В этом году A.M.A.D.I.S. Bras отмечает 10-летие со дня основания. Ансамбль громко заявил о себе в 2015-м
На фестивале оперного и балетного искусства «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов» шквал аплодисментов благодарных зрителей едва не обрушил стены зала, когда шел концерт ансамбля A.M.A.D.I.S. Brass.
A.M.A.D.I.S. Brass — это яркие и талантливые музыканты Дмитрий Горбачук (труба), Александр Антанович (труба), Павел Кунц (валторна), Андрей Михалевич (тромбон), Виктор Яриновский (туба) и Михаил Константинов (ударные). В этом году коллектив отмечает десятилетие со дня основания. Как создавался ансамбль – в материале корреспондентов агентства «Минск-Новости».
Начало
Как говорит Дмитрий Горбачук, идея собраться малым составом духовых зрела довольно долго и вызрела 10 лет назад, в 2013-м. Тогда и появился A.M.A.D.I.S. Brass. Все его участники — артисты оркестра Большого театра Беларуси. В название вошли первые буквы их имен. Когда произошли некоторые замены музыкантов, аббревиатура уже настолько закрепилась в музыкальном мире, что менять ее не стали.
«Амадисы» громко заявили о себе в 2015-м.
— Я предложил композитору Галине Гореловой сделать концерт из произведений современных белорусских авторов, — рассказывает артист оркестра Большого театра, концертмейстер группы ударных, один из «амадисов» Михаил Константинов. — Потихоньку нашлись единомышленники. С композитором, музыковедом Вячеславом Петько, мотором этого проекта, мы решили, что наполнять концерт будем концептуальными, прорывными произведениями. Владимир Курьян написал оригинальную композицию для ударных и брасс-квинтета «Перепись населения», а Валерий Воронов — хит «Трамонтана», который поразил своей свежестью. Кстати, так родился фестиваль новой камерной музыки «Трамонтана».
В Камерном зале Большого состоялся театрализованный юмористический вечер вокальной и инструментальной музыки «Воздыхатели», где секстет духовых и ударных произвел, прямо скажем, фурор.
Формат общения с публикой был найден.
Мотивация и вдохновение
Сегодня в их репертуаре около полусотни разноплановых произведений. «Амадисы» востребованы — как востребована прекрасная душевная музыка, которую они несут зрителю.
Только в нынешнем июне A.M.A.D.I.S. Brass с участием некоторых других музыкантов оркестра Большого театра Беларуси и солистов оперы дал шесть (!) концертов. (Музыканты, кстати, все это время не оставляли своей основной работы — в оркестре.) Так, например, 16 июня «амадисы» приехали в РНПЦ «Кардиология», и, несмотря на то что это был операционный день, ни один врач, завершивший свою работу, не уехал, пока не насладился медным духовым искусством.
В коллективе — профессионалы высшей пробы. Что держит их в одной сцепке?
— A.M.A.D.I.S. Brass — не столько работа, сколько возможность полнее раскрывать себя в творчестве, поддерживать уровень мастерства, наращивать потенциал, — отвечает Дмитрий Горбачук.
Спасибо, музыка, за то…
Последний июньский концерт состоялся в Театральном зале Радзивилловского замка. Видели бы вы, в какой гармонии находились артисты и зрители, приехавшие в Несвиж!
A.M.A.D.I.S. Brass представил гениальные мелодии прошлых лет в оригинальной инструментовке, в переложениях для духовых инструментов.
Гершвин, Манчини, Компанек, Пьяццолла, Капуа, Дунаевский, Лара, Петерсбурский… Сочетание духовых с ударными само по себе впечатляющее явление. А здесь голоса инструментов слились с голосами ведущих солистов белорусской оперы Анастасии Москвиной, Елены Таболич, Дмитрия Шабети, Святослава Сахарова и Дарьи Горожанко. Партию фортепиано вела Юлия Щербакова. Контрабасом владел Александр Кондратьев. Выступил кларнетист Виктор Пузыня: он впервые сыграл с «амадисами» композицию Бориса Ковача «Шолом Алейхем, Роб Фейдман!», от которой у зрителей просто снесло крышу.
Жемчужиной концерта стало исполнение «Колыбельной Клары» из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Пела народная артистка Беларуси Анастасия Москвина. Соло трубы — Дмитрий Горбачук. Это была космическая вещь. Артисты открыли портал в иной мир, в который улетели все, кто пришел на концерт.
Дело — труба
— Дмитрий, что бы вы сказали о своем инструменте, пригласи вас Федерико Феллини в фильм «Репетиция оркестра»? — интересуемся мы.
— Труба — великий инструмент. Не по внешним данным, а по внутренним. Труба всегда ассоциируется с чем-то светлым, ярким, победным, зазывным, сигнальным, маршевым, торжественным и торжествующим. Но ведь она бывает и романтична, и лирична, и грустна. В какой-то момент душа хочет фанфар, а в какой-то — нежности. И это все может выразить моя труба. Она делает ощущения более полными, а чувства — более насыщенными. О своем инструменте в нашем коллективе каждый так расскажет. У нас нет иерархии, все равны, все солисты, все главные. A.M.A.D.I.S. Brass — единый организм, — отмечает Дмитрий.
Вопрос на засыпку
— Труба, туба, тромбон, валторна. Одни мужчины. Почему не берете женщин?
— Никакой дискриминации нет, — говорит Дмитрий Горбачук. — Традиционно в Беларуси на духовых играли мужчины. Однако женская мода на трубу, по-доброму спровоцированная успехами Элисон Болсом, проникла и к нам наконец. В музыкальном колледже имени Глинки, я знаю, девушки осваивают этот инструмент. И если прекрасная половина музыкальной Вселенной представит свои кандидатуры в трубачи, тубисты, тромбонисты и валторнисты, наш оркестр с удовольствием их рассмотрит. В недавние времена группой тромбонов у нас руководила Марина Сосенкова, и делала она это классно. В подчинении у нее были только мужчины.
Три премьеры
Большой театр Беларуси откроет в сентябре 91-й сезон тремя новыми вариациями своих прославленных спектаклей. 8 сентября зрители увидят балет Людвига Минкуса «Дон Кихот» (балетмейстер-постановщик Валентин Елизарьев), 9-го — комическую оперу Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» (режиссер-постановщик Альдо Тарабелла), 10-го — балет Адольфа Адана «Жизель» (балетмейстер-постановщик Игорь Колб).
На сцене белорусского Большого пройдут гастроли Марийского государственного академического театра оперы и балета им. Эрика Сапаева: 12 и 13 сентября будут показаны балет «Русский Гамлет» и хореографическая фантазия «Мастер и Маргарита».
Подготовили Елена Балабанович и Светлана Шидловская
Фото из архива Большого театра Беларуси
Смотрите также: