«Странная женщина». Увидев съемку этого фильма, пожилая дама начала креститься — она решила, что настал конец света
Пожилая дама, случайно увидев в 1977 г. процесс кинопроизводства этой ленты, начала креститься — она решила, что настал конец света. Кто сыграл главные роли и что происходило на съемочной площадке фильма «Странная женщина» — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем фильм
Тридцатитрехлетняя Евгения по профессии юрисконсульт. В поисках сильных и открытых чувств она оставляет благоустроенную жизнь, состоятельного супруга, сына-подростка и любовника. Женя отправляется к матери в провинцию, посвящает все время работе и пытается разобраться в себе.
Моральное беспокойство
Режиссер Юлий Райзман и сценарист Евгений Габрилович давние соавторы. Еще в 1936 г. вышла их историко-революционная лента «Последняя ночь», а в 1957-м — картина «Коммунист» с Евгением Урбанским в главной роли.
Постановщик в период Великой Отечественной возглавлял группу фронтовых операторов, вместе с 5-й ударной армией 1-го Белорусского фронта добрался до Берлина. Разумеется, одной из тем его фильмов стала война. В то же время он не терпел ханжества, потому часто поднимал в своих работах острые социальные вопросы. Например, в 1961-м свет увидела лента «А если это любовь?» о чувствах парня и девушки — десятиклассников, которых осуждают.
В 1970-е в советском кинематографе образовалось целое направление авторского кино, уделявшего внимание частной жизни граждан — любви, браку, разводам. В фильмах и литературе его условно назвали моральным беспокойством.
Е. Габрилович всегда умел улавливать общественный запрос. Написал сценарий этой картины. Не скрывал: на сюжет его вдохновил роман Льва Толстого «Анна Каренина». Разница лишь в том, что, когда героиня классического произведения не смогла разобраться в отношениях с супругом и любовником, она бросилась под поезд. А в «Странной женщине» Евгения покинула Москву, мужа, налаженный быт, поездки за границу и сбежала в провинцию, желая понять, что с ней происходит. Сегодня подобный сюжет никого не удивит, а в ту пору это выглядело неожиданно. К тому же на периферии у Жени появляется еще один возлюбленный, он младше нее на семь лет! Подобного в литературных перипетиях не позволял себе даже Лев Николаевич.
Да, в отличие от США в 1970-е в СССР не случилось сексуальной революции. Но все понимали: подлинная жизнь разнообразнее той, которую пытались воссоздать в произведениях творцы-идеалисты. Уже никто не делал вид, будто не существует ошибочных брачных союзов, где «стерпится — слюбится». С другой стороны, не забывали об ответственности за детей. Потому в финале Евгения возвращается к опостылевшему супругу ради сына. Собранная, целеустремленная, она несет свой крест до конца.
В 1977-м ленту запустили в производство. Более молодому режиссеру вряд ли доверили бы столь щекотливую тему. О Ю. Райзмане знали: он пройдет по лезвию ножа, сделает нравственно выдержанную, этичную картину.
Избалованный отрок
В роли Евгении Шевелёвой постановщик хотел видеть Аллу Демидову. Однако артистка, прочитав сценарий, сказала, что не ощущает себя ею. В советском кино не так много актрис оставляли впечатление стойких, способных на поступок. Остановились на Ирине Купченко, популярность которой в то время росла.
Олег Басилашвили очень хотел сыграть обманутого супруга Андрея. Но авторы понимали: нужен типаж человека, чья надежность утомляет. Этакий зануда. Артиста Юрия Подсолонко нашли в Ярославском театре драмы.
Между героиней Купченко и ее любовником Николаем должна была чувствоваться страсть, искра. Режиссер не придумал ничего лучше, чем доверить этот образ мужу актрисы Василию Лановому. Они на тот момент состояли в браке всего пять лет. Их взаимное влечение заметно в кадре.
А вот роль Юры, ухажера из провинции, отдали актеру московского ТЮЗа Олегу Вавилову. Как раз тогда его театральная карьера находилась на взлете. Он сыграл на сцене д’Артаньяна в музыкальном спектакле «Три мушкетера». Собственно, оттолкнувшись от него, позже сняли знаменитый телевизионный фильм.
Интересный факт: избалованным отроком главной героини стал юный Валерий Тодоровский, сейчас знаменитый режиссер и продюсер.
Страсть к Нефертити
Картину снимали в Москве. Поездку супругов Андрея и Евгении за границу хотели запечатлеть в Париже. Ю. Райзман счел это банальным. Прага показалась постановщику слишком уютной для общего настроения ленты. Выбрали холодный Восточный Берлин. Режиссер и сценарист мечтали увидеть бюст, стилизованный скульптурный портрет Нефертити («главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династии Нового царства Эхнатона). Бесконечно шутили о «тити Нефертити»! Но шедевр находился и находится в Западном Берлине. На машине посла СССР в ГДР творцов привезли на территорию ФРГ, где в музее дворца Шарлоттенбург они осмотрели это произведение. По свидетельствам очевидцев, Е. Габрилович вытянул губы трубочкой, закрыл глаза и собрался поцеловать изваяние. Музейный охранник его одернул.
Провинцию запечатлели в Ярославле, а также в Загорске (ныне — Сергиев Посад). Зимнюю сцену прощания на перроне пришлось снимать в июле на Савеловском вокзале Москвы. Асфальт залили пожарной пеной, напоминавшей снег. Художники сымитировали изморозь на вагонах. Артистов и массовку одели в зимнее. Вдруг на соседний путь прибыл поезд. Группа киношников стала ожидать, пока пассажиры выйдут и удалятся. Процесс затянулся. Выяснилось, одна пожилая женщина, увидев через окно снег и людей в зимней одежде в летнюю пору, не хотела покидать купе. Она долго и старательно крестилась — решила, что настал конец света. Его, по ее мнению, предрекали именно в 1977 г.
Интересно, что свекровь главной героини сыграла Вера Енютина. Ее воспитал отец, в 1930-е руководивший факультетом в Академии коммунистического воспитания. Сразу после съемок 62-летняя актриса эмигрировала в США, потому ленту долго не выпускали в прокат.
После премьеры опубликовали многочисленные критические статьи, называвшие Шевелёву аморальной. Одни зрительницы писали, будто в СССР такого не может быть. Другие в персонаже узнавали себя. Третьи восхищались выдержкой Евгении. В любом случае это добротное кино о личной жизни на все времена. Меняется исторический антураж, а отношения между мужчиной и женщиной всегда наполнены неурядицами и драмами, которые повторяются из поколения в поколение.
Еще материалы рубрики:
«Тегеран-43». На съемках этого фильма Ален Делон набросился с кулаками на советского режиссера
В 1986 году съемки этой картины в Минске едва не сорвались из-за трагедии
Фильм-катастрофа о крушении целой страны. Как снималась картина «Остановился поезд»
Почему Ивану Пырьеву не понравился фильм, снятый по повести Достоевского с Марчелло Мастроянни