«Сто дней после детства»: как уволенный за профнепригодность режиссер снял общепризнанный киношедевр
Фильм «Сто дней после детства» — о подростках, первой любви, переживаниях. Как уволенный за профнепригодность режиссер снял общепризнанный киношедевр – подробности в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
В пионерском лагере разворачиваются драматические события. Подросток Лопухин влюблен в одноклассницу Ерголину и не замечает, что им увлеклась Соня Загремухина! Участие ребят в театральной постановке оборачивается неожиданными признаниями, обидами, вспышками ревности. Лента — о подростках, первой любви, мучительных переживаниях.
Сделать халтуру
В 1969 году Сергей Соловьев начал работать на «Мосфильме», дебютировав как режиссер двумя новеллами по рассказам Чехова в киноальманахе «Семейное счастье». Формат был проходным, работу никто не заметил. Следующую его картину по одноименной пьесе Максима Горького «Егор Булычов и другие» (1971) с Михаилом Ульяновым в главной роли отправили на полку, а постановщика уволили с киностудии с формулировкой «профнепригоден».
Молодому человеку с трудом удалось устроиться в творческое объединение «Телефильм». Там по одноименной повести Александра Пушкина он снял ленту «Станционный смотритель» (1972), где блистал Никита Михалков. Кино признали бездарным, Сергей вновь потерял работу.
Он понимал: чтобы остаться в профессии, нужно предложить что-то в духе соцреализма. Правда, картины о производстве, подвигах рабочих к началу 1970-х не смотрели с таким интересом, как в 1950-е. Поэтому режиссер решил: выходом станет фильм для детей и юношества. Конечно, он считал это халтурой, но ничего не оставалось делать.
В те годы создавали немало художественной литературы о подростках. Удалось найти повесть молодого писателя Александра Александрова, которую захотелось адаптировать для кино, что Сергей и сделал. Правда, не заметил, как советский литературный опус превратил в нечто необычное. От изначальной версии произведения в сценарии мало что осталось, но Александров считал себя полноправным соавтором и хотел принимать участие в кинопроцессе, начиная с выбора актеров. Соловьев не был против. Поскольку начальство ему не доверяло, сценарий студии он предложил от имени Александрова, а себя позиционировал как человека, который к литературной основе не имеет отношения. Фильм о пионерах разрешили запустить в производство.
Все возрасты покорны
Находясь под впечатлением от игры и внешности Ирины Купченко в ленте «Дворянское гнездо» (1969), режиссер поручил ассистентам на роль Лены Ерголиной найти девочку-подростка, похожую на эту актрису. Однако сделать этого не удалось. С неохотой он утвердил 14-летнюю школьницу Татьяну Друбич. Главным аргументом стало то, что она в 12 лет уже сыграла большую роль в героико-приключенческой картине «Пятнадцатая весна» и справилась на отлично.
В один из съемочных дней начался затяжной ливень, Соловьев и Друбич оказались наедине под навесом. Около часа говорили о личном, об отношении к жизни. В итоге мнение о ней у постановщика изменилось в лучшую сторону.
В процессе работы юная актриса влюбилась в режиссера, которому не было 30 лет. В то время, как и сейчас, роман пусть молодого, но зрелого умом мужчины со школьницей посчитали бы аморальным. Поэтому пара долго скрывала отношения. Татьяна стала музой мастера на всю жизнь. Хотя диплом профессиональной актрисы так и не получила. Окончила Московский медицинский стоматологический институт имени Семашко. Интересно, что ее отец Леонид Израилевич родом из Белоруссии.
На этом мезальянсы на съемках не закончились. Поскольку Александров не изменил своего намерения и присутствовал на протяжении всего кинопроцесса, его слово стало решающим при утверждении 14-летней Ирины Малышевой на роль Сони Загремухиной. На съемках между ней и 26-летним писателем начался роман. Пара прожила в гражданском браке более 10 лет. За это время Ирина окончила школу и Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина. Работала в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина.
Митя Лопухин — парень, который мечется и не знает, что делать с внезапно обрушившимися на него чувствами. В поиске подходящего исполнителя роли авторы отсмотрели более 500 кандидатов! Остановились на школьнике Борисе Токареве. Он сразу после премьеры был увенчан лаврами кинокритиков. О его работе писали монографии. Никто не знал, что вечерами после съемок актеры-подростки в компании с Борисом баловались портвейном, да так, что режиссеру пришлось вызывать их мам, чтобы они присмотрели за отроками.
Борис без проблем поступил во ВГИК. В 1990-е от невостребованности пристрастился к спиртному. Вновь стал сниматься в кино в середине 2000-х.
Заметные роли в ленте и у Сергея Шакурова (вожатый Сергей Борисович), Арины Алейниковой (доктор в пионерлагере). Ее отец — известный советский актер Петр Алейников — тоже наш земляк, родился в Могилевской губернии.
Неожиданный поворот
Съемки проходили под Калугой, в местечке, которое местные жители называют Андреевским кустом. Летом территории утопают в зелени, и там в советские годы построили десятки пионерских лагерей. Местный антураж придал картине одухотворенную романтичность, интонацию и поэтическую атмосферу. Есть ощущение, что герои — персонажи русской литературы XIX века, где подробно описывали неторопливый быт загородных усадеб. Это не случайно: недалеко от мест съемок, у деревни Тимохино, расположена усадьба Льва Толстого.
А ведь в сюжете есть изысканность еще и потому, что художники привнесли в одежду героев элементы из дореволюционных гардеробов. Неброские и ненавязчивые кружева на платьях, броши и прочие атрибуты. С этим спорил оператор, но провели эксперимент. Вышли на лесную натуру в красных пионерских галстуках, сняли сцену. Потом все то же самое сделали в платьях и костюмах с элементами серебряного века. Опыт показал: в случае с пионерскими галстуками эстетика кадра проигрывает.
После просмотра ленты директор «Мосфильма» Николай Сизов дословно сказал Соловьеву: «Вчера на улице проходил мимо пионеров, так они говорили о радиоэлектронике, о Ленине… А в твоем кино все пионеры — дебилы».
Для того чтобы подтвердить свое мнение, Сизов показал картину Филиппу Ермашу, председателю Госкино СССР.
— Идиот на идиоте, — сетовал директор во время просмотра.
— Да, — отреагировал Ермаш. — Это кино шлем на Каннский кинофестиваль. А еще в ФРГ!
Так Соловьев в Западном Берлине получил приз «Серебряный медведь» за лучшую режиссерскую работу. Ленту чествовали на фестивалях в Италии, Сербии. Режиссера удостоили Государственной премии СССР, премии ЦК ВЛКСМ и других наград, он неожиданно обрел статус маститого постановщика.
Еще материалы рубрики:
Конфликт поколений на фоне перестройки. Как снимали ставшую культовой картину «Курьер»
«Мужики!..»: почему после просмотра фильма прослезилась вся страна, включая Брежнева
В фильме «Королевство кривых зеркал» советские зрители по мере взросления видели новые смыслы