1200 90

Следы на гранитных камнях. Какие памятники увековечили подвиг минских подпольщиков

Почти сразу после оккупации Минска возникло подполье. Судьба его участников трагична. Сегодня многие улицы города носят имена героев-подпольщиков. В разных частях столицы им установлены памятники и мемориальные доски. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Страшные фото

памятники минским подпольщикамБольшинство памятников в Минске посвящены не конкретной странице истории столицы в годы войны, а некоему определяющему событию или группе людей. Например, Великой Победе, защитникам Родины, освободителям, партизанам, погибшим мирным жителям.

В конце 1970-х увековечили память минских подпольщиков, казненных на глазах у всех для устрашения минчан. Расположен знак в Александровском сквере неподалеку от центрального входа. Под высоким деревом на двух гранитных плитах разместилась мемориальная плита, обвитая колючей проволокой. На ней высечено: «На этом месте гитлеровцы казнили советских патриотов в годы Великой Отечественной войны. Среди многих других отдали жизнь за Родину секретарь Минского подпольного горкома КП(б)Б И. П. Казинец, подпольщики — Н. Г. Демиденко, О. Ф. Щербацевич, Н. Ф. Янушкевич, П. Ф. Янушкевич. И. П. Казинцу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза». Создали этот памятник скульптор Анатолий Аникейчик и архитектор Леонид Левин. Мемориальный знак — память о двух показательных казнях, проведенных оккупантами в Минске в 1941–1942 годах. Фашисты хотели добиться максимального устрашающего эффекта и запечатлели их на фотопленку. Правда, получили обратный эффект: эти фотографии стали еще одним неоспоримым доказательством преступлений фашистов на Нюрнбергском процессе. Впервые их опубликовали в советской печати в августе 1944-го, а сегодня известны более 50 фотографий, сделанных в дни экзекуций с разных ракурсов.

Первая казнь состоялась 26 октября 1941 года. 12 подпольщиков вывели из минской тюрьмы и разделили на четыре группы по три человека. В сквере на пересечении современных ул. К. Маркса и Ленина повесили политрука Леонида Зорина, Надежду Янушкевич и Петра Янушкевича. В Центральном сквере на возведенной виселице были казнены неизвестный, Ольга Щербацевич и Николай Кузнецов. На Комаровской площади (ныне площадь Якуба Коласа) повесили Елену Островскую и двоих неизвестных. Последняя казнь состоялась на нынешней ул. Октябрьской на проходной дрожжевого завода.

7 мая 1942-го у Центрального сквера на столбах уличного освещения вдоль нынешнего пр. Независимости были повешены Исай Казинец, Николай Демиденко и неизвестный минский подпольщик. Также в этот день казнили более 250 советских патриотов.

Мемориальный знак в Александровском сквере стал символом всех минских подпольщиков, погибших за 1 100 дней оккупации. Авторам удалось показать через него и трагедию одной конкретной семьи. На гранитных камнях отпечатаны следы ног четырех подпольщиков — троих взрослых и подростка. В октябре 1941-го в петле на виселице у дрожжевого завода оборвалась жизнь 15-летнего Володи (Владлена) Щербацевича, а в Центральном сквере — его мамы Ольги, в девичестве Янушкевич. В сквере на ул. Ленина казнены ее брат Петр и сестра Надежда. Пятый след, расположенный на отдельной плите, может принадлежать любому подпольщику. Скорее всего, он также связан с семьей Янушкевич: Николай Кузнецов был супругом Надежды.

Стало известно

памятники минским подпольщикамВторой памятник, посвященный казни советских патриотов 26 октября 1941 года, расположен на ул. Октябрьской у проходной Минского дрожжевого комбината. Десятилетия считалось, что на этом месте была повешена неизвестная, пока не прозвучало имя Марии Брускиной. Одними из первых об этом узнали из письма сотрудники редакции газеты «Вечерний Минск» в 1968-м после публикации фотографии казни. Однако широкой публике оно стало известно лишь в 1980-е. С того времени и до февраля 2008 года не утихали споры: кто эта неизвестная? Точку поставил Минский городской исполнительный комитет, когда официально внес изменения в текст мемориальной доски, установленной на доме № 14 на ул. Октябрьской. Вместо надписи «девушка (фамилия не установлена)» рядом с именами Володи Щербацевича и Кирилла Труса появилось имя Марии Брускиной.

«Здесь размещалась…»

памятники минским подпольщикам

Память о минских подпольщиках начали увековечивать с 1965-го. Накануне 20-летия Победы пятеро из участников были посмертно удостоены звания Героя Советского Союза. Их имена: Исай Казинец, Иван Кабушкин, Владимир Омельянюк, Евгений Клумов и Николай Кедышко. Лишь после этого появились мемориальные доски на зданиях, где во время войны размещались конспиративные и явочные квартиры. В центре города — массивные и заметные, в частном секторе — простые жестяные таблички с красной пятиконечной звездой и стандартным текстом «здесь размещалась…». Большинство таких табличек появились на частных домах, уцелевших во время войны. В 1960–1970-е в результате бурного жилищного строительства частный сектор стал стремительно исчезать. В небытие уходили целые улицы, не попавшие даже в зону застройки. Так произошло и с частью застройки ул. Оранжерейной, где в годы немецкой оккупации находился один из центров минского подполья. Жильцы переехали в новостройки, а деревянные дома пошли под ковш бульдозера. На их месте образовалась небольшая зеленая зона у старого Червенского рынка. Примечательна она была тем, что от старой усадебной застройки сохранились плодовые деревья, радовавшие обильным урожаем окрестную детвору.

В начале 1980-х о героическом прошлом квартала вспомнили власти. Увековечили стандартно — общим памятником. Расположен мемориальный знак на ул. Оранжерейной и посвящен сразу трем конспиративным квартирам Минского антифашистского подполья. П. С. Алейчик и Н. Ф. Герасимович, хозяева таких квартир в домах № 7 и 9 казнены в мае 1942-го. В доме № 11 жила 70-летняя подпольщица Анна Антоновна Манцывода. В феврале 1944 года ее арестовали и после допросов в мае расстреляли.

памятники минским подпольщикам

У дома № 15 на ул. Маяковского расположен мемориальный знак. «У гады Вялікай Айчыннай вайны ў доме № 35 па вуліцы Маякоўскага размяшчалася канспіратыўная кватэра спецгрупы маёра М. М. Багатага (Багатырова). Александровіч Зінаіда Аляксандраўна, якая пражывала ў гэтым доме, выконвала заданні групы па разведцы. Загінула ў чэрвені 1944 г.», — гласит надпись на камне. Дом, где жила патриотка, снесли в 2000-х. Рядом возвели многоэтажку с парковкой.

Фото автора и Марии Войтик

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Наблюдатели от МПА СНГ приглашены к участию в мониторинге выборов Президента Беларуси

Наблюдатели от Межпарламентской Ассамблеи СНГ приглашены принять участие в мониторинге за президентскими выборами в Беларуси в 2025 г. Об этом заявила 21 ноября председатель Совета Республики Национального собрания Наталья Кочанова, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал «Парламенты СНГ».

photo 2024 11 21 17 57 16

Координатором группы международных наблюдателей от МПА СНГ будет представитель Российской Федерации. Секретариат Совета МПА СНГ приступит к формированию мониторинговой группы. В ее состав войдут представители парламентов стран — участниц Ассамблеи, должностные лица МПА СНГ и эксперты Международного института мониторинга развития демократии МПА СНГ.

Президентские выборы в Беларуси назначены на 26 января 2025 г.

Фото Telegram-канала «Парламенты СНГ».

Оперы, балеты и документальный фильм. Что еще покажут в декабрьской программе TheatreHD

Появилась программа проекта TheatreHD на декабрь. Записи оперы, балета, спектаклей, документального фильма и концерта покажут в кинотеатре «Центральный», сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в столичном «Киновидеопрокате».

Балет «Эдвард Клюг: Кармина Бурана» (sub)

ЭДВАРД КЛЮГ: КАРМИНА БУРАНА балет в киноЭДВАРД КЛЮГ: КАРМИНА БУРАНА балет в кино

1 декабря

В основу эпической кантаты немецкого композитора Карла Орфа заложены средневековые размышления о человеческой судьбе и ее переменчивости. Самодостаточная и мощная по звучанию музыка еще ярче раскрывается в сопровождении танца, который создал хореограф Эдвард Клюг. Пластика отличается лаконичностью, мрачностью и четкой геометрией, при этом она не лишена жизни.

Опера «Театр Ан дер Вин: Юлий Цезарь в Египте» (sub)

ТЕАТР АН ДЕР ВИН: ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ В ЕГИПТЕ опера в кино | БЕДЖУН МЕТА и ЛУИЗА ОЛДЕРТЕАТР АН ДЕР ВИН: ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ В ЕГИПТЕ опера в кино | БЕДЖУН МЕТА и ЛУИЗА ОЛДЕР

7 декабря

Английский режиссер старшего поколения Кит Уорнер поставил подчеркнуто постмодернистский спектакль. В нем сочетаются показ пышного фильма про Древний Рим, обыгрывание театра ХХ века, язвительные шутки, заявка на большой пафос. Зрители увидят забавную неразбериху, выстроенную по цирковому подобию.

Концерт «Курентзис и Саша Вальц: Бетховен симфония № 7» (sub)

КУРЕНТЗИС И САША ВАЛЬЦ: БЕТХОВЕН СИМФОНИЯ № 7 в кино | В древнем дельфийском амфитеатреКУРЕНТЗИС И САША ВАЛЬЦ: БЕТХОВЕН СИМФОНИЯ № 7 в кино | В древнем дельфийском амфитеатре

10 декабря

Оркестр музыкального коллектива musicAeterna под управлением дирижера Теодора Курентзиса исполняет Седьмую симфонию Людвига ван Бетховена в древнем дельфийском амфитеатре, на фоне руин храма Аполлона. В этих декорациях выступает труппа хореографа Саши Вальц.

Документальный фильм «Марсель Дюшан. Искусство возможного»

duchamp art of possible

15 декабря

Фильм повествует о жизни, философии и воздействии на общество Марселя Дюшана — одного из самых влиятельных модернистов начала XX века, дадаиста и сюрреалиста.

Фильм-балет «Эффект Пигмалиона»

ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА в кино | Фильм-балет БОРИСА ЭЙФМАНА на музыку И. Штрауса-сынаЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА в кино | Фильм-балет БОРИСА ЭЙФМАНА на музыку И. Штрауса-сына

17 декабря

Балетмейстер Борис Эйфман придумал свою интерпретацию архетипического сюжета о скульпторе, влюбившемся в свое творение. По сюжету преуспевающий исполнитель бальных танцев пытается преобразить нескладную представительницу городских низов в виртуозную артистку. Трансформация героини происходит под музыку Иоганна Штрауса-сына.

Опера «Баварская опера: Пиковая дама» (sub)

БАВАРСКАЯ ОПЕРА: ПИКОВАЯ ДАМА опера в кино | АСМИК ГРИГОРЯН, БРЭНДОН ЙОВАНОВИЧ, РОМАН БУРДЕНКОБАВАРСКАЯ ОПЕРА: ПИКОВАЯ ДАМА опера в кино | АСМИК ГРИГОРЯН, БРЭНДОН ЙОВАНОВИЧ, РОМАН БУРДЕНКО

21 декабря

Австралийский режиссер Бенедикт Эндрюс представляет «Пиковую даму» Чайковского в эстетике нуарных фильмов. Одержимые навязчивыми идеями персонажи скрываются в тенях, хранят тайны и искусно манипулируют. На экранах — динамичное и дерзкое прочтение знаменитой классики.

Спектакль «Globe: Двенадцатая ночь» (sub)

GLOBE: Двенадцатая ночьGLOBE: Двенадцатая ночь

24 декабря

«Двенадцатая ночь» — горячо любимая публикой комедия Уильяма Шекспира. Режиссер Тим Кэрролл совместил глобусовский традиционализм с новаторскими решениями по части актерской игры. Примечательно, что в этой версии сохранен исключительно мужской состав елизаветинско-якобианского театра.

Балет «Нуреев: Щелкунчик» (sub)

НУРЕЕВ: ЩЕЛКУНЧИК балет в кино | ЛЮДМИЛА КОНОВАЛОВА и ВЛАДИМИР ШИШОВ | Wiener StaatsoperНУРЕЕВ: ЩЕЛКУНЧИК балет в кино | ЛЮДМИЛА КОНОВАЛОВА и ВЛАДИМИР ШИШОВ | Wiener Staatsoper

29 декабря

Прославленный балетмейстер Рудольф Нуреев неоднократно ставил «Щелкунчика» в разных театрах, и каждый раз сильнее отдалялся от чрезмерной, на его взгляд, сладости оригинала. Он акцентировал внимание на мрачноватой и сюрреалистической картинке, при этом не лишал ее сказочной атмосферы. Итогом творческого поиска стала парижская редакция спектакля 1985 г., которую исполняют на многих мировых сценах.