Смерть соавтора и отказ от кинопроб. Как работал над фильмом «Сказка странствий» режиссер Александр Митта
Работая над фильмом «Сказка странствий» в социалистических странах, режиссер Александр Митта понял, что чехословацкие и румынские цензоры строже московских. Как проходили съемки кинокартины и что за трагедия случилась с ее соавтором — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Мальчик Май обладает даром находить золото. Ради обогащения его похищает злодей Горгон. На поиски пропавшего брата отправляется сестра Марта. Ей помогает врач-самородок Орландо. Спустя 10 лет она добирается до места, в котором правит жестокий принц. Им оказывается повзрослевший Май. Девушка понимает: найти — это не значит спасти.
Забрать долги
Режиссер Александр Митта снимал ленты для детей и подростков, а также для взрослых зрителей. В картине «Сказка странствий» он решил совместить интересы юных и зрелых, задумав ее в жанре фэнтези. Да вот беда: в СССР такого не существовало. Сказки приветствовались и пользовались популярностью. Однако для подобной кинопродукции имелись определенные критерии. Главный — абсолютная ясность повествования. Философские притчи, а именно так можно классифицировать этот фильм, вызывали недоверие у начальства. Митта это знал. Тем не менее после успеха блокбастера «Экипаж» он сел за написание сценария кино не для всех. С ним трудились постоянные соавторы Юлий Дунский и Валерий Фрид, кстати, сын директора Белорусского института микробиологии и эпидемиологии.
В процессе работы произошла трагедия. Юлий давно страдал тяжелой формой астмы, у него была молодая жена. Он не раз оказывался в шаге от смерти, задыхаясь у нее на глазах. Ему это осточертело. Литератор застрелился из своего коллекционного охотничьего ружья. Многие критики считают: это событие внесло ноту безысходности в сценарий, который Митта и Фрид заканчивали, уже похоронив друга.
Когда члены редколлегии Госкино СССР стали читать материал, они увидели в нем что угодно, но не сказку. Например, город, куда приходят герои, расположен на холме, под которым много веков спит дракон. Благодаря его теплу и огню ничего не нужно пахать и сеять, все растет само собой. Население живет в изобилии и праздности, так как не приходится добывать пропитание тяжелым трудом. В то же время местные каждый день опасаются, что дракон проснется. Режиссеру задали вопрос: «Что он имеет в виду?» В 1970-е советская экономика оставалась на плаву из-за увеличения мировых цен на нефть. Не на это ли намек? Словом, «Сказку странствий» запустили в производство лишь благодаря прежним заслугам режиссера. Правда, Госкино выделило маленький бюджет. Тогда на «Мосфильме» приняли решение побеспокоить давних должников. На рубеже 1970–1980-х на базе студии часто снимали чехи, румыны. Они платить не спешили. Настало время вернуть деньги, но не буквально, а посредством совместного производства сказки Митты. Так картина стала советско-чехословацко-румынской.
Отказался от кинопроб
Ранее Митта пригласил бы на роль Марты Елену Проклову, которая в юном возрасте сыграла в его лентах несколько блестящих ролей. Однако к началу 1980-х, когда шла работа над картиной, ей было 30 лет, поэтому ее кандидатура не рассматривалась. Несмотря на то что Татьяне Аксюте исполнилось 26 лет, она выглядела как подросток. Ее знали по фильму «Вам и не снилось…». Выбор пал на нее.
Роль бродячего поэта, врача, изобретателя и философа планировали отдать Леониду Филатову. В его исполнении персонаж получился бы более жестким и целеустремленным. Актер отказался от кинопроб, сказав постановщику: «Хочешь — снимай меня. Но пробоваться я не буду». Вероятно, слава, нахлынувшая после «Экипажа», вскружила ему голову. И тогда Митта подумал о Миронове. Прочитав сценарий, Андрей Александрович пригласил режиссера в гости и устроил перед ним свой бенефис, показывая, как могут выглядеть сцены с его участием. После этого постановщик не видел никого другого в образе Орландо. К тому же в начале работы умер отец Миронова, знаменитый эстрадный исполнитель Александр Менакер. Скорбь и грусть в глазах артиста присутствуют в каждом кадре, что и требовалось режиссеру.
Маленький Май должен был иметь железный характер. Однажды Митта увидел на катке девочку Ксению Пирятинскую. Она с упорством училась кататься: падала и поднималась. Она воплотила Мая на экране.
Главный фантастический
Съемки проходили с марта по октябрь 1982 года. Только в марте и августе — в московском павильоне. Полтора летних месяца — в Крыму. Остальное время — в Румынии и Чехословакии.
Несмотря на то что Аксюта была взрослой женщиной, за кадром Миронов продолжал воспринимать ее ребенком по роли и внешности. Постоянно предлагал поиграть с его 9-летней дочкой, которую брал с собой. После многих сыгранных сцен группа ему аплодировала, хотя в советском кинематографе это не принято. Кстати, Миронов получил за работу 4 410 рублей, а Аксюта — 2 835 рублей.
При создании картины возникало немало технических сложностей. Только макет хвоста дракона достигал 12 м! Конструкцию целиком транспортировали в Ялту на трех грузовиках, каждый грузоподъемностью 20 т. Непростыми оказались комбинированные съемки полета Орландо и Марты на самодельном аппарате. Это происходило в павильоне. Подвешенные к потолку Миронов и Аксюта в один из дней провели так 5 часов. Потом кадры с их «полетом» комбинировали с панорамами долины, над которой они парили.
Бытует мнение, будто в ХХ веке только в СССР сидели суровые цензоры, а страны соцлагеря населяли сплошь демократы в душе. На деле на тот момент Восточная Европа более 30 лет жила при социализме и там выросло целое поколение бдительных идеологов. Чехословацкая цензура требовала вырезать из фильма тему чумы, якобы это осквернение социализма и намек на Пражскую весну! В Румынии в кадре увидели разноцветные ленточки в сцене о стране дураков и углядели в компоновке цветов румынскую символику. Местная цензор умоляла режиссера переснять сцену. Он сделал это без ленточек. Однако румынское начальство ее все равно уволило в связи с потерей бдительности.
В Москве кино тоже заставили порезать. В результате из двух серий получилась полнометражная картина длиной 105 минут. На редколлегии ее называли не иначе как фильмом ужасов.
Год готовая лента находилась на полке. Премьера состоялась в январе 1984-го. Но прокатчики, вероятно, по заданию крутили ее в основном на утренних сеансах. В январе 1984 года «Сказку странствий» показали на втором Всесоюзном кинофестивале «Сказка» в Минске.
Только в 1990-е, когда поколение 1980-х подросло и вошло в качестве студентов в аудиторию преподавателя Митты, он узнал: именно этот фильм режиссера для многих в детстве был любимым.
Еще материалы рубрики:
Приклеивали веки и пичкали жирной пищей. Интересное о съемках фильма «Три толстяка»
Во время съемок фильма «Высота» Рыбников и Макарова почти все трюки выполнили самостоятельно
«Ворошиловский стрелок»: прокат этого народного фильма поначалу запретили в кинотеатрах России
«Сто дней после детства»: как уволенный за профнепригодность режиссер снял общепризнанный киношедевр
Смотрите также: