«У Бубы деликатная болезнь, ему не наливать». Как снимался фильм «Мимино»
Почему режиссер после победы ленты «Мимино» на X Московском международном кинофестивале порезал копию фильма и выбросил ее в мусорку, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем картина
Пилот вертолета Ми-2 Валико Мизандари живет в горном селении и работает в летном отряде аэропорта города Телави. В какой-то момент он решает перейти в большую авиацию, едет в Москву, чудом добивается своего. Но вскоре понимает, что «задыхается» вдали от дома.
Подмена сценария
В лентах Георгия Данелии всегда сложно определить жанр. К примеру, фильм «Афоня» (1975) до кульминации кажется комедией, а потом неожиданно становится драмой. Режиссер всегда снимал картины-притчи. Так было и с «Мимино».
Сначала вместе с литератором Викторией Токаревой он написал сценарий о пилоте вертолета, работавшем в малой авиации, живущем в русском селе, где тот мечтательно играет на трубе по вечерам и обретает любовь. Романтическая мелодрама. Сценарий утвердили на «Мосфильме», выделили бюджет. Съемки должны были начаться через месяц. Постановщик отправился в Малый театр на спектакль, определяясь, кто может сыграть в его ленте. Там в фойе встретил давнего приятеля, писателя Максуда Ибрагимбекова, рассказал ему о предстоящей работе. А тот вдруг отметил: «Не твоя это история, все слишком банально». После того разговора Данелия всерьез задумался, на правильном ли он пути. Позвонил еще одному другу, драматургу Резо Габриадзе, который вспомнил миф о летчике, живущем в горах Грузии и на ночь пристегивающем воздушную машину к дереву цепью.
Постановщик додумал сюжет: этот пилот мечтает о «большом небе».
Данелия взял Токареву, Габриадзе и на 20 дней увез их в дом творчества «Болшево». Резо писал сцены о грузинской деревне. Виктория сочиняла московские перипетии. Сам Данелия создавал линию, связанную с судом, гостиницей. Раз в несколько дней ассистент приезжал, забирал написанное, чтобы сразу начинать искать съемочные объекты, строить декорации, вести полноценную подготовку, ведь группа продолжала работать. И так сложилось, что к началу съемочного периода запланированной ранее картины авторы пришли уже с совершенно другим сценарием!
Руководству студии постановщик решил не сообщать, что намерен снять совсем иной фильм, отличающийся от заявленного. Чиновники помнили: он делает ленту о пилоте. Этого им было достаточно. К середине 1970-х Георгий Николаевич снял немало успешных картин, ему доверяли.
Экспромты Мкртчяна
На роль Валико Мизандари никакой кандидатуры, кроме Вахтанга Кикабидзе, не рассматривали. Он уже снимался у Данелии в ленте «Не горюй!» (1969). Были известны его возможности, все знали о его обаянии. К тому времени Кикабидзе являлся не только узнаваемым артистом, но и известным певцом. А в Грузии — культовой фигурой.
Сложности возникли с выбором актера на роль соседа Валико по гостиничному номеру в Москве. Водителя «КрАЗа» должен был сыграть Евгений Леонов. И получился бы совсем иной фильм — о дружбе грузина и русского. Вторым кандидатом был Фрунзик Мкртчян. Так и не сумев сделать выбор, соавторы бросили монетку и другом главного героя стал Рубик Хачикян. Но для Леонова Данелия прописал несколько эпизодов, придумав фронтовика Ивана Волохова, выручившего Валико в сложную минуту.
Фрунзик оказался находкой для режиссера, сочинив несколько эпизодов, например с пропавшим со двора «КрАЗом». А его множественные комичные реплики тоже экспромт: «Я вам один умный вещь скажу, только вы не обижайтесь», «Всегда говорил: «Такую личную неприязнь к потерпевшему испытываю — кушать не могу».
Стюардессу Ларису Ивановну должна была сыграть Лариса Удовиченко. Но она отказалась от эпизода. Ведь по хронометражу эта героиня находится в кадре всего минуту. Тем не менее персонаж определяет развитие сюжета, речь о ней в картине идет периодически.
В ленте много известных артистов, исполнивших крошечные роли: Владимир Басов, Савелий Крамаров, Борислав Брондуков, Леонид Куравлёв. Есть и наш земляк, уроженец Витебской области Эдуард Изотов, ставший на экране капитаном международного воздушного лайнера, где Валико служит вторым пилотом.
Деликатная болезнь Бубы
Сцены в селе снимали в высокогорной деревне на юге Грузии летом и осенью 1976 года. Группа жила в палатках. В составе киноэкспедиции был повар, он готовил завтраки, обеды и ужины. Вскоре все в окрестностях узнали, что в их районе снимается кумир — Буба Кикабидзе! Из дальних местечек люди приезжали со своим провиантом, накрывали столы, чтобы поднять чарку с артистом. В какой-то момент это стало мешать. В то же время отказать было неловко: люди сутками добирались. Тогда Вахтанг начал ссылаться на боли в сердце, но земляки не воспринимали это всерьез. Пришлось соврать, шепнув, что у него гонорея. А лечение от нее не совместимо с алкоголем. Слух мгновенно распространился по аулам: у Бубы деликатная болезнь, ему не наливать!
Многие наверняка помнят сцену, в которой на тросах к вертолету подцепили корову для перевозки. Буренку позаимствовали у местной жительницы, заплатив за аренду. Но оператор сказал, что она слишком светлая и будет плохо видна на фоне неба. Тогда ассистенты достали коричневую краску и колоризировали Пеструху. Хозяйка не хотела принимать ее обратно, утверждая, что выдавала киношникам другую кормилицу. Поверила, только когда краску отмыли.
На съемочный процесс в отеле «Россия» выделили два дня. В первый сняли ресторанные сцены. А второй сорвался, так как в «России» произошел сильный пожар (25 февраля 1977-го). Гостиничные эпизоды пришлось воспроизводить в павильонных декорациях. Типовую мебель найти было несложно. А вот занавески с фирменным логотипом отеля украл и принес на студию швейцар за бутылку водки.
С гостиницей связан еще один забавный инцидент. После премьеры фильма музыканты ресторана «России» обратились к режиссеру с просьбой защитить их от увольнения. Начальники посмотрели картину и увидели, что лица кавказской национальности заказывают у них песни за наличные деньги! Пришлось от имени студии писать официальное письмо, объяснять, что в кадре были актеры и вообще все это художественный вымысел.
Еще до премьеры ленту решили показать на X Московском международном кинофестивале, открывшемся 7 июля 1977 года. Но министр кинематографии СССР Филипп Ермаш настаивал на удалении сцены телефонного разговора Валико с Тель-Авивом. А ведь эпизод важен. Эта беседа с земляком на чужбине подталкивает героя вернуться на родину в малую авиацию. Фильм могли положить на полку. Данелия условился, что сделает одну копию для фестиваля без данного эпизода, но в прокат картина уйдет с этой сценой. На том и порешили.
Лента получила главный приз. Состоялась премьера. Однако в октябре, при демонстрации фильма писателям в Доме литераторов, из 1 500 копий в кинопроекторе оказалась та единственная фестивальная версия. Режиссер ее выкупил у киномеханика за 150 рублей. Дома порезал на мелкие куски и выбросил в мусорный контейнер.
Еще материалы рубрики:
Сквозь цензуру власти и оскорбительный фельетон. Как вышел на экраны фильм «Дама с собачкой»
Ползучий саботаж и бесконечные пьянки. Как снимался многосерийный фильм «На всю оставшуюся жизнь»
Цензура от «Мосфильма» и угрозы увольнением. Как снимался фильм «Охота на лис»
Навязанные актеры и конфликт за кулисами. Как снимался советский фильм «Сережа»
Смотрите также: