«Снег кружится, летает, летает». Как песня стала хитом конца 70-х, благодаря таланту жены поэта Танича
После отказа Михаила Танича написать текст песни для группы «Пламя» его жена Лидия Козлова решила выручить молодых музыкантов, стихи написала сама, думая, что ее ожидает провал. Историю создания одного из самых романтичных шлягеров советской эпохи читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Потерял дар речи
Бытует мнение, будто советская эстрада была весьма однородной и почти бесконфликтной. На страницы газет не выплескивались подробности разладов в творческой среде. В отличие от сегодняшних звезд, ворочающих миллионами, в те далекие годы делить было нечего. Были концертные ставки, утвержденные Минкультом. Не существовало передела этих умеренных денег. Однако все же случались конфликты на почве амбиций. Художественный руководитель какого-нибудь вокально-инструментального ансамбля (ВИА) брал под свое крыло талантливую молодежь, а те, оперившись, решали, что сами с «усами», и уходили в свободное плавание. Нередко это заканчивалось так: отколовшиеся от известного коллектива исчезали с эстрады ввиду отсутствия связей. Но бывали и исключения. Так, в 1975 году из ВИА «Самоцветы» ушла группа молодых людей, помахав ручкой руководителю Юрию Маликову. Композитор Сергей Березин и солист Юрий Петерсон создали новый ВИА «Пламя». Проект оказался успешным. Но с Маликовым дружили многие известные поэты-песенники, и они отказывали беглецам в написании стихов. А ведь слова для настоящих хитов очень важны.
Однажды, в 1978 году, Березин написал очередную мелодию, набрался смелости прийти домой к тогда уже известному поэту Михаилу Таничу. Хотел передать кассету с музыкой и попросить сочинить на нее текст. Дверь открыла супруга поэта Лидия Козлова и сказала, что муж сейчас занят. Но кассету взяла и обещала передать. Далее вот что происходило. То ли Танич отмахнулся, сказав, что для «Пламени» писать не станет, то ли Лидия забыла о кассете, а потом вспомнила, что Березин пообещал вновь заглянуть спустя 2 недели. В общем, у женщины имелся поэтический опыт. Она кропала стихи, которые никому не показывала, а теперь решилась сама попытаться выступить в качестве автора. Вставила кассету в магнитофон. Прослушала музыку несколько раз. И, поскольку за окном шел снег, мелодия навеяла ей строчки:
Такого снегопада, такого снегопада
Давно не помнят здешние места.
А снег не знал и падал, а снег не знал и падал.
Земля была прекрасна, прекрасна и чиста.
Снег кружится, летает, летает.
И поземкою клубя.
Заметает зима, заметает, все, что было до тебя.
Также Лидия решила, что в начале и в конце должен речитативом звучать белый стих, словно солист нашептывает его любимой на ухо:
Сегодня целый день идет снег.
Он падает, тихо кружась
Ты помнишь, тогда тоже все было засыпано снегом.
Это был снег нашей встречи.
Он лежал перед нами белый-белый, как чистый лист бумаги.
И мне казалось, что мы напишем на этом листе повесть нашей любви.
А ведь действительно – у многих девушек начали бы порхать бабочки в животе, если бы им нашептали такое!
Когда Березин позвонил в дверь квартиры Танича, ему вновь открыла Козлова и протянула лист бумаги, исписанный строчками. Он быстро прочел, положил стихи в карман и, ничего не сказав, удалился. Лидия решила: «Полный провал!» На деле композитор потом вспоминал: сразу понял, что перед ним шедевр. От волнения растерялся и слегка онемел, не смог вымолвить даже элементарного спасибо!
Не брали на радио
На репетициях выяснилось: мелодия слишком ритмичная для стихов. И тогда солист Петерсон сказал, что будет петь в ритме медленно падающих снежинок.
Впервые песню испробовали на публике в Астрахани. Группа, к своему удивлению, увидела, как весь зал «встал на уши». Позже, во Дворце спорта «Лужники», Юрий замолк после слова «Снег…», поднял руку вверх и начал имитировать падение снежинок. Зал замер. Так продолжалось целую минуту, и только после долгой пронзительной тишины он продолжил: «…кружится, летает и тает». 14 тысяч человек выдохнули и подхватили слова хором. Это казалось магией слов и музыки.
Правда, в связи с тем, что Березин не являлся членом Союза композиторов СССР, песню не брали для ротации на радио и не транслировали на телевидении. Таковы советские условности. Однако, когда фирма «Мелодия» выпустила пластинку с хитом, радио и телевидение распахнули свои двери. Секрет в том, что кто-то должен был взять на себя ответственность и легализовать песню. А выпущенная в СССР пластинка как раз считалась признаком легализации произведения.
Чуть не погибли
В 1980-е ВИА «Пламя» не только гастролировал с концертами, но и зарабатывал на встречах со зрителями. И тогда Лидия Козлова ехала с ними. Однажды отправились на такие встречи на Домбай (курортный поселок в Карачаево-Черкесской Республике). До Минеральных вод долетели самолетом, далее добирались на автобусе по горному серпантину. На самой вершине водитель притормозил и показал обрыв глубиной около 300 метров, в который недавно упала машина.
Когда возвращались назад, пошел снег. Перевал перекрыли. Машины все же пытались вскарабкаться на серпантин и своими колесами утрамбовали снег, превратив в ледяную поверхность. Автобус полз медленно. Потом водитель решил притормозить на склоне, и многотонная махина по льду начала скользить назад, как на салазках, прямо в направлении того самого обрыва. Все замерли. В последний момент автобус угодил в сугроб задними колесами. И таким образом все спаслись. Шофер дрожащей рукой начал крутить ручку настройки приемника. Из динамика вдруг раздалось: «Такого снегопада, такого снегопада…» Водитель зло произнес: «Какой мудак это написал, попался бы он мне сейчас, я б ему лицо испортил». Все посмотрели на Лидию и повалились со смеху!
С момента написания этой песни Лидия Козлова начала сочинять профессионально. Сегодня на ее счету сотни текстов. Ее перу принадлежит хит Аллы Пугачевой на музыку Игоря Николаева «Айсберг». Она член жюри многочисленных музыкальных конкурсов, в том числе и телевизионных.
Песню «Снег кружится» исполнял не только ансамбль «Пламя». Ее предлагали спеть Льву Лещенко, но сперва он не разглядел жемчужину. А потом, уже в 1990-е, исполнил ее с Алсу и взял в репертуар, хотя, говорят, она напоминает популярную когда-то композицию Джо Дассена Indian summer.
Кавер-версию на песню создали наши земляки, группа «Би-2». Этот хит в их исполнении вошел в альбом «Ангелы».
Что ни говори, а есть в этой мелодии магия. Она завораживает, несмотря на то, что звучит уже 45 лет. Но ведь песня – о любви, а это чувство вечное.
Еще материалы рубрики:
Взявшись писать «Колыбельную медведицы», композитор Зацепин пошел на хитрость, чтобы помочь друзьям
«Легко на сердце от песни веселой…». Как известный хит стал первой агиткой сталинского кино
«Прощай, мы расстаемся навсегда». Что вдохновило Вячеслава Добрынина на написание шлягера
«Куда уходит детство». Как знаменитая Алла Пугачева согласилась исполнить песни в детском кино