«Сможем менять части тела, как детали». Каким видит будущее столичная художница
Минская художница Palirina создала коллаж, иллюстрирующий историю любви девушки к киборгу. И это не просто авторский вымысел, а прогнозы на будущее. Почему чувства к роботу скоро могут стать реальностью, и может ли творец прибегать к помощи ИИ, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Изначально Ирина Сафронова работала стилистом, развивалась в этом направлении три года. Знакомство с холстом и красками произошло, когда женщина пошла на курсы по монетизации своего творчества. Там собеседница познакомилась с интересными людьми, и многие из них были художниками. Так появилось желание окунуться в совершенно новый для нее мир.
— Сейчас у меня за спиной уже порядка 35 выставок, в основном групповых, и несколько наград. Одна из них — приз зрительских симпатий, полученный за работы, представленные в 2023 году на «Арт-Минске», — рассказала Ирина.
Псевдоним Palirina она придумала, сложив свое имя и девичью фамилию. Художнице очень понравилось, что в нем есть отсылка к образу воздушной балерины из-за созвучности слов.
И. Сафронова начинала, по классике, с красок, со временем переключилась на коллажи. А потом ей полюбились и арт-объекты, вроде того же деревянного ушастика, ставшего частью композиции «Следуй за кроликом».
Кстати, инсталляция с глубоким смыслом: обыгрывая сюжет знаменитого произведения Льюиса Кэрролла, художница говорит с аудиторией о внутренней трансформации личности.
Прогнозы на грядущее
Один из проектов, который реализовала художница, назывался «Искусственный интеллект. Зачем?». Он состоял из 13 коллажей, арт-объектов по их мотивам, видео-арта (некоторые работы Ирины анимировал ее муж). Кстати, именно за этот проект она получила приз зрительских симпатий на «Арт-Минске». Основной тематикой инсталляции стало освещение негативного влияния на общество искусственного интеллекта, в том числе власти современных технологий над людьми. И да, это парадоксально, но для подготовки экспозиции художница использовала ИИ.
— Таким образом я создавала музыкальные композиции по мотивам своих работ. Еще вводила описание коллажей, и на выходе получала картинки — отражение того, каким мою работу увидел ИИ. Применяя данную технологию, я где-то даже преодолевала свои страхи. Но какая может быть инсталляция про искусственный интеллект без его непосредственного использования? – обращает внимание собеседница.
Одна из работ, подготовленная в рамках проекта, была посвящена теме слежки, тотального контроля, который, по словам И. Сафроновой, постепенно движется к своему апогею. Художницу в значительной мере волнует перспектива дойти до полного отсутствия приватной жизни людей.
— Другая работа рассказывает о том, что в будущем мы, вполне вероятно, сможем менять не только разрез глаз или форму носа, как сейчас, а вообще буквально собирать себя по деталям, чтобы достичь какого-то мнимого идеала. Проблема в том, что, если такое реально произойдет, люди перестанут чем-либо отличаться друг от друга, — говорит собеседница.
В арсенале художницы есть еще один коллаж с не менее интересным сюжетом. История повествует о том, как девушка влюбляется в киборга. И чувства настолько разрывают ей грудину, что героиня оказывается готова сорвать с себя кожу, превратиться в голограмму, сменить имя на номер, но только бы остаться с объектом своего обожания.
— Когда у меня спрашивали, как такое может произойти, я объясняла: в будущем искусственный интеллект продвинется настолько, что роботы будут полностью подстраиваться под женщин. Это об образе идеального мужчины: машины будут знать, как пахнуть, как себя вести, что говорить и так далее, чтобы создать нужное впечатление и сформировать у девушки влюбленность, — поясняет И. Сафронова.
Реализация проекта стала далеко не последним взаимодействием собеседницы с ИИ. Для воплощения другой задумки художница использовала нейросеть (там создавались картинки на основе коллажей) и чат GPT (генерировал текстовые истории к работам женщины). Далее она соединяла полученный материал, и по мотивам коллажа посетителям выставки рассказывалась целая история.
Когда машина помогает
Многие творцы используют искусственный интеллект для создания полноценных арт-объектов, а в последующем демонстрируют их на выставках. Назревает вопрос: является ли автор настоящим художником, если значительную работу на себя берут современные технологии.
— Человек, который привлекает для создания произведений ИИ, все еще остается творцом. Ведь технологии здесь выступают в роли инструмента для работы, вроде тех же кистей. Человек берет какую-то мысль за основу, но в результате все равно видоизменяет тот материал, который предлагает ему искусственный интеллект, — считает И. Сафронова.
По словам собеседницы, если кто-то не умеет рисовать, но наймет профессионала, которому озвучит свою идею и будет контролировать процесс работы, он все равно остается художником. Ситуация с ИИ, очевидно, аналогичная.
Где сплетаются алхимия и сухоцветы?
Возвращаясь к темам, которые любит И. Сафронова, стоит остановиться на экологии. Ей тоже был посвящен отдельный проект художницы — триптих, представленный на «Арт-Минске». Он оказался менее масштабным, чем работы по ИИ, но все таким же интересным и, хочется верить, полезным для аудитории.
Художница представила посетителям три коллажа. Они должны были напомнить общественности о значимости леса и указать на то, что пластиковые отходы не идут массивам на пользу. Причем отравляем этим мусором мы не только растения, но и себя самих, так как употребляем их в пищу.
— Для оформления коллажей я использовала пластиковую подставку с деревянной подножкой. Это, конечно, символизм. В самих работах можно увидеть отдельные элементы леса: например, сухоцветы. А размещенные на картоне алхимические формулы стали отсылкой к древним временам, когда никаких фармацевтов не существовало и люди использовали в качестве лекарств растения, корни деревьев и не только, — подчеркивает И. Сафронова.
Продажи — это признание
Несмотря на множество интересных инициатив и насыщенную творческую деятельность художницы, со временем ее настигло выгорание.
— Отчасти на это повлияли периоды, когда не получалось создавать арт-объекты: не находилось идей или сил для работы, не было продаж. На отсутствие вдохновения наслаивались негативные отзывы о произведениях — меня они действительно ранят, потому что любой проект — огромное количество сил, времени, энергии. Расстраивали отказы, когда речь заходила об участии в выставках — их на моем опыте в два раза больше, чем маленьких побед, — признается собеседница.
Весь этот список трудностей, с которыми И. Сафроновой пришлось столкнуться, стал выливаться в ухудшение самочувствия, депрессивные периоды. Поэтому она начала искать себя в чем-то еще.
Пройдя обучение по изготовлению украшений, художница переключилась на работу с бижутерией. Это стало для нее глотком свежего воздуха и увлекло так, что она до сих пор может провести в мастерской всю ночь, а домой вернуться только в пять утра.
— В этой нише, как мне кажется, проще получить подкрепление вложенных сил. Ведь продажи — это в первую очередь признание. Учитывая, что кольцо будет стоить явно меньше, чем картина, процент людей, готовых приобрести твое изделие, возрастает, — отмечает И. Сафронова.
Изначально о своем увлечении Palirina никому не рассказывала. Спустя какое-то время решила попытать удачу на столичных барахолках и маркетах, однако количество продаж оказалось неутешительно низким. Позже Ирина поняла, в чем дело: она старалась не для той целевой аудитории. Изделия художницы весьма нестандартные, поэтому заинтересуют не каждого.
— Моя аудитория — это женщины, которые не боятся себя показать, быть свободными, уникальными. Эти черты характерны, кстати, и для меня. Творчество часто выступает своеобразным автопортретом, — говорит собеседница. — В моих украшениях есть какая-то дерзость, странность, а иногда и абсурд — те же кольца с приклеенными «глазами» оценивают далеко не все.
Должен быть голодным
Вникаем в вопрос финансов. Художница признается, что жить исключительно на деньги с продажи арт-объектов у нее никогда не получалось.
— Даже если ты отправляешь работу за границу, есть свои издержки, из-за которых финальная сумма, поступающая тебе на счет, выходит не такой внушительной, — говорит художница. — Но финансовый вопрос никогда не являлся моим приоритетом — больше всего грели продажи с благотворительных аукционов. Помимо осознания, что твою работу кто-то оценил по достоинству и захотел приобрести, есть еще и очень приятные эмоции от того, что выручка поможет больным деткам (чаще всего речь идет об адресных сборах).
С одним благотворительным фондом художница раньше сотрудничала на постоянной основе, однако не так давно его закрыли. Теперь фокус собеседницы сместился на приют для животных — часть своей прибыли она передает туда.
Фото Ирины Сафроновой
Читайте также:
- Небесно-желтый, ретро-синий и вишневый лак: дизайнер назвала главные цвета следующего сезона
- Зачем коммунальщикам VR-очки? Посетили выставку ЖКХ «Наш дом» в Минске
- Сделайте погромче — вас ждет «Разбудильник-шоу»! На «Радио-Минск» стартует новый сезон
- «Пьяная коза», коты-инопланетяне и обворожительный винтаж: посетили популярный столичный маркет
- Произведение само себя не похвалит. Как ремесленнику найти своего покупателя, и что такое креативная экономика
Смотрите также: