Ушла эпоха: с чего начинал и что завещал Игорь Лученок
Легендарный композитор, народный артист Игорь Лученок ушел из жизни ночью 12 ноября. С чего начинал яркую карьеру и какие песни любил больше всего великий мастер — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Автор более трех сотен песен, на вопрос о достижении успеха Игорь Лученок отвечал лаконично: «Я тружусь».
Он действительно был настоящим тружеником. Скромным. Автор не одного десятка шлягеров, Игорь Михайлович всегда отмахивался: мол, шлягеры делать никогда не умел и не писал.
— Уже после, лет через десять, песня вдруг становилась всеми любимой и узнаваемой, — уточнял мастер.
«Мой родны кут», «Спадчына», «Полька беларуская», «Алеся», «Журавли на Полесье летят» — эти и другие поистине легендарные произведения знает наизусть не одно поколение. И не только белорусов.
Сам народный артист не раз говаривал, что начинал с гимнов. Первой его песней, которую Лученок часто и с удовольствием напевал, была «Мы экскаваторщики моей страны, мы делу Ленина всегда верны…». Он написал ее в 1956-м. Кстати, на слова своего друга Геннадия Данилова, который работал как раз экскаваторщиком.
А вот одной из самых любимых песен называл «Прощайте, скалистые горы», авторства композитора Евгения Жарковского. И. Лученок признавался, что слушает ее часто и для него это символ Северного флота.
За плечами композитора были три консерватории — Минска, Москвы и Ленинграда, много серьезных дипломов и наград. И не менее серьезных учителей.
— А слушателю полюбились те песни, которые никогда никто не продвигал, — отмечал И. Лученок. — Ни продюсеры, ни бизнесмены.
До последнего дня он писал музыку, песни. Как говорил, ни дня без такта. Такая жизненная потребность. И народ любил и любит его. За те самые мелодии, которые в буквальном смысле берут за душу.
Игорь Михайлович дважды бывал на волосок от смерти. Первый раз — в далекие военные годы, когда семья убегала от вражеской бомбежки. У маленького Игоря тогда развязался шнурок на ботинке. Пришлось остановиться.
— И в тот самый момент в паре шагов впереди разорвался снаряд, — вспоминал композитор в уже зрелом возрасте.
Второй раз дело было в 1980-х. Тогда Игорь Михайлович пережил клиническую смерть. Композитора забрали на скорой. С гнойным аппендицитом, как выяснилось чуть позже. А до этого…
— Врачи дали анальгетик, а мне нельзя его было принимать, — рассказывал в одном из интервью И. Лученок.
Медики тогда знатно испугались, что отправили мастера на тот свет. Сам народный артист после шутил: мол, ему там даже понравилось.
Увы, «снаряд», который не падает дважды в одну воронку, разорвался в третий раз. 2 ноября маэстро был госпитализирован с инсультом. Ночью 12 ноября его не стало. Игорь Михайлович ушел на 81-м году жизни. В свой последний юбилей он сказал фразу, которую вполне можно назвать своего рода заветом потомкам:
— Проходят времена, меняются поколения, но цели и у нашего поколения, и у молодежи остаются одни — в любой ситуации оставаться людьми и любить свою землю.
Фото из архива МН