Спастись на пожаре и даже при землетрясении. Чему учат в Центре безопасности МЧС
Спастись на пожаре, при землетрясении и от плохой компании. Чему и как учат в Центре безопасности МЧС — в репортаже корреспондентов агентства «Минск-Новости».
Необычная стройка на ул. Олешева шла пять лет. Здесь возводился Центр безопасности МЧС. Его создатели ставили перед собой задачу совместить два направления: используя современные информационные технологии, научить школьников правилам поведения в максимально возможном количестве ситуаций.
Под одной крышей организовано более 30 интерактивных площадок. Кажется, нет такого сценария, который не был бы тут воспроизведен.
— Аналога подобного центра нет ни в странах СНГ, ни в Европе, — рассказывает его начальник Елена Парчук. — Лекции здесь не читают, детям это неинтересно. Проводим практико-ориентированные занятия. Звучит казенно, а на деле взрослым и детям предлагают поучаствовать в квесте. Чтобы результат был максимальным, в центре создаются локации, которые имитируют реальные чрезвычайные ситуации. Так запоминание правильного алгоритма поведения происходит на подсознательном уровне по принципу «попробуй сам».
Первая часть квеста посвящена безопасности на дорогах и в транспорте, причем не только общественном. На макете заправки наглядно демонстрируют, что бывает, если забыть выдернуть шланг из горловины бака и отъехать вместе с ним. Покажут, как правильно заряжать электромобиль. Всё же за зелеными технологиями будущее.
За заправкой выходим на перекресток. Осмотрев его, идем вперед. На светофоре загорается красный свет. Раздается оглушительный звук клаксона автомобиля, а вслед за ним еще один, резкого торможения.
— Дети и взрослые в таких ситуациях пугаются, — говорит Е. Парчук. — Однако у нас всё максимально приближено к реальности. С одним отличием: можно со второй попытки перейти дорогу правильно. В жизни другого шанса может не быть.
Нас встречает новый вагон поезда бизнес-класса. Это макет, который по габаритам совсем немного уступает «штадлеру».
— На вопрос, на какой сигнал светофора нужно переходить железную дорогу, дети нередко отвечают: на зеленый, — вспоминает начальник центра. — Хорошо, давайте подождем зеленый. Проходит минута, другая, а он не загорается. Ребята начинают подозревать: что-то не так. Только потом догадываются: когда нет никакого светового сигнала, то ничего и не едет.
Сам вагон построен как трансформер. Он одновременно напоминает и салон автобуса, и самолета — выход с другой стороны стилизован под трап. На экране транслируется серия «Смешариков». По сюжету действие происходит в автобусе. Один из героев то высовывается в окно, то пытается открыть дверь, то скачет по салону, не держась за поручень. Сюжет затягивает. В какой-то момент водитель резко нажимает на тормоз — и кресло, в котором мы сидим, резко подается вперед, а потом назад.
Необходимая встряска
Учат в центре и тому, как надо себя правильно вести при землетрясении. Хоть, на первый взгляд, для Беларуси эта тема не актуальна: подземные толчки к нам долетают раз в несколько десятилетий, и то ослабленные.
— Пандемия вечной не будет, международные авиарейсы рано или поздно восстановятся, — считает Е. Парчук. — В популярных у туристов странах такое природное явление может произойти. Поэтому знания о правильном поведении во время такого катаклизма не лишние. Мы предлагаем испытать, что это такое, на симуляторе.
Небольшая кабина стилизована под кухню. Есть одно отличие: всё намертво привинчено к полу и стенам. Тем временем сотрудник центра выставляет магнитуду в восемь баллов по шкале Рихтера. Звучит сигнал — и пол как будто уходит из-под ног, а скамья начинает резко ездить. Со стола падают фрукты из папье-маше, а со стен срываются имитаторы картин. Эффектно. Впрочем, для школьников магнитуду выставляют заметно меньшую.
В кабине могут разместиться не более четырех человек. Чтобы остальная группа не стояла без дела, на экране транслируются кадры, на которых запечатлены многоэтажные дома, разрушенные из-за взрыва природного газа. Сняты они в России. Видеоряд подобран намеренно, дабы дети увидели, что может произойти с многоэтажкой, если вовремя не закрыть вентиль.
Разошлись по дымам
Путь по второму этажу начинается с макета обычной квартиры. В нем при помощи технологии дополненной реальности смоделированы опасности, которые могут подстерегать ее жителя.
Е. Парчук подносит планшет к дивану, на который по легенде упала непотушенная сигарета, к телевизору, который находится в режиме ожидания, к камину, в котором отказала вентиляция. Изображения предметов декора и электроприборы на экране планшета внезапно загораются.
— В планах — совместно с Министерством здравоохранения организовать в нашем центре специальную комнату для молодых мам и будущих родителей. При помощи технологии дополненной реальности наглядно будем показывать опасности, подстерегающие малыша в доме. Например, мелкие предметы на столе, лекарства в зоне досягаемости, розетки без заглушек, — говорит начальник центра.
В следующем помещении встречаем класс школьников. Тут их учат правильно вызывать экстренные службы. На экранах моделируются различные ситуации. Посетители отрабатывают навык общения с диспетчером. По словам сотрудников Центра безопасности МЧС, без подготовки дети частенько ошибаются. А счет в кризисной ситуации иногда идет на секунды.
Впереди — макет сгоревшей комнаты. Здесь расставлены оплавленные электроприборы. Возле них стоит несколько баночек, можно понюхать, чем пахнет пожар. Переходим в задымленный лабиринт.
— Самый опасный фактор при пожаре — дым, — рассказывает Е. Парчук. — По статистике, в трех из четырех случаев гибели на пожаре причина —отравление продуктами горения.
В задымленном лабиринте видимость почти нулевая. Извилистые коридоры и ступеньки только усиливают страх. 30 секунд в нем показались 30 минутами.
Несколько стендов посвящены раздельной сортировке мусора и секретам, как правильно потушить пожар, возникший во время приготовления пищи. Спойлер: мука, сахар и кофе не подойдут.
А мы идем в «Лесную зону». Приглушенный свет, в котором видны макеты стволов деревьев, полумрак, звуки, доносящиеся от «осиных гнезд», заросли борщевика, грибы и ягодные кустарники создают весьма реалистичную картину.
— Обратите внимание: в 10 м от вас стоит манекен, но вы его не видите, — комментирует происходящее начальник центра. — Всё потому, что он одет в камуфляж. Теперь представим: человек в такой одежде заблудился. Если его не распознать на фоне зарослей с такого расстояния, то с воздуха тем более не обнаружить. Количество таких потеряшек каждый год измеряется сотнями.
В закрытую дверь
Стенды третьего этажа посвящены здоровому образу жизни и личной безопасности детей. Здесь расскажут, что делать, если школьник идет домой, а на лестнице сидит странная компания с горячительными напитками. И не только.
— Когда мы спрашиваем у детей, зайдут ли они с незнакомцем в лифт, и показываем фото брутального мужчины, то ответ, как правило, отрицательный. А теперь усложним задачу, — с этими словами старший инспектор Центра безопасности МЧС Алеся Крукович дергает за специальный шнур, и перед нами опускается портрет голливудского красавца. — Тут варианты ответа могут быть разные. Но внешность обманчива…
Проигрывается еще одна ситуация. Например, ребенок остался дома один, а в дверь звонят неизвестные. Они могут представляться кем угодно: сантехником, молодой мамой со свертком на руках, внешне напоминающим ребенка. Если участники испытания дверь не открыли, раздается возмущенный и одновременно разочарованный голос «молодой мамы»: «Вот же понаучат детей! Теперь и не доберешься до вас».
И хорошо, мысленно ответили ей мы.
Справочно
За два с половиной месяца работы в Центре безопасности МЧС побывали свыше 8 тыс. человек. Из них более 6 тыс. — дети.
Фото Ирины Малиновской
Смотрите также: