1200 90

«Сто дней после детства»: как уволенный за профнепригодность режиссер снял общепризнанный киношедевр

Фильм «Сто дней после детства» — о подростках, первой любви, переживаниях. Как уволенный за профнепригодность режиссер снял общепризнанный киношедевр – подробности в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем кино

В пионерском лагере разворачиваются драматические события. Подросток Лопухин влюблен в одноклассницу Ерголину и не замечает, что им увлеклась Соня Загремухина! Участие ребят в театральной постановке оборачивается неожиданными признаниями, обидами, вспышками ревности. Лента — о подростках, первой любви, мучительных переживаниях.

Сделать халтуру

Sergej Solovev

Сергей Соловьев

В 1969 году Сергей Соловьев начал работать на «Мосфильме», дебютировав как режиссер двумя новеллами по рассказам Чехова в киноальманахе «Семейное счастье». Формат был проходным, работу никто не заметил. Следующую его картину по одноименной пьесе Максима Горького «Егор Булычов и другие» (1971) с Михаилом Ульяновым в главной роли отправили на полку, а постановщика уволили с киностудии с формулировкой «профнепригоден».

Молодому человеку с трудом удалось устроиться в творческое объединение «Телефильм». Там по одноименной повести Александра Пушкина он снял ленту «Станционный смотритель» (1972), где блистал Никита Михалков. Кино признали бездарным, Сергей вновь потерял работу.

Он понимал: чтобы остаться в профессии, нужно предложить что-то в духе соцреализма. Правда, картины о производстве, подвигах рабочих к началу 1970-х не смотрели с таким интересом, как в 1950-е. Поэтому режиссер решил: выходом станет фильм для детей и юношества. Конечно, он считал это халтурой, но ничего не оставалось делать.

В те годы создавали немало художественной литературы о подростках. Удалось найти повесть молодого писателя Александра Александрова, которую захотелось адаптировать для кино, что Сергей и сделал. Правда, не заметил, как советский литературный опус превратил в нечто необычное. От изначальной версии произведения в сценарии мало что осталось, но Александров считал себя полноправным соавтором и хотел принимать участие в кинопроцессе, начиная с выбора актеров. Соловьев не был против. Поскольку начальство ему не доверяло, сценарий студии он предложил от имени Александрова, а себя позиционировал как человека, который к литературной основе не имеет отношения. Фильм о пионерах разрешили запустить в производство.

Все возрасты покорны

Aleksandr Aleksandrov

Александр Алекандров

Находясь под впечатлением от игры и внешности Ирины Купченко в ленте «Дворянское гнездо» (1969), режиссер поручил ассистентам на роль Лены Ерголиной найти девочку-подростка, похожую на эту актрису. Однако сделать этого не удалось. С неохотой он утвердил 14-летнюю школьницу Татьяну Друбич. Главным аргументом стало то, что она в 12 лет уже сыграла большую роль в героико-приключенческой картине «Пятнадцатая весна» и справилась на отлично.

В один из съемочных дней начался затяжной ливень, Соловьев и Друбич оказались наедине под навесом. Около часа говорили о личном, об отношении к жизни. В итоге мнение о ней у постановщика изменилось в лучшую сторону.

В процессе работы юная актриса влюбилась в режиссера, которому не было 30 лет. В то время, как и сейчас, роман пусть молодого, но зрелого умом мужчины со школьницей посчитали бы аморальным. Поэтому пара долго скрывала отношения. Татьяна стала музой мастера на всю жизнь. Хотя диплом профессиональной актрисы так и не получила. Окончила Московский медицинский стоматологический институт имени Семашко. Интересно, что ее отец Леонид Израилевич родом из Белоруссии.

На этом мезальянсы на съемках не закончились. Поскольку Александров не изменил своего намерения и присутствовал на протяжении всего кинопроцесса, его слово стало решающим при утверждении 14-летней Ирины Малышевой на роль Сони Загремухиной. На съемках между ней и 26-летним писателем начался роман. Пара прожила в гражданском браке более 10 лет. За это время Ирина окончила школу и Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина. Работала в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина.

Митя Лопухин — парень, который мечется и не знает, что делать с внезапно обрушившимися на него чувствами. В поиске подходящего исполнителя роли авторы отсмотрели более 500 кандидатов! Остановились на школьнике Борисе Токареве. Он сразу после премьеры был увенчан лаврами кинокритиков. О его работе писали монографии. Никто не знал, что вечерами после съемок актеры-подростки в компании с Борисом баловались портвейном, да так, что режиссеру пришлось вызывать их мам, чтобы они присмотрели за отроками.

Борис без проблем поступил во ВГИК. В 1990-е от невостребованности пристрастился к спиртному. Вновь стал сниматься в кино в середине 2000-х.

Arina Alejnikova

Арина Алейникова

Заметные роли в ленте и у Сергея Шакурова (вожатый Сергей Борисович), Арины Алейниковой (доктор в пионерлагере). Ее отец — известный советский актер Петр Алейников — тоже наш земляк, родился в Могилевской губернии.

Неожиданный поворот

Съемки проходили под Калугой, в местечке, которое местные жители называют Андреевским кустом. Летом территории утопают в зелени, и там в советские годы построили десятки пионерских лагерей. Местный антураж придал картине одухотворенную романтичность, интонацию и поэтическую атмосферу. Есть ощущение, что герои — персонажи русской литературы XIX века, где подробно описывали неторопливый быт загородных усадеб. Это не случайно: недалеко от мест съемок, у деревни Тимохино, расположена усадьба Льва Толстого.

А ведь в сюжете есть изысканность еще и потому, что художники привнесли в одежду героев элементы из дореволюционных гардеробов. Неброские и ненавязчивые кружева на платьях, броши и прочие атрибуты. С этим спорил оператор, но провели эксперимент. Вышли на лесную натуру в красных пионерских галстуках, сняли сцену. Потом все то же самое сделали в платьях и костюмах с элементами серебряного века. Опыт показал: в случае с пионерскими галстуками эстетика кадра проигрывает.

После просмотра ленты директор «Мосфильма» Николай Сизов дословно сказал Соловьеву: «Вчера на улице проходил мимо пионеров, так они говорили о радиоэлектронике, о Ленине… А в твоем кино все пионеры — дебилы».

Для того чтобы подтвердить свое мнение, Сизов показал картину Филиппу Ермашу, председателю Госкино СССР.

2 4— Идиот на идиоте, — сетовал директор во время просмотра.

— Да, — отреагировал Ермаш. — Это кино шлем на Каннский кинофестиваль. А еще в ФРГ!

Так Соловьев в Западном Берлине получил приз «Серебряный медведь» за лучшую режиссерскую работу. Ленту чествовали на фестивалях в Италии, Сербии. Режиссера удостоили Государственной премии СССР, премии ЦК ВЛКСМ и других наград, он неожиданно обрел статус маститого постановщика.

Еще материалы рубрики:

Конфликт поколений на фоне перестройки. Как снимали ставшую культовой картину «Курьер»

«Безымянная звезда». Роман Вертинской и Козакова, 20 лет в ожидании съемок, факты о работе над лентой

«Мужики!..»: почему после просмотра фильма прослезилась вся страна, включая Брежнева

Восьмисерийное кино после приемки и четырех сотен замечаний урезали до шести эпизодов. Как создавали «Противостояние»

В фильме «Королевство кривых зеркал» советские зрители по мере взросления видели новые смыслы

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Эволюция фортификационного искусства. В Минске открылась выставка «Союзная крепость»

Выставка «Союзная крепость», посвященная наследию оборонительной архитектуры Беларуси и России, работает в Минской городской ратуше, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

20241122 161252 kopiya

Проект выставки — инициатива государственного музея «Смоленская крепость». Это единственный российский федеральный музей, посвященный фортификации.

— Мы уже организовывали несколько разных проектов, которые также представлялись в Беларуси. Однако, чтобы говорить о Смоленской крепости, нужно говорить о крепостях в целом, — объяснил директор музея Сергей Пиляк. — Поэтому мы решили рассказать, какие оборонительные сооружения есть в регионах, граничащих с Республикой Беларусь, какие существуют крепости-музеи. Когда же мы готовили эту выставку, то поняли, что больше нигде на планете нет такого разнообразия оборонительных сооружений. Здесь и феодальные замки, и кремли, и укрепления более позднего времени.

20241122 161159 kopiya

20241122 160643 kopiya

20241122 155443 kopiya

Посетители могли ознакомиться со схемой эволюции фортификационного искусства, картой российско-белорусских крепостей, крепостным макетом. Экскурсию провел главный научный сотрудник музея «Смоленская крепость», кандидат исторических наук, доцент Демьян Валуев. На каждом из баннеров прикреплен QR-код, позволяющий получить доступ к аудиогиду.

20241122 155443 kopiya

20241122 155534 kopiya

20241122 155623 kopiya

20241122 155417 kopiya

Посетить выставку можно до 12 января 2025 года.

Фото автора

Автогол защитника «Минска» решил судьбу встречи со «Слуцком» в чемпионате страны

В поединке 29-го тура чемпионата страны по футболу в Высшей лиге «Минск» в родных стенах обидно проиграл «Слуцку» в добавленное время — 0:1, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

minsk sluczk

За время выступления «Минска» в Высшей лиге клуб встречался со «Слуцком» 23 раза. Одержал 12 побед, семь раз проиграл и четыре дуэли завершились вничью. К слову, в первом круге команды играли на поле «сахарников», и тогда один мяч решил исход в пользу хозяев (1:0). Правда, с тех пор минчане укрепили ряды опытными исполнителями и покинули зону вылета.

Обе команды уже выполнили задачу-минимум на этот сезон. В связи с этим были опасения, что футбол на столичном поле СОК «Олимпийский» будет скучным. Но беспокойства оказались напрасными. С первых минут соперники взяли серьезный темп и искали счастья у чужих ворот. Мяч в центре поля почти не задерживался. В рядах столичной команды выделялся Мустафа Джиме. Он сам оказывался на ударных позициях, отдавал перспективные пасы партнерам. Правда, минчане так и не смогли забить. То же самое можно сказать и о гостях. Они были нацелены на ворота оппонентов и имели возможности отличиться. В одном из эпизодов капитан «Слуцка» Сергей Пушняков оказался в одиночестве с мячом у ворот «Минска», но замешкался с ударом, его накрыли защитники.

Во втором тайме картина не изменилась. Чуть настырнее были хозяева. Казалось, вот-вот мяч после удара одного из футболистов юркнет за спину вратаря Ильи Брановца. На острие атак оказывались М. Джиме, Родион Печура, Евгений Малашевич. Однако гола все не было. В концовке обе команды согласились на ничью. Уже в добавленное время лучший бомбардир «Слуцка» Кирилл Цепенков вырвался к воротам соперника. Он несильно протолкнул мяч в сторону створа, а защитник столичного клуба Владислав Грекович, пытаясь отвести угрозу, срезал «сферу» в свои ворота (0:1). После такого закипели страсти. Одно незначительное нарушение в центре поля чуть не привело к массовой потасовке. За своих партнеров постоять прибежал даже вратарь «Минска» Александр Гутор. Благо, арбитры вовремя развели разбушевавшихся игроков. После финального свистка соперники пожали руки.

До этого завершился только один матч тура. «Сморгонь» и «Неман» из Гродно не выявили сильнейшего.

Дальнейшее расписание выглядит так:

  • 23 ноября, 17:00. «Днепр» (Могилёв) — «Ислочь» (Минский р-н);
  • 24 ноября, 13:00. «Нафтан» (Новополоцк) — «Арсенал» (Дзержинск);
  • 24 ноября, 14:10. «Витебск» — «Динамо» (Брест);
  • 24 ноября, 18:30. «Гомель» — «Славия» (Мозырь);
  • 25 ноября, 20:00. «Динамо» (Минск) — БАТЭ (Борисов);
  • 26 ноября, 19:00. «Торпедо-БелАЗ» (Жодино) — «Шахтёр» (Солигорск).

Фото fcminsk.by