«Смастерил более 6 тыс. сумок». Минчанин — о том, как с дипломом айтишника стал работать швеей
Вопреки стереотипам, мужчины нередко примеряют профессии, которые в обществе априори считаются женскими. Герой нашего материала наверняка сейчас зарабатывал бы на разработке компьютерных программ, если бы не резкий поворот в другую сторону — душа лежала к шитью! Своей историей популярный в соцсетях «швея-пацан» поделился с корреспондентом агентства «Минск-Новости».
«Вот увидите, я еще не раз заставлю вас гордиться мной!» — написал в своем блоге Александр Панковец еще в 2017-м и не соврал — сейчас действительно есть чем похвастаться. Пост-знакомство тогда собрал более 3 тыс. лайков и почти 500 репостов, став первым серьезным толчком на творческом пути молодого человека.
Говорили, как «правильно» жить
Александр признается, что в детстве его интересовали и затягивали самые разные вещи — борьба, музыка, гребля, баскетбол, КВН — и это только малая часть его увлечений.
— Но с возрастом на смену тому, чем я на самом деле хотел заниматься, приходило слово «надо», — вспоминает собеседник. — Мне постоянно говорили, как мне нужно жить и что мне нужно делать: «Ты должен хорошо окончить школу, получить высшее образование, устроиться на хорошую работу…» Именно под эти лозунги в 17-летнем возрасте совершил самую большую ошибку в своей жизни — поступил в университет не по призванию, а по необходимости. Уже на втором курсе обучения на 100 % знал, что совсем не хочу работать по специальности, но со всех сторон мне говорили, что без высшего образования я пропаду и что это самое ценное в жизни человека. Снова послушался.
Получив диплом о высшем образовании, молодой человек отправился в отдел кадров на место отработки с заявлением об увольнении. Себе же пообещал больше никогда не заниматься нелюбимым делом. Однако из этого смелого решения вытекал финансовый долг перед университетом.
— Свою свободную жизнь начал с поиска себя, и первое, что понял, — я не айтишник, — рассказывает Александр. — Пока наш с другом IT-бизнес находился на стадии развития, мой желудок требовал пропитания, поэтому по выходным подрабатывал курьером у белорусского дизайнера. Во время общения с ним меня вдохновила идея создания чего-то своего, а не просто продажа товаров и услуг.
Был настолько увлечен, что забывал поесть
В квартире, которую молодой человек снимал в то время, стояла старая швейная машинка. Александру почему-то показалось, что он вполне справится с любым изделием самостоятельно и с первого раза сможет смастерить что-то достойное.
— Картина маслом: кривая строчка, неровные края и непонимание, как заклепать ту маленькую дырочку, через которую пошитую мною «шапку» нужно вывернуть, — делится историей первого изделия собеседник. — Но для меня та шапка была прекрасна! Я радовался как ребенок, показывал ее всем подряд, выкладывал фотки в соцсети и искренне считал самой лучшей на свете. Потом попробовал сшить портмоне. Если в шапке кривизна не так уж и заметна, то там все как на ладони!
С тех пор Александр решил, что должен научиться шить, и следующее изделие покажет миру только когда оно будет действительно идеальным.
— Пока учился, не замечал, как пролетают дни, — комментирует герой. — Был настолько увлечен, что забывал поесть — пожалуй, именно так ведет себя человек, который делает то, что ему нравится! Я сутками работал над своими изделиями, добиваясь того дизайна и качества, которыми могу гордиться.
Некоторые утверждали, что это ерунда
С целью подзаработать Александр решил уехать в Америку, даже успел успешно пройти собеседование. Однако тяга к новому увлечению оказалась сильнее — купил машинку, материал и, планируя таким образом скоротать время до отъезда, начал шить. В итоге увлекся так, что поездка отменилась. В обучении помогала мама, но все первые изделия молодой человек сшил сам.
— Практически никого не удивляло то, что мужчина занялся шитьем, — утверждает собеседник. — Возможно, даже привлекало! Родственники поддерживали: родители — морально, младший брат помогал делом. Были, конечно, и те, кто говорил, что это ерунда, надо заниматься чем-то более существенным. Но я видел потенциал, работал и в итоге достиг результата.
Первый скачок роста осуществился за счет сторителлинга — мастер написал свою историю, она набрала много репостов во «ВКонтакте». Дальше был период продвижения с помощью розыгрышей. Когда Александр с образовавшейся командой помощников перешли в Instagram, к продвижению начали проходить более осознанно.
— Стали улучшать фото, разрабатывали интересные идеи для контента, искали свой стиль, — резюмирует молодой человек. — Продвигались в основном за счет таргетированной рекламы. Выходит, конечно, дороже, чем розыгрыши, но аудитория более активная. И если первое время я этим всем занимался сам, сейчас уже помогают более профессиональные в этой области люди.
Гигантский саквояж и постоянные клиенты
— Придумать сумку сложнее всего, тут многое зависит от креативности и опыта, — отмечает мастер. — Рисовать я никогда не любил, поэтому картинку создаю в голове. Мне проще делать маленькие прототипы и дорабатывать их, видя изделие вживую. Сам пошив новой модели занимает обычно пару часов.
Александр признался, что как такового вдохновителя у него нет, процесс изготовления сумки он не романтизирует. Большую роль играет обычный игровой интерес.
— Я погружаюсь в создание сразу же, как только появляется идея новой модели, — утверждает собеседник. — Мне интересно, какая она получится, как ее воспримут подписчики, насколько она станет популярной. А идеи приходят внезапно сами по себе!
Кроме личных задумок мастер реализовывает и идеи заказчиков. Например, полгода назад довелось сшить саквояж гигантских размеров.
— Запоминаю не только проданные изделия, но и клиентов, особенно постоянных, — комментирует Александр. — Например, одна девушка купила у меня девять сумок из крокодила, а у подписчицы Алеси коллекция моих изделий уже более чем из 20 сумок, и это меньше чем за год! Есть клиентка, у которой постоянно необычные заказы: то с рисунком каким-нибудь, то узор из заклепок попросит сделать.
При этом собеседник отметил, что бывают и недовольные заказчики. В принципе, такие встречаются у всех.
— Не подошел цвет или модель вживую, — рассказывает о единичных случаях «швея-пацан». — Бывает, что мы ошибаемся: где-то не заметим дефект или не ту сумку отправим — человеческий фактор никто не отменял. Вопрос решаем всегда в пользу клиента, конечно. Если просто не понравилось, то делаем полный возврат. Это нормально, что изделия подходят не всем. Если где-то ошибка, то исправляем и перешиваем все за свой счет. На моей памяти нет ни одного человека, с кем бы я остался в плохих отношениях или как-то обманул.
Вкусы с заказчиками не всегда совпадают
По словам Александра, его любимые модели сумок далеко не всегда становятся популярными.
— Например, мне безумно нравится «Милана», это одна из первых моих моделей, и многое связано с ней, — делится собеседник. — Влюблен в «Аквилегию». Думал, она будет самой популярной сумкой той коллекции, но моим клиенткам приглянулись другие. Отношусь к этому вполне спокойно. Очень востребована Z, хотя лично мне она не особо понравилась.
Сейчас на аккаунт личного бренда Александра подписано почти 80 тыс. человек, каждый пост с презентацией новой сумки набирает немалое количество лайков и комментариев — одни подписчики восторженно обсуждают модель, кто-то критикует, другие же интересуются деталями и покупкой. Более 6 тыс. сумок — лишь примерное количество изделий, созданных талантливым «шеей-пацаном». И он уверен, что это не предел — в голове немало идей и нереализованных проектов.
— Глядя на крупные компании, я думаю: «Какие мы все же маленькие!», — подытоживает мастер. — Конечно же, хочется большего масштаба, но все должно быть постепенно, включая и рост. Я все еще вижу потенциал и понимаю, в чем можно расти и куда стремиться. Сейчас нам еще не хватает дисциплины и порядка. Придерживаюсь позиции, что рост возможен только в качественной системе. И вот эта системность на 110 % у нас не выстроена, но мы стремимся к ней.
Фото из личного архива героя