1200 90

В бой идут лицедеи. Как белорусские актеры в эвакуации приближали Победу

В то тяжелое для страны время искусство не только обладало огромной созидательной силой. Оно воодушевляло людей, вселяло в них надежду и веру, не давало впасть в отчаяние. Как сложилась судьба труппы белорусского театра в эвакуации в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

foto truppy

Актеры БГТ-1 в Томске во время эвакуации

Решив написать об актерах БГТ-1 (так назывался Купаловский, пока ему не присвоили в 1944-м имя народного поэта) в годы эвакуации, думала, недостатка в материалах не будет. Как же я ошиблась! Статьи, посвященные томскому периоду труппы, как и воспоминания самих актеров, оказались наперечет. Счастье, что у народной артистки СССР Стефании Станюты был свой Эккерман — в книге «Стефания» есть несколько страниц и о Томске.

Очень досадно, что никому не пришла после войны мысль зафиксировать актерские впечатления о трех годах в Сибири. Это был бы бесценный документальный материал о замечательной странице в истории прославленного коллектива. Даже из тех скупых сведений, что я разыскала, очевидно: медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» давали артистам по заслугам.

Лицедеи в тылу и на фронте дарили людям праздник. Их искусство давало силы дышать, переносить нечеловеческие испытания, надеяться и верить. Всматриваюсь в лица на сохранившейся коллективной фотографии купаловцев, сделанной в Томске. Многие, очень многие из актеров незаслуженно забыты. А ведь все они, со званием и без, были по-настоящему народными. И играли только на сцене. А в жизни, как все остальные, теряли близких, голодали, трудились, преодолевали недуги и боль, страдали. И, как могли, приближали Победу.

Одесские гастроли

В мае 1941 года труппа БГТ-1 гастролировала в Одессе. Гостеприимные жители жемчужины у моря аплодисментами встречали и провожали белорусских актеров. Цветы, поклонники, прогулки на пароходе. Жизнь будто отогревала, дарила им всем праздник накануне великих испытаний.

22 июня белорусы радовали одесситов комедией «Хто смяецца апошнім». В это время к заведующему художественной частью театра Леониду Рахленко подбежала испуганная Зинаида Броварская: «Леонид Григорьевич! Я только что слышала выступление Молотова. Война! Напали немцы!..» Он ответил: «Тише, тише! Не паникуй, пожалуйста. Этого просто не может быть…»

Но, увы. Это было правдой. Страшной и неотвратимой. Конечно, артисты рвались в Минск, к родным и близким. Но столицу БССР уже бомбили. Оставаясь в Одессе, часть труппы выходила на сцену и выступала (уже бесплатно!), остальные дежурили в санитарных и противопожарных отрядах. Спектакли прерывались только на время воздушных тревог. «Мы с вами, белорусы!» — поддерживали одесситы.

Когда стало ясно, что в Минск дороги нет, коллектив выехал в Москву, где было принято решение выделить специальный эшелон для эвакуации театра в Томск.

Rzheczskaya Alzhbeta Dzyadzyushko Kryniczki 1944

Владимир Дедюшко в роли Криницкого и Лидия Ржецкая в роли Альжбеты в «Паўлінцы»

После боя сердце просит музыки вдвойне

В годы Великой Отечественной в Томск эвакуировали десятки заводов со всего Советского Союза. Сюда же прибывали поезда с тяжело раненными для лечения и реабилитации. Артистов из БССР приютили в городском театре (в этом здании сегодня располагается ТЮЗ). Сотрудникам труппы выделили огороды, чтобы выращивать овощи и зелень. Чем могло, помогало местное население.

В непростых условиях восстанавливали довоенные постановки, пользовавшиеся успехом в Минске. В спешном порядке пьесы переводили на русский язык, артисты переучивали роли. Каким-то непостижимым образом шили костюмы, изготавливали заново декорации. Первый сезон на сибирской земле открыл спектакль «Партизаны». А уже скоро там шли «Парень из нашего города», «Фландрия», «Платон Кречет».

Когда в 1942-м в «Правде» опубликовали пьесы «Русские люди» Константина Симонова и «Фронт» Александра Корнейчука, Леонид Григорьевич Рахленко тут же приступил к постановке спектаклей по этим произведениям.

Наряду с патриотическими, военными пьесами ставили и классику: «Собаку на сене» Лопе де Вега, «Позднюю любовь» Александра Островского. По воспоминаниям Стефании Станюты, невероятным успехом у публики пользовался в те годы спектакль из довоенного репертуара «Дура для других, умная для себя» Лопе де Вега. Кто бы мог подумать — Испания, шпаги, плащи. А полуголодные уставшие зрители в плохо отапливаемом помещении принимали это с восторгом! Свободных мест в зале Томского театра в те годы не было. Для людей, которые не доедая, не досыпая, с утра до ночи трудились на заводах, искусство оставалось едва ли не единственной отдушиной, лучом света в кромешной тьме. Всего за годы эвакуации БГТ-1 в Томске на русский язык было переведено 11 спектаклей, поставлено 14 новых.

Актеры часто выступали в госпиталях, на оборонных предприятиях, в колхозах Томского района. В составе бригад выезжали и на линию фронта, в партизанские леса. Так, на Калининском фронте с 5 июня по 23 июля 1943 года актеры белорусского театра дали 78 концертов и показали 72 спектакля!

Газета Калининского фронта писала: «Артистов не упрашивали выступать на переднем крае обороны, им просто сказали, что многие советские солдаты и офицеры, которые сражаются с врагом, не видели артистов на протяжении двух лет… Этого было достаточно, чтобы бригада БГТ-1 начала ставить спектакли и давать концерты вблизи немецких окопов». Белорусов встречали как желанных гостей. Иногда после прощального «Бывайце здаровы, жадаем вам шчасця, а мы ад’язджаем у суседнія часці» бойцы бросались качать лицедеев. Многие представления заканчивались клятвами прогнать с родной земли фашистских оккупантов.

Koshelnikava v Pavlinke 1944

Сцена из спектакля «Паўлінка», 1944 год

Сцены из актерской жизни

Многие сотрудники театра в свободное от репетиций и выступлений время помогали медикам в госпиталях. Некоторые продолжали в Томске учиться.

Внучка народных артистов СССР Леонида Рахленко и Лидии Ржецкой Галина Вагнер рассказывала мне:

— Моя мама Татьяна Алексеева, приехавшая в июне 1941-го в Одессу и волей судьбы оказавшаяся с театром в эвакуации, работала в Томске санитаркой и культоргом в эвакогоспитале. А когда туда перевели Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского, продолжила прерванное в ГИТИСе обучение и получила диплом.

С. Станюта вела в томском госпитале театральный кружок для выздоравливающих бойцов. Александр Станюта в своей книге «Стефания» приводит воспоминания матери: «Зимой однажды роды принимала прямо на улице. Роженицу муж не успевал в больницу доставить, не мог найти машину, а у нас, шедших поздно вечером после спектакля домой, оказались и марля, и ножницы»…

В одном из своих последних интервью Стефания Михайловна призналась: «С третьим мужем, Сёмой, мы поженились в Томске во время войны. Он был актером, со мной в одном театре работал. И в Томске умер у меня на руках, болезнь его унесла».

А еще коллеги С. Станюты вспоминали, как однажды к ней в гримерку с цветами заглянул мужчина: «Вы меня, конечно, забыли. Я тот самый, из Смоленска, четырнадцатый!» Никто ничего, кроме самой актрисы, не понял. А эта история случилась в Томске. 31 декабря 1941 года. Зима, голод. Стефания Михайловна выменяла часть самодельных бус на елку и буханку хлеба. Собрались гости — всего 13 человек. Чертова дюжина — несчастливое число! «Пойду искать четырнадцатого, — сказала хозяйка. — А вы ждите и без меня не начинайте». До Нового года осталось минут 10, на улице ни души. И вдруг актриса заметила одинокую фигуру. Это был эвакуированный из Смоленска мужчина. Он и стал четырнадцатым. Тот Новый год в Томске остался в его памяти навсегда.

Много, ах как много сюжетов томского периода наверняка могли бы стать бесценным драматургическим материалом!

Трагедия в пути

Когда в Томск пришло известие об освобождении Минска, актеры стали рваться домой. Осенью 1944-го в самом приподнятом настроении сели на поезд. Если бы они знали, что ждет их в пути! В ночь с 23 на 24 сентября недалеко от Омска случилась страшная трагедия — раздался взрыв и поезд сошел с рельсов. Особенно пострадал вагон, в котором размещались артисты. Потом выдвигалась версия: мишенью диверсантов были ехавшие с минчанами офицеры. Но официального расследования не проводилось, и многое наверняка будет навсегда покрыто мраком неизвестности. Среди погибших оказались актеры Маргарита Шашалевич (жена скульптора Заира Азгура), Константин Былич, Борис Алексеенко, старшая дочь народного артиста СССР Глеба Глебова — 9-летняя Гленочка.

pustarevich glebov 1944

Глеб Глебов в роли Пустаревича

— Моему папе в той катастрофе удалось уцелеть чудом, — рассказывала мне дочь актера Павла Пекура Татьяна. Взрывной волной его сбросило с верхней полки на пол. Он часто вспоминал, как на жутком морозе, одетый только в трусы и майку, оттаскивал от горящего вагона раненых и как от их криков закладывало уши.

Война еще не закончилась. И для нее все — и солдаты, и офицеры, и актеры — были равны…

Рождение легенды

В 1942 году в Томск пришла весть о трагической гибели Янки Купалы. Именно тогда труппа обратилась с просьбой присвоить коллективу имя поэта. Тогда же возникла идея показать сибирякам белорусскую «Паўлінку». Ставить ее взялся режиссер Лев Литвинов. Первый актерский состав спектакля называют золотым, звездным, эталонным. Криницкого играл Владимир Дедюшко, Альжбету — Лидия Ржецкая, Пустаревича — Глеб Глебов, Агату — Вера Полло, Быковского — Борис Платонов.

Kashelnikava Paўlinka Bykoўski Platonov 1944 Kryniczki Karmunin Alzhbeta Kashelnikava 1970

Раиса Кошельникова в роли Павлинки и Борис Платонов в роли пана Быковского

Первая исполнительница Павлинки Раиса Кошельникова обладала отличными вокальными данными, а поскольку песня на войне имела особую цену, ее героиня запела. Раисе Николаевне в ту пору было уже 40 лет, а ей досталась роль 19-летней девушки. Тем не менее публика принимала ее с восторгом.

Вернувшись в начале октября 1944-го в освобожденный Минск, театр возобновил деятельность с показа «Паўлінкі». Так родилась традиция открывать новый сезон легендарным спектаклем. Он стал визитной карточкой труппы. 21 декабря 1944 года правительство БССР присвоило коллективу имя народного поэта Янки Купалы.

Фото предоставлены Национальным академическим театром имени Янки Купалы

Смотрите также:

Судьбы, сложенные в треугольникСудьбы, сложенные в треугольник
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
ГІСТОРЫЯ АДНОЙ КАРЦІНЫ. «Пайшоў з жыцця з імем нашага песняра…». Апошні твор Барыса Аракчэева

Апошні твор жывапісца і педагога Барыса Аракчэева — «Янка Купала ў гады Вялікай Айчыннай вайны». Пасля ягонай смерці малодшая дачка — мастак, ілюстратар дзіцячых кніг, куратар Аксана Аракчэева ў 2014 годзе падарыла Дзяржаўнаму літаратурнаму музею Янкі Купалы карціну і два эскізы. Якую гісторыю скрывае ваеннае палатно з выявай беларускага песняра — у матэрыяле карэспандэнта агенцтва «Мінск-Навіны».

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 53 29 896

Настаўнікі

Барыс Аракчэеў нарадзіўся ў Яраслаўлі, але сваё жыццё прысвяціў Мінску. Ён, пятнаццацігадовы юнак, сустрэў вайну ў роднай вёсцы Турбанава. Барыс — адзіны карміцель у сям’і. Бацькі не было ў жывых, маці — інвалід, два малодшыя браты і дзве сястры. Працаваў у калгасе, і ў канцы 1943 года дабіўся таго, каб яго прызвалі ў Чырвоную Армію. З Кірава ў 1944 годзе адправілі ў Беларусь. Служыў у Бабруйску, а пасля перамогі — чарцёжнікам аператыўнага ўпраўлення штаба Беларускай ваеннай акругі ў Мінску. У той жа час пачаў наведваць заняткі ў студыі Валянціна Волкава.

Аднойчы Барыс Аракчэеў пісаў эцюд у Цэнтральным дзіцячым парку імя Максіма Горкага. Да яго падыйшлі Валянцін Волкаў і Віталь Цвірка. Апошні сказаў: «Адзіны салдат піша, а мастакоў няма. Малайчына, паступай у вучэльню — дзверы адчынены». А яму яшчэ тры гады служыць…

Пасля дэмабілізацыі, восенню 1950 года, ён паступіў ў Мінскае мастацкае вучылішча (зараз — Мінскі дзяржаўны мастацткі каледж імя А. К. Глебава. — Прым. аўтара). Скончыў яго за тры гады — быў выдатнікам. Атрымаў вышэйшую адукацыю ў Мінскім тэатральна-мастацкім інстытуце (зараз — Беларуская дзяржаўная акадэмія мастацтваў. — Прым. аўтара), дзе ягонымі выкладчыкамі былі мастакі Віталь Цвірка і Валянцін Волкаў. Група будучых жывапісцаў была «шматгалосая». Разам з Барысам Аракчэевым вучыліся, стаўшыя пазней знакамітымі, нашы класікі — Леанід Шчамялёў, Віктар Грамыка, Мікалай Залозны, Аляксандр Сямілетаў…  На пленэрах Цвірка заўсёды казаў: «Самы галоўны наш настаўнік — прырода».

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 56 38 755

Шмат палотнаў («На абпаленай зямлі», «Партызанская сям’я», «На заданне. Апошні наказ на дарогу») прысвечаны ваеннай тэме, бо юнацтва майстра прыпала на гады неверагодных выпрабаванняў. Адно з іх, знакавае, — «Янка Купала ў гады Вялікай Айчыннай вайны», над якім Б. Аракчэеў працаваў больш десяці гадоў.

— Мастак зрабіў два эскізы: у цёплай і халоднай колеравай гаме. У першым варыянце Янка Купала вельмі сумны, нягледзячы на вохрыстую, амаль сонечную палітру. Барыс Аракчэеў паказаў паэта ў вышыванцы, за яго спіной — савецкія войскі, якія адступаюць ад лініі фронту. На другім варыянце работы Купала больш бадзёры, з прыўзнятым настроем. Ён на сваім аўтамабілі праехаў убачыць наступленне савецкіх байцоў, — кажа вядучы навуковы супрацоўнік Дзяржаўнага літаратурнага музея Янкі Купалы Валянціна Ціханавецкая.

Апошні мазок

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 53 26 726 1

У першай палове 1960-х Барысу Аракчэеву далі майстэрню. Мастацтвазнаўца Барыс Крэпак ў сваім матэрыяле, апублікаваным у кнізе «Барыс Аракчэеў. Бэз малюецца на шчасце», ўспамінае, што ў гэтым памяшканні яны за кубачкам гарбаты ці бакалам сухога віна шмат размаўлялі «пра час і пра сябе». Б. Крэпак піша: «Аднойчы ён раптам сказаў мне, што калі прыйдзе апошні час, то хацеў бы быць пахаваны менавіта ў Беларусі. Я тады замахаў рукамі: навошта такія журботныя думкі, калі ўсё жыццё наперадзе? А ён мякка ўсміхнуўся: «Ты занадта малады, каб гэта разумець. Жыццё — такая дзіўная штуковіна, калі не ведаеш, што з табой здарыцца заўтра».

Мне таксама пашчаслівілася пабываць у майстэрні, якая знаходзіцца на рагу вуліц Леніна і Інтэрнацыянальнай. На першым паверсе — адзін з самых знакамітых сталічных рэстаранаў, над вывеской якога — картуш з пажаданнем мінчанам Carpe diem («Лаві дзень»), а таксама мемарыльная дошка аўтарства скульптара і фатографа Яўгена Колчава. Від з вокнаў — цуд! Плошча Свабоды, Ратуша, вежы Свята-Духава кафедральнага сабора, гатэль «Еўропа»… Нездарма гэты жывапісны від стаў галоўным героем на палотнах «Вокны Мінска» мастачкі Аксаны Аракчэевай.

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 56 39 300

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 56 39 057

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 53 34 591 1

Яна заварыла гарбату з мятай. У памяшканні цёпла і ўтульна (аж сыходзіць не хочацца!), на сценах — карціны, шмат кніг, эцюднік, на якім стаяла апошняя работа, і цікавыя рэчы, зробленыя рукамі яе таты. Напрыклад, вазы з карэйскай бярозы для пэндзлей, трохногі стул… Нібы дызайнер! А. Аракчэева захавала ўсё, што належыла мастаку. Рэчы ўсё памятаюць… Пад духмяную гарбату малодшая дачка падзялілася ўспамінамі.

— Тата даўно хацеў напісаць палотны, прысвечаныя Янке Купале. За дзесяць год да ставарэння твора ён рабіў эскізы. І вось гэты, у цёплай колеравай гаме, быў першым. Паглядзіце, які тут Купала… Не ў настроі. Ён прыехаў у Маскву як карэспандэнт. Праз пяць год тата вырашыў напісаць больш аптымістычнае палатно: як нашыя пайшлі ў наступ, — кажа А. Аракчэева.

У выніку Барыс Аракчэеў выбраў другі варыянт. Твор «Янка Купала ў гады Вялікай Айчыннай вайны» ён дапісваў да адкрыцця сумеснай з малодшай дачкой выставы «Усюды бачу моц жыцця. Янка Купала». Яе адкрыццё, як і планавалася, адбылося 22 сакавіка 2013 года. Але ўжо без мастака.

izobrazhenie viber 2024 11 27 11 56 39 657

А. Аракчэева добра памятае той жудасны вечар. Амаль па часах можа аднавіць яго.

— Была нядзеля, 10 сакавіка. Я пісала партрэт таты да нашай сумеснай выставы, а тата дапісваў карціну, прысвечаную беларускаму песняру. У 18:00 я скончыла працаваць над жывапісным палатном, а тата — над сваім. Мы ў аднолькавы час скончылі пісаць! Тата з мамай сабраліся ў краму — у суседні дом. Па ўспамінах мамы, ён апрануў куртку, абуўся. Паглядзеў яшчэ раз на работу, падыйшоў да яе і зрабіў адзін мазок. Быццам бы апошніІ бацькі пайшлі за прадуктамі. Яны заўсёды разам, усе 57 гадоў. А калі вярталіся, прыкладна ў 19 гадзін, тата ўпаў каля пад’езда — сэрца спынілася. Мой тата пайшоў з жыцця з імем нашага песняра. Гэта сімвалічна, — успамінае А. Аракчэева.

Зараз яна рыхтуе да выдання лісты Барыса Аракчэева да сваёй жонкі Галі, музы, як ён казаў.

Фото: архіў А. Аракчэевай і аўтара

Облачно и туманно будет в Беларуси 28 ноября

Облачная погода будет преобладать в республике 28 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

priroda pogoda gorod stolyarov 7 kopiya

По данным синоптиков, в четверг по стране сгустится слабый туман. Местами возможны небольшие кратковременные осадки в виде дождя и мокрого снега. На дорогах образуется гололедица.

Ветер ожидается южный, юго-западный, 4–9 м/с.

Температура воздуха ночью будет колебаться от –3 °С до +3 °С.

Днем столбики термометров в Гомеле покажут 0… +2 °C, в Могилёве и Витебске — +1… +3 °C, в Минске воздух прогреется до +4 °С, в Бресте и Гродно — до +6 °С.