1200 90

Татьяна Васильева довела режиссера до инфаркта. Что происходило на съемках «Самой обаятельной и привлекательной»

Татьяна Васильева во время съемок ленты «Самая обаятельная и привлекательная» довела режиссера до инфаркта, а Александр Абдулов после конфликта с ним уехал на Сахалин. Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».

666 1

О чем кино

Инженера Надежду Клюеву ценят на работе в НИИ. Личная жизнь у нее не складывается. Давняя подруга социолог Сусанна с помощью новейших научных и ненаучных методик пытается ей помочь найти суженого. Достойные холостяки есть даже среди коллег, например красавец Володя Смирнов. Но Клюеву замуж он не зовет. Кто-то из сослуживцев давно женат, кто-то простоват. Однако Надя не замечает, что техник Гена, с которым она каждый день играет в пинг-понг, давно в нее влюблен.

Математически выверено

bezhanov

Геральд Бежанов

Геральд Бежанов поздно попал в режиссуру. До поступления во ВГИК в начале 1970-х он окончил юридический факультет Тбилисского государственного университета и успел поработать по первой специальности. Дебютную полнометражную ленту снял незадолго до своего 40-летия. Потом появилась его картина «Витя Глушаков — друг апачей». Творческая биография развивалась не так ярко, как хотелось бы. Он решил изменить судьбу, создать сценарий комедии, где роли второго плана прописаны специально под звезд первой величины, а главная — под Ирину Муравьеву, которая в середине 1980-х после лент «Карнавал», «Москва слезам не верит» находилась в зените славы. То ли по наивности, то ли от уверенности, что сценарий будет гениальным и известные актеры не смогут ему отказать, режиссер никого из запланированных им артистов не предупредил о своей затее. Обратился к другу — писателю и режиссеру Анатолию Эйрамджану. Вместе они создали структуру сценария, набросали диалоги, взвесили каждое слово. Не все знают, что комедия — сложный жанр. На кажущееся автору смешным зритель может не отреагировать. Поэтому в своей работе Анатолий и Геральд дошли чуть ли не до математического анализа построения фраз, дабы шутки попадали в десятку. Когда материал был готов, режиссер в предвкушении восторгов начал рассылать сценарий актерам с поздравлениями, что они утверждены на роли.

Еле уговорили

Каково было удивление авторов, когда И. Муравьева отказалась сниматься. По словам актрисы, ей в ту пору хотелось поучаствовать в авторском кино наподобие лент Андрея Тарковского. Она женщина принципиальная, и режиссеру пришлось караулить ее у театра имени Моссовета после спектаклей, пытаться уговорить через знакомых актеров и даже через ее супруга режиссера Леонида Эйдлина. Безрезультатно.

Галина Бельская много лет работала на «Мосфильме» администратором, и эта картина была первой, где она выступала директором. Галина поехала в театр имени Моссовета, зашла к Муравьевой в гримерную и со слезами упросила не ломать ей карьеру. Ирина Вадимовна — человек милосердный, решила сделать одолжение и согласилась на роль Нади Клюевой. Позже признавалась, что ни разу об этом не пожалела. Считает фильм одной из своих удач.

vasileva

Татьяна Васильева

Долго пришлось уговаривать и А. Абдулова. На момент съемок график работы актера был плотным, он сразу предупредил, что возможны его отлучки, срывы съемочного периода. Но это не помешало доверить ему роль пижона Володи Смирнова.

Сыграть психолога Сусанну Геральд уговаривал Любовь Полищук. Актриса не смогла, сославшись на занятость. Тогда вспомнили о Татьяне Васильевой. О ее железной воле и принципиальном характере ходили легенды. Ее отец — уроженец Себежа Витебской губернии. На фронте — с 1941 года, майор, служил агитатором политотдела 37-й стрелковой дивизии Красной армии. Дочери передал твердые мужские поведенческие черты и принципы. Однако режиссер не мог знать, как это аукнется в съемочный период.

kuravlev

Леонид Куравлев

Коллег Нади по конструкторскому бюро тоже сыграли звезды. Леонид Куравлев — Мишу Дятлова, Михаил Кокшенов — Лешу Пряхина, Лариса Удовиченко — Люсю Виноградову, а Владимир Носик исполнил роль партнера Нади по настольному теннису — того самого мужчины, которого Клюева так долго искала. В эпизодах мелькнул импозантный Александр Ширвиндт. В картине он супруг Сусанны. Это он по заданию экранной жены эффектно забирает героиню Муравьевой с работы на своих красных «Жигулях» последней модели, от чего обомлели коллеги.

И смех и грех

Ленту полностью снимали в Москве. Интерьеры квартир, конструкторское бюро воспроизвели в павильонах «Мосфильма». Вестибюль НИИ, где работают персонажи, нашли по адресу: 1-й Щипковский пер., 1. Здание сохранилось и сегодня.

По ходу съемок случались неприятности. Они начались с того, что для Муравьевой и Носика пригласили тренера по настольному теннису. Он решил продемонстрировать выпады и прыжки для отражения опасных подач. Носик попробовал повторить увиденное, сломал палец на ноге, а его хромого снимать нельзя. Пришлось перестраивать календарно-постановочный план и работать над сценами, где травмированного актера по сценарию нет. Часть эпизодов с ним удалили. Как оказалось, это были еще цветочки.

Бежанов был уверен: диалоги в сценарии выстроены идеально и любые изменения в них, вплоть до перестановки междометий, могут навредить, комедия не состоится. Актеры, вживаясь в роль, иногда чувствуют, что могут выстроить предложенные в сценарии фразы более точно и остро. Как только Абдулов начинал внутри предложений переставлять слова местами, режиссер останавливал съемки, читал нотации, психовал. Нельзя забывать, что Бежанов в возрасте, но режиссер начинающий, а Абдулов молодой и любимец публики. После очередной такой словесной пикировки он на несколько недель улетел с концертами на Сахалин. Съемочный процесс приостановился. Однако история на этом не завершилась. С Т. Васильевой Геральд конфликтовал по тем же причинам. С одной стороны, автор может требовать точности, но есть актеры, которые легко улучшают произведения на экране за счет небольшой интерпретации. Изо дня в день Васильева вступала с Бежановым в перепалки, а однажды совершила поступок, который назвали диверсией. На протяжении сюжета она блондинка. А тут вдруг пришла на съемки, покрасив волосы в рыжий цвет. Возвращать прежний облик категорически отказалась. В связи с этим предвиделись сложности монтажа. Когда Геральд Суренович это понял, с ним случился сердечный приступ.

fmt 114 24 1513337644 6

На три недели он угодил в больницу, потом месяц восстанавливался после болезни. Цвет волос Васильева не скорректировала. Нашли компромисс — головные уборы. Во многих сценах она в шапочках, платках, чалмах.

Еще один конфуз. В сцене, где Клюева покупает вещи у фарцовщика, которого сыграл Игорь Ясулович, из его уст в ее адрес звучит: «Она что, с Урала?» Говорят, тогда на авторов ополчилась вся Свердловская область, включая Бориса Ельцина. В следующей своей комедии «Где находится нофелет?» устами героя Александра Панкратова-Черного режиссер извинился языком кинематографа, похвалив Урал и всё, что связано с регионом.

Если вспомнить изначальные задачи режиссера — сделать знаковый фильм, стать заметнее в режиссерской среде, — то, несмотря на передряги, всё получилось. Собрав в кинозалах 50 млн зрителей, лента стала лидером кинопроката 1985-го. Ежегодно мы видим ее в телеэфире и часто поддаемся соблазну посмотреть отдельные сцены. А еще вспоминаем ставшие крылатыми фразы, например: «Не родись красивой, а родись активной!»

Еще материалы рубрики:

Коров напоили водкой. Как снимали фильм «Председатель» с Михаилом Ульяновым в главной роли

«С любимыми не расставайтесь». Почему из фильма вырезали лучшие сцены с Абдуловым в главной роли

Как снимали фильм «Служили два товарища» и почему оставили лишь треть сцен с Владимиром Высоцким

«Дайте жалобную книгу». Почему безобидный фильм 15 лет пролежал на полке

Почему съемки фильма «Старший сын» запретили, и как киногруппа обошла препоны

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора

Роковая красотка с несчастной судьбой. Вспоминаем советскую актрису Светлану Светличную

В возрасте 84 лет ушла из жизни звезда советского кино Светлана Светличная. Какой она была в жизни и на экране — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

1 20

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука»

«Не виноватая я»

Яркая и роковая, она завораживала, приводила в восторг, возмущала, привлекала внимание! Несколько небольших эпизодов Светличной в «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая в образе «несоветской» порочной блондинки затмили в памяти многих зрителей остальные появления звезды на экране.

Бытует мнение, что сцена в отеле самая эротичная в кино СССР середины ХХ века, хотя актриса предстала перед публикой в купальнике, что ранее делали и другие. В кадре появляются только обнаженные плечи, спина, но это выглядит чувственно, сексуально. Секрет в женственности Светланы. Кстати, роль предлагали Кларе Лучко, а потом Наталье Кустинской. К счастью, обе отказались.

Удачный старт

Отец Светланы Афанасьевны был военным. Семья переезжала из одного гарнизона в другой. Поэтому родилась будущая актриса в Армянской ССР, в школу пошла в Украине, а окончила ее в Калининградской области. Мать Мария Фёдоровна грезила сценой. Однако из-за профессии супруга смогла выступать лишь в самодеятельных спектаклях и концертах в гарнизонных клубах. Решила, что ее мечту должна реализовать дочь. Как все в юном возрасте, Света сомневалась. Больше хотела стать медиком. Однако мать настояла и в 1958 году отправила девушку во ВГИК.

Совместный актерско-режиссерский курс набирал Михаил Ромм. В день первого экзамена Светличная попала под ливень и зашла в аудиторию в насквозь промокшем платье, смущаясь, но все же обаятельно улыбаясь. Несколькими курсами старше, тоже у Ромма, учились Андрей Тарковский, Василий Шукшин. А ее сокурсниками стали Андрей Кончаловский, Галина Польских, Валерий Носик, будущий белорусский постановщик Игорь Добролюбов.

scale 1200 4

Кадр из фильма «Герой нашего времени»

Еще во время учебы Светлана познакомилась с коллегой Владимиром Ивашовым. После роли Алёши Скворцова в фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате» (1959) актер стал очень популярен. Ранняя слава тяготила его. Молодые устроили скромную студенческую свадьбу, съездили в загс на трамвае, а затем прожили вместе 30 лет. В 1965 году оба снялись в «Герое нашего времени». Владимир сыграл главную роль Печорина, а Светличная — контрабандистку без имени.

Еще раньше, в 1962-м, режиссер Татьяна Лиознова пригласила Светлану в картину «Им покоряется небо». На экране ее героиня — жена летчика-испытателя Колчина, которого играл Николай Рыбников. Разница в возрасте между артистами — 10 лет, не так много. Но звезда кино 1950-х выглядел старше своих 32. Поэтому Светличную тщательно гримировали, имитировали ей седину, чтобы в ленте она выглядела супругой, а не дочерью.

Еще один успех в 1960-е — главная роль в «Стряпухе», после которой актриса стала более уверенной в себе, хотя фильм нельзя назвать сверхпопулярным. Причина в том, что с его сценарием опоздали лет на 15 — он о быте комбайнеров и перипетиях во время уборочной. Подача темы устаревшая, из времен, когда герои обязаны были служить положительным примером.

stryapuha

Кадр из фильма «Стряпуха»

Белорусский след

В 2014-м Светличную пригласили в Минск на кинофестиваль «Лiстапад» в качестве почетного гостя. В интервью она заявила, будто начинала свою творческую карьеру на «Беларусьфильме», исполнив роль «неблаговидной изменщицы в годы войны». Честно перелопатив все бумажные и электронные энциклопедии белорусского кино, отечественной военной ленты с ее участием так и не обнаружил. Возможно, картина не дошла до проката, что тогда часто случалось. Либо короткую эпизодическую сюжетную линию вырезали из какой-то ленты.

Однако в дебютной работе «Колыбельная» (1959), снятой на «Молдова-фильме», артистка исполнила роль милой и положительной девушки Наты, не имеющей отношения к войне. Вот здесь без БССР не обошлось. В актерском ансамбле картины не случайно фигурируют отечественные исполнители Ростислав Янковский, Виталий Четвериков. Причина в том, что несколько сцен-воспоминаний снимали в Беларуси. Киноэкспедиции по республикам СССР считались обычной практикой при необходимости выбора подходящей натуры.

Личные откровения

В отличие от Александра Демьяненко, считавшего, что роль Шурика сломала ему актерское будущее, Светличная не гневила судьбу. Она рассуждала трезво: естественно, зрители больше всего запомнили яркую соблазнительницу из «Бриллиантовой руки». И все же эта картина действительно стала для нее злосчастной. После нее постановщики эксплуатировали эффектную внешность артистки и не давали ей возможности раскрыть актерский потенциал. Главных ролей не предлагали. Заметив изменение отношения к Светлане, режиссер Татьяна Лиознова по старой памяти пригласила исполнительницу на роль Габи в фильме «Семнадцать мгновений весны» (1973). Этого персонажа в романе Семёнова нет, его придумали для Светличной. Потом Станислав Говорухин, зная ее профессиональные возможности, тоже решил поддержать звезду, позвав сыграть Надю, сестру убитой Ларисы Груздевой в кинохите «Место встречи изменить нельзя» (1979).

semnadczat mngnovenij vesny

Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»

На фоне невысокой востребованности в кино одну из самых красивых советских актрис постоянно включали в делегации кинематографистов на зарубежные кинофестивали — требовался кто-то яркий, чтобы разбавить группы чиновников в серых костюмах из номенклатурных ателье. Но долгие годы Светлана, прилетая из-за рубежа, возвращалась в коммуналку, где проживала с супругом. Лишь спустя время Григорий Чухрай добился, чтобы известные артисты получили двухкомнатную квартиру. К тому моменту у них росли двое мальчишек. Младший сын, Олег, потом страдал от сильной алкогольной зависимости и ушел из жизни в 33 года. Старший, Алексей, почти не поддерживал отношения с матерью.

В 1990-е семья знаменитостей бедствовала. Ивашов трудился на стройке разнорабочим, подорвал здоровье и скончался в 55 лет. Светличная торговала сапогами, какой-то период была домработницей у тщеславного бизнесмена. Новому русскому льстило, что ему прислуживает легенда. И только в начале 2000-х ситуация стала сносной — начались ток-шоу по ТВ, появились театральные роли, а иногда и съемки.

Она признавалась: «Я девушка из XX века, вписалась в свое время. Но если бы все вернуть сначала, никогда бы не пошла в артистки. Это иллюзорный обман… Ты отдаешь все за тот миг иллюзии, чтобы мелькнуть на простыне экрана. А в реальной жизни я недолюбила, недобрала личного счастья…». Одни «недо».

Светлана Светличная ушла из жизни 16 ноября 2024-го. Ей было 84 года.

Читайте также:

Стеснялся прессы, был Героем Соцтруда. Рассказываем об одном из первых почетных граждан Минска

Владимир Гуляев снимался в фильмах знаменитых режиссеров, но не многие знают, что предшествовало кинокарьере

Валерий Гаркалин пробовал поступать во все театральные вузы Москвы, но его отвергли. Карьеру начинал за ширмой в кукольном театре

Стал знаменитым еще в детстве, но надолго ушел из кино. Вспоминаем Романа Мадянова

Из бузотерки в театральную диву. Как жила и работала народная артистка БССР Зинаида Броварская