В 2023 г. «МАЗ-Купава» увеличил экспорт на 57 %
Завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава» продолжает наращивать производственные мощности, несмотря на санкции. За 2023 год темп роста экспорта достиг 157 %, он составил 16,5 млн долларов. Как предприятие справляется с ограничениями поставок комплектующих в Беларусь, и с какими страна СНГ возможно совместное производство — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Желания и возможности
О благополучном положении дел на предприятии и возросшем потенциале этого хозяйствующего субъекта говорит хотя бы тот факт, что руководство затеяло капитальный ремонт сразу на всех четырех этажах административного здания. И выполняет его подрядная организация.
— Решили улучшить социально-бытовые условия наших тружеников, и не только в административном корпусе, но и на производстве, — поясняет генеральный директор предприятия Виталий Якубов. — Обновляем входную группу, лестницу и коридоры, не затрагивая рабочие кабинеты. В цехах преобразим гардеробные, душевые, санузлы и комнаты приема пищи. Возможности для этого есть, результаты работы коллектива позволяют. Так, по итогам 2023-го рост индекса физического объема продукции составил 178,3 %. Темп увеличения экспорта достиг 157 %, он составил 16,5 млн долларов, причем большая часть суммы пришлась на Россию. Средняя зарплата возросла до 2 940 рублей, в первом квартале текущего года она уже превысила 3 000.
За указанный период разросся и штат предприятия — до 332 человек. Планируют и дальше его увеличивать, ведь поле деятельности все шире. Так, например, сейчас прорабатывают вопросы по строительству в Колядичах цеха по выпуску изотермических полуприцепов и приобретению нового оборудования. «МАЗ-Купава» уже выходит на двухсменный режим деятельности, а основные станки задействованы круглосуточно.
Хотя с кадрами теперь повсеместная проблема. К тому же работа здесь, так сказать, темповая, требующая полной отдачи сил и профессиональных навыков.
Широкий диапазон
«МАЗ-Купава» относительно молодое предприятие, существует с 1990-го. Но оно всегда было многопрофильным и в числе правофланговых. Сегодня этот завод — лидер в производстве изотермических и рефрижераторных фургонов, прицепов, полуприцепов, торговой, специальной и туристической автотехники в стране. Его изделия отлично зарекомендовали себя и пользуются повышенным спросом. Они отвечают самым высоким требованиям, техническим и санитарно-гигиеническим стандартам, принятым как в Беларуси, так и в ближнем и дальнем зарубежье. «МАЗ-Купава» предлагает множество моделей техники. Одних только модификаций прицепов выпускают свыше 300. Прицепы и кузова используют в разных сферах: их охотно приобретают торговые, туристические, медицинские, коммунальные, газовые, нефтяные, специализированные и другие предприятия, организации и службы.
Неудивительно, что при таком диапазоне деятельности и высочайшем качестве продукции предприятие за свою историю собрало множество наград, в том числе международных. Прошлый год не исключение. «МАЗ-Купава» стала дипломантом Премии СНГ за достижения в области качества продукции и услуг. Мобильный медицинский комплекс на базе шасси «МАЗ» стал лауреатом конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь — 2023». Предприятие также второй год подряд занесено на Доску почета Заводского района столицы. Теперь готовит документы на присвоение Государственного знака качества полуприцепам.
Нельзя не отметить и личные достижения его руководителя. Виталий Якубов второй раз подряд избран депутатом Мингорсовета, стал делегатом VII Всебелорусского народного собрания.
Портфель заказов
— В последние годы условия деятельности существенно усложнились, — акцентирует внимание генеральный директор предприятия. — В середине 2021-го мы как структурное подразделение холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» тоже попали под санкционный прессинг. Поставки продукции в европейские страны для нас полностью закрыты, еще раньше нам «перекрыли кислород» с комплектующими. И мы переориентировались на белорусских и российских производителей. Локализация Союзного государства в нашей продукции уже превысила 85 %. Это фурнитура, алюминий, металл, панели и прочее. Остальные проценты комплектующих добираем в Китае и Турции. В этих странах сейчас наблюдаются проблемы с платежами: банки опасаются вторичных санкций. К тому же КНР предрасположена к поставкам больших партий собственных комплектующих.
Тем не менее портфель заказов «МАЗ-Купавы» сформирован до конца года. Главная задача предприятия — закрыть потребности внутреннего рынка и России. К слову, у союзника они значительные. Европейские производители ушли с российского рынка, и Беларусь охотно заняла их нишу. Самый востребованный и доходный в России теперь изотермический прицеп длиной 13,5 м и объемом 85 куб. м для перевозки замороженных продуктов. Высок спрос и на изотермические кузова на шасси автомобиля «МАЗ».
Уникальное изделие
Значительные объемы производства столичного предприятия приходятся на Беларусь.
— До конца года реализуем договор по поставкам 200 единиц техники (автолавки и автомобили по перевозке хлеба) Белкоопсоюзу. Также взяли на себя обязательства по поставкам большого количества автомобилей скорой помощи и мобильных медицинских комплексов для Минздрава.
Кроме того, почти вся наша продукция идет на шасси машин МАЗа и МЗКТ, — отмечает В. Якубов. — Осваиваем постепенно и рынки стран СНГ. Уже отправили в Казахстан пробную партию из шести торговых прицепов. Помогаем партнерам провести их сертификацию. Намерены организовать и совместное с ними производство. Пытаемся также работать с Узбекистаном, но, увы, санкционное давление настигло и здесь. Договоры с этой страной на поставки продукции подписаны, однако возникли затруднения с банковскими платежами.
Совсем недавно «МАЗ-Купава» удивила потребителей еще одним своим уникальным изделием. На площадке около универмага «Беларусь» презентовали специальный технический комплекс, разработанный для сети ресторанов быстрого питания. Этот проект, созданный при поддержке правительства республики и руководства столицы, реализовали за рекордные шесть месяцев. После оптимизации и контроля всех процессов в тестовом режиме работы мобильный ресторан отправится по малым городам Беларуси. Он, в частности, будет обслуживать и значимые культурно-массовые мероприятия.
Фото «МАЗ-Купавы»
Читайте также:
В Заводском презентовали передвижной ресторан «Мак.бай»
Чем уникальна «Лапушка» и сколько раз проверяют печенье: побывали на кондитерской фабрике «Слодыч»
В Минске появятся новые трамваи в 2024 году. «Белкоммунмаш» рассказал, в чем их особенность