В белорусских школах введут новые факультативы — от изучения финансов до ЗОЖ
Ряд новых факультативов для школьников поможет учащимся разобраться в вопросах мира финансов, информационной безопасности, предпринимательства, здорового образа жизни, безопасных путешествий и в других темах, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Национальный правовой интернет-портал.
Семь учебных программ факультативных занятий для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания, утверждены постановлением Минобразования. Документ вступил в силу.
Финансы
Программа факультатива «Когда учиться легко. В мире финансов» предназначена для III-IV классов и направлена на приобретение первоначального опыта решения задач с финансовым содержанием, грамотного финансового поведения в социуме, развитие ответственного отношения к деньгам как средству удовлетворения потребностей человека.
Один из четырех модулей программы называется «Про деньги сейчас и в прежние времена» и формирует у учащихся представление о функциях, истории возникновения денег и их видах. Другой, «Про доходы и расходы в семье», ознакомит с основными источниками дохода и видами расходов семьи, даст представление о необходимости планирования доходов и расходов и составления семейного бюджета. Еще один — «Про личные сбережения». Он покажет целесообразность финансовых сбережений и способы накопления денег, сформирует умение экономно их тратить и принимать рациональные решения о покупке товаров и услуг. Модуль «Про финансовую безопасность» продемонстрирует способы защиты денег от подделок, расскажет о безопасном использовании банковских карт и целесообразности страховки.
Информбезопасность
Для этих же классов разработан факультатив «Когда учиться легко. В мире информационной безопасности». Их цель — личностное развитие учащихся на основе усвоения правил информационной безопасности, метапредметных способов деятельности с информацией разных видов, формирование умений, помогающих обеспечить информационно-психологическую безопасность учащихся в условиях медиатизированного общества.
Эти занятия направлены на формирование устойчивой мотивации в освоении механизмов информационно-психологической самозащиты и защиты окружающих, овладение способами нравственно-этической оценки информации медиа, коммуникации на основе уважения и сотрудничества, а также на приобретение рефлексивного опыта применения способов действий, обеспечивающих овладение коммуникационными технологиями и информацией медиа, профилактику компьютерной и интернет-зависимости учащихся. Кроме того, речь о решении задач по предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений в информационно-коммуникационной сфере.
«Шчаслівы беларусам звацца»
Факультатив с таким названием смогут посещать учащиеся V–IX классов. Занятия будут способствовать формированию личности, способной адекватно воспринимать и оценивать достижения духовной и материальной культуры Беларуси, готовой к деятельности по законам добра, совести, гордости, справедливости, патриотизма и гражданского долга.
В число задач факультатива входят формирование моральной и художественной культуры школьников, становление основ гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за свою страну и свой народ, сохранение исторической памяти региона и страны, привитие ребятам экологической культуры как составляющей общей культуры.
Туризм
На факультативе «Путешествуем без опасности» для VI класса планируется сформировать у учащихся опыт безопасного поведения в реальной жизни во время турпохода, развить личностные, нравственные и физические качества, обеспечивающие безопасное поведение при взаимодействии с окружающей средой, воспитать ответственное отношение к личной и общественной безопасности.
Предполагается также развивать чувство ответственности и товарищества, воспитывать физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны.
Здоровье
Факультативные занятия «Выбираем здоровый образ жизни» для VIII класса позволят развить у учащихся функциональную грамотность в области сбережения здоровья. Ребята получат представления о здоровом образе жизни и здоровье, мотивацию к его сохранению и укреплению, осознают необходимость ЗОЖ и ценностного отношения к здоровью.
Восьмиклассники также сформируют представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах. Еще школьники узнают о влиянии мышечной деятельности человека на организм. Расскажут им и об организации режима дня: учебы, отдыха и двигательной активности. Кроме того, подростки приобретут навыки составления, анализа и контроля за соблюдением режима дня, разовьют гражданскую ответственность за сохранение, укрепление и поддержание здоровья.
«Предпринимательство в действии»
Программа этого факультатива для X класса направлена на освоение базовых практико-ориентированных и исторических знаний по предпринимательской деятельности, овладение базовыми навыками создания и ведения своего бизнеса. Занятия также ориентированы на профессиональное самоопределение школьников, повышение культуры предпринимательства и предпринимательского мышления.
Ожидается, что после изучения программы школьники смогут определять цели, пути и задачи открытия собственного дела, выбирать и обосновывать предпринимательскую идею, анализировать целевой рынок и конкурентов, оценивать экономическую эффективность создания собственного предпринимательского проекта.
Защита информации
Программа факультатива «Информационная безопасность: миф или реальность?» для учащихся X-XI классов разработана для формирования в рамках проектной деятельности знаний и умений, позволяющих выявлять угрозу информационной безопасности, определять степень ее опасности, предвидеть последствия угрозы информационной безопасности и противостоять им.
Курс также будет способствовать развитию ключевых компетенций школьников по обеспечению информационной безопасности как неотъемлемой составляющей информационной культуры личности.
Кроме того, на факультативе изучат основные принципы, методы и средства защиты данных в процессе их обработки, передачи и хранения с использованием компьютерных средств в информационных системах, необходимых для жизни и успешной самореализации при условии формирования таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения.
Смотрите также: