1200 90

Теория эволюции, первый броненосец, патент на колючую проволоку. Этот день в истории: 24 ноября

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 24 ноября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1859 год. В продажу поступает книга Чарлза Дарвина «Происхождение видов»

2019 02 11 279 15244 1 248974

Свою теорию происхождения видов посредством естественного отбора ученый сформулировал еще в 1838 г., но долгое время не решался ее опубликовать.

«Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» (так полностью называется книга) вышла огромным по меркам той эпохи тиражом в 1 250 экземпляров, который раскупили за день. Первыми зеленый томик смогли приобрести лондонцы.

Суть эволюционной теории Дарвина в следующем: происхождение всех видов на Земле — результат эволюции. Она обусловлена естественным отбором, когда случайные изменения у отдельных особей внутри одной популяции приводят к тому, что они оказываются более приспособленными к внешней среде и дают больше потомства, конкурируя не только с другими видами, но и с особями своего вида.

Так, в разных условиях среды какие-то признаки, допустим, высокий рост или холодоустойчивость, оказываются полезными. Организмы с этими признаками получают преимущество в размножении, признаки передаются следующему поколению, которое оказывается более приспособленным. Так действует естественный отбор — движущая сила эволюции.

«Происхождение видов» — один из основополагающих трудов в истории науки, объясняющий, как устроена жизнь на планете, как возникло разнообразие растений и животных. Теорию эволюции стали называть дарвинизмом. Однако с первого же дня у нее появились критики, и вот уже 165 лет споры на тему эволюции человека продолжаются.

Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии как обеспечивающие логическое объяснение биоразнообразия.

1859 год. Во французском Тулоне спускают на воду первый в мире броненосец для плавания в открытом море «Глуар» (La Gloire)

scale 1200 7

«Глуар» сразу стал весьма заметным в мировом военном флоте. Корабль был деревянным, но бронированным. Броня закрывала весь корпус и была довольно внушительной — 12 см толщиной. Его длина — 77,9 м, ширина — 17 м, осадка — 8,5 м (броня — вещь тяжелая). На вооружении находились 38 пушек калибром 164 мм. Хотя трехмачтовый фрегат и нес парусное вооружение, но конструктор, французский инженер Дюпюи де Лом, не забыл снабдить его мощным паровым двигателем в 3 200 лошадиных сил. Их хватало, чтобы разогнать тяжелый, глубоко сидящий в воде корабль до 13,5 узла (25 км/ч). При попутном ветре хорошо помогали и паруса, ведь мачты были вознесены от поверхности воды на 45 м.

Первый броненосец потряс военные ведомства всех морских стран. Своим появлением на свет он по сути открыл первую в истории настоящую гонку вооружений. Верфи главных мировых держав стали порождать невиданных прежде металлических чудовищ, конструкторы которых стремились сотворить «идеального монстра» — боевое судно, которое будет вооружено мощнейшими орудиями и защищено самой прочной броней.

Англичане в срочном порядке стали проектировать, строить и вводить в состав своего флота сначала броненосец «Боец», после «Черный принц», затем десятки других, все более мощных. Начали строить броненосцы и Соединённые Штаты Америки, и Германия. Не остановилась на единственном фрегате и Франция — вскоре один за другим она построила еще 12 кораблей тира «Глуар».

Со временем броненосцы избавились от парусов. Росли мощность двигателей, размеры и вооружение кораблей, толщина брони. Но в противоборстве брони и снаряда безусловную победу в конце концов одержал снаряд, точнее, ракеты и торпеды.

Что касается судьбы броненосца-первенца, то, несмотря на смешанную деревянно-металлическую конструкцию корпуса, прослужил «Глуар» по меркам своего времени довольно долго. Лишь в 1883 г., после немногим менее 25 лет службы, он был продан на слом. Впрочем, свою боевую ценность потерял задолго до этого срока — уже к началу 1870-х гг. французский броненосец безнадежно устарел.

1874 год. Фермер из Иллинойса Джозеф Глидден получает патент на колючую проволоку

barbed wire 6770905 640

Колючую проволоку изготовляли издавна, но в современном виде она появилась только во второй половине XIX века. Наиболее удачную конструкцию предложил фермер Глидден: шипы наматывали вокруг одной проволоки по всей ее протяженности, а другую проволоку обматывали вокруг первой, чтобы зафиксировать шипы.

Ограждение из колючей проволоки стало наиболее дешевым и технологичным способом защитить посевы и скот фермеров от диких животных. Отпала необходимость возводить прочные заборы вокруг загонов для скота. Оказавшийся эффективным способ ограждения огромных территорий не только способствовал развитию пастбищного скотоводства в стране, но и покончил с традиционными хозяевами прерий — ковбоями, сделав их профессию невостребованной.

Колючая проволока Глиддена получила широкое распространение. В одних лишь Соединённых Штатах Америки в 1875 г. изготовили 270 т колючей проволоки, а к 1900 г. производство возросло до 150 тыс. т. Впоследствии было разработано много типов проволоки, которые по большому счету отличались только типом шипов.

Имя фермера Глиддена, придумавшего свою проволоку для сдерживания скота на определенных территориях, вписано в историю. А вот кто и когда впервые использовал «колючку», чтобы огородить ею людей, как скот, вряд ли известно точно. Возможно, пионерами в этом деле также стали американцы. В 1882 г. владельцы шахт штата Айдахо с помощью колючей проволоки изолировали бастующих рабочих, недовольных снижением зарплат и увеличением продолжительности трудового дня. Многие из 1 200 горняков, заточенных в этом первом в мире частном концлагере, так и умерли там.

«От лица государства» первыми колючую проволоку стали использовать несколько лет спустя англичане в Южной Африке: с ее помощью во время англо-бурской войны они создавали так называемые лагеря для беженцев, а по сути – первые в мировой истории концентрационные лагеря.

1944 год. Завершается Прибалтийская стратегическая наступательная операция — восьмой сталинский удар

pribaltika4 550

Прибалтийская операция входит в число десяти сталинских ударов, определивших ход Великой Отечественной войны.

Операция проводилась войсками Ленинградского (командующий Маршал Советского Союза Леонид Говоров), 3-го Прибалтийского (генерал армии Иван Масленников), 2-го Прибалтийского (генерал армии Андрей Еременко), 1-го Прибалтийского (генерал армии Иван Баграмян), части сил 3-го Белорусского (генерал армии Иван Черняховский) фронтов и Краснознаменного Балтийского флота (адмирал Владимир Трибуц). Координацию действий войск осуществлял представитель Ставки Верховного Главнокомандования Маршал Советского Союза Александр Василевский.

Всего было задействовано 900 тыс. человек, около 17,5 тыс. орудий и минометов, свыше 3 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, более 2,6 тыс. боевых самолетов. Группировка противника включала в себя оперативную группу «Нарва», 18-ю и 16-ю полевые, 3-ю танковую армии — всего 730 тыс. человек, 7 тыс. орудий и минометов, свыше 1,2 тыс. танков и штурмовых орудий, до 400 боевых самолетов.

Прибалтика имела важное значение для фашистской Германии. Через этот регион немцы получили стратегические материалы из Скандинавии. К тому же Литва и Латвия поставляли Германии продовольствие и сельскохозяйственное сырье, а Эстония — нефтепродукты.

К концу августа 1944 г., когда над Германией нависла угроза быть отрезанной от основных сил вермахта, немцы спешно возводили дополнительную оборону и усиливали войска в районе Риги. Гитлер был уверен, что это направление СССР не преодолеет. Не менее сильную оборону создали немцы на нарвском направлении. Нацисты превратили Прибалтику в один большой укрепрайон.

14 сентября 1944 г. советские войска начали наступление на рижском направлении. Несмотря на упорное сопротивление немцев, их первая позиция была прорвана уже к концу дня.

К 24 ноября операция завершилась освобождением всей Прибалтики, кроме Курляндии, где советские войска блокировали 33 немецкие дивизии. Было разгромлено 26 дивизий группы армий «Север», еще 3 уничтожены полностью. Немецкие войска потеряли свыше 200 тыс. человек, из них 33,5 тыс. — пленными. Потери советских войск составили около 61 тыс. солдат.

В ходе Прибалтийской операции 112 советских воинов были удостоены звания Героя Советского Союза, трое — второй медали «Золотая Звезда», свыше 332 тыс. награждены орденами и медалями, 131 часть и соединение получили почетные наименования Рижских, Таллинских, Валгинских и других, 481 — государственные награды.

2004 год. На 85-м году жизни умирает от инсульта Артур Хейли — один из самых любимых в СССР зарубежных писателей

unnamed 2

Англичанин по рождению и канадец по гражданству, Хейли считался американским писателем, поскольку все его крупные произведения были написаны на американском материале и впервые опубликованы в США.

Во время Второй мировой войны Хейли служил летчиком королевских ВВС, и его литературный успех связан с тем, что он так хорошо знал, — с авиацией. В 1955 г. он летел из Торонто в Ванкувер, когда ему в голову пришла мысль: «А что, если все пилоты отравятся и самолет придется сажать самому?» Так на свет появился сценарий телефильма «Посадочная полоса 08».

Но это еще не успех. Всемирное признание пришло через 13 лет, когда довольно слабый сценарий был переделан в роман «Аэропорт». В 1970 г. по нему сняли одноименный блокбастер с Беном Ланкастером в главной роли, получивший огромное количество наград, включая восемь номинаций на «Оскар». Воздушный терроризм тогда был еще в новинку, и полтора часа аудитория с замиранием сердца следила за попытками обезвредить безумца, пронесшего бомбу на борт. «Аэропорт» стал прототипом бесчисленных фильмов-катастроф, в том числе российского «Экипажа».

Журнал «Иностранная литература» открыл Хейли для советских людей в конце 1960-х. Тираж типографии держали под замком. Друзьям заветные номера давали на одну ночь.

«Аэропорт», «Отель», «Окончательный диагноз» — в СССР эти романы Хейли относились, что называется, к литературе повышенного спроса.

Хейли писал романы, которые у нас назывались производственными, но от отечественных они отличались высоким мастерством и удивительно глубоким проникновением в профессию, вплоть до знания мельчайших деталей ремесла. Так, например, прежде чем приступить к написанию романа «Отель», писатель прочел 27 специально отобранных книг о гостиничном бизнесе.

«Когда я готовлюсь написать книгу, то узнаю даже больше, чем надо, — говорил Хейли в одном из интервью. Работая, например, над детективом, я проводил сутки с полицейскими из убойного отдела Майами, несколько недель сидел там, ездил с ними на вызовы. Я хочу проникнуть под черепную коробку, чтобы понять, как думает человек».

Последние 40 лет Хейли жил на Багамах. Здесь в своем доме он и скончался, тихо, во сне. Панихиды не было. Вместо этого родные и близкие устроили прием — в честь жизни, а не смерти писателя. Так завещал сам Хейли.

Читайте также:

minsk novosti 910 110
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Минчанин применил насилие к сотруднице ОПИ, которая собиралась наложить арест на его компьютер
sud

Вынесен приговор 33-летнему горожанину, которого обвиняли в насилии в отношении должностного лица, выполнявшего служебные обязанности, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в прокуратуре Заводского района.

В вечернее время в квартиру на ул. Уборевича, где проживает фигурант, пришли две сотрудницы отдела принудительного исполнения (ОПИ). Они предъявили служебные удостоверения и сообщили, что будут проверять имущественное положение мужчины, поскольку с 2019 года у него имелись непогашенные штрафы.

Одна из сотрудниц собралась наложить арест на компьютер, что весьма возмутило выпившего фигуранта. Он стал выталкивать женщину из комнаты, а после взял за талию и вынес на лестничную клетку. Ее коллега вызвала милицию. К слову, все противоправные действия минчанина зафиксировали персональные видеорегистраторы сотрудниц ОПИ.

После в отношении мужчины возбудили уголовное дело. Вину в инкриминируемом преступлении он признал, в содеянном раскаялся, перед потерпевшей извинился.

— Обвиняемый работает водителем в частной компании, ранее уже имел проблемы с законом, — прокомментировала старший помощник прокурора Заводского района Наталья Михайловская, выступавшая по этому уголовному делу государственным обвинителем. — Суд признал его виновным в насилии в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, в целях воспрепятствования законной деятельности и на основании ч. 1 ст. 366 УК Республики Беларусь назначил наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа на срок 1 год 6 месяцев.

Замена асфальтобетонного покрытия и не только. Какие работы выполнил «Ремавтодор Партизанского района» в 2024 г.

После завершения ремонтных работ открыто движение по путепроводу на ул. Долгобродской. О других итогах уходящего года корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в районном «Ремавтодоре».

katok

— Полностью подводить итоги преждевременно, ведь еще середина ноября. Тем не менее годовое задание даже перевыполнено, — говорит заместитель директора по производству Виктория Нагаева. — Например, ямочный ремонт при плане 6 150 кв. м сделан на 15 852 кв. м. Существенно перевыполнено задание по ремонту бортового камня. План предусматривал восстановление 2 500 единиц, однако к началу ноября отремонтировали 9 097. Хорошая динамика и в объемах обновления тротуаров. Их восстановление произвели на 9 990 кв. м при задании 8 200.

Притом важно понимать, что на балансе предприятия почти 190 объектов улично-дорожной сети: проезжая часть, тротуары, наземные и подземные пешеходные переходы.

В 2024-м осуществили полную замену асфальтобетонного покрытия на всем протяжении ул. Солтыса и Родниковой, в 1-м Переходном пер., на участках ул. Ванеева, Радиальной, Дачной, Геологической. Общая площадь ремонта составила 101 600 кв. м. Это большая цифра, превышающая объем 2023-го.

— В сферу производственных интересов вашего предприятия входит и ремонт проезжей части во дворах.

Да, это тоже значительный участок работ. С начала текущего года привели в порядок почти 24 500 кв. м дворовых территорий. В том числе осуществили полную замену асфальтобетонного покрытия дворовых проездов на ул. Ванеева, Захарова, Стахановской, Авангардной, в пер. Щербакова. Замечу: это кварталы возрастной застройки, где выполнен капитальный ремонт зданий.

Потому замена дорожного полотна стала завершающим этапом комплексного обновления территорий. Сегодня облик этой части столицы радует глаз. Аккуратные дома со свежим ремонтом, идеальное состояние дорожного покрытия.

ostanovki7

— Жители Партизанского наверняка обратили внимание на новые остановочные павильоны.

Вид и состояние устаревших навесов вызывали немало нареканий со стороны пассажиров. Да и с архитектурной точки зрения современный город они не украшали. Потому решили переделать проблемные конструкции на оживленных зонах улично-дорожной сети. В Партизанском произвели 17 таких замен, новые остановочные павильоны разместили на ул. Радиальной, Ваупшасова, Долгобродской, Солтыса, Чеботарёва. Их отличают эстетика и функциональность. Увеличили полезную площадь для ожидающих пассажиров, выполнили ударопрочное остекление, оцинкованные металлические балки и направляющие не подвержены коррозии. Важно отметить комплексный подход к благоустройству улично-дорожной сети. В частности, на Радиальной после замены асфальтового покрытия дорожной части и ремонта тротуаров разместили современные остановочные павильоны.

— Насколько себя оправдывает инновационная технология «Сларри Сил», о которой сегодня много говорят и которую использует в том числе ваше предприятие?

Впервые ее применили в 2021 году при ремонте участка проезжей части ул. Ф. Скорины. Такая технология не нова, ее используют в других странах. Другое дело, что она востребована именно в нашем климате, когда температура воздуха зимой многократно переходит через нулевую отметку. Оттепели сменяют морозы, а лед, образующийся в микротрещинах дорожного покрытия, разрывает асфальт. «Сларри Сил» при относительно небольших затратах позволяет улучшить эксплуатационные характеристики полотна без его полной замены, тем самым продлевая срок службы на несколько лет. По сути, профилактика. На поверхность дороги укладывается защитный слой из эмульсионно-минеральной смеси. Она заполнит пустоты, обеспечив атмосферостойкость и герметичность. Со временем этот процесс можно повторить. Участок проезжей части ул. Ф. Скорины и сегодня выглядит свежо. В 2024-м защитный слой по технологии «Сларри Сил» нанесли на максимально критичные участки ул. Уральской и Ваупшасова. Также произвели профилактический ремонт Геологического и Дачного проездов.