Ставил рекорды и приручил пингвина. Вспоминаем легендарного полярного пилота Илью Мазурука
Десятки раз был на волоске от смерти, но не получил ни одной царапины. О жизни, известных экспедициях и необычном питомце полярного пилота Героя Советского Союза белоруса Ильи Мазурука — в материале корреспондента газеты «Минский курьер».
Форсаж курсанта
В 1937 году, командуя бомбардировщиком ТБ-3, И. Мазурук в составе летного отряда впервые в мире высадил на льдине полярную экспедицию на макушке Земли — Северном полюсе. За это получил «Золотую Звезду» Героя. А ранее, в начале 1930-х, перевозил пассажиров из Алма-Аты в Семипалатинск. Они приходили к самолету с поклажей в руках. В их глазах читалась неуверенность в благополучном полете. На вопрос: «Долетим?» — пилот с улыбкой и со свойственным ему юмором отвечал: «Тела довезу, а души вытрясу!» Имел в виду страшнейшую «болтанку». Граждане заходили в салон на полусогнутых ногах.
Коллеги придумали об Илье слоган: «Не будь дураком, летай с Мазуруком». Ведь тот десятки раз оказывался на волоске от смерти, но не получил ни одной царапины. Однако на практике все было не так радужно.
В середине 1930-х над Охотским морем из строя вышел мотор воздушной машины пилота. Посадил ее на воду. Устранить неисправность к наступлению темноты не успел. Начался шторм. Самолет трепало 11 суток. Из припасов — галета и две шоколадки. Пил воду из радиатора. На 7-й день начались галлюцинации от недоедания. Слышал голоса, гудки кораблей. В бреду дал себе зарок: если спасется, сожжет на примусе летное удостоверение и пойдет в садовники. Но после спасения моряками и лечения в госпитале опять сел за штурвал!
Илья родился в Брест-Литовске в 1906 году. Первая мировая перевернула жизнь десятков тысяч белорусских семей.
Уже в августе 1915-го кайзеровские войска приблизились к городу над Бугом. Тысячи обозов, в том числе семьи Мазурук, двинулись на восток. В дороге — голод, эпидемии. В конечном счете прибыли в тыловую Липецкую губернию.
Отец будущего пилота постоянно что-то мастерил, собирал-разбирал. Этот дар унаследовал сын. Мальчишкой работал помощником машиниста на местной электростанции. Но вскоре произошла революция 1917-го. Кого в юном возрасте не увлекали борьба за справедливость и призывы отстаивать ее? В 15 лет Илья стал секретарем комсомольской ячейки электростанции. Вскоре — заведующим агитпропом Липецкого, а затем Елецкого уездных комитетов комсомола. Что интересно: в Липецке, еще будучи школьником, жил недалеко от аэродрома, однако воздушными машинами не увлекался.

С экипажем ТБ-3. 1937 год
В 1925 году, в 19 лет, вступил в ряды ВКП(б). Трудился агитатором в Орловском губкоме партии. Тогда звучал лозунг «Комсомолец — на самолет!». В поддержку этой кампании в город прибыл знаменитый летчик Найдёнов. Как агитатор Мазурук отправился с ним в полет над губернией. И уже во время набора высоты ощутил трепет. По прибытии добился комсомольской путевки в Ленинградскую авиационную военно-техническую школу. А потом окончил Борисоглебскую школу военных летчиков. В период учебы был авантюристом. Однажды сказал сокурсникам, будто из штопора можно выводить самолет в последний момент, у самого посадочного знака. Получилось с трудом. Но ведь вышло! Правда, выровняв авиамашину, увидел, что может сесть на железнодорожное полотно. Парашютировался, загубив самолет. За это получил 20 суток гауптвахты.
Как указано в сохранившихся документах, за время обучения Ильи по его вине случились еще две аварии. Курсанта подвергали аресту, едва не исключили из училища. Спасла тенденция эпохи. Тогда метод проб и ошибок в летном обучении виделся естественным. Риск считался готовностью к подвигу. Поэтому многое сходило с рук. В 1930-м Мазурук с дипломом пилота прибыл в ташкентский авиаотряд и получил должность бортмеханика 4-й категории.
Первый рекорд
Полеты над песками Средней Азии, местностью без ориентиров, давали огромный опыт. Приборов геолокации не существовало. Благо действовала железная дорога. Снижаясь над станциями до минимума, можно было прочесть название и определить свое местоположение. В те годы в степях продолжалась борьба с басмачами, и в 1930-м начинающий летчик получил маузер с дарственной надписью: «За успешную борьбу с контрреволюцией от коллегии ОГПУ». Помог красноармейцам, окруженным на одной из пограничных застав.
В 1932 году молодого пилота перевели на Дальний Восток, где он сдружился с уже легендарным асом Михаилом Водопьяновым. Знакомство сыграло роль спустя несколько лет.

На переднем плане — Отто Шмидт, Иван Папанин, Михаил Водопьянов. 1937 год
Однажды, курсируя по маршруту Хабаровск — Сахалин в 40-градусный мороз, Мазурук с поломанной стойкой шасси и пустым маслобаком приземлился возле стойбища оленеводов. К утру местный старик вырезал стойку шасси из толстой коряги, а вместо масла залил в двигатель рыбий жир. Так Илья долетел до цели. Деревянная стойка при взлете и посадке выдержала!
Тогда же, в 1932-м, совершил первый рейс Хабаровск — Иман (Дальнереченск) — Владивосток. Доставил в село Пермское комиссию, которая выбрала окончательное место для строительства Комсомольска-на-Амуре.
В мае 1935 года за 45 часов осуществил перелет Москва — Сахалин. А летом принял участие в грандиозном по тем временам перелете Харьков — Москва — Пенза — Оренбург — Кустанай — Акмолинск — Павлодар — Семипалатинск — Алма-Ата. Это был период, когда во многих отраслях, и особенно в авиации, ставили рекорды.
Винил себя
Северный морской путь — кратчайшая дорога по воде между Европейской частью СССР и Дальним Востоком. Ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса и полезных ископаемых. Важна была и военно-стратегическая составляющая. Факт, что от советского острова Ратманова до США всего 4 км 160 м, не мог не щекотать нервы врагам мирового пролетариата. Также существовала гипотеза о залежах нефти под Северным-Ледовитым океаном, которая после подтвердилась.
Северный полюс был разделен на несколько секторов. Один являлся частью СССР. По принадлежности Земли Франца Иосифа оставались вопросы. Кроме Союза на нее претендовала Норвегия. В Кремле хотели закрепить территорию за собой. Прежние экспедиции 1929 и 1934 годов, несмотря на открытие полярной станции, выглядели недостаточно убедительными.

Дрейфующая научно-исследовательская станция
В 1936-м наш земляк, уроженец Могилёва Отто Шмидт, будучи руководителем Главсевморпути, предложил создать на полюсе дрейфующую научно-исследовательскую станцию. Посадить на льдине четыре бомбардировщика ТБ-3, оставить экспедицию с оборудованием и взлететь — задача не из легких. Тремя самолетами командовали прославленные Василий Молоков, Анатолий Алексеев, Михаил Водопьянов. Последний и выдвинул старого знакомого Мазурука в качестве командира четвертой авиамашины.
В небо поднялись 22 марта 1937-го. Из-за непогоды перелет до острова Рудольфа длился 26 дней. 18 апреля там разместили базу экспедиции. Требовалось сделать еще один рывок — в 900 км — на макушку земного шара. Постоянные ненастья и туман заставили пилотов и членов экспедиции остаться на целый месяц на клочке суши, еще в 1873 году названном в честь кронпринца Австрии Рудольфа. Единственным развлечением для группы летчиков и полярников стало катание на лыжах. Умелый Илья усовершенствовал крепления своих лыж и так разогнался, что вывихнул ногу. Ходил с костылем. Проклинал себя за мальчишество. Понимал: последний этап перелета на Северный полюс совершат без него. Часами лежал, глядя на бревенчатый потолок землянки. Его навестил Шмидт и сказал: «Ничего, Илюша, уверен, ты полетишь!» Летчик так и не понял, как это может произойти. Но Отто Юльевич, несколько раз в день знакомясь с метеосводками, осознавал: старта раньше мая не случится, и к этому времени Мазурук встанет на ноги. Так и вышло. Шанс появился в середине последнего весеннего месяца. Четыре самолета ТБ-3 высадили героев на лед 21 мая 1937-го. Шмидт вернулся в Москву с пилотами. На льдине остались четверо: руководитель станции Папанин, метеоролог и геофизик Фёдоров, радист Кренкель (уроженец Гродненской губернии), гидробиолог и океанограф Ширшов. У них имелись специально разработанные каучуковые палатки на гагачьем пуху, техника, запас продуктов на полтора года.
В подарок зоопарку
Получив после высадки на льдину экспедиции Папанина звания полковника, Героя Советского Союза, став депутатом Верховного Совета СССР, Мазурук продолжал летать. В 1939 году с острова Котельный в Восточно-Сибирском море привез в Москву белого медвежонка по кличке Фомка, которого приручили полярники.
Вначале медведь жил в шестикомнатной квартире пилота в знаменитом доме советской элиты на набережной Москвы-реки. А потом Илья определил зверя в зоопарк. Зимовщики приучили мишку к сгущенке. Тот отказывался есть что-либо иное. Тогда смотрители стали добавлять в нее другую пищу, необходимую для здоровья питомца. В газете «Правда» опубликовали стихотворение Сергея Михалкова:
Перед бассейном в зоопарке —
Медвежьи мокрые следы.
С тяжелым плеском в полдень жаркий
Медведь выходит из воды.
Когда к нему вы подойдете,
Он глаз не сводит с ваших рук.
Его в Москву на самолете
Привез товарищ Мазурук.
Значительно позже, в 1950-е, точно так же с Севера уже генерал-майор Мазурук привез пингвина, который жил все в той же квартире и гулял с хозяином во дворе на удивление детям. Для птицы на даче летчика специально вырыли пруд!
Приземлился на айсберг
Пилот не почивал на лаврах, а был назначен начальником Управления полярной авиации Главсевморпути. Должность обязывала 33-летнего начальника сутками просиживать в кабинете за бумагами. Но, когда началась советско-финская война (30 ноября 1939 года), вытребовал право уйти добровольцем… Не рядовым, конечно. Командовал отдельной ночной бомбардировочной эскадрильей. Совершал боевые вылеты.
А во время Великой Отечественной Мазурук руководил авиагруппой ВВС Северного флота. Пилоты прикрывали караваны судов с ленд-лизом, разыскивали уцелевшие после налетов корабли союзных морских конвоев и препровождали их до берега. С 1943-го его 1-я авиадивизия перегоняла с Аляски в Красноярск американские самолеты, поставляемые по ленд-лизу.
После войны, уже в звании генерал-майора, Илья Павлович продолжил возглавлять полярную авиацию, а потом, чтобы больше летать, ушел на должность рангом пониже — стал заместителем начальника Управления полярной авиации Главсевморпути. На его счету 250 вылетов на полярные станции. В Якутии, когда задымился двигатель, совершил вынужденную посадку на гидросамолете (машина без шасси) на сушу. Починив агрегат, выстелил полосу травой и мхом, смазал полозья гидросамолета маслом и взлетел. В 1950-м участвовал в воздушной высокоширотной экспедиции «Север-5». А в 1957 году сумел посадить Ан-2 на вершине айсберга в Антарктиде. Истории для приключенческих рассказов, скажете вы. Нет, это жизнь выросшего брестского мальчишки, совершавшего невозможное!
Фото из интернета
Еще материалы рубрики:
Как создавались анекдоты о Чапаеве и Штирлице, и причем здесь израильский «Моссад»
Неистовый темперамент и полное погружение в роль. Вспоминаем приму Купаловского — Лилию Давидович
Бильярд на деньги и «Морской бой» по 15 копеек. Вспоминаем, как развлекались в СССР
Владивосток — Негорелое. История поселка, ставшего символом событий, разделивших Беларусь в 1921 г.