В этой мелодраме Ирина Алфёрова сыграла двух героинь. Как снимался фильм «Предчувствие любви»
Режиссер Тофик Шахвердиев был инженером, затем снимал документальное кино, однако в 1981 году приступил к художественной картине — мелодраме «Предчувствие любви». Какие звездные пары в ней снялись и зачем гримеры пытались сделать невзрачную девушку из молодой красавицы Ирины Алфёровой — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Изобретатель Сергей Вишняков предчувствует грядущее счастье. Он периодически созерцает видение: эффектная леди в развевающихся одеждах появляется вдали от него и исчезает. За этими грезами герой едва не упускает подлинную судьбу — обаятельного фотографа Елену.
Вымысел, небылица
Будущий режиссер Тофик Шахвердиев родился в Баку в 1938 году. В 1960-м он окончил Таганрогский радиотехнический институт. Приехал в столицу БССР и работал инженером на радиозаводе 10 лет. Увлекался кино, фотографией, дружил со многими белорусскими кинематографистами, не раз оказывал им техническую помощь, так как отлично разбирался в электронике. А в 33 года решил резко изменить судьбу.
В Минске кинофакультета не существовало. Пришлось покинуть БССР. После сдачи экзаменов его зачислили на курс кинорежиссеров в Киевский государственный институт театрального искусства. Окончив его, трудился в Творческом объединении «Экран» при Гостелерадио СССР в Москве, потом на студии имени Горького. Снимал первые выпуски детского тележурнала «Ералаш».
Его дебютную документальную картину о работе тренеров «Уроки гимнастики» удостоили главных призов на фестивалях в Италии, Югославии, Эстонии. Первую художественную ленту «Двое в новом доме» (1978) постановщик создал, когда ему исполнилось 40 лет.
Стоит сказать, что все последующие годы он не забывал о Минске и его жителях. Когда в 2000-е одна из белорусских кинокомпаний делала документальные циклы «Кинометры войны», «Песни Победы», режиссер радушно принимал коллег в своей московской квартире-студии, договаривался об интервью с такими звездами, как Иосиф Кобзон, Белла Ахмадулина и Евгений Миронов.
В начале 1980-х к постановщику попал киносценарий философской комедийной сказки Валерия Зеленского «Предчувствие любви». В тот период считали модным комедийные фэнтези, например ленту «Чародеи» и ей подобные. Серости хватало в повседневной жизни. Опять же, в подобной вымышленной истории режиссеру было проще отстоять двусмысленные моменты, напомнив цензорам: это ведь небылица, не имеющая отношения к реальности.
В 1981-м Тофик Шахвердиев запустил картину в производство на «Мосфильме».
Культовая чета
В 1980-х Александр Абдулов и Ирина Алфёрова — главная пара в кино СССР в своем поколении. Снимки супругов публиковали в журналах «Советский экран», «Театр», плакаты и настенные календари с их изображением продавали миллионными тиражами. Александр сыграл одну из главных ролей в первой ленте Шахвердиева в 1978-м. Потому образ сказочного современного принца — изобретателя Вишнякова — в новой картине достался ему. А роль возлюбленной — его жене Ирине.
Это была уже третья совместная работа звездной четы. Ранее они вместе сыграли в фильмах «С любимыми не расставайтесь» (1979) и «Суббота и воскресенье» (1982). По словам профессионалов, не у всех семейных союзов получается удачно взаимодействовать в кадре, не перенося личные отношения на экран. Абдулову и Алфёровой подбирали роли, где можно было демонстрировать взаимные переживания. Зрителям же нравилось любоваться семьей, казавшейся идеальной.
Как говорил Шахвердиев, Александр — актер от Бога. А вот Ирину не требовалось погружать в режиссерские сверхзадачи. Хватало объяснения, в какой ситуации находится ее персонаж. Дальше она со всем справлялась сама.
Двух коллег Вишнякова сыграли Михаил Светин и Игорь Ясулович, а их руководителя — Михаил Глузский. Герой Абдулова в начальной версии ленты всем представлял его: «Товарищ Крюков! В прошлом хороший человек, так как все начальники в прошлом хорошие люди». Но потом реплику вырезали.
Владимир Басов своей основной профессией считал режиссуру. Так и было. В свободное время он находил душевное удовлетворение в эпизодических ролях. Вот и в этом фильме артист перевоплотился в экскаваторщика дядю Васю, который должен снести старый дом. Однако из здания ни под каким предлогом не хочет выселяться пожилая дама благородных кровей. Ее сыграла Лидия Смирнова.
Герои Семёна Фарады и Натальи Крачковской были супругами. А Татьяна Кравченко, сегодня больше известная по сериалу «Сваты», исполнила одну из своих первых ролей в кино — девушку Ольгу, влюбленную в Сергея.
Прощальная лента
Картину снимали в Москве. Забавно, что вывеску места, где работает изобретатель Вишняков с коллегами, повесили на Сандуновские бани. Якобы там расположен их НИИ. В кадре есть и ул. Неглинная, пр. Кутузовский и Вернадского.
В «Предчувствии любви» Ирина Алфёрова сыграла двух героинь. Первая: незнакомка-мечта, которая изредка проходит мимо главного персонажа в струящемся платье на общем плане. Вторая: вечно не вовремя появляющаяся «серая мышка» фотограф Елена. Ее Вишняков не замечает. Естественно, сложно из молодой неотразимой актрисы сделать невзрачную девушку. Гримеры шли на разные ухищрения, однако не добились нужного результата. Не помогли ни скромная одежда, ни отсутствие косметики. Даже оттопыривали ей уши с помощью специальных приспособлений. К слову, так она выглядела еще милее. Единственное отличие между двумя персонажами Алфёровой в том, что недосягаемую леди озвучила Анастасия Вертинская.
Несложная история снята изящно, лирично и проникновенно. Зрители вместе с действующими лицами могут испытать не только предчувствие любви, но и любовь. Ведь Вишняков в итоге разглядел, что его мечта — Елена — всегда находилась рядом. Однако и в этой незатейливой постановке, несмотря на фантазийный жанр, редакторы назначили десятки правок. Да и еженедельный просмотр промежуточного отснятого материала вместе с цензорами утомил Шахвердиева. В результате из-за бесконечных споров постановщика отстранили от монтажа.
Премьера состоялась 18 декабря 1982-го в московском Доме кино. За 1983 год ленту в кинотеатрах посмотрели свыше 15 млн зрителей. Это означало, что она окупилась. Тем не менее Тофик Рзакулиевич больше не брался за полнометражные художественные картины. Он окончательно ушел в документалистику. Его фильмы получали призы на фестивалях в США, Европе, странах Азии и, конечно, в СССР и Российской Федерации.
Еще материалы рубрики:
«Тегеран-43». На съемках этого фильма Ален Делон набросился с кулаками на советского режиссера
В 1986 году съемки этой картины в Минске едва не сорвались из-за трагедии
Фильм-катастрофа о крушении целой страны. Как снималась картина «Остановился поезд»