Уроки Чернобыля. Как развивают мирный атом в Союзном государстве
26 апреля 1986 г. случился взрыв на Чернобыльской АЭС. По масштабам ущерба и характеру последствий эта авария стала крупнейшей техногенной катастрофой ХХ века. Однако она не остановила развитие атомной энергетики, и из нее извлекли соответствующие уроки. О том, как сегодня используют мирный атом в Союзном государстве, интересовался корреспондент агентства «Минск-Новости».
Инфраструктура безопасности
В результате аварии на ЧАЭС радиоактивному загрязнению подверглась территория площадью 140 тыс. км2 с населением около 7 млн человек. На протяжении многих лет в Беларуси реализуется государственная программа по преодолению последствий катастрофы. Она предусматривает обеспечение радиационной защиты населения, а также комплекс мероприятий в сельскохозяйственном производстве и лесном хозяйстве. Согласно актуализированному в 2021 г. перечню, в зонах радиоактивного загрязнения остаются 2 022 населенных пункта.
Последние полгода были отмечены изменениями законодательства и институциональными преобразованиями. В частности, упразднен Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, функционировавший в структуре Министерства по чрезвычайным ситуациям. Его функции переданы Госатомнадзору, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, другим ведомствам.
— В Республике Беларусь сформирована инфраструктура ядерной и радиационной безопасности, — констатирует начальник Госатомнадзора Ольга Луговская. — Это не только нормативные правовые акты и институты, но и огромный пласт наработок, опыта, всего того, что касается вопросов преодоления последствий чернобыльской катастрофы.
Продолжается системная работа по обеспечению радиационной безопасности на подвергшихся загрязнению территориях. Постепенно почва освобождается от радионуклидов — идут процессы естественного их распада. Как следствие, все больше земель возвращается в хозяйственный оборот. Вместе с тем, отмечает О. Луговская, о полном преодолении последствий говорить рано:
— Если взять, например, территорию Полесского государственного радиационно-экологического заповедника, то почвы там насыщены не только изотопами стронция и цезия, но и трансурановыми элементами. Период их полураспада — сотни лет: эта территория радиационной аварии будет оставаться таковой еще долгие годы.
Все это свидетельствует о важности всестороннего обеспечения безопасности при строительстве и эксплуатации таких объектов, как АЭС.
Опыт как подспорье
Все 37 лет, прошедших с момента катастрофы, — это годы накопления и освоения практического опыта, подчеркивает глава Госатомнадзора.
— Решение о строительстве БелАЭС в нашей стране принимали, имея разветвленную, мощную структуру реагирования и готовности: за плечами белорусских специалистов и горячий этап преодоления последствий аварии на ЧАЭС, и методичная многолетняя работа с более отдаленными ее последствиями, — акцентирует О. Луговская.
БелАЭС строится по российскому проекту «АЭС-2006». В его основе — реакторы третьего поколения, оснащенные системами безопасности, которые способны функционировать без вмешательства операторов даже при полном обесточивании. На станции — два реактора ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2 400 МВт. Их особенность, отмечают специалисты, — двойная защитная оболочка: внутренняя призвана в случае аварии предотвратить утечку радиоактивных веществ, внешняя — противостоять природным и техногенным воздействиям, будь то землетрясения, наводнения, ураганы или падение самолета.
— Это наиболее безопасный проект атомной станции на сегодняшний день. Он полностью соответствует всем современным требованиям, международным нормам и рекомендациям МАГАТЭ, — комментирует директор странового офиса госкорпорации «Росатом» в Беларуси Станислав Левицкий.
С целью обеспечения надлежащего уровня обслуживания станции в России прошли подготовку свыше 500 белорусских специалистов. В круглосуточном режиме ведутся локальный сейсмологический мониторинг, гидродинамические наблюдения за уровнем подземных вод. А еще в 2016–2018 гг. Беларусь в добровольном порядке провела стресс-тесты БелАЭС по процедуре Европейского союза — детально проанализировали ее устойчивость к внешним воздействиям.
— По вопросам обеспечения радиационной безопасности осуществляется активное международное взаимодействие, — подчеркивает заместитель начальника Госатомнадзора Григорий Асташко. — На сегодняшний день основные элементы белорусского законодательства соответствуют мировой практике. Это отмечали и миссии МАГАТЭ.
Недавно в штаб-квартире МАГАТЭ в Вене состоялось совещание, на котором был представлен национальный доклад Беларуси о выполнении Конвенции о ядерной безопасности за период с 2017 по 2022 г. Начальник управления организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности на объектах использования атомной энергии Госатомнадзора Максим Мазуренко делится подробностями:
— В частности, отмечались успехи, связанные с тем, сколько международных миссий мы к себе пригласили и какое количество международных экспертов посетили нашу страну с официальными мандатами на предмет изучения безопасности нашей станции. Одна из стран на совещании отметила, что такое количество международных экспертов не могут ошибаться в вопросах выполнения Беларусью обязательств и требований по обеспечению безопасности АЭС. Лично для меня такой комментарий был главным итогом защиты нашего национального доклада.
Доходы и отходы
С момента включения в сеть первый энергоблок БелАЭС выработал около 12 млрд кВт·ч электроэнергии, что сопоставимо с половиной годового объема ее потребления реальным сектором экономики. Это позволило заместить около 3,3 млрд м3 природного газа. Благодаря станции удалось полностью отказаться от импорта электроэнергии.
Второй энергоблок выведен на минимальный контролируемый уровень мощности, начало полноценной работы запланировано на октябрь 2023 г. После его ввода в промышленную эксплуатацию объем вырабатываемой электроэнергии закроет около 40 % потребностей Беларуси. Как ожидается, БелАЭС заменит свыше четверти ежегодно потребляемого в стране газа (5 млрд м3), при этом выбросы углекислого газа сократятся более чем на 7 млн т в год. Рассматриваются перспективы строительства и третьего энергоблока.
Помимо генерации электроэнергии, подчеркивают специалисты, атомная отрасль обеспечивает ресурс развития для машиностроения, металлургии, строительного комплекса и других отраслей: одно рабочее место, организованное при сооружении атомной станции, в смежных отраслях создает не менее 10.
Еще один важный аспект — грамотная работа с радиоактивными отходами. В настоящее время отработавшее ядерное топливо накапливается в приреакторных бассейнах выдержки. Оно охлаждается, снижается его радиоактивность. С 2032 г., согласно двусторонним договоренностям, в специальных контейнерах его начнут доставлять по железной дороге на переработку в Россию. В Беларусь для захоронения будет возвращаться так называемая короткая фракция радиоактивных отходов.
Под пункт захоронения первоначально отберут три альтернативные площадки.
— Исходя из объективного рассмотрения плюсов и минусов каждой будет выбран наиболее выигрышный вариант с точки зрения безопасности, при этом будет учитываться целый комплекс факторов, — отмечает начальник управления по обращению с радиоактивными отходами Госатомнадзора Дмитрий Павлов.
Общее дело
В энергетической сфере Беларусь и Россия ведут работу над рядом соглашений. Что-то уже подписали, в чем-то продолжают сближать позиции. Одним из ключевых специалисты называют межгосударственный договор о формировании объединенного рынка электрической энергии.
Как ожидается, единый рынок электроэнергии Союзного государства заработает с 1 января 2024 г. Еще через год, согласно планируемому сценарию, он будет синхронизирован с общим энергорынком Евразийского экономического союза. С 2027-го ожидается углубление интеграции с расширением состава участников рынка.
Через объединенный энергорынок, отмечают аналитики, Беларусь сможет продавать электроэнергию в Россию и страны ЕАЭС, что позволит компенсировать потери от выхода из энергокольца БРЭЛЛ (Беларусь, Россия, Эстония, Латвия, Литва) государств Балтии.