1200 90

Сотрудники «Интеграла» познакомились с фильмом «Шталаг 352. Без права на забвение»

Документальный фильм о Шталаге–352 презентовали трудовому коллективу «Интеграла» 18 января, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

izobrazhenie viber 2024 01 18 19 09 43 293

Продолжается показ документального фильма «Шталаг 352. Без права на забвение», созданного творческим коллективом агентства «Минск-Новости». В четверг его презентовали сотрудникам завода «Интеграл». После просмотра ленты зрители смогли задать вопросы одному из создателей ленты – автору сценария Дмитрию Исайчуку. В начале диалоговой площадки журналист кратко рассказал о проекте «Шталаг 352», как он создавался, с какими трудностями пришлось столкнуться.

Сегодня у меня появилась возможность узнать мнение взрослой аудитории, – обратился к сотрудникам «Интеграла» Д. Исайчук. – До этого фильм демонстрировали молодежи. Нам, авторам, важно ваше честное мнение о картине. Что удалось, а где мы не доработали?

Зрители похвалили ленту за динамичность. «Без права на забвение» состоит из нескольких эпизодов. Кажется, что смотришь сразу несколько мини-сериалов подряд. Такой подход не дал заскучать, фильм все досмотрели до конца на одном дыхании.

izobrazhenie viber 2024 01 18 19 09 42 545

Из зала поступил вопрос, вылившийся в настоящую дискуссию: «Для чего нам изучать историю Великой Отечественной»?

Сегодня именно нам, внукам победителей, нужно заново учить историю, сказал Д. Исайчук. – Мы еще помним наших фронтовиков, слышали правду от них. Наши дети – нет. Ради них мы должны знать и помнить нашу историю. Чтобы мы могли рассказать им правду о событиях 1941–1945 годов. Кто, если не мы, будет их учить? Они играют в западные игры, смотрят иностранные фильмы, популярных блогеров, читают заграничных авторов. Получается, что не родители и учителя, а совсем чужие люди рассказывают детям и молодежи о войне. Несут им ту «правду», которую они хотят донести. Часто специально искаженную.

В качестве примера Д. Исайчук привел «Без права на забвение». Фильм рассказывает трагическую историю лагеря военнопленных Шталаг–352. Без прикрас. В нем документальная хроника из Дроздов и Минска. Снятая гитлеровцами на пленку жизнь военнопленных в псковском Шталаге–372. Похожее творилось и на минской земле. В фильме люди выступают свидетелями преступлений, совершенных в Шталаге–352. Д. Исайчук подчеркнул, что важно знать всю правду. Как героическую, так и трагическую.

Без победы под Москвой не было бы Сталинграда, а без него – Курской битвы и освобождения Беларуси.

Как дополнила пресс-секретарь ОАО «ИНТЕГРАЛ» – управляющая компания холдинга «ИНТЕГРАЛ» Екатерина Пенза, сегодня население Беларуси по некоторым расчетам могло быть свыше 30 млн человек! Это совершенно другой уровень экономики, жизни… Но во время оккупации наша страна потеряла свыше 3 млн жителей. Погиб каждый третий! А сколько потерял весь Советский Союз – невозможно представить. В Шталаге–352 погибли более 80 тыс. мужчин в самом расцвете сил. Они не стали папами, дедушками. Поэтому важно учить историю, чтобы такого больше не повторилось.

Фото предоставлены пресс-службой «Интеграла»

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Фильм «Мой младший брат» открыл для кино трех знаковых актеров

Олега Даля, Александра Збруева и Андрея Миронова открыл для советского кинематографа фильм «Мой младший брат», снятый по мотивам романа Василия Аксёнова «Звездный билет». Действия картины разворачиваются в Эстонии, куда главные герои отправляются в путешествие. Подробнее об истории создания ленты читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

e

О чем кино

Два брата — старший Виктор и младший Дмитрий — находятся в поисках себя. Виктор — молодой ученый, готовится к защите диссертации, но обнаруживает в своих расчетах ошибку. Пытаясь ее исправить, погибает во время эксперимента. Дмитрий с несколькими вчерашними одноклассниками решает не поступать в вуз. Друзья отправляются в путешествие в Эстонию. Компания оказывается на рыболовецком траулере в шторм и помогает спасти норвежское судно, терпящее бедствие.

Скандальный роман

vasilij aksenov2

Василий Аксёнов

Роман Василия Аксёнова «Звездный билет» сначала назывался «Орел или решка?». Когда герои решают, куда им поехать, они подбрасывают монету. Но поэтическая аллегория одного из персонажей о том, что ночное небо похоже на трамвайный билет, пробитый звездным компостером, редакторов впечатлила больше. Произведение опубликовали летом 1961 года в журнале «Юность». Оно сразу стало культовым. Им зачитывались. Автор тогда отдыхал в Прибалтике и увидел, что пляж буквально пестрит желтыми обложками этого издания в руках курортников. Действующие лица романа ведут себя вольно, как персонажи Хемингуэя. А еще книгу сравнивали с «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера. Аксёнов угадал нерв времени.

Молодые читатели видели в персонажах себя. Однако на сюжетные перипетии и моральный облик героев истории набросились критики. Ведь юноши оперируют жаргоном: «Конь (отец) мой сейчас дома», «Были бы деньги, накирялся бы я сейчас», «Всё будет тип-топ!» А долгую дорогу в Эстонию газетчики ассоциировали с диссидентством. Звучали реплики: «Для них комсомола словно не существует!» Не нравились и второстепенные персонажи: «Интересны люди, которые попадаются «беглецам» во время их странствий. Среди них выделяются рыбаки, направляющиеся в столицу Эстонии на выставку графики, «а после идут обедать. И — выпив за обедом «несколько бутылочек» — следуют в концерт, где внимают скрипкам, виолончели и пению… Чудные рыбаки!».

Все закончилось тем, что главного редактора «Юности» Валентина Катаева за публикацию романа сняли с работы.

В кино одобрили

aleksandr zarhi

Александр Зархи

Вместе с изменениями в обществе перемены наступили и в кинематографе. Режиссер Александр Зархи не принадлежал к поколению шестидесятников, но давно хотел снять молодежную картину. Почувствовал перспективу именно в произведении Аксёнова. Смог уговорить руководство «Мосфильма» разрешить сделать по нему ленту. Он утверждал, что героям книги хочется жить — и всё. Они желают быть людьми, соблюдающими моральный этикет, и в то же время оставаться свободными. Тем более существовали альтернативные критическим мнения: «Непослушные-то детки, хлебнув свободы, уясняют: кто не работает, тот не ест, — приобщаются к труду, даром что выделяются модной одеждой и говорят на жаргоне».

Чтобы лучше почувствовать атмосферу, постановщик взял в команду молодого оператора Анатолия Петрицкого. А художником-постановщиком картины стал уроженец Минска Лев Мильчин, сын известного белорусского живописца Исаака Мильчина, погибшего в Минском гетто в 1941-м.

Роман Аксёнова для экрана переработал известный в те годы сценарист Михаил Анчаров.

По дружбе и протекции

Олег Ефремов в творческом сообществе Москвы начала 1960-х был небожителем. Всего несколько лет работал открытый им театр «Современник». В кино актера звали наперебой, но соглашался он далеко не на все роли, да и времени не хватало. Однако сыграть трагическую фигуру Виктора Денисова Ефремов согласился.

Самым сложным стал поиск исполнителей на роли главных героев — вчерашних школьников. Приглашать опытных молодых артистов, которым далеко за 20 лет, казалось неприличным. Режиссер пообщался с руководителями курсов из разных театральных вузов. Так, Димой Денисовым на экране стал студент Александр Збруев, а Аликом Крамером — Олег Даль. Кстати, картина дала им путевку в жизнь не только в кинематографе. Анатолий Эфрос, на тот момент руководитель Ленкома, посмотрев фильм, пригласил Збруева в свою труппу.

А Ефремов, заметив Даля на съемках, позвал того в «Современник». В некотором роде белой вороной в этой компании стал исполнитель роли Юры Попова 20-летний Андрей Миронов. Его на съемочную площадку за руку привела мама Мария Владимировна, дружившая с Зархи. Постановщик был не против талантливого, но слегка застенчивого юноши. А вот Даль за эту протекцию невзлюбил Андрея и не разговаривал с ним за кадром. Еще больше Олег презирал 21-летнюю Людмилу Марченко. Она в то время принимала ухаживания директора студии Ивана Пырьева, который был старше ее на 39 лет. Он навязал свою любовницу Зархи. Правда, Марченко с образом Гали Бодровой справилась неплохо.

a609e0926f3ac21e14fc7ed4759c044f

Миронов на каблуках

Кино снимали в Москве, Таллине и в одном из рыбацких поселков. В конечном счете Даль подружился и с Мироновым. Вечерами они собирались компанией. Збруев даже устроил забастовку в связи с тем, что их троих поселили в маленьком домике без удобств. Тогда ребят перевезли в городскую гостиницу.

Збруев отказывался от дублеров. Когда по сюжету его девушка уезжает с другим, Александр с разбегу цепляется за бампер, и машина долго тянет его по брусчатке. Актер ободрал себе локти, колени, но этого в кадре не видно: все снято сзади на общем плане.

По сценарию герой Миронова высокого роста, баскетболист. Артисту специально сшили туфли с каблуком 8 см, и Андрей на них часто подворачивал ноги.

Ефремов по понятным причинам бывал на съемках наездами. Работа и спектакли не позволяли ему отправиться в экспедицию надолго. Пообщаться и выпить с кумиром хотел каждый, и тот охотно шел навстречу. Олегу было интересно в компании совсем юных коллег. Он присматривался и слушал, чем живет поколение вчерашних школьников, хотя самому на тот момент было всего 34 года.

Фильм впервые показали в Москве в августе 1962-го. Почти одновременно состоялись премьеры еще двух лент, поставленных по произведениям Аксёнова: «Коллеги» и «Когда разводят мосты». Вскоре из ЦК КПСС в Союз кинематографистов СССР поступило распоряжение провести критический разбор этих трех картин. 4 января 1963 года в Центральном доме кино состоялось совещание. Больше всего от идеологов досталось фильму «Мой младший брат». А ведь он о наивной юности, дружбе, первой любви и первой боли и о том, как прожить жизнь не по-дурацки, а с пользой для страны и людей…

Еще материалы рубрики:

«Ленин в октябре». Во время съемок этого фильма кинематографистов преследовал злой рок

В этой мелодраме Ирина Алфёрова сыграла двух героинь. Как снимался фильм «Предчувствие любви»

«Странная женщина». Увидев съемку этого фильма, пожилая дама начала креститься — она решила, что настал конец света

«Тегеран-43». На съемках этого фильма Ален Делон набросился с кулаками на советского режиссера

В 1986 году съемки этой картины в Минске едва не сорвались из-за трагедии

В столице торжественно завершился юбилейный кинофестиваль «Лістапад». Кто стал обладателем Гран-при

Торжественная церемония закрытия ХХХ Минского международного кинофестиваля «Лістапад» состоялась во Дворце республики 8 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 1 kopiya

Неделя пролетела незаметно. Сотни кинопоказов, десятки тысяч зрителей. Как рассказал министр культуры Республики Беларусь Анатолий Маркевич, практически на всех кинопоказах фестивальных лент был полный зрительный зал. Фильмы кинофестиваля «Лістапад» посмотрело более 30 тыс. человек, более полутора тысяч посетило различные мастер-классы и творческие встречи.

На торжественной церемонии назвали имена победителей. Так, приз Президента Республики Беларусь «За гуманизм и духовность в кино» получил режиссер-постановщик фильма «Там, где танцуют стерхи» Михаил Лукачевский из российской Республики Саха (Якутия).

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 10 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 16 kopiya

Белорусский анимационный фильм «Песня Сирин» удостоен приза Минского городского исполнительного комитета. Заслуженную награду режиссеру картины Елене Туровой вручил председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев.

Ежегодно появляются новые шедевры, которые учат нас добру, тому, как жить правильно, — добавил В. Кухарев. — Хотелось бы, чтобы эти добрые традиции были вместе с нами. Зритель ждет новое кино.

В. Кухарев поблагодарил гостей, которые провели фестивальную неделю в Минске и дарили зрителям радость.

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 9 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 28 kopiya

Затем настало время назвать лауреатов конкурсов кинофестиваля «Лістапад» и обладателей других наград. Специальный приз Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств за развитие культурного сотрудничества и укрепление дружбы между народами «Кино без границ» присужден совместному белорусско-российскому фильму «Черный замок». Приз представительства Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» в Беларуси «Язык кино — язык взаимопонимания» получил российский фильм «Держись солнца». Эта лента также победила на конкурсе кинофильмов для детской и юношеской аудитории «Лістападзiк» в 2024 году.

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 22 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 21 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 20 kopiya

В номинации «Лучший игровой фильм национального конкурса» победителем стала белорусская лента «Лист ожидания», а «Лучшим неигровым фильмом национального конкурса» признана тоже белорусская картина «Леонид Шварцман. Сказка про мальчика и старый город».

В номинации «За лучшую мужскую роль в игровом фильме» победителем стал Радивое Буквич, сыгравший в фильме «Хранители формулы», а Марисса Анита за роль в фильме «Крокодиловы слезы» стала победительницей в номинации «За лучшую женскую роль в игровом фильме». «Специальный приз жюри конкурса игровых фильмов» присужден картине «Черный замок».

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 5 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 17 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 15 kopiya

Овациями зрительный зал встретил новость о том, что обладателем «Гран-при «Золото «Лiстапада» за лучший игровой фильм» стала китайская лента «Чанъань, Сиань» режиссера-постановщика Чжан Чжуна.

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 25 kopiya

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 26 kopiya

После вручения главных награды фестиваля на экране Дворца республики показали ленту «Там, где танцуют стерхи».

В 2025 году кинофестиваль «Лiстапад» вернется в 31-й раз.

08 11 2024 kultura zakrytie listapada miczevich 4 kopiya

Фото Сергея Мицевича