У «Стрелы» сегодня праздник. Спецподразделению ДПС исполняется 21 год
Сегодня спецподразделение ДПС «Стрела» МВД Республики Беларусь отмечает 21-ю годовщину со дня создания.
Сотрудники особого подразделения ГАИ не знают праздничных и выходных дней. Они патрулируют дороги в Минске и регионах страны на технике, отмеченной ромбом синего и белого цветов со стрелой внутри.
Накануне корреспондент агентства «Минск-Новости» побывал в месте расположения этого элитного подразделения.
В фойе здания, где расположилась «Стрела», посетителей встречает патрульный мотоцикл ГАИ «Урал ИМЗ 8.106».
На табличке указаны технические данные раритета на колесах. В 80-е годы прошлого столетия на таких «Уралах» осуществлялось эскортирование автомобилей специального назначения.
Строгий и величественный эскорт мотоциклов или кортеж машин сопровождения – один из элементов дипломатического протокола приема в нашей стране глав и правительственных делегаций иностранных государств.
С одной стороны, эскорт считается условием официальности и признаком особого уважения к высокому гостю, с другой – показателем престижа принимающей стороны. Следовательно, и ответственность за слаженную и безукоризненную работу эскорта велика. А выполняют эту работу сотрудники спецподразделения ДПС «Стрела».
«Стрелой» спецподразделение стало называться 12 лет назад. А создано было намного раньше – 27 февраля 1993 года. Тогда инспекторы управляли «Жигулями» девятой модели и мотоциклами «Урал». Позже на смену устаревшей технике пришли четыре автомобиля Mercedes и 15 мотоциклов марки BMW (полицейский вариант).
– Сегодня в штате более 70 сотрудников, – рассказывает начальник специального подразделения ДПС «Стрела» МВД Республики Беларусь полковник милиции Андрей Чернявский. – Созданы пять служб: оперативно-дежурная, сопровождения, эскортирования, специальных мероприятий, информационно-аналитической работы и материально-технического обеспечения. Автомобильный парк не сравнить с тем, что был раньше. Приняты на вооружение 10 скоростных автомобилей Ford Mondeo, оснащенных турбированными двигателями, восемь мощных BMW GT Xdrive 550, способных за 5,1 с разогнаться до 100 км/ч. Есть внедорожник Toyota Land Cruiser Prado-150, автобус Volkswagen Crafter, который задействуется при проведении эскортов. А вот почетный мотоциклетный эскорт обеспечивают изготовленные по спецзаказу мотоциклы Yamaha FJR 1300 с одним сиденьем и кофрами по бокам. Еще с десяток новых мотоциклов должны поступить в наше распоряжение в текущем году. Ну а те, которые выйдут из состава эскорта, перейдут в разряд тренировочных машин.
– Мотоциклисты не просто едут в ряд, но и перестраиваются на ходу, перемещаются относительно друг друга, – продолжает Андрей Чернявский. – Поэтому так важны слаженность и синхронность в действиях. За одну тренировку они наезжают порядка 300 км. Причем тренировки проходят за городом на разных скоростях. Представьте, какое это напряжение. Во время официальных эскортов скорость около 80 км/ч.
В 2013 году сотрудники «Стрелы» организовали 8 официальных эскортов высокопоставленных зарубежных гостей, в числе которых были премьер-министры и президенты стран, и около 1.500 сопровождений, раскрыли около 60 преступлений и пресекли более 19.000 нарушений ПДД.
Выходим из здания и направляемся в мотоциклетный бокс государственного учреждения «Автохозяйство МВД Республики Беларусь».
Здесь дожидаются теплых деньков 15 мотоциклов Yamaha FJR 1300 выпуска 2005 года и три BMW. Последние модели теперь используются для тренировок и патрулирования дорог, в том числе в ходе операций «Мотоциклист».
Рассказать о технике согласился начальник службы эскортирования подполковник милиции Сергей Жилянин.
В органах внутренних дел он служит с 1991 года, в «Стреле» – с 1998-го. Начинал обычным инспектором.
– Из бокса планируем выехать в апреле, как только погода наладится. Тогда и начнем тренироваться, – отметил Сергей Жилянин. – Мотоциклом в группе не каждый может управлять, даже если у человека имеется двухколесная техника. Поэтому и отбор среди кандидатов довольно строгий. Ведь расстояние между мотоциклистами в эскорте мизерное, а скорость высокая. Педалью тормоза в движении у нас никто не пользуется – это опасно. А вообще мы доверяем друг другу. Без этого эскортом не проедешь.
– Виртуозами нас можно назвать, – заметил Сергей Жилянин, – хотя на заднем колесе, как байкеры, у нас не ездят. Нам это ни к чему. Да и небезопасны такие трюки. Другое дело – эскортирование на высокой скорости. Коллеги рассказывали, что Борис Ельцин любил быструю езду и, когда приезжал в Минск, просил увеличить скорость эскорта.
Как отметил Андрей Чернявский, сотрудники «Стрелы» несут службу на территории Минска и области. Однако часто выезжают и в регионы для обеспечения безопасности дорожного движения. К примеру, в минувшие выходные экипажи работали в Гродненской, Могилевской и Витебской областях. Сотрудники спецподразделения стали настоящей грозой для водителей, которые ездят без прав, превышают скоростной режим, управляют транспортным средством под воздействием спиртного.
– За рулем может оказаться не только нарушитель, но и преступник, – отмечает Андрей Чернявский. – Мы же предпринимаем все меры, чтобы задержать злоумышленников. Преградой на пути злостного нарушителя может оказаться «Гарпун» – заградительное устройство, которое в прошлом году пришло на смену известным в народе «Ежу» и «Диане». «Гарпун» работает намного быстрее и эффективней устаревших образцов.
Недавно список технических средств «Стрелы» пополнился пятью измерителями скорости движения транспортных средств с видеофиксацией «Бинар».
Прибор работает в ручном и автоматическом режимах. С помощью двух телекамер можно одновременно вести запись общим и крупным планом, причем не только днем, но и в сумерках, при недостаточной видимости. «Бинар» различает автомобильный регистрационный знак на расстоянии 150 м.
В «Стрелу» принимают не всех. Сначала нужно прослужить либо 10 лет в органах внутренних дел, либо 5 лет в Госавтоинспекции. Кандидатам необходимо также пройти строгий конкурсный отбор по профессиональным, физическим и морально-психологическим качествам.
Есть в «Стреле» и старожилы. К примеру, старший инспектор службы эскортирования майор милиции Андрей Бельский служит в элитном подразделении 11 лет. За это время задержал не одну сотню нарушителей.
– Мы в реальности спасаем человеческие жизни, – говорит Андрей Бельский. – В первую очередь это касается пешеходов, которые не думают о собственной безопасности и выходят на проезжую часть в нетрезвом виде. Иногда под воздействием спиртного люди попросту засыпают на асфальте, и нам приходится уносить их с дороги, чтобы не случилось беды. Сильно рискуют водители – любители высоких скоростей. Таких нарушителей мы строго наказываем. Недавно остановили 18-летнего студента одного из столичных вузов, который ехал на легковушке со скоростью 181 км/ч! Молодой человек, как выяснилось, спешил возвратиться в Минск. Впрочем, скорости мы регистрировали и повыше. Один лихач разогнался до 240 км/ч. Среди нарушителей немало хитрецов. Одного из лихачей мы задерживали несколько раз, и всегда в свое оправдание он говорил, что спешит на похороны матери. А в знак подтверждения демонстрировал венок, лежащий в багажнике. Такой вот «любящий» сынок. Бывает, что и взятки предлагают, чтобы не привлекали к ответственности за нетрезвую езду. Один такой водитель в Калинковичском районе Гомельской области пытался откупиться 300 долларами и кредиткой на бензин. Пришлось вызвать следственно-оперативную группу, которая и оформила материал за дачу взятки должностному лицу.
Фото Сергея Шелега и из архива СП «Стрела»