Трагедия Красного Берега. Как фашисты забирали у местных детей кровь для раненых солдат
Во время Великой Отечественной войны в деревне Красный Берег фашисты забирали у детей кровь для раненых гитлеровцев. Подробнее – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Едем в агрогородок Красный Берег Жлобинского района. Расположен он недалеко от Бобруйска и выглядит вполне презентабельно, как и положено современному населенному пункту. Хотя и к истории здесь относятся весьма трепетно. Туристам, в числе которых и автор, показывают сохранившееся старое поместье Козелл-Поклевских — красивый парк и отреставрированный замок. Однако мы узнаем, что ранее, во время Великой Отечественной войны, здесь был развернут фашистский военный госпиталь. А одно из помещений шикарного дворца у людей чувствительных может вообще вызвать чувство дискомфорта. Именно в этой комнате у белорусских детишек гитлеровские медики забирали кровь для своих раненых солдат и офицеров.
В 2007 г. недалеко от поместья, рядом с яблоневым садом, открылся мемориальный комплекс, посвященный детям — жертвам Великой Отечественной войны. Начинается он с белых пустых ученических парт, перед которыми установлена черная школьная доска. Это так называемый мертвый класс.
Деревня Красный Берег для мемориала была выбрана не случайно. Здесь во время гитлеровской оккупации функционировал детский донорский накопитель, куда отбирали здоровых ребятишек. Но, по существу, это был детский концлагерь смерти. Фашисты устраивали облавы и насильно забирали из белорусских семей детей от 8 до 14 лет из Гомельской и других областей. Гитлеровские врачи считали, что именно в таком возрасте кровь наиболее чистая и полноценная. К маленьким узникам приказано было относиться не как к людям, а как к материалу, необходимому для медицинских нужд вермахта.
След зверя
Проходим вдоль мемориала. Комплекс, проект которого создали в мастерской заслуженного архитектора Беларуси Леонида Левина, задумывался как Город Солнца и несбывшаяся детская мечта. Один из солнечных лучей — черный на золотистом фоне. Именно по нему суждено было пройти погибшим детям. Фигурка девочки с поднятыми над головой руками словно защищается от ужасов войны. Стоит на камешках красного цвета, символизирующих кровь малышей.
— Ребятишек сначала мыли, затем они проходили медицинское обследование, — поделилась экскурсовод. — По итогам выдавались бирки с указанием личных данных и групп крови.
Малолетних узников загоняли в ту самую комнату старого поместья, где они ожидали своей очереди на «процедуру». Особо ценилась кровь I группы с положительным резус-фактором, так как подходила для любого человека. Выкачивали полностью, поэтому никто из детей не выживал. У малолетних с другими группами кровь брали порционно. Собранный донорский материал развозили по немецким госпиталям. Детям, еще пригодным к «процедуре», раз в день давали кусочек хлеба и сладкий чай, однако большинство маленьких доноров в конце концов тоже погибали. Чтобы уничтожить следы преступлений, трупы сжигали. Те, кому волею случая удалось выжить, стали главными свидетелями тех ужасных событий.
Чудесное спасение
Вот что рассказала незадолго до моей поездки минчанка Евгения Бедоник, бабушка которой едва не стала жертвой фашистов:
— Бабуле Галине было 9 лет, она жила недалеко от деревни Красный Берег и вместе со старшим братом тоже попала в жуткие списки. В то время вместе с мамой они находились у соседки, потому что их хату разрушил снаряд. Когда хозяйка дома увидела идущих по улице фашистов и полицаев, хватающих маленьких односельчан, то стала громко кричать им в окно: «Дороженькие, у нас нет деток!» Услышав это, мать уложила Галю калачиком на пчелиный улей и прикрыла тряпьем. Немцы к пчелам не полезли. Старшего брата спрятали в печь и закрыли дровами. Его тоже не нашли.
Но избежать страшной участи удалось немногим. По воспоминаниям бабули Галины, почти никто из детей домой не возвращался.
Против человечности
О преступлениях фашистов в своих мемуарах «На восьми фронтах» написал участник Великой Отечественной войны, корреспондент «Красной Звезды» Павел Трояновский. Во время боевых действий в руки красноармейцев попала листовка жителей деревни Зеленый Дуб Рогачевского района, где они рассказывают о зверствах гитлеровцев: «А в марте новое злодейство: фашист забрал всех малолетних детей и отправил их в Бобруйск. Там из них выкачивают кровь для фашистских госпиталей. Ребята умирают… У нас нет слез, чтобы оплакивать их. Нет голоса, чтобы по христианскому обычаю попричитать. Враг кругом бьет, насилует, жжет, убивает…»
П. Трояновский сам участвовал в боях за освобождение Гомельщины. В главе 6 «Час Белоруссии» автор пишет:
«Одного фельдфебеля, например, задержали в окрестностях деревни Красный Берег, что вблизи Бобруйска. Там гитлеровские варвары устроили лагерь для малолетних советских детей. У них фашистские врачи выкачивали кровь, которая потом использовалась в немецких госпиталях.
Наши воины нашли в лагере сотни трупов детей, которых гитлеровцы не успели сжечь. А оставшиеся в живых имели предельную степень истощения. И потом, несмотря на экстренные меры советских врачей, многие из них тоже погибли.
Спрашиваю фельдфебеля:
— …Много детей погублено в лагере?
— Не знаю. Я лишь развозил контейнеры с кровью по нашим госпиталям.
— И в госпиталях знали, что эта кровь — детская?
— По-моему, знали….
Жители деревень Ухватовка, Козловичи, Ласки, что в Рогачевском районе, тоже рассказывали нам о массовых облавах на детей, проводимых гитлеровцами в мае — июне 1943 года».
Деревня Красный Берег была освобождена от фашистов 25 июня 1944 года. У зверски замученных и сожженных малышей не осталось даже могил, куда могли бы прийти родные. Почтить их память стекаются к мемориалу люди не только из Беларуси, но и из других стран мира.
Время возмездия
Генеральная прокуратура Беларуси ведет расследование по делу о геноциде против мирного населения нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Неопровержимые факты зверств фашизма устанавливаются и на Гомельщине. Прокурор Гомельской области Виктор Морозов в интервью сказал, что один из «объектов внимания — Красный Берег в Жлобинском районе, где фашисты устроили детский лагерь смерти, выкачивали кровь у малолетних узников, чтобы использовать ее для немецких раненых в госпиталях». Теперь остается ждать результатов расследования.
Фото БелТА
Смотрите также: