«Умные» тележки и робот-обвальщик. Чем еще будут заниматься студенты в новом центре робототехники БГУ
В Белорусском государственном университете открыли центр робототехники и искусственного интеллекта (ИИ). Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала, чем там будут заниматься студенты и преподаватели. И заодно порассуждала с экспертами о вопросах внедрения ИИ в нашу жизнь.
Сам центр расположился в здании факультета международных отношений БГУ. Посещать его могут не только студенты-технари. Ждут здесь юристов, биологов, химиков… В высшем образовании развивается междисциплинарный подход, а востребованность специалистов на стыке наук только растет. Потому приветствуется, если над общим проектом работает команда молодых людей — от гуманитариев до физиков.
— Будущее за робототехникой и искусственным интеллектом. И сейчас это направление развивается, становится частью нашей повседневной жизни. Мы знаем, что в банках по телефону консультируют посетителей боты. Такие тенденции есть и в образовательных учреждениях. Сегодня искусственный разум может дать ответы на 60–70 % вопросов, которые интересуют людей. Это позволит освободить человеческие интеллектуальные силы, задействовать меньшее количество специалистов, — рассуждает заведующий кафедрой многопроцессорных систем и сетей факультета прикладной математики и информатики БГУ Сергей Марков.
Интересуемся, могут ли в таком случае в будущем исчезнуть преподаватели? И представляем мысленно картинку, как роботы ведут лекции у студентов.
— Несколько десятков лет назад был прецедент. При изучении вычислительной математики, дифференциальных уравнений, алгебры появились автоматизированные программы. Они позволяли решить задачу буквально за считанные секунды, достаточно было ввести данные. Преподаватели старой школы, конечно, были недовольны. И совершенно правильно. Студенты используют эти платформы-помощники — и не изучают математику. Не понимают, как строятся алгоритмы. Чтобы их создавать, вносить в них изменения, требуется серьезный математический фундамент. И здесь важно найти некий компромисс между ручным решением задач, понимаем всех правил — и автоматическим.
Мы это уже проходили в школьном образовании. С развитием гаджетов у детей появились проблемы с написанием сочинений и изложений, чтением классической литературы. Мы понимаем, что это нужно делать. Но в каких пределах? Предположим, что ученики будут знакомиться лишь с кратким содержанием романа «Война и мир». Разве они получат полное представление о литературном произведении? Откуда тогда появятся в будущем поэты и писатели, люди мыслящие? И в теме «умной» автоматизации нашей жизни еще очень много вопросов. То, что сегодня представлено в центре, — лишь хороший инструмент, подспорье для решения рутинных задач, — рассказывает С. Марков.
В центре собраны маленькие и большие роботы-машины, квадрокоптеры, тренировочные столы для испытаний приборов. Представлен здесь и коллаборативный робот-манипулятор. Студенты могут запрограммировать его на выполнение определенных действий. Нам, например, они продемонстрировали, как эта шустрая железная конечность хватает бутылку с водой и переносит ее в указанную точку. Такая рука — часть высокотехнологичного конвейера.
Вуз сотрудничает с бизнесом в плане научных разработок. Интерес к робототехническому направлению проявило одно из известных белорусских…обувных предприятий.
— Скажем, мировая компании Amazon впервые стала применять технологию так называемых интеллектуальных тележек. Они перемещаются по складу, загружают товары и везут их из точки А в точку Б без участия человека. Подобное направление развивает и производитель отечественной обуви. Также он желает подключить искусственный интеллект и робототехнические установки для оптимального раскроя кожи, чтобы минимизировать отходы, — объясняет С. Марков. — Белорусская компания предлагает поддержку и спонсорскую помощь, чтобы студенты занимались соответствующими разработками, посвящали им дипломные и курсовые работы.
Еще один заинтересованный представитель бизнеса — сеть крупных супермаркетов. Ему необходимы высокотехнологичные решения для производства продуктов питания. Например, туши животных может разделывать не обвальщик мяса, а робот. А если потребуется сменить объект разделывания, скажем, на курицу или рыбу, он тут же сам перестроится под новое техзадание. Все это минимизирует использование человеческого труда. Чтобы создавать такие решения для реального бизнеса и производства, необходимы высококвалифицированные и многопрофильные IT-специалисты. Они должны обладать компетенциями не только в программировании, робототехнике, искусственном интеллекте, но и, условно, в биологии (если использовать пример с разделкой туши).
— Наш инновационный центр и станет площадкой для подготовки таких специалистов, — объясняет собеседник.
Спецкурс по робототехнике разработан совместно с учеными Объединенного института проблем информатики Академии наук.
По словам декана факультета прикладной математики и информатики Юрия Орловича, в центре будет организовано обучение и для старшеклассников. Они здесь смогут подготовиться к олимпиадам по робототехнике.
Фото Ирины Малиновской