился в театрально-художественном институте. То был мой дебют.

И. Миско работает на космос в сфере искусства более 60 лет. Во время реализации программы «Интеркосмос» постоянно ездил в Звездный городок.

Если начну перечислять космонавтов, с которыми сложились дружеские отношения, боюсь, всех не упомню. Дважды меня в качестве почетного гостя приглашали на международные космические конгрессы. Я лепил французского, сирийского, чешского, болгарского, кубинского, афганского астронавтов…

В его руках перебывала вся космическая элита. Ну, почти вся.

Теплые отношения завязывались не только с астронавтами, но и с их родными и близкими. Так, например, Анна Тимофеевна Гагарина, мать первого космонавта Земли, более 20 раз навестила мастерскую скульптора. Именно И. Миско она доверила сделать семейное надгробие в городе Гагарине. На стеллаже — макет памятника и самой Анне Тимофеевне…

В Бресте и Крупках стоят мои памятники Климуку и Коваленку. В Москве на Новодевичьем кладбище — Береговому. Открыта скульптурная композиция Быковскому и Йену в Потсдаме, а Климуку и Гермашевскому — в Витебске. Еще один памятник Климуку — у школы, где он учился… А сколько мемориальных досок!.. А еще серия медалей, посвященных космическим юбилеям!..

И. Миско возвращается к станку с рельефом трех космонавтов.

— Надеюсь, космический памятный знак теперь появится и в Минске. С моей стороны это благотворительная акция.

Скульптор идет по мастерской, на ходу поворачивая бюсты, поднимая гипсовые маски, и мы едва успеваем сфотографировать и записать: вот американская женщина-астронавт, вот китайский, а рядом первый румынский космонавты, вот скульптуры, которые еще ждут воплощения в бронзе, — «Космос», «Полет». Есть здесь также макеты памятников политикам, писателям, летчикам…

На обед не хожу, жалко времени, перекусываю у станка. И в субботу-воскресенье я тоже в мастерской. Так много еще хочется успеть, столько тем поднять… Мечтаю поставить памятник Казимиру Семеновичу. Это крупнейший изобретатель в Великом княжестве Литовском. Считается, что он сделал прототип многоступенчатой ракеты.

— А где ваши самые любимые стеки?

— Самые лучшие инструменты — это руки и глаза.

— А радость?..

— Глина в моих руках.

— Как быстро можете сделать портрет?

— Как пойдет. Можно за два часа. А то и за два дня ничего не получится.

Многие обычные предметы в этой мастерской стали раритетами. Зеркало, например. На нем фломастерами оставили свои автографы Георгий Береговой, Владимир Коваленок, Виталий Севастьянов, Юрий Глазков, Мирослав Гермашевский, Алексей Леонов, Виктор Савиных, Владимир Ремек…

— Берегу это зеркало как зеницу ока. Не разрешаю даже пыль с него стирать.

Автографами с обеих сторон покрыта и белая дверь, ведущая в смежную комнатушку с диваном и книжными шкафами. На двери расписались не только покорители космоса, но и крупные ученые, знаменитые композиторы и поэты… Еще один раритет — подаренный П. Климуком китель времен его работы в отряде космонавтов.

— У меня нет любимого космонавта. Я люблю всех. Вижу в них доброту, человеческую красоту, ум. Общаюсь — и становлюсь богаче. Заряжаюсь энергией.

…Уже уходя из мастерской, мы остановились у двух берез, растущих возле здания. Маленькое деревце посажено не столь давно Олегом Новицким. А большое, роскошное, появилось еще в советские времена благодаря П. Климуку и В. Коваленку.

— А вон те деревья, дуб и ясень, мои, это я сажал, — И. Миско показывает на тыльную сторону костела Пресвятой Девы Марии. Место здесь удивительное. И деревьям хорошо, и людям.

И, чуть помолчав:

— Ни о чем не жалею, по большому счету. Но так хотелось подняться в космос…

Справочно

Народному художнику Беларуси Ивану Миско 86 лет. Родился будущий мастер станковой и монументальной скульптуры в деревне Чемеры под Слонимом. Окончил Минское художественное училище и Белорусский театрально-художественный институт. Член Белорусского союза художников. Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь. Лауреат Государственной премии СССР (1977 год) за монумент в честь матери-патриотки Куприяновой (в соавторстве). Лауреат премии Союзного государства. Награжден Золотым орденом Ю. А. Гагарина (Россия) и медалью Франциска Скорины (Беларусь). Живет и работает в Минске.

Фото Елизаветы Добрицкой

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
В каких сферах в Минске самые высокие зарплаты

Лидером в зарплате по видам экономической деятельности в столице в сентябре 2025 года оказалась сфера информации и связи — 6 710 рублей, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на данные Главного статистического управления г. Минска.

Речь идет о номинальной начисленной средней заработной плате, а именно о сумме, которая начисляется до вычета налогов и взносов.

Далее идут финансовая и страховая деятельность (4 579,7 рубля), строительство (4 341,3 рубля), профессиональная, научная и техническая деятельность (3 962,7 рубля), сельское, лесное и рыбное хозяйство (3 435 рублей).

Номинальная начисленная средняя зарплата в транспортной деятельности, складировании, почтовой и курьерской деятельности составила 3 361,6 рубля, в промышленности — 3 355,6 рубля, в оптовой и розничной торговле, ремонте автомобилей и мотоциклов — 3 227,1 рубля.

В общем средняя зарплата работников столичных организаций в сентябре составила 3 620 рублей.

На территории «Тростенца» появится музейная экспозиция. Какой она будет

Половину средств, заработанных в Минске на республиканском субботнике, направят на создание информационного центра экскурсионного обслуживания мемориального комплекса «Тростенец» с постоянной тематической экспозицией. Какой она будет — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Как рассказали в Белорусском культурном центре духовного Возрождения, проект разработан под эгидой Союзного государства России и Беларуси. В его создании участвовало много специалистов, в том числе из художественной студии «Невский баталист» (Санкт-Петербург) и анимационной студии видео и графики «Красный квадрат» (Москва).

Информационный центр разместится в существующем здании на улице Селицкого, 82, которое потребуется реконструировать под новое назначение (ранее там располагался «Белтелеком»).

На 1-м этаже отведено место для необходимой в таком объекте инфраструктуры: под гардероб, туалеты, небольшую административную зону, возможно, под объект торговли, где посетители смогут купить воду, кофе. На 2-м — планируется размещение самой экспозиции и конференц-зала для мероприятий.

Музейная часть начинается с довоенного времени, которое рассказывает о жизни одного из героев минского подполья — врача профессора медицины, Героя Советского Союза Евгения Клумова, который вместе с супругой погиб в Тростенце. Здесь показан его рабочий кабинет в одной из старейших больниц Минска. Далее экспозиция поочередно отражает страницы истории нашего города в период Великой Отечественной: захват нацистами белорусской столицы, создание Минского гетто и лагеря в деревне Малый Тростенец, куда для уничтожения свозили евреев из многих европейских стран. Отдельные залы рассказывают об урочище Благовщина, где в годы войны находились рвы-могилы — места массовых расстрелов узников, и об урочище Шашковка с располагавшейся в нем кремационной ямой-печью.

Задумано, что экскурсанты хронологически проходят путь от мирного времени до периода оккупации и создания лагеря смерти в Тростенце, — рассказывает экскурсовод Белорусского культурного центра духовного Возрождения Екатерина Хмельницкая. — Символический железнодорожный вагон, машина-душегубка в одном из залов отражают страшный конвейер уничтожения людей. Известно, что нацисты построили узкоколейку от железнодорожного вокзала Минска в Тростенец, чтобы вагоны с будущими узниками приходили прямо в лагерь. Будущая экспозиция, безусловно, вызовет у посетителей сильные эмоции. Например, по проекту здесь есть инсталляция теплицы с розами в человеческий рост. Ее прототипом послужила реальная теплица в лагере смерти, где цветы выращивали, удобряя землю пеплом сожженных людей. Можно увидеть сарай, в который среди бревен складывали погибших узников. В нем будет гореть интерактивный огонь… Все детали восстановлены по реальным рассказам выживших пленников. Помимо трехмерных инсталляций, в каждом зале добавят другие выразительные средства для повествования о происходившем: звук, свет, изображение, даже вибрацию. В экспозиции разместят личные вещи узников, найденные при раскопках.

Музейная часть информационного центра задумана на 12 залов. История, представленная в них, завершается пространством, в центре которого скульптурная композиция «Путь памяти». Она представляет собой фрагмент знака бесконечности, окаймляющего горящую свечу. Символ сформирован из множества переплетенных фигур, словно путь человечества. Непрерывный бег бытия включает и величайшие взлеты, и ужасающие падения — никто не застрахован от повторения страшных моментов истории. И только память дает шанс избежать однажды случившихся трагедий, позволяет почтить память множества людей, от которых в материальном мире не осталось ничего — ни могил, ни даже имен.

Пространство последнего зала дополняет «Стена памяти», где будет содержаться информация обо всех лагерях смерти, находившихся в Беларуси. В специальном поисковике разместят имена и фамилии жертв концлагеря, а в электронной библиотеке — архивные документы, доступные каждому. Финальная часть экспозиции расскажет о геноциде белорусского народа: здесь будут представлены свидетельства преступлений против человечества.

История мемориала

Вместо скромных обелисков, существовавших с 1960-х годов, на территории бывшего лагеря смерти решили построить мемориальный комплекс «Тростенец».

  • 2002 год — Совет Министров Республики Беларусь принял постановление о создании мемориального комплекса «Тростенец».
  • 2014-й — по поручению Президента Беларуси Александра Лукашенко началось строительство комплекса.
  • 2015 год — открытие на улице Селицкого комплекса «Дорога памяти» (руководитель проекта — Анна Аксенова («Минскпроект») и мемориальной скульптуры «Врата памяти» (скульптор — Константин Костюченко).
  • 2018-й — в присутствии президентов Беларуси, Австрии и Германии и других официальных лиц открыта вторая часть мемориала — урочище Благовщина.
  • 2019 год — на улице Селицкого установлен монумент «Массив имен» в память об австрийских гражданах, погибших в Тростенце.

Тростенец был комбинированным вариантом трудового лагеря и места массового уничтожения советских военнопленных, гражданского населения и депортированных из Европы граждан разных вероисповеданий и национальностей. По количеству жертв входит в число восьми самых крупных концлагерей периода Второй мировой войны. Официально признано, что здесь погибли не менее 546 000 человек.

Фото Сергея Мицевича и из архива агентства «Минск-Новости»

Солнечная активность может возрасти в конце октября

Ученые из лаборатории солнечной астрономии ИКИ РАН прогнозируют значительное увеличение активности Солнца. Ближайший всплеск ожидается 29 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Лабораторию солнечной астрономии ИКИ и ИСЗФ.

солнце

Фото Depositphotos

Специалисты предполагают, что вспышки и выбросы плазмы могут произойти из-за приближения активных областей огромной звезды к Земле.

Уровень вспышек уже к концу октября может достичь оранжевого или самого высокого — красного — уровня. Ученые предупреждают метеозависимых людей и тех, кто страдает хроническими заболеваниями, о возможном ухудшении самочувствия в дни, когда Солнце будет наиболее активно.

В Минске ожидается дождливая погода 27 октября

Облачность с прояснениями и небольшие дожди ожидаются в столице 27 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

Прогноз погоды в Беларуси на 27 октября 2025 года Прогноз погоды в Беларуси на 27 октября 2025 года

Ночью температура воздуха составит от +5 до +7 °С. Днем синоптики обещают +7… +9 °С. Ветер ожидается юго-западный, 5–10 м/с. Вероятность осадков — 80–90 %.

В Беларуси в понедельник будет облачная с прояснениями погода, временами возможны дожди. Ветер южный, юго-западный умеренный, в западных областях — порывистый. Температура воздуха минимальная ночью составит +2… +7 °С, максимальная днем будет в пределах +6… +11 °С.

Художник и архитектор Дмитрий Мохов: зритель должен выйти с фильма или спектакля наполненным

Дмитрий Мохов начинал как архитектор, продолжил как художник кино и театра, в послужном списке которого 11 фильмов и около 300 спектаклей, поставленных по всему СССР. А еще его наследие — большое количество рисунков и фотографий. Сегодня он профессор Белорусской государственной академии искусств, известный мастер и учитель художников театра и кино. Подробности — в материале корреспондента газеты «Вечерний Минск».

«Дмитрий Максимович Мохов — многогранная личность в искусстве. Крупный, яркий художник, который создал свой уникальный театр, представленный множеством постановок в разных городах и странах», — так охарактеризовала героя статьи доктор искусствоведения Вероника Ярмолинская.

— Я уже в школе знал, что буду художником. Чтобы приблизиться к мечте, поступил на архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. Потом была учеба в Минске. В студенческие годы много путешествовал, объехал Сибирь, Крайний Север, Карелию, Среднюю Азию, — рассказывает Дмитрий Максимович. — Жажда познания была столь сильной, что порой путешествовал нелегально — на крыше вагона поезда (теперь такое невозможно даже представить). В поездки всегда брал фотоаппарат, блокнот и этюдник. Параллельно с учебой в вузе начал работать в кино. А дальше — жизненные университеты. Мне повезло общаться с большими мастерами: драматургами, художниками, режиссерами, композиторами. Они были моими учителями.

Поездка в Среднюю Азию

Советчик королей

— Вы реализовывали себя в разных жанрах искусства: театре, кино, зодчестве. А кем по профессии себя считаете?

— Раньше в наших дипломах писали «художник-архитектор». Точная формулировка, и это как раз про меня. Всегда полагал, что архитектор — одно из лучших образований, синтез изобразительного искусства и науки — математики, физики. Неспроста в давние времена советниками у королей были именно зодчие. Профессия архитектора, к слову, очень понадобилась для работы в кино и театре, чтобы представлять, как выстроить придуманные пространственные композиции. Помню, как начинал работу в кино на съемках фильма «Житие и вознесение Юрася Братчика» по роману Владимира Короткевича «Христос приземлился в Гродно». Художник-постановщик Шавкат Абдусаламов нарисовал для съемок город, который не вписывался ни в один закон архитектуры. Но надо было строить, и я это сделал. Декорации, кстати, долго стояли на берегу моря в Ялте. Там были собор, торговая улица, улица ремесленников. Потом оказалось, что территория частная, все постройки снесли.

Декорации к фильму «Житие и вознесение Юрася Братчика»

Кино всегда привлекало меня своим масштабом, когда можно было выйти за пределы замкнутого пространства и возводить города, дворцы, замки. А еще было важно, что художник театра и кино владеет тем, чем не владеют другие художники. Временем! Он может перенести зрителя на 100 лет вперед или назад и показать образ в развитии.

На съемках фильма «Житие и вознесение Юрася Братчика»

В кино Дмитрий Мохов начинал ассистентом художника-постановщика и декоратором на съемках фильмов «Город мастеров», «Альпийская баллада», «Я, Франциск Скорина», «Сказание о Рустаме». Впоследствии стал художником-постановщиком. В его послужном списке работа над фильмами «Стая», «Краповый берет», «Тум-Паби-Дум» и другими.

Театральная рапсодия

Театральный период в творческой жизни Дмитрия Мохова пришелся на 1970–1980-е. Художник ставил спектакли разных жанров: оперы, балеты, драмы. Разные режиссеры, разные города. Но каждый раз это был поиск образного пространственного решения пьесы.

— В то время я работу не искал, меня искали режиссеры, — вспоминает Дмитрий Максимович. — Спектакли с моими декорациями и костюмами получали призы на международных фестивалях, поэтому режиссеры дорожили сотрудничеством. Заказы были расписаны на два-три года вперед, проходило по пять-шесть премьер за сезон по всему СССР. Помню, было 10 премьер за год, так совпало за счет «переходящих» спектаклей, работа над которыми начиналась сезоном раньше.

«Дом Бернарды Альбы»

— Что для вас в творчестве было отправной точкой?

— Понимание первоисточника: в кино это сценарий, в театре — пьеса, в архитектуре — проектное задание. Именно драматургия рождает образное пространственное решение.

В минских театрах в разные годы шли спектакли Дмитрия Мохова «Дом Бернарды Альбы», «Ромео и Джульетта», «Дар», «Зов», «Счастье мое», «Женитьба Бальзаминова», «Человеческий голос», «Не боюсь Вирджинии Вулф», «Евгений Онегин», «Фантазии по Гоголю», «Комедия о Лисистрате», «Гамлет», «Мефисто», «Маленький лорд Фаунтлерой» и другие.

Спектакль «Средство Макропулоса»

— В своей книге «Ностальгия по настоящему», рассказывая о собственной жизни и творчестве, вы пишете, что нельзя делать иллюстрацию пьесы или сценария. Надо искать решение для раскрытия темы.

— Конечно. В пьесе, например, написано: действие происходит высоко в горах. Первое, что напрашивается — нарисовать в декорациях горы. Или нагородить. Это неправильный ход. Сценография может быть условной, при этом главная задача художника — по заданной драматургии найти эквивалент жизненному пространству. Пространству, которое радует или угнетает. Здесь необходимы образ, метафора, символ как поиск решения того главного, что уже вдохновило драматурга на написание пьесы, режиссера — на постановку спектакля, композитора — на создание музыки.

Спектакль «Гамлет»

Дмитрий Максимович вспоминает, как вместе с режиссером Борисом Луценко трижды на разных сценах поставил спектакль «Гамлет». В минском Театре-студии киноактера декорации представляли собой панораму древнего сооружения с наслоениями позднейших культурных эпох, сквозь которые проступали почти утраченные фрески. Полупрозрачный гобелен-занавес создавал условную пелену времени. Так мир шекспировской трагедии обретал неожиданное пластическое решение. В Русском театре на сцене появлялся павильон, напоминающий шекспировский театр «Глобус». В декорации нарочито вводились конструкции из современной архитектуры: большой купол, накрывающий театр-мир, тумбы, турникеты, шведские стенки…

Другой пример — вместе с режиссером Валерием Рубинчиком Дмитрий Мохов работал над спектаклем «Комедия о Лисистрате» в Театре-студии киноактера. Руководствуясь сверхзадачей драматурга о сохранении мира, творческому тандему удалось не иллюстрировать определенную эпоху, а соединить разные времена в самых неожиданных сочетаниях и рискованных столкновениях. Сцена представляла собой кинопавильон, рельсы тележки кинооператора соединяли зрительный зал и подмостки. В декорациях присутствовали фрагменты античных статуй, барельефов. Костюмы с античной основой дополнялись современными элементами, боди-артом, перьями. Звучала музыка современных композиторов. Казалось, играла каждая деталь спектакля, все, что находилось в пространстве сцены.

Балет «Мефисто»

А для балета «Мефисто» в Музыкальном театре сконструировали подъемно-опускную установку «Паук» с длинными шлейфами, необычным цветовым освещением, серебристым покрытием деталей. Это фантастическое зрелище, в котором были загадка и своя философия. При минимуме декораций создавалось пространство для столкновения разных миров, разных жизненных философий.

— Пространство должно быть активным соучастником в действиях актеров. Рациональный, жесткий расчет конструкций на сцене, одновременно экспрессия и поэзия создаваемого пространства определили мой стиль работы в театре. — подчеркивает Д. Мохов.

— Случалось отказываться от постановок?

— Редко. Когда не было творческой совместимости с режиссером и я понимал, что мы по-разному трактуем проблемы драматургии. Когда доводилось слышать: «Старик, ну а чем еще будем удивлять, если не этим?» Как будто театр или кино предназначены только удивлять.

— А для чего предназначены?

— Зритель должен ассоциативно столкнуться с проблемами, которые его задевают в жизни, и выйти после спектакля, фильма эмоционально и ментально наполненным. Но есть, конечно, спектакли сугубо для развлечения.

О времени и о Художнике

— Вы в профессии уже 60 лет. Если сравнивать последнюю четверть прошлого столетия и первую нынешнего, как бы вы их оценили с точки зрения развития культуры?

— Философы говорят, что история человечества движется по спирали, значит, и культура тоже. Для меня последняя четверть XX столетия была временем подъема, своеобразного Ренессанса. Время новой драматургии, новаторской сценографии, если говорить о театре. А сейчас мы находимся на другом отрезке спирали. Это закономерно, так и должно быть. Посмотрим, что ждет нас впереди.

— Ходите сегодня в театр?

— Нечасто. Если намечается премьера, смотрю по фамилиям, кто режиссер, художник, и понимаю, стоит ли идти. Сегодня, на мой взгляд, на высоте кукольные театры: минский, гродненский. Это образцы данного вида искусства.

— «Ностальгия по настоящему» — название стихотворения Андрея Вознесенского стало названием вашей книги и одной из последних персональных выставок. О чем сегодня ностальгирует художник Дмитрий Мохов?

— Я не против прогресса в виде компьютера, искусственного интеллекта, но ИИ подменяет настоящее, это не источник знаний, это копилка. И полагаться на него целиком не стоит. Что касается творчества, тут вообще настораживает «помощь» некоторых современных технологий. Художники перестают что-то делать руками, все за тебя компьютер прорисует. Но ведь истинное произведение рождается от соприкосновения твоей души, твоего нерва к материалу и передается через тонкие колебания, через кончики пальцев в инструмент, которым ты работаешь: в кисточку, карандаш. Искусственному интеллекту это не под силу.

Справочно

Преподавательская деятельность Д. Мохова началась в 1976 году в Минском институте культуры. Дмитрий Максимович был руководителем по сценографии у режиссеров-дипломников. С 2008-го преподает в Белорусской государственной академии искусств. За это время под его руководством были выпущены две группы художников кино. Сейчас обучается очередной набор студентов.

Фото Сергея Лукашова, Юрия Мозолевского и предоставлены собеседником

Телеведущий Николай Дроздов уменьшился в росте. С чем это связано

Известный советский и российский телеведущий, зоолог и профессор Николай Дроздов стремительно теряет рост из-за прогрессирующего остеопороза. За последние месяцы мужчина уменьшился в росте на 18 см, сообщает кореспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал Mash.

Сейчас экс-ведущий программы «В мире животных» ростом всего 162 сантиметра — вместо прежних 180. В апреле болезнь уменьшила Н. Дроздова на десять сантиметров. Ученый испытывает боли в суставах, общую слабость и деформацию спины.

Кроме проблем с костями, Н. Дроздов борется с раком предстательной железы, диагностированном в 2023 году. Сейчас биогеограф проходит курсы противоопухолевой терапии и наблюдается у врачей.

Стуков и Галкин хулиганили не по-детски.  Как снимали фильм «Приключения Томаса Сойера и Гекльберри Финна»

Девятилетний Владислав Галкин на съемках фильма «Приключения Томаса Сойера и Гекльберри Финна» будто и не выходил из роли Гека — лучшего друга главного героя. Его хулиганские выходки доводили многих до паники. Подробности — читайте в материале корреспондента газеты «Минский курьер».

О чем кино

Том Сойер и его друг беспризорник Гекльберри Финн в поиске приключений видят, как ночью на кладбище индеец Джо убивает человека. С этим злоумышленником они еще раз столкнутся, начав поиск клада.

Усомнились в герое

Почему знаменитый режиссер Станислав Говорухин после невероятного успеха сериала «Место встречи изменить нельзя» решил взяться за картину для детей и юношества? Как утверждал сам постановщик, в начале 1980-х он понял: ребята почти перестали читать — смотрят телевизор, ходят в кино. И его самые любимые книги пройдут мимо них. Решил вернуть всем потрясающую литературу хотя бы в виде кинолент.

Постановщик бережно отнесся к произведению Марка Твена, смог уместить в три серии похождения американских мальчишек из XIX века. Правда, начальство попросило его поумерить пыл Тома Сойера, по книге бунтаря и хитреца. Не делать из него неисправимого хулигана-подростка, потенциального гангстера. Режиссер решил проблему за счет благовидной фактуры исполнителя роли Тома — Феди Стукова. Как его ни гримировали, он всё равно выглядел в юности максимум озорником из киножурнала «Ералаш». В этом были и минусы. Даже сегодня при просмотре мало верится, что он может противостоять индейцу Джо. А на фоне Влада Галкина, на сто процентов попавшего в образ Гека Финна, Том Сойер — Стуков кажется беглым принцем из другой книги Марка Твена («Принц и нищий»). Из-за этого приключенческий фильм местами напоминает, как сейчас говорят, ролевой квест.

Михалков подсказал

Изначально Феди Стукова не было в числе кандидатов на участие в картине.

Задолго до событий, еще 6-летним ребенком, он ехал с мамой в автобусе. К ним подошла ассистент режиссера одной из студий и попросила принести снимок мальчика для актерской базы. В результате в 1978 году он сыграл сына главного героя в драме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979). А в 1981-м вышла лента того же режиссера «Родня». Там Федя органично, с цирковым задором перевоплотился в хулиганистую Ирочку, дочь главных персонажей.

В поиске исполнителя роли Тома Говорухин объявил детский всесоюзный конкурс, который выиграл не менее миловидный Игорь Сорин, будущий солист группы «Иванушки International» (в титрах — Игорь Райберг). Собирался сниматься. Но в последний момент Михалков посоветовал обратить внимание на Стукова. Станислав Сергеевич посмотрел «Родню», и Фёдор стал Томом на экране.

Владислав Галкин (в титрах — Владик Сухачёв) рос в актерской семье. Мать Елена Демидова и приемный отец Борис Галкин не желали мальчишке актерской доли. В определенный период он жил с бабушкой Людмилой Николаевной. Она тайно отвела его на кинопробы. Пожилая женщина, не умевшая хранить секреты, за полгода никому из родственников не сказала, что внука утвердили на роль Финна. Терпела! Всё раскрылось, когда настало время ехать на съемки.

Чтобы 8-летняя Маша Миронова приняла участие в фильме, Говорухин действовал через ее маму Марию Градову, известную по роли радистки Кэт в «Семнадцати мгновениях весны». Девочка не рвалась на площадку. Мать ее убедила: поработать с Говорухиным — большая удача. От процесса Маша осталась не в восторге: клопы в гостинице, 40-градусная жара в Сухуми, холод в пещере со сталактитами, длительное пребывание в пышных многослойных платьях ее героини Бэкки Тэтчер. К тому же она до дрожи боялась Талгата Нигматулина, игравшего индейца Джо. Девочка, очевидно, успела посмотреть «Пиратов ХХ века», где актер предстал в качестве свирепого бандита Салеха. Он пытался наладить контакт с ребенком, рассмешить, но Маша всякий раз в ужасе ретировалась. Разочарование постигло и на премьере, когда она, увидев себя на экране, услышала, что говорит чужим голосом. Профессиональные артисты озвучили не только всех детей в картине. За Нигматулина за кадром говорит Караченцов.

Совершенно случайно роль богатого адвоката исполнил белорусский режиссер Валерий Рубинчик, создатель лент «Последнее лето детства» (1974), «Венок сонетов» (1976). Он дружил с Говорухиным со времен учебы во ВГИКе и приехал к нему отдохнуть в Одессу. Валерий Давидович всегда был одет с иголочки, носил очки в изящной оправе, выглядел респектабельным. Чем не американский адвокат?

На страницах Time

Фильм снимали в Одессе, Херсонской области, Абхазии, Новоафонской пещере. Реку Днепр выдали за Миссисипи.

Федя Стуков с Владом Галкиным хулиганили не по-детски. Однажды угнали построенный реквизиторами плот и сплавились вниз по реке. Течение оказалось мощным. Их едва поймали через десяток километров.

На экскурсии в дендропарке в Сухуми Галкин стащил из стеклянной емкости несколько древесных скорпионов, запер их в найденной картонной коробке. А в служебном автобусе, в котором в гостиницу ехала часть съемочной группы, коробку, якобы случайно, уронил, она раскрылась… По Сухуми разошелся слух, что кучка сумасшедших выпрыгивала из брошенного на дороге автобуса, скакала на месте, кое-кто даже снял штаны и майку, оставшись в трусах. Ведь это членистоногое смертельно опасно!

Права на прокат картины купили многие страны, в том числе США, где ее посмотрели более 9 млн человек. В журнале Time хвалили ленту. А Стукова пригласили в Штаты — прокатиться по Миссисипи на настоящем пароходе XIX века.

После показа фильма в СССР число продаж книг Марка Твена заметно выросло. Говорухин достиг цели.

Фото из интернета

Еще материалы рубрики:

На какие доступные в Сети российские детективные сериалы лучше не тратить время, и что посмотреть

Как минчанка Ирина Метлицкая стала известной благодаря киноленте «Палач»

Улетевший с каскадером вертолет и любовный треугольник за кадром. Как снимали «Шла собака по роялю»

Гусева отказалась, а Арбузова пошла по стопам героини. Все, что вы не знали о фильме «Авария — дочь мента»

Прокат продлился недолго: почему запретили фильм «Семья Януш»

На Восточном кладбище открыли мемориал, посвященный памяти композитора Олега Елисеенкова

Памятник заслуженному деятелю искусств Беларуси Олегу Елисеенкову открыли 26 октября на Восточном кладбище в Минске спустя год с момента смерти композитора, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

Мемориал состоит из горизонтальной и вертикальной плит, напоминающих рояль, с бронзовыми клавишами на левой стороне — символом последнего аккорда жизни маэстро. На вертикальную плиту нанесена краткая биографическая надпись о композиторе, а на горизонтальную — всего два слова: «Вспоминайте меня…».

На памятном событии присутствовали близкие и друзья О. Елисеенкова.

Белорусский композитор российского происхождения получил образование в Молодечненском государственном музыкальном училище им. М. К. Огинского, руководил студией «Гран-при» Государственного концертного оркестра, откуда вышли Вера Каретникова, Вячеслав Нагорный и группа «Ванильное небо». О. Елисеенков написал музыку к большинству песен из репертуара Александра Солодухи, композициям в исполнении Алексея Хлестова «Спасибо тебе», «Ты такая», «Невеста», а также песни «Ветразь кахання» в исполнении Ирины Дорофеевой и композиций «Не потеряй», «Птицы», «Усмешка» от эстрадной певицы Алеси.

Справочно

Указом Президента Беларуси в 2009 году композитор был награжден медалью Франциска Скорины.

Фото БЕЛТА

Ученые из Тайваня разработали натуральную сыворотку, стимулирующую рост волос

Исследователи Национального университета Тайваня разработали сыворотку, которая обещает остановить облысение и вернуть утерянные волосы всего за 21 день. Инновационное средство может быть доступно в продаже без рецепта, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Times of India.

Действие сыворотки основано на одном из видов гипертрихоза, когда на раздраженных или поврежденных участках кожного покрова начинают усиленно расти волосы. Ученые искусственно вызвали экзему у самцов и самок обритых мышей, нанося на их спины раздражитель — додецилсульфат натрия. Примерно через 10–11 дней из фолликул шириной около 1 мм на коже начали прорастать новые волосы. На участках, не подвергавшихся воздействию раздражителя или не страдавших экземой, в течение этого периода возобновления роста волос не наблюдалось.

Чтобы проанализировать воздействие жирных кислот на кожу без использования химических раздражителей, исследователи создали сыворотки, содержащие различные жирные кислоты, растворенные в спирте, такие как олеиновая и пальмитолеиновая. Они также оказались эффективными для стимуляции роста волос. Испытание на человеческих тканях один из авторов исследования проводил на себе. Профессор Сун-Джан Линь наносил сыворотку на бедра и наблюдал за ростом волос. Эффективность средства была доказана.

Команда ученых уже запатентовала сыворотку и в дальнейшем планирует протестировать ее различные дозировки на коже головы людей, прежде чем выпустить на рынок в свободную продажу.

Счастливы вместе. Минчане отметили золотую свадьбу и поделились секретом крепкого союза

Оксана Викторовна и Виктор Владимирович на днях отметили золотую свадьбу — 50-летие совместной жизни. Юбиляров поздравили в отделе ЗАГС Советского района. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала у героини материала секрет счастливого и долгого брачного союза.

— Как вы познакомились с будущим мужем?

— Впервые мы встретились на танцах в парке Челюскинцев, — рассказала О. Мананкова. — Я жила в Чижовке, а Виктор — на Логойском тракте (тогда ул. Я. Коласа). Любили гулять в парке Янки Купалы. А предложение Виктор сделал неожиданно — в будний день, когда сидели на скамейке. Поинтересовался, если ли при себе паспорт, чтобы подать заявление в ЗАГС. Колец тогда еще не дарили, а вот букет невесты на свадьбе у меня был почти таким, как сейчас, небольшим, из белых роз.

— Чем вам запомнился день свадьбы?

— Мы расписались в отделе ЗАГС Советского района, — поделилась воспоминаниями Оксана Викторовна. — В 1975 году он находился в самом центре города, на Ленинском проспекте (теперь — пр. Независимости). Были еще совсем молодыми — мужу 22, мне 21. За день до свадьбы лил дождь, а в сам день регистрации стояла солнечная и теплая погода. На свадьбе в ресторане «Зубренок» в районе Автозавода гуляли вместе с подругами и друзьями, было 70 человек, праздновали два дня.

Расскажите немного о семье, детях и внуках.

— У нас два сына — у них свои семьи, отношения с невестками хорошие, — подчеркнула О. Мананкова — Есть два внука — старшему уже 28 лет, и две внучки — младшей 16, в этом году она оканчивает школу. Внуки — это моя жизнь. Дай Бог такое счастье каждому.

Детей мы не баловали, всего в жизни они достигали сами. Папа был примером для подражания, сыновья относятся к нему с большим уважением и любовью. Супруг продолжает работать — у него свое дело.

Раньше много путешествовали, сейчас живем за городом. Люблю выращивать розы и гортензии, занимаюсь собакой — той-пуделем.

— Оксана Викторовна, в чем секрет вашего с Виктором Владимировичем счастья? Дайте совет нашим читателям, как сохранить семью и прожить вместе столько лет?

— Как говорят, «жизнь прожить — не поле перейти». Когда в юности слышала эти слова, казалось, все где-то далеко, и только сейчас в полной мере приходит осознание того, что они значат. В каждой семье бывают проблемы, но не стоит при первой же ссоре бежать разводиться: нужно учиться обходить острые углы. Потом понимаешь, что все — мелочи. Этому же я учу и своих внучек, — рассказала собеседница.

Фото Ирины Малиновской