1200 90

Так видит художник: зачем на сцене Большого театра канализационные трубы и тролли в облачении врачей

Оценивая достоинства балета, мы отмечаем декорации и костюмы актеров, если они нас впечатлили. А значит, тот, кто отвечает за его воплощение на сцене, должен быть и модельером, и живописцем, и волшебником в одном лице. Секретами профессии с корреспондентом агентства «Минск-Новости» делится художник-постановщик Большого театра Беларуси Любовь Сидельникова.

Корпорация троллей и антиковидный прикид

sidelnikova— Приступая к работе, особенно если тема довольно сложная, — рассказывает собеседница, — иногда нужно перешагнуть через себя. Например, балет «Пер Гюнт» в постановке Сергея Микеля я очень хотела делать, музыка замечательная, либретто по роману Ибсена тоже удачное. Но все равно требовалось с чего-то начинать. Тогда ты просто берешь бумагу и карандаш и пытаешься рисовать. Постепенно рождаются мысли.

— В чем состоял ваш изначальный замысел?

— Мне хотелось события, происходящие в спектакле, приблизить к нашему времени. Ведь то, что Ибсен описывал в Норвегии XIX века, актуально и для нас. Сама фигура Пера Гюнта — человека, не способного удержаться на месте, постоянно меняющего привязанности, страны, профессии, — современна.

Мы попытались провести зримые параллели с сегодняшним днем. На сцене появились знаковые для нас элементы, образы цифровой, постиндустриальной эпохи. Они противопоставлены миру природному, фольклорному, сказочному. Для его воплощения использована и особая цветовая гамма. В ней угадываются цвета норвежского флага, элементы национальных костюмов.

— Ваша версия драмы Ибсена почти вызывающе осовременена.

— Так и задумывалось. Когда открываешь Ибсена, понимаешь, что он писал на тогдашнюю злобу дня. А нам требовалось обратиться к сегодняшней, переложить произведение на нынешние реалии. Так появились непривычные декорации, например, канализационные трубы или нефтяные вышки. Сообщество троллей не случайно названо у нас корпорацией, предлагалось много вариантов, как должны выглядеть эти сказочные существа. Они могли быть даже пугающе похожими на врачей, приезжающих на скорой к заболевшему коронавирусом. Причем этот эскиз разрабатывался года за два до начала пандемии, и он сохранился.

Но мне такой костюм показался страшноватым, и мы от него отказались. Было решено использовать концепцию «цифрового зла». Человек в современном мире слишком зависим от информации, которая бьет на него отовсюду. Трудно разобрать, где правда, где неправда.

Pavel Rusak 18 of 54

Картина, прибитая к сцене

— Что было самым сложным при сооружении декораций?

— Тяжелее всего технически в «Пер Гюнте» было придумать, как гора, сложенная гармошкой, сможет подниматься с пола. Причем ее отражение в воде тоже поднимается и становится озером. Что касается живописных декораций, они обычно кажутся зрителям привычными и простыми. На самом деле их рисует много людей. Самому художнику тоже нужно участвовать, убедиться, что все соответствует эскизу. Иначе чуть вправо-влево, слегка изменен свет — и уже не тот эффект.

Фактически это та же картина, только огромная, монументальная. Пишется она на холсте, на бязи, тюле, с помощью аппликации, причем обычно анилином, акрилом и гуашью. Натягивается материал, конечно, не на подрамник, а прямо на пол, на сцену, и прибивается гвоздями.

— И как же на такую картину смотреть?

— Надо забираться наверх. В Музыкальном театре, где я работала прежде, имеется возможность увидеть декорацию сверху, для этого есть специальная площадка. В Большом сложнее. Конечный результат можно увидеть только в виде задника, висящего на сцене. Исправить что-то уже непросто и недешево. Поэтому ошибки крайне нежелательны.

— В одном из действий у вас на заднем плане появляется что-то типа нефтяных вышек. Подразумеваются, видимо, арабские шейхи?

— В известном смысле. Сцена или проект «Оазис в пустыне» связана с историей бедуинки Анитры, которую соблазняет ставший работорговцем Пер. И тут мы не отступаем от сюжета. Только я, делая, допустим, декорации, хотела эти истории объединить в один блокбастер. До этого герой попадает в корпорацию Горного короля, где не может прижиться, нарушая правила поведения, корпоративную этику. И убегает оттуда.

Pavel Rusak 27 of 54

— А почему не смог прижиться?

— В пещере Горного короля он должен был видеть черное как белое, а белое как черное. По задумке нашего режиссера Сергея Микеля, тролли даже ходят задом наперед, и костюмы я делала, соответственно, с застежками сзади. Когда Пер Гюнт понимает, что он продает душу, то должен полностью переформатировать сознание. И этот шлейф сделанного выбора за ним тянется, как у Ибсена, всю последующую жизнь.

Чтобы костюмчик сидел

— Когда вы придумываете, как должен выглядеть персонаж, уже имеете в виду конкретных исполнителей?

— В данном спектакле на партию Пуговичника изначально предполагался яркий исполнитель Такатоши Мачияма. Но сам костюм все-таки шел от идеи, а не от человека. По норвежским преданиям, добрые души отправляются в рай, а злые переплавляются в пуговицы с помощью Пуговичника. У нас это один из главных персонажей, постоянно подталкивающий Пера к плохому выбору. И выглядит он соответствующе: в бирюзово-черном трико, с увеличительным стеклом на одном глазу и тростью-топориком.

— Бывает, что артисту его костюм, сценический образ не нравятся и он начинает активно протестовать?

— Конечно. К примеру, звезда Музыкального театра Наталия Гайда в этом смысле очень требовательна. Если речь идет о балете, то художник должен точно ставить себе задачу, чтобы и костюм был красивым и эффектным, и артист в нем мог легко и непринужденно танцевать.

Важно найти подходящую ткань. Потому что одно дело — эскиз, а другое — воплощение идеи в жизнь. А когда все нарисовано, ткань выбрана — можно спокойно шить, и мастера в пошивочном цехе со своей задачей справляются прекрасно.

Pavel Rusak 12 of 54

— Сейчас вы работаете над балетом «Конек-горбунок»?

— Да, уже запустились. Там мои декорации.

— Чем интересен для вас этот проект?

— Нужно начать с того, что сказка Ершова в свое время привлекала разных композиторов: Римского-Корсакова, Глинку, в середине XIX века в Санкт-Петербурге итальянец Цезарь Пуни поставил одноименный балет. Автор нынешней версии Родион Щедрин.

— Ее ведь еще не ставили у нас?

— Нет. Музыка современная, поэтому я подумала и решила: декорации должны быть не абстрактным лубком, а неким микстом традиционного искусства и модерна. Старалась избежать соблазна пейзажной иллюстрации, буквальных, мультипликационных картинок. Тем более все это должно сочетаться с прекрасной музыкой. Так что приглашаю поклонников балета на премьеру в Большом, она состоится в конце октября.

Фото Павла Русака и из архива Большого театра

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
БелАЭС способствует развитию майнинга криптовалют в Беларуси

Наличие БелАЭС позволило создать условия для формирования стимулирующих тарифов для привлечения майнинга криптовалют в страну. Об этом рассказал журналистам заместитель министра энергетики Денис Мороз, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

aes foto k materialu belenergoremnaladka

По словам замминистра, система электроснабжения работает так, что невозможно определить, откуда идет электроэнергия на майнинг криптовалют — с атомной станции или с газовой генерации. Однако появление БелАЭС создало условия, при которых были сформированы стимулирующие тарифы для привлечения майнинга в республику.

— Если компания занимается майнингом криптовалюты либо обработкой большого массива данных, она может получать электроэнергию по стимулирующим тарифам. Более того, эти тарифы дифференцированы по объемам потребления электроэнергии. Чем больше ее потребляет такая компания, тем дешевле для нее электроэнергия, — пояснил Д. Мороз.

По его словам, в стране есть майнинговые компании и наблюдается определенный интерес к этому направлению благодаря стимулирующим тарифам.

Подростки в ТЦ нашли кредитку и отдали в инфоцентр, но все равно стали фигурантами уголовного дела

На рассмотрение в суд направлено уголовное дело в отношении двух 17-летених ранее не судимых жителей Минского района, которых обвиняют в хищении имущества путем модификации компьютерной информации, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в прокуратуре Центрального района.

pavel rusak 1 of 5 kopiya 1

Фото носит иллюстративный характер

Приятели в гипермаркете на Долгиновском тракте нашли банковскую платежную карту, забытую владелицей в банкомате, сфотографировали с обеих сторон и отнесли в инфоцентр. Однако юноши оказались не такими порядочными на самом деле: они ввели реквизиты карты в операционные системы своих мобильных телефонов и активировали ее. Далее приятели приобрели за чужой счет премиум-пакеты для своих аккаунтов в мессенджерах, а также оплатили в качестве подарка такой пакет подруге.

Владелица карты, увидев шесть подозрительных списаний со счета на общую сумму в 605,13 рубля, тотчас заблокировала карту и обратилась в милицию. Найти юных хакеров оказалось несложно. В отношении них возбудили уголовное дело.

Обвиняемые обучаются в колледжах, ранее к уголовной и административной ответственности не привлекались, — прокомментировал заместитель прокурора Центрального района Андрей Никольский. — Обоим предъявлено обвинение в хищении имущества путем модификации компьютерной информации, совершенном группой лиц по предварительному сговору, то есть в преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 212 УК Республики Беларусь. Вину подростки полностью признали, в содеянном раскаялись, причиненный потерпевшей ущерб добровольно возместили.

В отношении несовершеннолетних применена мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.