Стоматолог: почему важно тщательно пережевывать пищу и бессмысленно добавлять фторированную соль в суп
Какова основная причина обращений к зубным врачам, почему до сих пор актуален лозунг из романа «Двенадцать стульев» и какую медицину — государственную или частную — выбирают пациенты. Об этом и о многом другом корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовал с главным врачом 5-й городской стоматологической поликлиники Еленой Дашкевич.
О пользе фтора
— Вначале общий вопрос: не стесняются ли белорусы своих улыбок?
— Тенденция последних 15–20 лет мне нравится. Мы становимся очень ответственными по отношению к своим зубам. Сегодня уже единичны случаи, когда встретишь тяжелый запущенный рот. Хотя еще в конце 1990-х — начале 2000-х, когда на прием приходила 35-летняя молодая женщина с 8–10 оставшимися зубами, это не вызывало оторопи. Конечно, во многом санитарной стоматологической культуре способствует интернет. Сегодня все знают, как выглядит кариес, к чему приводит курение и так далее.
— Профилактика приносит свои плоды?
— Если углубиться в историю, то комплекс мер по профилактике кариеса и стоматологических заболеваний был разработан еще в Советском Союзе. Профессор Петр Андреевич Леус обязательным пунктом включил в него фторирование продуктов. Объясню почему. Проблемы с зубами возникают, когда ослабла эмаль. Это неорганическая субстанция, крепость которой базируется на двух основных кирпичиках — кальции и фторе. Если они выпадают, пищевые бактерии начинают разрушать эмаль. Естественный путь поступления фтора в наш организм — это вода и пища. Понятно, что идеально было бы фторировать непосредственно саму водопроводную воду. Но! По этому пути не пошли в Советском Союзе, дискутировался вопрос и в Беларуси. Ведь насыщать фтором воду, которую население не только пьет, но и использует для стирки белья, мытья полов, других хозяйственных нужд, неоправданно дорого. И опять же: фтор — галоген, то есть летуч. Стоит прокипятить обогащенную им воду, и фтор тут же исчезнет. Поэтому фторировать начали зубные пасты, соль, минеральную воду.
— Вы хотите сказать, что добавлять фторированную соль при варке, например, супа или макарон нет смысла?
— Конечно. А вот досаливать салаты, холодные блюда очень даже полезно. Примечательно, что советская программа по профилактике кариеса, обучению основам стоматологического здоровья действовала даже в детских садах. Пилотный проект еще недавно работал и в Минске. В разных районах столицы взяли несколько дошкольных учреждений и плотно занялись воспитанниками. Купили детские зубные щетки, пасту, организовали «минутки гигиены». В садик приходил доктор, рассказывал, показывал, обучал. Но после проведения опроса воспитателей оказалось, что начинать нужно было со взрослых! Так, на вопрос анкеты, в чем, на их взгляд, основная причина кариеса, около 30 % воспитателей назвали, не поверите, беременность. Для стоматологов это был шок. Пришлось срочно браться за самих взрослых и только потом приступать к работе с детьми. В целом вся программа дала великолепный результат. Ребятишки из контрольных групп с хорошо усвоенными привычками пошли в школу, регулярно чистили зубки и полоскали рот после каждого приема пищи.
«Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу…»
— Мы сейчас с вами заостряем внимание на кариесе, хотя, по данным ВОЗ, самой распространенной в мире причиной обращений к стоматологам, как ни странно, являются заболевания пародонта, то есть десен и околозубных тканей. Эти проблемы в той или иной степени испытывает до 90 % населения планеты.
— Но почему именно пародонт?
— Стоматологи приходят к мнению, что эта ситуация вызвана изменением самой структуры питания. Помните лозунг у Ильфа и Петрова: «Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу»? Смысл его в том, что ты тогда меньше болеешь. Полость рта — это первичное звено в пищеварительной системе. Когда мы долго механически пережевываем пищу, она обволакивается слюной, происходят ее увлажнение, ферментация. В желудок еда попадает уже подготовленной. Если же глотаем пищу сразу, организм не понимает, что с ней делать. Еда лежит камнем, чтобы эвакуировать ее дальше, желудок запрашивает двойное количество кислоты. И здравствуйте, заболевания желудочно-кишечного тракта!
Зато сегодня бурно развивается ортодонтия. И вместо того, чтобы на ранних стадиях упредить дефекты развития зубов и челюстно-лицевого скелета, подростку устанавливают брекеты. Поэтому мой совет молодым мамам: не увлекайтесь мягкой пищей в кормлении ребенка. Яблоки не растут на деревьях тертыми! Так заложено природой.
Беда в том, что мы перестаем потреблять твердую пищу. Посмотрите, чем кормят детей наши мамочки! Кашки, йогурты, суфле, всевозможные овощные пюре. А где морковь, яблоки да просто, извините, капустные кочерыжки? Ребенок растет, а челюстно-лицевой скелет не развивается, челюстные мышцы не работают. Возникает скученность зубов, им просто нет места во рту! Именно недостаток твердой пищи, дефицит слюны, нарушение прикуса, врожденные аномалии и приводят к болезням пародонта.
— Ну и, наверное, стоимость лечения тоже играет свою роль в профилактике.
— На самом деле тут все очень интересно. У нас привычно оглядываться на Запад, мол, там качественная стоматология, лучшие врачи, самые современные клиники. Отсюда и голливудские улыбки у поголовного числа населения. Но возьмем для примера Берлин. Вы можете пойти к любому доктору, но не пойдете. Потому что по месту своего жительства строго закреплены за определенной клиникой. Даже если там будет неопытный врач, вчерашний интерн, у вас нет выбора. Страховая медицина, и вы на ней завязаны. Разумеется, можно обратиться к любому специалисту экстра-класса и выложить за лечение одного зуба всю зарплату. Стоматологические услуги везде очень дорогие. Но житель Берлина идет к своему врачу, пусть даже неопытному. И будет строго следовать полученным рекомендациям. Иначе при последующем обращении доктор обнаружит зубной налет там, где его не должно быть. А раз он появился, значит, пациент не исполнил должным образом выданное предписание. Тем самым нарушил условия страховки и теперь будет платить.
Подъездная альтернатива
— Что ж, у нас проблема выбора медучреждения не стоит. Частные клиники расположены чуть ли не в каждом жилом доме.
— Как руководитель государственного учреждения здравоохранения, я не вправе лестно или нелестно отзываться о работе коллег. Предлагаю просто порассуждать. Врачи и частных, и государственных клиник получают образование в одном вузе. Периодонтит, с которым пациент обращается к врачу, тоже имеет одну природу возникновения.
— Но частные стоматологические кабинеты могут быть лучше оснащены.
— Не факт. Например, наша клиника одной из первых в Минске за счет собственных внебюджетных средств приобрела операционный микроскоп. Покупка достаточно дорогая. Но это оборудование позволяет проводить лечение на качественно ином уровне и предназначено для выполнения сложных вмешательств. Самые продвинутые пациенты о нем узнали и требуют установки под микроскопом даже обычных пломб. Все это к тому, что по оснащению наша государственная клиника очень даже конкурентоспособна. Плюс опыт. В минувшем году коллектив «пятерки» отметил свое 60-летие.
— Выбирая платное лечение, пациент голосует кошельком.
— А вы знаете, что в последние годы со стороны населения поступает запрос на государственное регулирование стоимости стоматологических слуг. Как главврач, я участвую в комиссиях, создаваемых для проверки жалоб на частные клиники. И сталкиваюсь с фактами, когда расценки на услуги различаются не просто в разы, а в десятки раз! Речь не идет о чем-то глобальном, так, небольшие процедуры, но тем не менее.
Платить за услугу 2,5 рубля в госучреждении или на порядок больше в частной клинике — разница существенная. Конечно, с этим надо что-то делать. Но самое важное, о чем следует помнить: право на бесплатную медицинскую помощь у нас гарантировано Конституцией. Зубная боль при пульпите калибруется с инфарктной, ее долго не вытерпишь. Куда в 99 % случаев обратится обычный человек? Все правильно: в государственную клинику!