1200 90

«Сможем менять части тела, как детали». Каким видит будущее столичная художница

Минская художница Palirina создала коллаж, иллюстрирующий историю любви девушки к киборгу. И это не просто авторский вымысел, а прогнозы на будущее. Почему чувства к роботу скоро могут стать реальностью, и может ли творец прибегать к помощи ИИ, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

img 20240621 132557 241

Изначально Ирина Сафронова работала стилистом, развивалась в этом направлении три года. Знакомство с холстом и красками произошло, когда женщина пошла на курсы по монетизации своего творчества. Там собеседница познакомилась с интересными людьми, и многие из них были художниками. Так появилось желание окунуться в совершенно новый для нее мир.

— Сейчас у меня за спиной уже порядка 35 выставок, в основном групповых, и несколько наград. Одна из них — приз зрительских симпатий, полученный за работы, представленные в 2023 году на «Арт-Минске», — рассказала Ирина.izobrazhenie viber 2024 06 22 17 15 09 333

Псевдоним Palirina она придумала, сложив свое имя и девичью фамилию. Художнице очень понравилось, что в нем есть отсылка к образу воздушной балерины из-за созвучности слов.

И. Сафронова начинала, по классике, с красок, со временем переключилась на коллажи. А потом ей полюбились и арт-объекты, вроде того же деревянного ушастика, ставшего частью композиции «Следуй за кроликом».

img 20240621 132605 554

Кстати, инсталляция с глубоким смыслом: обыгрывая сюжет знаменитого произведения Льюиса Кэрролла, художница говорит с аудиторией о внутренней трансформации личности.

Прогнозы на грядущее

Один из проектов, который реализовала художница, назывался «Искусственный интеллект. Зачем?». Он состоял из 13 коллажей, арт-объектов по их мотивам, видео-арта (некоторые работы Ирины анимировал ее муж). Кстати, именно за этот проект она получила приз зрительских симпатий на «Арт-Минске». Основной тематикой инсталляции стало освещение негативного влияния на общество искусственного интеллекта, в том числе власти современных технологий над людьми. И да, это парадоксально, но для подготовки экспозиции художница использовала ИИ.

— Таким образом я создавала музыкальные композиции по мотивам своих работ. Еще вводила описание коллажей, и на выходе получала картинки — отражение того, каким мою работу увидел ИИ. Применяя данную технологию, я где-то даже преодолевала свои страхи. Но какая может быть инсталляция про искусственный интеллект без его непосредственного использования? – обращает внимание собеседница.

img 20240621 132607 272

Одна из работ, подготовленная в рамках проекта, была посвящена теме слежки, тотального контроля, который, по словам И. Сафроновой, постепенно движется к своему апогею. Художницу в значительной мере волнует перспектива дойти до полного отсутствия приватной жизни людей.

— Другая работа рассказывает о том, что в будущем мы, вполне вероятно, сможем менять не только разрез глаз или форму носа, как сейчас, а вообще буквально собирать себя по деталям, чтобы достичь какого-то мнимого идеала. Проблема в том, что, если такое реально произойдет, люди перестанут чем-либо отличаться друг от друга, — говорит собеседница.

В арсенале художницы есть еще один коллаж с не менее интересным сюжетом. История повествует о том, как девушка влюбляется в киборга. И чувства настолько разрывают ей грудину, что героиня оказывается готова сорвать с себя кожу, превратиться в голограмму, сменить имя на номер, но только бы остаться с объектом своего обожания.

img 20240621 132610 536

— Когда у меня спрашивали, как такое может произойти, я объясняла: в будущем искусственный интеллект продвинется настолько, что роботы будут полностью подстраиваться под женщин. Это об образе идеального мужчины: машины будут знать, как пахнуть, как себя вести, что говорить и так далее, чтобы создать нужное впечатление и сформировать у девушки влюбленность, — поясняет И. Сафронова.

Реализация проекта стала далеко не последним взаимодействием собеседницы с ИИ. Для воплощения другой задумки художница использовала нейросеть (там создавались картинки на основе коллажей) и чат GPT (генерировал текстовые истории к работам женщины). Далее она соединяла полученный материал, и по мотивам коллажа посетителям выставки рассказывалась целая история.

Когда машина помогает

Многие творцы используют искусственный интеллект для создания полноценных арт-объектов, а в последующем демонстрируют их на выставках. Назревает вопрос: является ли автор настоящим художником, если значительную работу на себя берут современные технологии.

— Человек, который привлекает для создания произведений ИИ, все еще остается творцом. Ведь технологии здесь выступают в роли инструмента для работы, вроде тех же кистей. Человек берет какую-то мысль за основу, но в результате все равно видоизменяет тот материал, который предлагает ему искусственный интеллект, — считает И. Сафронова.

img 20240621 132613 389

По словам собеседницы, если кто-то не умеет рисовать, но наймет профессионала, которому озвучит свою идею и будет контролировать процесс работы, он все равно остается художником. Ситуация с ИИ, очевидно, аналогичная.

Где сплетаются алхимия и сухоцветы?

Возвращаясь к темам, которые любит И. Сафронова, стоит остановиться на экологии. Ей тоже был посвящен отдельный проект художницы — триптих, представленный на «Арт-Минске». Он оказался менее масштабным, чем работы по ИИ, но все таким же интересным и, хочется верить, полезным для аудитории.

Художница представила посетителям три коллажа. Они должны были напомнить общественности о значимости леса и указать на то, что пластиковые отходы не идут массивам на пользу. Причем отравляем этим мусором мы не только растения, но и себя самих, так как употребляем их в пищу.

img 20240621 132619 411

— Для оформления коллажей я использовала пластиковую подставку с деревянной подножкой. Это, конечно, символизм. В самих работах можно увидеть отдельные элементы леса: например, сухоцветы. А размещенные на картоне алхимические формулы стали отсылкой к древним временам, когда никаких фармацевтов не существовало и люди использовали в качестве лекарств растения, корни деревьев и не только, — подчеркивает И. Сафронова.

Продажи — это признание

Несмотря на множество интересных инициатив и насыщенную творческую деятельность художницы, со временем ее настигло выгорание.

— Отчасти на это повлияли периоды, когда не получалось создавать арт-объекты: не находилось идей или сил для работы, не было продаж. На отсутствие вдохновения наслаивались негативные отзывы о произведениях — меня они действительно ранят, потому что любой проект — огромное количество сил, времени, энергии. Расстраивали отказы, когда речь заходила об участии в выставках — их на моем опыте в два раза больше, чем маленьких побед, — признается собеседница.

Весь этот список трудностей, с которыми И. Сафроновой пришлось столкнуться, стал выливаться в ухудшение самочувствия, депрессивные периоды. Поэтому она начала искать себя в чем-то еще.

Пройдя обучение по изготовлению украшений, художница переключилась на работу с бижутерией. Это стало для нее глотком свежего воздуха и увлекло так, что она до сих пор может провести в мастерской всю ночь, а домой вернуться только в пять утра.

— В этой нише, как мне кажется, проще получить подкрепление вложенных сил. Ведь продажи — это в первую очередь признание. Учитывая, что кольцо будет стоить явно меньше, чем картина, процент людей, готовых приобрести твое изделие, возрастает, — отмечает И. Сафронова.

Изначально о своем увлечении Palirina никому не рассказывала. Спустя какое-то время решила попытать удачу на столичных барахолках и маркетах, однако количество продаж оказалось неутешительно низким. Позже Ирина поняла, в чем дело: она старалась не для той целевой аудитории. Изделия художницы весьма нестандартные, поэтому заинтересуют не каждого.

— Моя аудитория — это женщины, которые не боятся себя показать, быть свободными, уникальными. Эти черты характерны, кстати, и для меня. Творчество часто выступает своеобразным автопортретом, — говорит собеседница. — В моих украшениях есть какая-то дерзость, странность, а иногда и абсурд — те же кольца с приклеенными «глазами» оценивают далеко не все.

Должен быть голодным

Вникаем в вопрос финансов. Художница признается, что жить исключительно на деньги с продажи арт-объектов у нее никогда не получалось.

— Даже если ты отправляешь работу за границу, есть свои издержки, из-за которых финальная сумма, поступающая тебе на счет, выходит не такой внушительной, — говорит художница. — Но финансовый вопрос никогда не являлся моим приоритетом — больше всего грели продажи с благотворительных аукционов. Помимо осознания, что твою работу кто-то оценил по достоинству и захотел приобрести, есть еще и очень приятные эмоции от того, что выручка поможет больным деткам (чаще всего речь идет об адресных сборах).

С одним благотворительным фондом художница раньше сотрудничала на постоянной основе, однако не так давно его закрыли. Теперь фокус собеседницы сместился на приют для животных — часть своей прибыли она передает туда.

Фото Ирины Сафроновой

Читайте также:

Смотрите также:

Ужесточение законодательства по педофилии, коррупция и ожидаемые новшества в ПДДУжесточение законодательства по педофилии, коррупция и ожидаемые новшества в ПДД
Вечерний Минск: Парад на День Независимости и неудобные тропинки. Актуальные темы с 17 по 23 июняВечерний Минск: Парад на День Независимости и неудобные тропинки. Актуальные темы с 17 по 23 июня
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
ГІСТОРЫЯ АДНОЙ КАРЦІНЫ. «Пайшоў з жыцця з імем нашага песняра…». Апошні твор Барыса Аракчэева

Апошні твор жывапісца і педагога Барыса Аракчэева — «Янка Купала ў гады Вялікай Айчыннай вайны». Пасля ягонай смерці малодшая дачка — мастак, ілюстратар дзіцячых кніг, куратар Аксана Аракчэева ў 2014 годзе падарыла Дзяржаўнаму літаратурнаму музею Янкі Купалы карціну і два эскізы. Якую гісторыю скрывае ваеннае палатно з выявай беларускага песняра — у матэрыяле карэспандэнта агенцтва «Мінск-Навіны».

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 53 29 896

Настаўнікі

Барыс Аракчэеў нарадзіўся ў Яраслаўлі, але сваё жыццё прысвяціў Мінску. Ён, пятнаццацігадовы юнак, сустрэў вайну ў роднай вёсцы Турбанава. Барыс — адзіны карміцель у сям’і. Бацькі не было ў жывых, маці — інвалід, два малодшыя браты і дзве сястры. Працаваў у калгасе, і ў канцы 1943 года дабіўся таго, каб яго прызвалі ў Чырвоную Армію. З Кірава ў 1944 годзе адправілі ў Беларусь. Служыў у Бабруйску, а пасля перамогі — чарцёжнікам аператыўнага ўпраўлення штаба Беларускай ваеннай акругі ў Мінску. У той жа час пачаў наведваць заняткі ў студыі Валянціна Волкава.

Аднойчы Барыс Аракчэеў пісаў эцюд у Цэнтральным дзіцячым парку імя Максіма Горкага. Да яго падыйшлі Валянцін Волкаў і Віталь Цвірка. Апошні сказаў: «Адзіны салдат піша, а мастакоў няма. Малайчына, паступай у вучэльню — дзверы адчынены». А яму яшчэ тры гады служыць…

Пасля дэмабілізацыі, восенню 1950 года, ён паступіў ў Мінскае мастацкае вучылішча (зараз — Мінскі дзяржаўны мастацткі каледж імя А. К. Глебава. — Прым. аўтара). Скончыў яго за тры гады — быў выдатнікам. Атрымаў вышэйшую адукацыю ў Мінскім тэатральна-мастацкім інстытуце (зараз — Беларуская дзяржаўная акадэмія мастацтваў. — Прым. аўтара), дзе ягонымі выкладчыкамі былі мастакі Віталь Цвірка і Валянцін Волкаў. Група будучых жывапісцаў была «шматгалосая». Разам з Барысам Аракчэевым вучыліся, стаўшыя пазней знакамітымі, нашы класікі — Леанід Шчамялёў, Віктар Грамыка, Мікалай Залозны, Аляксандр Сямілетаў…  На пленэрах Цвірка заўсёды казаў: «Самы галоўны наш настаўнік — прырода».

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 56 38 755

Шмат палотнаў («На абпаленай зямлі», «Партызанская сям’я», «На заданне. Апошні наказ на дарогу») прысвечаны ваеннай тэме, бо юнацтва майстра прыпала на гады неверагодных выпрабаванняў. Адно з іх, знакавае, — «Янка Купала ў гады Вялікай Айчыннай вайны», над якім Б. Аракчэеў працаваў больш десяці гадоў.

— Мастак зрабіў два эскізы: у цёплай і халоднай колеравай гаме. У першым варыянце Янка Купала вельмі сумны, нягледзячы на вохрыстую, амаль сонечную палітру. Барыс Аракчэеў паказаў паэта ў вышыванцы, за яго спіной — савецкія войскі, якія адступаюць ад лініі фронту. На другім варыянце работы Купала больш бадзёры, з прыўзнятым настроем. Ён на сваім аўтамабілі праехаў убачыць наступленне савецкіх байцоў, — кажа вядучы навуковы супрацоўнік Дзяржаўнага літаратурнага музея Янкі Купалы Валянціна Ціханавецкая.

Апошні мазок

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 53 26 726 1

У першай палове 1960-х Барысу Аракчэеву далі майстэрню. Мастацтвазнаўца Барыс Крэпак ў сваім матэрыяле, апублікаваным у кнізе «Барыс Аракчэеў. Бэз малюецца на шчасце», ўспамінае, што ў гэтым памяшканні яны за кубачкам гарбаты ці бакалам сухога віна шмат размаўлялі «пра час і пра сябе». Б. Крэпак піша: «Аднойчы ён раптам сказаў мне, што калі прыйдзе апошні час, то хацеў бы быць пахаваны менавіта ў Беларусі. Я тады замахаў рукамі: навошта такія журботныя думкі, калі ўсё жыццё наперадзе? А ён мякка ўсміхнуўся: «Ты занадта малады, каб гэта разумець. Жыццё — такая дзіўная штуковіна, калі не ведаеш, што з табой здарыцца заўтра».

Мне таксама пашчаслівілася пабываць у майстэрні, якая знаходзіцца на рагу вуліц Леніна і Інтэрнацыянальнай. На першым паверсе — адзін з самых знакамітых сталічных рэстаранаў, над вывеской якога — картуш з пажаданнем мінчанам Carpe diem («Лаві дзень»), а таксама мемарыльная дошка аўтарства скульптара і фатографа Яўгена Колчава. Від з вокнаў — цуд! Плошча Свабоды, Ратуша, вежы Свята-Духава кафедральнага сабора, гатэль «Еўропа»… Нездарма гэты жывапісны від стаў галоўным героем на палотнах «Вокны Мінска» мастачкі Аксаны Аракчэевай.

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 56 39 300

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 56 39 057

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 53 34 591 1

Яна заварыла гарбату з мятай. У памяшканні цёпла і ўтульна (аж сыходзіць не хочацца!), на сценах — карціны, шмат кніг, эцюднік, на якім стаяла апошняя работа, і цікавыя рэчы, зробленыя рукамі яе таты. Напрыклад, вазы з карэйскай бярозы для пэндзлей, трохногі стул… Нібы дызайнер! А. Аракчэева захавала ўсё, што належыла мастаку. Рэчы ўсё памятаюць… Пад духмяную гарбату малодшая дачка падзялілася ўспамінамі.

— Тата даўно хацеў напісаць палотны, прысвечаныя Янке Купале. За дзесяць год да ставарэння твора ён рабіў эскізы. І вось гэты, у цёплай колеравай гаме, быў першым. Паглядзіце, які тут Купала… Не ў настроі. Ён прыехаў у Маскву як карэспандэнт. Праз пяць год тата вырашыў напісаць больш аптымістычнае палатно: як нашыя пайшлі ў наступ, — кажа А. Аракчэева.

У выніку Барыс Аракчэеў выбраў другі варыянт. Твор «Янка Купала ў гады Вялікай Айчыннай вайны» ён дапісваў да адкрыцця сумеснай з малодшай дачкой выставы «Усюды бачу моц жыцця. Янка Купала». Яе адкрыццё, як і планавалася, адбылося 22 сакавіка 2013 года. Але ўжо без мастака.

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 56 39 657

А. Аракчэева добра памятае той жудасны вечар. Амаль па часах можа аднавіць яго.

— Была нядзеля, 10 сакавіка. Я пісала партрэт таты да нашай сумеснай выставы, а тата дапісваў карціну, прысвечаную беларускаму песняру. У 18:00 я скончыла працаваць над жывапісным палатном, а тата — над сваім. Мы ў аднолькавы час скончылі пісаць! Тата з мамай сабраліся ў краму — у суседні дом. Па ўспамінах мамы, ён апрануў куртку, абуўся. Паглядзеў яшчэ раз на работу, падыйшоў да яе і зрабіў адзін мазок. Быццам бы апошніІ бацькі пайшлі за прадуктамі. Яны заўсёды разам, усе 57 гадоў. А калі вярталіся, прыкладна ў 19 гадзін, тата ўпаў каля пад’езда — сэрца спынілася. Мой тата пайшоў з жыцця з імем нашага песняра. Гэта сімвалічна, — успамінае А. Аракчэева.

Зараз яна рыхтуе да выдання лісты Барыса Аракчэева да сваёй жонкі Галі, музы, як ён казаў.

Фото: архіў А. Аракчэевай і аўтара

Облачно и туманно будет в Беларуси 28 ноября

Облачная погода будет преобладать в республике 28 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

priroda pogoda gorod stolyarov 7 kopiya

По данным синоптиков, в четверг по стране сгустится слабый туман. Местами возможны небольшие кратковременные осадки в виде дождя и мокрого снега. На дорогах образуется гололедица.

Ветер ожидается южный, юго-западный, 4–9 м/с.

Температура воздуха ночью будет колебаться от –3 °С до +3 °С.

Днем столбики термометров в Гомеле покажут 0… +2 °C, в Могилёве и Витебске — +1… +3 °C, в Минске воздух прогреется до +4 °С, в Бресте и Гродно — до +6 °С.