В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами
Тридцать пять лет назад, 8 октября 1989-го, включив телевизор, советские граждане увидели пронзительный взгляд Анатолия Кашпировского. У части населения страны словно началось помешательство… Корреспондент агентства «Минск-Новости» вспоминает эти события.
Минск отказал
В 1930-м в СССР состоялась премьера немой кинокомедии «Праздник святого Йоргена». В ней мошенник Коркис переодевается в священника. Возле храма замечает сообщника, тоже афериста, Шульца на костылях. Делает пассы рукой — и в ту же секунду наступает «исцеление». Шульц отбрасывает костыли. Толпа, поверив в чудо, падает ниц и готова отдать последнее.
На протяжении всей истории, особенно в смутные времена, словно из-под земли появлялись разного толка чародеи и маги с прейскурантом на услуги. Так уж устроен человек: надежда на лучшее будущее всегда оставалась внутренней точкой опоры для многих. Хоть и с горем пополам, но идеологам Союза удавалось поддерживать в обществе устойчивые настроения. А когда колосс Советов пошатнулся и люди часами стояли в очередях за продуктами, в их сознании место парторгов и идеологов заняли целители, знахари, шаманы, ведуны.
Восьмого октября 1989 года по первой программе Центрального телевидения продемонстрировали выпуск передачи «Сеансы здоровья врача-психотерапевта Анатолия Кашпировского». В концертном зале телецентра «Останкино», как и в фильме 1930-го, хромые отбрасывали костыли, а те, кто не мог ходить, вставали с инвалидных колясок. Доктор медицинских наук травматолог-ортопед Алексей Канаев писал, что, проверив всех мгновенно выздоровевших, обнаружилось следующее: ни до ни после никто из них не предъявлял заключения врачей о своих недугах. В эфире показали всего шесть передач с периодичностью раз в две недели. Огромная аудитория после слов Кашпировского «Даю установку!» начинала качать головами из стороны в сторону. Кто-то в зале вставал, вытягивал руки вперед и шагал. Другие падали в судорогах, а потом поднимались, якобы избавившись от болезни. Казалось, что это постановочное шоу (хотя в ту пору подобной практики не существовало), однако присутствующие в кадре в своих проявлениях были слишком убедительными.
От рака, бесплодия, подагры, аллергии и прочих недугов маг «избавлял» одним способом: гипнозом и заговорами на разный лад.
Страна в восприятии действа разделилась на два лагеря. Количество телеканалов в СССР можно было перечесть по пальцам одной руки. Поэтому, когда передачу смотрели скептики, они хохотали во весь голос. А другие, прильнув к экрану, вели себя так же странно, как зрители в студии. Сейчас сложно представить, но массовый психоз выплеснулся далеко за пределы телецентра. Кашпировский показывал трюки по всему Союзу, собирая стадионы, дворцы спорта. Там поклонники тоже впадали в транс, как в телевизионном эфире. Огромное число людей стали его адептами. Он утверждал, что за шесть передач излечил более 10 млн человек.
В 1990 году «целитель» выступал в Минске. Белорусское телевидение снимало сеансы.
В сентябре 2012-го вновь объявили о его ежедневных выступлениях в ДК МАЗа на протяжении девяти дней. Поднялся ажиотаж. Билеты раскупили мгновенно. Однако «концерты» отменили.
Прохиндейство чистой воды
Народную медицину в СССР не признавали. Но в любом городе Союза ходили слухи о живших в деревнях знахарях, якобы способных возвратить к жизни смертельно больного. Утратившие надежду на выздоровление ездили к ним. Судачили, будто некоторых целителям удавалось спасти. В СМИ об этом молчали. Многие и в советские годы, и сегодня склонны верить в чудеса и явления, не поддающиеся объяснению. В СССР такое не обсуждали публично. И вдруг в ТВ-эфире перед многомиллионной аудиторией вывернули целую скарбницу небывалого, таинственного. Сделал это не старичок-лесовичок с пучком трав в руке, а профессиональный доктор. Все знали: на советском телеэкране появляются только проверенные и достойные. Надо отдать должное Кашпировскому: 28 лет работы в психиатрической больнице в Виннице не прошли даром. Безусловно, этот человек обладает талантами, способен воздействовать на людей определенного психотипа.
Михаил Ненашев — председатель Гостелерадио СССР в те годы — позже рассказывал, как в ситуации наибольшего раздражения в обществе приняли решение запустить в эфир несколько специфических передач для утешения населения. Однако от Кашпировского пришлось быстро отказаться, поскольку стало ясно: это прохиндейство чистой воды.
Еще до встреч с публикой в «Останкино», в ночь на 2 марта 1989-го, Анатолий Михайлович проводил сеанс дистанционного гипнотического обезболивания двум пациенткам — Ольге Игнатовой и Лесе Юршовой. Это происходило с помощью видеосвязи между Тбилиси и Киевом. Маг в столице УССР смотрел в объектив телекамеры, а в Грузии на операционном столе больные по очереди видели крупный план его лица на экране, слышали подобие мантр: «Глаза закрываются! Закрываются! Поплыла! Живот обезболен до позвоночника! Инструмент будешь чувствовать, а боль нет. Потом сделаем так, что рубец рассосется». А ведь операции были полостными, на шокогенной брюшной полости! Обе пациентки пошли на эксперимент добровольно. Чародей выбрал их из миллиона других желающих. Спустя время грузинские врачи рассказали, что обезболивающие и седативные препараты женщинам все же ввели, не веря в бесовщину. А Юршова публично призналась: испытывала чудовищную боль, но не хотела подвести кумира.
Фактор большого числа людей, уверенных в излечении, способствовал в умах других возникновению эффекта плацебо. Неслучайно в прологе своих телепрограмм психотерапевт зачитывал десятки телеграмм от благодарных пациентов. Вопрос: кто их писал? Как утверждают медики, вера в чужой пример мобилизует внутренние силы, способные уменьшить боль на некоторое время. Хотя Игнатова и Юршова банально могли умереть от болевого шока на операционном столе. Честно говоря, слово «прохиндейство», произнесенное Ненашевым в отношении Кашпировского, уместно применять, если речь идет о неопасных для жизни заболеваниях. Однако Анатолий Михайлович бросал на пол больных онкологией, называя методику «проснись, бабушка». Таким образом он якобы пробуждал в теле «матрицу памяти нормы». Но главное — зарабатывал на своем целительстве приличные деньги. И это уже не невинное шарлатанство, а преступление.
Одно из его выступлений в Челябинске приостановила милиция. Ведун пригрозил, что вторжение профанов вызовет деструктивные изменения в организмах сотрудников МВД и прокуратуры. В местном УВД на всякий случай решили не давать делу ход. Как-то в интервью Кашпировский заявил: «Духовная сила, водившая Иисуса Христа, скорее всего, живет и во мне. Через 50 лет, думаю, меня будут чтить как святого».
Все правильно. В фильме «Праздник святого Йоргена» епископ объявляет о новообретенном святом Шульце, показывая икону, на которой тот держит костыль! Заметьте: речь не о церкви и вере, а о жуликах.
Осечка пророков
К 1993 году в СССР сложилась ситуация, в которой успокоить обнищавших людей стало не под силу даже магистру, чей авторитет поубавился. Да и у налогового ведомства возникли к нему вопросы. Кашпировский подстраховался и списком был избран депутатом Госдумы России под крылом Владимира Жириновского. Денег у широких масс на его сеансы не оставалось. Тогда он улетел в США, как Айболит в Африку. Бармалей там не такой страшный, как в России 1990-х. На Западе наивных граждан не меньше, а денег у них куда больше. К тому же там работает иной механизм: не обретение утраченных надежд, как в СНГ, а сохранение существующего стабильного блага.
Анатолий Михайлович стал хорошим примером для последователей и тех, кто начинал чудотворить параллельно с ним. Его коллеги поняли: обещания страждущим должны быть умереннее. Публичность в этом деле излишество.
Тогда же в прессе освещали забавный случай. По статистике, к 1997 году в России на платной основе работали более 40 тыс. экстрасенсов и им подобных. Интернета в сегодняшнем понимании слова не существовало.
И вот один предприимчивый молодой человек посетил почти всех успешных магов того времени, представился издателем, анонсировал выпуск красочного справочника с велеречивой рекламой специалистов со сверхспособностями. Даже макет фолианта показывал. Говорил, что для печати каждый должен внести всего по 400 долларов. Для заправского чародея это сущие копейки. Собрав с пророков более 100 тыс. у. е., он скрылся. Ворожеи не стали заявлять в милицию. Какие же они провидцы, если не смогли предугадать обман? К тому же деньги, которые отдал каждый, невелики для них!
Понял разоблачая
Благодаря телевидению вторым по известности мистификатором перестроечной и постперестроечной эпохи считается Аллан Чумак. С одной стороны, в отличие от Кашпировского он не кажется таинственной фигурой. С другой — его метод прост, как и все гениальное. В 1970-е годы, будучи профессиональным журналистом, он собирал материалы для серии разоблачительных статей о целителях.
И вдруг, по словам Чумака, пролился свет, снизошла благодать, и он ощутил в себе некую насыщенную энергию. Бывает! После наступления времен экономической безнадеги в обществе в конце 1980-х с помощью профессиональных связей Аллан добился телеэфиров.
В них ничего не говорил. Просто делал пассы руками, шевелил губами. А разложенные перед телеэкранами зрителей кремы, мази, емкости с водой, по его уверениям, заряжались чудодейственной энергией! Так продолжалось более пяти лет, до 1995-го. Кто-то над этим смеялся, но многие расставляли перед телевизорами трехлитровки с водой и косметические тюбики. Народная молва утверждала, будто заряженные мази исцеляли, а вода помогала не хуже взятой из источника в итальянском Абано-Терме. Там в свое время лечились Шекспир, Моцарт, Байрон, Гёте, избавляясь от заболеваний мочевыводящих путей, невралгии. Рейтинги его передач зашкаливали, а значит, стоимость рекламы была высокой. Нужно отдать должное выдержке Аллана Владимировича: так долго делать вид, что все это серьезно, сумеет не каждый.
И снова здравствуйте
Мзия Левашова, по ее настойчивым утверждениям, спустилась к нам из космоса, чтобы стать Андромедой Соломонией. Обещала с помощью рук излечить любой недуг. На массовые сеансы невозможно было попасть! Ей помогли интервью и телепередачи. Женщина объявила себя воплощением Иисуса Христа, призванной «спасти и освободить души от зла и вывести из хаоса, внедрить в мирскую суету духовные законы». Называя себя мессией из тонких миров, повествовала о связях с космосом, которые обнаружила в раннем детстве. А потом собирала стадионы. Не обходилось без дорогостоящих персональных платных сеансов.
Юрий Лонго прославился, когда в 1990-м в прямом эфире… оживил мертвеца. Потом стало известно: роль покойника исполнил один из его живых и здоровых помощников. По призванию и профессии Лонго был иллюзионистом. Но, чувствуя потребность зрителей, он параллельно с Кашпировским начал избавлять граждан, укладывая их на битое стекло, от остеохондроза и прочих болезней. Подобно Иисусу, в кадре якобы ходил по воде пруда в Останкино (ступал на притопленную пожарную лестницу). На телевидении Юрий появлялся в белых одеждах, обвешенный цепями. Благодаря пиару создал школу магии не только в Москве, но и в Европе и США.
Следующее поколение продолжателей дела — герои компьютерной революции, так называемые инфоцыгане. Термин указывает на тех, кто с древних времен торговал сомнительными лекарствами, рассказывая об их волшебном действии. Если их предшественники обладали образованием, умениями, харизмой, то отличительная черта этих граждан — еще большая наглость в отъеме денег у населения. Они обещают обретение богатства, здоровья, долгожданной любви и всего что пожелаешь. Благодаря Сети у них большая аудитория. А значит, современные люди наивнее и простодушнее, чем советские.
Вырос спрос и на чудо обыкновенное. Именно поэтому Кашпировский вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами. Заговаривает, гипнотизирует, торгует солью, в которую будто заложена мощная психологическая привязка к нему. И уж совсем комично выглядит в его репертуаре избавление от катаракты с помощью прослушивания песни Александра Малинина «Ночь светла»! По его уверениям, для успеха манипуляцию нужно совершить четыре раза! В Москве билет на выступление Анатолия Михайловича в пересчете на белорусские рубли стоит от 150 до 350 рублей. 85-летний психотерапевт ощутил зов масс, вновь жаждущих исцеления.
Читайте также:
«Картошку все мы уважаем». Как проводились обязательные сельхозработы в СССР
Электричка была не только транспортом. Когда в СССР появились электропоезда
Как закладывалась традиция празднования Дня города, и почему Минск отмечает день рождения в сентябре