Тут бродят котики: посетили столичную галерею, в которой собраны экспонаты из 106 стран мира
Тут можно увидеть и флакончики для нюхательного табака в виде котов, которые расписывались вручную изнутри, и арт-объекты, созданные из металлолома. А жемчужина коллекции — оркестр хвостатых, доставленный в Минск прямиком из Японии. О том, чем примечательно арт-пространство галереи «Котовасия», читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Как часто вам доводилось убеждать известных зарубежных деятелей искусства пополнить вашу коллекцию своими работами? С одним лишь но: это предполагает необходимость транспортировки экспонатов в Минск. Как часто доводилось ждать отдельные работы по 10 лет или содержать в собственной галерее котиков? А вот для владельца «Котовасии» Василия Супрунюка это, скорее, уже рутина.
В галерее, которую нам довелось посетить, представлена огромнейшая коллекция произведений искусства с изображением пушистиков. Тут есть и статуэтки, выполненные в стиле резьбы по дереву, камню, кости, и картины, в том числе авторства белорусских творцов, и ковры, гобелены, многочисленные скульптуры из керамики и не только, а также арт-объекты, изготовленные из металлолома. Это далеко не полный перечень интересного и зрелищного, так как общая численность экспонатов достигает 7,5 тыс. А приехали они из 106 стран мира.
Предпосылки для создания галереи возникли еще плюс/минус двадцать лет назад — именно тогда директору музея подарили его первую статуэтку. Ей стал кот с ноутбуком наперевес. Дело в том, что ранее работа В. Супрунюка была связана с техникой. Но с ноутбуками, как говорится, не сложилось, зато с котами — да.
В какой-то момент пространства для размещения коллекции дома или в офисе стало критически не хватать, поэтому было принято решение открыть галерею. Ранее владелец «Котовасии» искал произведения искусства по сувенирным лавкам, сейчас ставки повысились, и к отбору экспонатов он подходит максимально серьезно. В первую очередь мужчину интересуют необычные работы известных авторов и производителей.
— У нас в галерее представлен результат сотрудничества зарубежной компании, которая специализируется на изготовлении плитки и сантехники и художницы Розмари Бенедикт. Их коллаборация датируется еще 1990-ми. Именно в тот момент была выпущена ограниченная серия статуэток в виде котиков, — рассказал администратор «Котовасии» Екатерина Смолик. — Кроме этого, из интересных экспонатов у нас есть скульптуры известного мексиканского автора, одного из популярнейших сюрреалистов современности Серхио Бустаманте. В галерее представлены его работы из керамики и папье маше.
Экспонаты действительно необычные: с витрины на нас завораживающе смотрит «раздобревший» пушистик. Он, кстати, был полностью изготовлен самим мастером — оригинал работы скульптор делает сам, а с созданием последующих экземпляров ему помогают ученики. Сзади размещен сертификат подлинности.
По правую руку от этой работы размещается кошечка, которая удобно устроилась, видимо, на хозяйской кровати. Мексиканский скульптор, к слову, никогда не обучался этому ремеслу, он больше ориентировался на архитектуру и живопись. Тем не менее сейчас его работы настолько популярны, что для ценителей это, безусловно, находка.
А жемчужина коллекции — оркестр котов, изготовленный из глины японским скульптором Такаши Масаки — это ручная работа. Создатель статуэток делает посуду с изображением пушистиков и, собственно, самих хвостатых из керамики. А непосредственно оркестр существует в единственном экземпляре, и автор работы очень долгое время не хотел продавать ее владельцу галереи. Во-первых, он надеялся на то, что статуэтки будут оценены по достоинству на родине. Во-вторых, это нежелание сотрудничать отчасти было связано с трудозатратностью транспортировки произведения искусства из Японии в Беларусь. Но, судя по всему, скульптор сдался, и во времена ковида «Котовасия» обогатилась глиняными фигурками известного деятеля искусства.
Также в галерее представлены два металлических кота авторства Франка Майслера. Он создал большое количество памятников, установленных по всему миру, в том числе множество работ, посвященных Второй мировой войне.
Кот на стульчике выискивался коллекционером по всему миру. А когда продавец из Москвы переслал скульптуру в Минск, выяснилось, что у животного нет хвостика. Он, видимо, открутился при транспортировке (особенность работ Франка Майслера заключается в том, что там все на резьбе). В связи с этим владелец «Котовасии» нашел контакты скульптора и отправил ему письмо, в котором объяснил ситуацию и попросил изготовить хвост. Автор приобретенного произведения пошел директору галереи навстречу, и вскоре недостающая деталь была прикручена к работе.
В «Котовасии» нам удалось найти не только съедобные экспонаты (пряники, шоколад в виде пушистиков и т. д.), но и флакончики для нюхательного табака и опиума, бутылки вина с этикетками, на которых размещались изображения котов, многочисленные шкатулки и даже шахматные наборы в виде животных. Кроме этого, в галерее разместились арт-объекты наподобие работ уличных художников, изготовленные из металлолома. Поржавевшие детали будто отсылают к некому шарму несовершенности и простоты.
Также нам удалось заметить надгробия в виде котов с крылышками и (просьба не падать в обморок) урны для праха в форме пушистиков. Причем в некоторых из них, очевидно, обыгрывалась тема смерти, так как привычно милая мордашка котов была заменена на впавшие глаза и очертания голого черепа. Но в совокупности красочный образ кота — жнеца смерти смотрелся весьма органично и посетителей арт-пространства не пугал.
Кроме этого, на одной из стеклянных полок красовались фляжки, которые приехали сюда из штата Невада. Дело в том, что там легализована проституция. И в любом из расположенных в той местности мотелей можно воспользоваться услугами представительниц древнейшей профессии, а на память о прекрасной ночи купить себе фляжку с изображением девушки с котом или дамой в образе кошки.
Один из экспонатов связан с именем колумбийского скульптора Нано Лопеса. К созданию конкретно этого произведения привязана весьма забавная история. Дело в том, что, когда каталог работ данного автора попал в руки к директору «Котовасии», тот моментально обратил внимание на представленного на выставке кота. Оформил на него заявку и стал ждать получения скульптуры. Но автор все не объявлялся, а на звонки и вовсе перестал отвечать.
И вот, примерно через 10 лет, когда коллекционер уже отчаялся и забыл об этой скульптуре, как ни в чем не бывало, на горизонте возник Нано Лопес, который сообщил, что кот готов. Администратор галереи допускает, что деятель искусства просто ждал определенного количества заказов на данную работу, а когда нужная отметка была достигнута, стал творить.
Интересно, что у галереи есть свои хозяева, и речь даже не о ее директоре. По арт-пространству прогуливаются спасенные от усыпления котики. Банда насчитывает троих, причем один из них, Негро, наполовину британец, но человеческая жестокость, как известно, не щадит даже породистых животных.
А другого пушистика по кличке Пако в галерее было решено оставить после того, как его забрала из «усыплялки» французская зоозащитница. Она приезжала в Минск на время и взять котика с собой не могла — много сложностей с оформлением животного. Директор дал добро на то, чтобы он остался здесь, и с тех пор галерея пополнилась еще одним обитателем.
Фото Марии Журавель
Смотрите также: